Кружковая работа
материал (подготовительная группа) на тему
Программа "Родные истоки" для кружковой работы по рисованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружковой работы | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №21
Программа
художественно-эстетической направленности
Детская дизайн-студия
Срок реализации 1 год
Возраст 6 - 7 лет.
Составитель:
Шатохина Екатерина Юрьевна,
воспитатель первой категории.
Пояснительная записка
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прикладному искусству рассчитана на 1 год. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек.
Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.
Наличие художественных способностей у детей 6—7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь им дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.
Новизна темы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, работа построена на художественном воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Народное декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании детей.
Народное и декоративно–прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.
Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников.
Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой – монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство. В последнее время оформительское искусство принято относить к дизайну. Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются, и обычно составляют ансамбль.
Декоративный образ выражает не единичное а общее - «видовое», «родовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифопоэтического отношения к действительности.
Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, дерева жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство, связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений.
Народное искусство – явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах народного искусства материализовано образное мышление народа. В течение веков развивались и совершенствовались в единстве разные виды народного искусства: устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, архитектура.
Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.
Главное лицо в художественном промысле – народный мастер, особая творческая личность, духовно связная с народом, культурой, природой края, носитель традиций и коллективного опыта.
Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на год обучения.
Новизной и отличительной особенностью программы «Родные истоки» является то, что она имеет инновационный характер. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.
Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:
связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Цель программы:
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
- Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
- На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
Направления работы:
- Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся группой два раза в неделю. В год проводится 64занятия.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:
- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
- Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
- Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Этапы работы:
Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Подготовительный.
Задачи:
- Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
- Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
- Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
- Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
II этап – Практический.
Задачи:
- Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в рисовании.
- Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
- Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
- Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по декоративно-прикладному искусству, изготовление самодельных инструментов.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выпуск вкладыша «Сделай сам», семинары-практикумы, мастер-классы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.
Ожидаемый результат:
- Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
- Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;
- Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
- Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
- Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ:
посещаемость; статические данные; фиксация занятий в табеле; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.
Качественный анализ:
формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народным промыслам, детские выставки в детском саду и за его пределами.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Календарно-тематический план.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата | Примеча-ния | |
