СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
статья по логопедии (старшая группа)

Аптрашитова Вера Сергеевна

Нарушения в системе межличностных отношений, могут существенно влиять на успешность человека, его самооценку и общее эмоциональное состояние, например неумение, заводить друзей, неспособность формировать дружеские отношения и проявляться в конфронтационном поведении.  В свою очередь, дошкольное детство, по мнению А. Н. Леонтьева, это «период первоначального фактического складывания личности, приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, становления личностных механизмов поведения, и время установления первых взаимоотношений с людьми».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis_2023.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Рассматриваются особенности коррекции межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. III уровень речевого развития.

Ключевые слова: межличностные отношения, общее недоразвитие речи. III уровень речевого развития, сюжетно – ролевая игра.

В области современного дошкольного образования акцент делается на умственное развитие ребенка, информатизацию форм и методов обучения и воспитания, что зачастую приводит к нарушениям в сфере межличностных отношений.

По мнению Я.Л. Коломинского, межличностные отношения - это «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и в способах взаимных влияний, оказываемых друг на друга в процессе взаимодействия, совместной деятельности» [1].

Нарушения в системе межличностных отношений, могут существенно влиять на успешность человека, его самооценку и общее эмоциональное состояние, например неумение, заводить друзей, неспособность формировать дружеские отношения и проявляться в конфронтационном поведении. В свою очередь, дошкольное детство, по мнению А. Н. Леонтьева, это «период первоначального фактического складывания личности, приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, становления личностных механизмов поведения, и время установления первых взаимоотношений с людьми» [2].

Общее недоразвитие речи (далее ОНР). III уровень речевого развития характеризуется «наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений».

Ребенок с ОНР. III уровень речевого развития имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе гармонизации и коррекции межличностных отношений.

Поэтому важной задачей в работе специалистов дошкольного образования является установление гармоничных отношений между детьми и их сверстниками, а также работа с родителями по коррекции этих отношений. Гармоничные отношения определяются стабильным взаимодействием, которое приносит положительные чувства, комфорт и удовлетворение обоим партнёрам.

В качестве основного средства коррекции межличностных отношений следует использовать ролевые игры, поскольку именно они являются основным видом деятельности детей старшего дошкольного возраста, где дети осваивают социальные отношения, осваивают свои новые роли и учатся межличностным отношениям.

Д.Б. Эльконин, важным принципом сюжетно-ролевой игры, выделял ее социальную природу. Советский психолог неоднократно подчеркивал «особую чувствительность игры к сфере межличностных отношений» [3]. По его мнению, игра как возникает из условий жизни ребенка в обществе, так и отражает эти условия. Основной источник, насыщающий спонтанную сюжетно-ролевую игру ребенка, – это окружающая его действительность, которая в полной мере ему недоступна. Принимая на себя роль в условиях игры, ребенок тем самым в меру своего понимания входит в положение взрослого, через действие в роли, осознает и отрабатывает нормы поведения, которые необходимы ребенку для успешной социализации.

Детям старшего дошкольного возраста с ОНР. III уровень речевого развития, зачастую нужна помощь взрослого в процессе сюжетно – ролевой игры. Так как они в большей степени подвержены коммуникативным барьерам, которые, в свою очередь, влияют на развитие гармоничных межличностных отношений.

Использование прямых приемы руководства, дает возможность своевременно влиять на коррекцию сюжета, решать возникающие конфликтные ситуации, руководить в игровой форме поведением участников ролевого взаимодействия. Непосредственное включение педагога в сюжетно-ролевую игру позволяет результативнее добиться коррекционно-развивающих целей, так как педагог по ходу осуществления игровой деятельности, может оперативно реагировать на нежелательное поведение.

Косвенное руководство игрой осуществляется без непосредственного вмешательства в игру, а через эмоциональную вовлечённость в тему и расширений знаний ребёнка о социальных и межличностных отношениях. Такой подход в большей степени способствует развитию инициативности и самостоятельности.

Таким образом, используя сюжетно-ролевую игру, как средство коррекции межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. III уровень речевого развития, позволяет создавать эмоционально-позитивный настрой, развивать и корректировать компоненты межличностных отношений, развивать межличностную коммуникацию, формировать желательную модель межличностного взаимодействия, корректировать конфликтное и агрессивное поведение, что способствует эмоциональному благополучию всех участников образовательного процесса.

Список использованной литературы

  1. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. Минск: ТетраСистемс. - 2001. – С.- 305.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл; Академия. - 2004. – С. 346.
  3. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2008. №7. - С. 19–29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.

При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

В работе представлен материал  для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован в...

Межличностное общение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Психолого-педагогические исследования убедительно показывают важную роль общения со сверстниками в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими детьми (Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, А...

Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".

Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...