Игры с детьми с ОВЗ: вопросы коррекционно-развивающего использования игры
материал по коррекционной педагогике

Кириллова Мария Александровна

Игра – неотъемлемый  элемент жизни, человеческой культуры. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и

развития личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кириллова М.А. Воспитатель

ГБДОУ детский сад №24 Калининского района

Санкт-Петербурга

Игры с детьми с ОВЗ:

вопросы коррекционно-развивающего использования игры

Игра – неотъемлемый  элемент жизни, человеческой культуры. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности. 

Сегодня я попытаюсь раскрыть некоторые психологические, биологические и педагогические аспекты игры, сформулирую требования, предъявляемые к игровой деятельности, определю функции организатора игр. А также предложу конкретные подвижные игры для повышения двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Игра, как форма активности занимает огромное место в жизни ребёнка. Стремление человеком играть зарождается в раннем детском возрасте и сопровождает его всю жизнь. Тайна этого феномена лежит в психофизической сфере человека. Действительно, если человек сидит долго в одной позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выход, и ребёнок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается.

Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Однако эти два взгляда не раскрывают истиной связи игры с внутренним миром человека, поэтому естественно возникает вопрос о смысле сущности игры в детстве, так как этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребёнка как здорового, так и имеющего отклонения в развитии. Рассмотрим некоторые основные концепции игры.

Психологические аспекты игры.

Психологической основой игры является господство чувства в душе ребёнка, свобода их выражения, искренний смех, слёзы, восторг, то есть естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражение, как в физической, так и в психической сферах. Если ребёнку предложить представить, что он тонкая берёзка, которая подставляет под лучи солнца свои тонкие веточки и покачивается от лёгкого ветерка, то он сделает плавные наклоны плавнее и выразительнее, чем по показу, так  как  соответствующее заданию образы и эмоции позволят ребёнку выполнять движения более точно и правильно. При этом у него формируются:

- умения различать собственные мышечные ощущения (плавность, темп, ритм, амплитуда движений, появляется моторная ловкость).

Благодаря этому развиваются и психические функции:

- умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих;

- умение управлять своими ощущениями.

Участвуя в играх, дети очень непосредственно бурно переживают все события игры, ведь, сколько бы не повторялась игра, она каждый раз проходит по – новому и таит в себе множество неожиданностей. Уже одно предвкушение игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, ожидание радости. Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному самовыражению ребёнка. Дети легко перевоплощаются в цаплю, волка, птичку паровоз и т.д. И превращаясь в героев сказки, они не удивляются тому, что паровоз разговаривает со светофором, а лягушка с цаплей. Дети относятся к игре с наивной серьёзностью и оберегают её. Фантазия и реальность сливаются воедино. Играя, ребёнок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познаёт свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий и переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем приходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально – психологические мотивы, установки. Ориентиры. У детей лучше, чем у взрослых развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно не упустить это благодатное время для развития ребёнка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Дети с ОВЗ независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное требование к подвижным играм – они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми. 

Биологические аспекты игры.

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Отмечено, что при гипокинезе (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно – сосудистой систем, ослабляется нервно – мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех её отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений является ухудшение физических и психомоторных качеств:

- координации движений;

- точности и быстроты реакции;

- скорости двигательной реакции;

- подвижности в суставах;

- равновесия;

- силы мышц;

- выносливости;

- общей работоспособности.

Другими словами, организм начинает стареет ( «Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниёт» Максимович – Абодика Е.М.). Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии, особенно в условиях летнего отдыха, является расширение двигательной активности, закаливание, широкое применение подвижных игр и игр спортивного характера. Известно. Что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья, с патологией зрения, слуха, последствиями ДЦП, с проблемами интеллекта имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Условно, независимо от возраста выделяют три группы детей, характеризующихся большой средней и малой подвижностью.

Дети с большой подвижностью отличаются высокой реактивность, неуравновешенностью поведения, они чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознания своих действий. Как правило. Они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности. Сосредоточенности. Сдержанности поведения. Движения их резки, быстры, часто бесполезны. Повышенная интенсивность игры вызывает скорее утомление, что сказывается на общем поведении.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением, умеренной подвижностью Они эмоциональны, азартны, обычно уверенные, чёткие, целенаправленные.

Малоподвижные дети вялы, пассивны, быстро устают, стараются уйти в сторону, что бы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства. Такие дети не решаются вступать в контакт со сверстниками, поэтому они нуждаются в постоянной помощи взрослых. Этот недостаток в поведении ребёнка чаще всего объясняется слабым двигательным опытом, обусловленным патологией и сформировавшейся привычке к малоподвижному образу жизни.

Педагогические аспекты игры.

Для того, чтобы удачно выбрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности, их психическое и физическое развитие так, дети младшего школьного возраста (7 – 9 лет) отличаются особой подвижностью, неустойчивостью внимания, постоянной потребности  в движении. Однако, их организм ещё не готов к длительному напряжению, силы таких детей быстро истощаются, но после игры быстро восстанавливаются. Данная группа детей с удовольствием играет в имитационные игры, сюжетные, с пробежками, увёртыванием от водящего, прыжками, ловлей и бросанием разнообразных предметов («День и ночь», «Вызов номеров», «Мяч соседу», «Прыжки по полоскам и др.)