теория | практика | ||||
1 | Знакомство с работой кружка «Родные истоки». | 1 | Октябрь | ||
2 | «Портрет матушки Осенины». | 1 | Октябрь | ||
3 | «Будет хлеб – будет праздник». | 0,5 | 0,5 | Октябрь | |
4 | «Танцует парочка – солдат да сударочка!» | 0,5 | 0,5 | Октябрь | |
5 | Знакомство: «Золотая Хохлома». | 1 | Октябрь | ||
6 | «Хохлома: элементы росписи». | 1 | Октябрь | ||
7 | «Роспись различных силуэтов хохломскими узорами». | 1 | Октябрь | ||
8 | «Золотая рыбка Хохломы». | 1 | Октябрь | ||
9 | «Хохломские ложки». | 1 | Ноябрь | ||
10 | «Настенное панно с хохломским узором». | 1 | Ноябрь | ||
11 | «Хохломские ковши-птицы». | 1 | Ноябрь | ||
12 | «Русская изба». | 0,5 | 0,5 | Ноябрь | |
13 | «Окна расписные, ставенки резные». | 1 | Ноябрь | ||
14 | «А я в горницу войду…» (экскурсия) | 1 | Ноябрь | ||
15 | «Крестьянская горница». | 1 | Ноябрь | ||
16 | «Таинственный язык узоров на полотенцах». | 0,5 | 0,5 | Ноябрь | |
17 | «Радуга на полу. Половички для уюта». | 1 | Декабрь | ||
18 | «Русский костюм». (Знакомство с народной одеждой, с символикой вышивки) | 1 | Декабрь | ||
19 | «Моделирование русского костюма». | 1 | Декабрь | ||
20 | «Красота женского головного убора». | 0,5 | 0,5 | Декабрь | |
21 | «Праздничный наряд прялки». | 0,5 | 0,5 | Декабрь | |
22 | Знакомство с гжельской керамикой. | 1 | Декабрь | ||
23 | «Гжельская роза». | 1 | Декабрь | ||
24 | «Царство Снегурочки и Деда Мороза». | 1 | Декабрь | ||
25 | «Чудо, чудо – Рождество!» | 1 | Январь | ||
26 | «Рождественские открытки». | 1 | Январь | ||
27 | «Воздушные вологодские узоры – паутинки». | 0,5 | 0,5 | Январь | |
28 | Ознакомление с изделиями городецких мастеров. | 1 | Январь | ||
29 | «Элементы городецкой росписи». | 1 | Январь | ||
30 | «Городецкие птицы». | 1 | Январь | ||
31 | «Конь копытом бьёт». | 1 | Январь | ||
32 | «Радуга дымковских узоров». | 0,5 | 0,5 | Январь | |
33 | «Дымковское царство-государство». | 1 | Февраль | ||
34 | «Дымковский букет». | 1 | Февраль | ||
35 | «Расписные птицы». | 1 | Февраль | ||
36 | «Изготовление дымковских артистов для настольного театра». (Из бумаги) | 1 | Февраль | ||
37 | «Дивный букет из Полхов-Майдана». | 1 | Февраль | ||
38 | «Яркие пейзажи Полхов-Майдана». | 1 | Февраль | ||
39 | «Сказочный дворец». | 1 | Февраль | ||
40 | «Широкая Масленица». | 0,5 | 0,5 | Февраль | |
41 | «Матрёшка-Матрёна». | 1 | Март | ||
42 | «Матрёшка для мамы». | 1 | Март | ||
43 | «Роспись загорской матрёшки». | 1 | Март | ||
44 | «Роспись семёновской матрёшки». | 1 | Март | ||
45 | «Наши любимые русские народные сказки». | 0,5 | 0,5 | Март | |
46 | «Придумай и нарисуй свою сказку». | 1 | Март | ||
47 | «Богатыри Всея Руси». | 0,5 | 0,5 | Март | |
48 | «Русские красавицы». | 0,5 | 0,5 | Март | |
49 | «Веснянка в гости к нам спешит». | 0,5 | 0,5 | Апрель | |
50 | «Пасха – праздник торжества жизни». | 0,5 | 0,5 | Апрель | |
51 | «Яичко расписное». | 1 | Апрель | ||
52 | «Знакомство с жостовским промыслом». | 1 | Апрель | ||
53 | «Жостовский букет». | 1 | Апрель | ||
54 | «Жостовские подносы». | 1 | Апрель | ||
55 | «Кубанские ремёсла». | 1 | Апрель | ||
56 | «Петриковская роспись». | 0,5 | 0,5 | Апрель | |
57 | «Распишем тарелочку для казачки». | 1 | Май | ||
58 | «Дидактические игры на основе декоративно-прикладного искусства». | 1 | Май | ||
59 | «Подбери узор правильно». | 1 | Май | ||
60 | «Теремок для зверей». | 1 | Май | ||
61 | «Составляем свою композицию». | 1 | Май | ||
62 | «Птица счастья». | 1 | Май | ||
63 | «Во поле берёзонька стояла». | 0,5 | 0,5 | Май | |
64 | «Фантастический цветок-дерево». | 1 | Май | ||
Всего 64 НОД | 19 | 45 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад №21 посёлка им.М.Горького
Муниципального образования
Кавказский район
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ДЕТСКАЯ ДИЗАЙН-СТУДИЯ»
Возраст воспитанников 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы: педагог
Шатохина Екатерина Юрьевна
Место и год издания:
Посёлок им.М.Горького
2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»
Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»
Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...
Непосредственно-образовательная деятельность для родителей по работе кружка "Волшебная мастерская" на тему "Одуванчиковая сказка" (открытое занятие по кружковой работе)
Конструирование весенних цветов - одуванчиков....
Перспективный план работы по кружковой работе в первой младшей группе на тему «Пластилиновая мозайка»
планирование на год. самообразование...
Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, я...
Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)
Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...