Коррекционно-развивающие игры учителя-дефектолога
методическая разработка на тему
В нашем учреждении был апробирован проект «коррекционный уголок» в каждой группе. В ходе проекта специалисты (психолог, дефектолог, логопед), работающие в группе, раз в неделю готовили по 1-2 коррекционно-развивающей игры, которые воспитатель проводил с группой детей или индивидуально. Данные игры можно использовать отдельно или включать в занятие воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchie_igry.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры коррекционно-развивающих игр учителя-дефектолога.
Игры для детей 2-3 лет.
Игра «Спрячь игрушку».
Цель: знакомить детей с названиями игрушек, развивать содружественные движения рук, выполнять действия по показу взрослого.
Материалы: небольшие игрушки и платочки по количеству детей.
Ход игры:
Педагог раздаёт детям по игрушке и по платочку и просит каждого назвать свою игрушку. Затем говорит: «Давайте спрячем игрушку, сделаем ей домик», при этом показывает способ действия.
Игра «Такой листок – лети ко мне».
Цель: развитие внимания.
Ход игры:
Игра проводится на улице. Педагог держит в руке яркий осенний листок и побуждает детей рассматривать его. Затем педагог просит детей принести ему такие же листья. После слов педагога: «Такой листок – лети ко мне!», дети расходятся по участку в поисках таких листьев.
Игра «Найди, что я скажу».
Цели: развитие произвольного внимания.
Ход игры:
Педагог показывает и называет детям предметы, стоящие перед ним. Затем дети закрывают глаза, а педагог расставляет предметы по комнате. Дети открывают глаза, и каждый получает задание найти тот или иной предмет из тех, которые педагог показывал ранее.
Игры для детей 3-4 лет.
Игра «Разложи игрушки».
Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов
Материалы: игрушки.
Ход игры:
Игра проводится во время наведения порядка после свободной игры. Педагог обращает внимание детей на разный цвет игрушек и просит их разложить: в одну кучку красные, в другую – зелёные, в 3-ю коричневые и т.д. игрушки
Игра «Запрещенное движение».
Цель: развитие внимания.
Ход игры:
Педагог сообщает детям, что им нужно делать движения, которые он называет (подпрыгнуть, присесть…), если же педагог произносит: «Руки на пояс», дети должны остаться неподвижны – это запрещённое движение.
Игра «Найди свою пару».
Цель: развитие восприятия цвета
Оборудование: бубен, парные карточки разных цветов.
Ход игры:
Педагог раздаёт детям по одной карточке. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, по другому сигналу они останавливаются и ищут свою пару – ребёнка с карточкой того же цвета.
Игры для детей 4-5 лет.
Игра: «Угадай, о чём я рассказала».
Цели: развитие внимания, зрительного восприятия, обогащение знаний об окружающем
Оборудование: 4-5 картинок с изображением овощей и фруктов.
Ход игры: педагог выкладывает картинки перед детьми и рассказывает о какой-либо из них. Дети должны догадаться.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развитие тактильной чувствительности
Оборудование: мешочек, набор предметов: ключ, карандаш, маленькая мягкая игрушка, катушка ниток, ложка, маленькая машинка, конфета.
Ход игры: педагог предлагает каждому из детей узнать на ощупь, назвать и вытащить один из предметов. Если дети затрудняются стоит предварительно показать все имеющиеся предметы.
Игра «Узнай форму»
Цель: развитие восприятия
Оборудование: предметы круглой, треугольной и прямоугольной формы: монета, пуговица, блюдце, берет, мячик, книжка, мыло, линейка, кошелёк, открытка, морковка, угольник, утюг, семечко подсолнуха, треугольный ключ.
Ход игры: детям предлагается определить на какую форму похожи предметы и разложить их на 3 группы.
Игра «Что бывает сладким?»
Цель: развитие памяти, образного мышления, восприятия.