В возрасте 10 – 12 лет заметно лучшее развитии координационных возможностей. Силы, быстроты, что ведёт к лучшему управлением телом и способности к более сложным подвижным играм. Развитие оперативного мышления, устойчивость внимания и заинтересованность характеризуют психику детей данного возраста. Это особенно важно, поскольку детей этого возраста начинают интересовать игры с элементами соревнования между отдельными участниками (командами). Игры детей 10 – 12 лет отличаются большей длительностью и интенсивностью нагрузки. («Круговая лапта», «Верёвочка под ногами», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Перетягивание через черту» и др.). В этом возрасте у детей формируются и укрепляются волевые качества, ярче проявляется самостоятельность смелость, инициатива, решительность. Дети демонстрируют дисциплинированность, активность и выдержку. Но при неправильной нагрузке нередки вспышки резкости, грубости, нетерпеливости. Поэтому во время игры  нельзя допускать излишнего возбуждения и напряжения.

Подростковый возраст 13 – 15 лет. Его ещё называют переходным, так как в этот период интенсивно развивается и растёт весь организм. Усиленно растут костная и мышечная системы, сердечно - сосудистая система мгновенно реагирует на физическую нагрузку и сравнительно быстро восстанавливается. Более развито логическое мышление, способность к анализу и обобщению определяют мотивы поведения подростка, Иногда подростки полностью отказываются от занятий, предпочитая другие формы досуга. В таких случаях необходимо проявлять такт, выдержку. Терпение, сочетая их с требовательностью. Умением избегать конфликтных ситуаций. Подростки с удовольствием играют в волейбол, теннис и другие спортивные игры, среди подвижных игр  -эстафеты с бегом, прыжками, метанием ( «Круговая лапта», «Мяч капитану», игры с преодолением комбинированных препятствий, требующих точности, умения ориентироваться в пространстве, координации движений, быстроты реакции.).

В работе со  старшими детьми 16 -18 лет могут быть использованы игры предшествующей возрастной группы. Играя, они сосредотачивают внимание на тактике и результатах игры, проявляя большую самостоятельность. Многие из них берут на себя роль лидера, капитана команды, организовывая согласованные действия играющих.

Целенаправленно подобранные подвижные игры способны развить у детей с ОВЗ:

- мелкую моторику;

- координацию движений;

- равновесие;

- точность

- дифференцировку усилий, времени, пространства;

- улучшить качество внимания, звукопроговаривания;

- помогают освоению элементарных математических представлений, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

 

ПОДГОТОВКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ИГРОЙ.

Любой игре предшествует объяснение, которое даётся в следующей последовательности:

- название игры;

- роли играющих и их расположение на игровой площадке;

- правила и ход игры;

- определение победителей.

Крики радости, свобода выражения подбадривания болельщиков и общий шум естественное сопровождение подвижной игры. По окончании её дети также эмоционально принимают свою победу или поражение. Для руководителя крайне важно дать всем участникам справедливую оценку. Необъективность всегда вызывает отрицательные эмоции и даже обиду. Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание может привести к потере интереса у детей. Внезапная остановка также нежелательна. Одна из важных задач руководителя игры – дозирование нагрузки, Регулировать нагрузку можно различными способами: сокращение длительности игры; введение перерывов для отдыха; изменением количества играющих; уменьшением поля игровой площадки; изменением правил; сменой роле    играющих; переключением на другую игру.

Таким образом, в организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки:

- выбор игры (зависит от коррекционных задач);

- подготовка места для игры (принять все меры предосторожности);

- подготовка инвентаря (продумать и подготовить заранее);

- разметка площадки (границы ярко очерчены, линия границ не более 3 метров от препятствий: стен, деревьев, пней);

- расстановка играющих (указать исходное положение, следить, чтобы дети не стояли лицом к солнцу);

-Объяснение правил и хода игры (определение ролей играющих и их местонахождение, содержание и правила игры);

- назначение водящих (выбор по желанию, по жребию);

- судейство (объективное и точное);

- дозировка нагрузки (незначительная, умеренная, тонизирующая, развивающая);

- окончание игры (при появлении первых признаков утомления и снижении интереса, поведения, состава играющих);

- подведение итогов (краткий разбор игры с анализом ошибок с привлечением самих детей, что способствует развитию наблюдательности, уточнению правил  игры, приучает к осмыслению действий и сознательной дисциплины).

Искренность доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают  их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов в рамках реализации комплексного подхода в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ»

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Одним ...

Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»

Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»...

Игры с детьми с ОВЗ: вопросы коррекционно-развивающего использования игры

Можно выделить наиболее актуальные направления коррекционной работы с «особенными» детьми: психокоррекция эмоционально-волевых нарушений; преодоление чувства страха и неуверенности, повыше...

Аналитический отчет учителя-логопеда по результатам мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы дошкольного образования.

Аналитический отчет проводится с целью оценки степени продвижения дошкольника в образовательной программе, а также с целью определения индивидуальных особенностей каждого ребенка для выработки диффере...

Игры с детьми ОВЗ: вопросы коррекционно–развивающего использования игры (из опыта работы воспитателя).

В дошкольной коррекционной педагогике среди разных видов игр особая роль принадлежит дидактической игре....

Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы дошкольного образования на 2023-2024 г.

Аналитическая справкапо результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения коррекционно-развивающейпрограммы дошкольного образованияна 2023-2024 г....