Игры с детьми ОВЗ: вопросы коррекционно–развивающего использования игры (из опыта работы воспитателя).
статья по коррекционной педагогике
В дошкольной коррекционной педагогике среди разных видов игр особая роль принадлежит дидактической игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_detmi_ovz.docx | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с детьми ОВЗ: вопросы коррекционно–развивающего использования игры
(из опыта работы воспитателя).
В дошкольной коррекционной педагогике среди разных видов игр особая роль принадлежит дидактической игре. Понятием «дидактическая игра» объединены разнообразные игры, требующие выполнения различных по своему характеру и степени сложности игровых действий – от простейших практических действий с погремушкой до сложных умственных действий со словесным материалом. Характерной особенностью дидактической игры является наличие в ней двух видов взаимно друг друга дополняющих задач: задачи дидактической (обучающей), которую ставит перед игрой взрослый, и задачи игровой, которая сообщается ребёнку и которую он в процессе игры решает. Преимущество использования дидактических игр состоит в том, что воедино сливаются реальные практические действия с предметами и руководство со стороны взрослого, который не только управляет деятельностью детей, но и вызывает у них игровую мотивацию.
Содержание дидактических игр связано со всеми сторонами окружающей действительности – миром людей и их взаимоотношений, миром предметов, миром живой и неживой природы. Это подчёркивает их универсальный характер как метода, формы и средства формирования знаний, умений и навыков.
В своей практике работы мы часто используем дидактические игры с детьми с ОВЗ (с тяжёлыми множественными нарушениями развития). Мы применяем игры с предметами (игрушками, природными материалами), настольно-печатные игры и словесные игры.
Хотим предложить опыт работы по использованию дидактических игр по сенсорному воспитанию. Сенсорное развитие детей с ТМНР значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно – ребёнок может выполнить сложное задание и не выполнить простое. Часто дети с ТМНР не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием. Помимо дидактических игр, представленных в литературе [ 2, 3. 5], познакомим с нашими авторскими играми, разработанными с учётом двигательных и познавательных возможностей детей с ТМНР.
Дидактическая игра «Цветное ведёрко»
Задачи:
- Формировать у детей представления о цвете;
- Учить детей соотносить цвета;
- Учить детей выделять цвета;
- Учить детей правильно называть цвета;
- Развивать мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию;
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение от выполнения совместной деятельности с педагогом
Оборудование: Декорированное пластиковое ведро с размещёнными на его корпусе и крышке аппликации в виде цветочков четырёх основных цветов и серединками этих цветочков в виде закручивающихся крышек.
Ход игры: Игра проводится индивидуально. Педагог предлагает ребёнку подобрать к цветочкам серединку (закрутить на ведро крышки). В зависимости от уровня развития ребенка используются различные инструкции:
- «Подбери к этому цветочку такую же серединку»;
- «Подбери к красному цветочку желтую серединку»;
- «Найди всем цветочкам серединки. Скажи, какого цвета цветочки?»
В случае затруднения педагог помогает ребёнку закрутить крышки.
Дидактическая игра «Гусеница-радуга»
Задачи:
- Формировать у детей представления о цвете: учить соотносить цвета, выделять по названию, называть, учить различать оттенки;
- Формировать элементарные количественные представления: счёт («посчитай, сколько шариков у гусеницы»); обратный счёт, отсчёт;
- Развивать зрительно-двигательную координацию, соединяя части гусеницы между собой, соотнося липучки, побуждать действовать двумя руками.
Оборудование: гусеница, состоящая из 7 цветных шариков, соответствующих радужному спектру, и головы, соединённых липучками.
Ход игры: Педагог предлагает ребёнку собирать гусеницу из шариков в зависимости от цели, постановленной педагогом.
Дидактическая игра «Парочки»
Задачи:
- Учить детей находить одинаковые объекты;
- Развивать зрительное внимание;
- Стимулировать детей использовать в речи слова «такой же», «одинаковый», «разный».
Оборудование: комплект из 52 карточек, изготовленных из картона, с наклеенными на них различными пуговицами, элементами декоративной фурнитуры. Каждая карточка имеет пару.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе перед ребёнком в ряд набор карточек. Показывает ему карточку из другого комплекта и просит подобрать к карточке пару: «Найди такую же карточку». В случае затруднения педагог демонстрирует, как можно подобрать карточку, подкладывая её поочерёдно к каждой карточке в ряду, пока не найдёт такую же. Затем предлагает ребёнку другую карточку. Количество карточек можно постепенно увеличивать с 2-3 до 26 пар (в зависимости от возможностей ребёнка). Игра проводится индивидуально или малыми подгруппами. При игре с подгруппой детей педагог даёт каждому ребёнку карточку и просит подобрать ей пару среди карточек, перемешанных на столе.
Таким образом использование дидактических игр в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (ТМНР) даёт возможность успешно решать комплекс разнообразных задач. Специфика дидактической игры состоит в том, что её процесс создаёт условия для уточнения, повторения, закрепления и применения знаний и умений(познавательных игровых) в самых разнообразных ситуациях.
Список литературы:
1. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург,2005.
2. Забаровская Ю.И. Шаг за шагом. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста. – Санкт-Петербург, 2011.
3. Зарин А.П., Нефедова Ю.В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. – Санкт-Петербург, 2011.
4. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Санкт-Петербург, 2010.
5. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога – Москва, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы адаптации к ДОУ. Советы и рекомендации родителям. Статья. (Из опыта работы воспитателя)
Статья посвящена проблемам и вопросам адаптационного периода детей в ДОУ. Она содержит рекомендации родителям, как помочь своему ребенку легче пройти этот период....
Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя).Эти (да и не только эти) уже известные и многократно опробованные приёмы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также ис...
"Игра и развитие: вопросы работы в детском саду (из опыта работы воспитателя)".
Личностные качества ребёнка развиваются и формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отноше...
Мастер - класс для родителей с детьми с ОВЗ Коррекционно-развивающие игры с использованием пособия "Прозрачный мольберт"
Прозрачный мольберт-комплексное решение для развивающих и коррекционных программ....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.Цель:Уста...
Подвижные игры, развивающие творческую активность детей: методика проведения и организации (из опыта работы воспитателя).
Подвижные игры, развивающие творческую активность детей: методика проведения и организации (из опыта работы воспитателя)....
Проект "Играем с песком и развиваемся" (коррекционно- развивающий проект для индивидуальной или подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ)
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! (К.Д. Ушинский) ...