Ход игры: педагог сообщает детям, что будет называть то, что бывает сладким. Дети должны внимательно слушать и говорить «Стоп», когда педагог ошибается. Затем детям предлагается самим называть то, что бывает сладким. Можно разделиться на команды и провести соревнование.
Игры для детей 5-6 лет.
Игра «Не ошибись!»
Оборудование: мяч.
Цель: развитие навыков ориентировки в пространстве, пространственного восприятия.
Ход игры:
Педагог предлагает детям вспомнить, где у них правая и левая рука, что обозначают слова «впереди меня», «позади меня», уточняются понятия «справа от меня», «слева от меня». Педагог начинает рассказывать, называть предметы, находящиеся в комнате, а дети должны продолжить фразу словами «слева», «справа», «впереди», «позади». Педагог говорит: «Стол стоит…» и бросает мяч ребенку. Тот должен продолжить фразу.
Игра «Где Маша?»
Оборудование: план комнаты, где проводится игра(стены, окна, двери, предметы мебели), маленькая кукла.
Цели: развитие навыков ориентировки в пространстве.
Ход игры:
Педагог говорит: «Кукла Маша решила с нами поиграть в прятки. Она спряталась, но оставила нам план комнаты, где её нахождение обозначено кружком». Дети решают поставленную задачу, пользуясь планом. На первых порах детей следует ориентировать относительно реального расположения окон и дверей Следующий шаг- определение ребенком собственного положения на плане, а затем и отмеченного на плане предмета. Один ребенок ищет куклу, остальные наблюдают и подсказывают, если нужно. Игру следует организовать так, чтобы каждый ребенок «смог» найти куклу.
Игры для детей 6-7 лет.
Игра «Из чего сделано?»
Цели: формирование обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов.
Оборудование: непрозрачный мешочек с набором предметов, сделанных из разного материала: деревянные, резиновые, стеклянные, металлические.
Ход игры:
Педагог проводит с детьми беседу о том, что все окружающие предметы сделаны из разных материалов, уточняет знания детей. Детям предлагается потрогать предметы в мешочке и найти в группе предметы, сделанные из того же материала.
Игра «Нарисуй угощение»
Цели: формирование соотношения между словом и образом.
Оборудование: набор предметных картинок лесных животных, бумага, карандаши.
Ход игры: Педагог говорит, что у лесника День Рождения и он пригласил к себе лесных зверей. Лесник не знает, чем их угостить, и просит ребят помочь. Далее педагог раздаёт каждому ребёнку картинку с изображением животного и чистый лист для рисования угощения. После окончания работы каждый ребёнок выходит, показывает рисунок и рассказывает, чем можно угостить его животное.
Игра «Кто тебя позвал?»
Цели: развитие слухового внимания.
Ход игры:
По просьбе педагога водящий ребёнок закрывает глаза. Другие дети становятся за его спиной, и один из них зовёт водящего по имени . Тот должен угадать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.
В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ «ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!»
Игра-ведущий вид деятельности дошкольника, но родители невсегда осознают её значимость в развитии ребенка. Развеить все сомнения поможет данный материал, подготовленный учителем-дефектологом для забот...
Игры с детьми с ОВЗ: вопросы коррекционно-развивающего использования игры
Игра – неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности....
Квест – игра учителя- дефектолога «Путешествие в страну Математику»
Квест – игра учителя- дефектолога «Путешествие в страну Математику»Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников группы...
Игры с детьми с ОВЗ: вопросы коррекционно-развивающего использования игры
Можно выделить наиболее актуальные направления коррекционной работы с «особенными» детьми: психокоррекция эмоционально-волевых нарушений; преодоление чувства страха и неуверенности, повыше...
Коррекционно - развивающее занятие с учителем-дефектологом
Геометрические фигуры...
Игры с детьми ОВЗ: вопросы коррекционно–развивающего использования игры (из опыта работы воспитателя).
В дошкольной коррекционной педагогике среди разных видов игр особая роль принадлежит дидактической игре....