Игры с детьми ОВЗ: вопросы коррекционно–развивающего использования игры (из опыта работы воспитателя).
статья по коррекционной педагогике

Ковалева Анна Анатольевна

В дошкольной коррекционной педагогике среди разных видов игр особая роль принадлежит дидактической игре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_detmi_ovz.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с детьми ОВЗ: вопросы коррекционно–развивающего использования игры

(из опыта работы воспитателя).

      В дошкольной коррекционной педагогике среди разных видов игр особая роль принадлежит дидактической игре. Понятием «дидактическая игра» объединены разнообразные игры, требующие выполнения различных по своему характеру и степени сложности игровых действий – от простейших практических действий с погремушкой до сложных умственных действий со словесным материалом. Характерной особенностью дидактической игры является наличие в ней двух видов взаимно друг друга дополняющих задач: задачи дидактической (обучающей), которую ставит перед игрой взрослый, и задачи игровой, которая сообщается ребёнку и которую он в процессе игры решает. Преимущество использования дидактических игр состоит в том, что воедино сливаются реальные практические действия с предметами и руководство со стороны взрослого, который не только управляет деятельностью детей, но и вызывает у них игровую мотивацию.

        Содержание дидактических игр связано со всеми сторонами окружающей действительности – миром людей и их взаимоотношений, миром предметов, миром живой и неживой природы. Это подчёркивает их универсальный характер как метода, формы и средства формирования знаний, умений и навыков.  

         В своей практике работы мы часто используем дидактические игры с детьми с ОВЗ (с тяжёлыми множественными нарушениями развития). Мы применяем игры с предметами (игрушками, природными материалами), настольно-печатные игры и словесные игры.

         Хотим предложить опыт работы по использованию дидактических игр по сенсорному воспитанию. Сенсорное развитие детей с ТМНР значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно – ребёнок может выполнить сложное задание и не выполнить простое. Часто дети с ТМНР не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием. Помимо дидактических игр, представленных в литературе [ 2, 3. 5], познакомим с нашими авторскими играми, разработанными с учётом двигательных и познавательных возможностей детей с ТМНР.

Дидактическая игра «Цветное ведёрко»

Задачи:

  • Формировать у детей представления  о цвете;
  • Учить детей соотносить цвета;
  • Учить детей выделять цвета;
  • Учить детей правильно называть цвета;
  • Развивать мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию;
  • Воспитывать положительное эмоциональное отношение от выполнения совместной деятельности с педагогом

Оборудование: Декорированное пластиковое ведро с размещёнными на его корпусе и крышке аппликации в виде цветочков четырёх основных цветов и серединками этих цветочков в виде закручивающихся крышек.

Ход игры: Игра проводится индивидуально. Педагог предлагает ребёнку подобрать к цветочкам серединку (закрутить на ведро крышки). В зависимости от уровня развития ребенка используются различные инструкции:

- «Подбери к этому цветочку такую же серединку»;

- «Подбери к красному  цветочку желтую серединку»;

- «Найди всем цветочкам серединки. Скажи, какого цвета цветочки?»

В случае затруднения педагог помогает ребёнку закрутить крышки.

Дидактическая игра «Гусеница-радуга»

Задачи:

  • Формировать у детей представления о цвете: учить соотносить цвета, выделять по названию, называть, учить различать оттенки;
  • Формировать элементарные количественные представления: счёт («посчитай, сколько шариков у гусеницы»); обратный счёт, отсчёт;
  • Развивать зрительно-двигательную координацию, соединяя части гусеницы между собой, соотнося липучки, побуждать действовать двумя руками.

Оборудование: гусеница, состоящая из 7 цветных шариков, соответствующих радужному спектру, и головы,  соединённых липучками.

Ход игры: Педагог предлагает ребёнку собирать гусеницу из шариков в зависимости от цели, постановленной педагогом.

Дидактическая игра «Парочки»

Задачи:

  • Учить детей находить одинаковые объекты;
  • Развивать зрительное внимание;
  • Стимулировать детей использовать в речи слова «такой же», «одинаковый», «разный».

Оборудование: комплект из 52 карточек, изготовленных из картона, с наклеенными на них различными пуговицами, элементами декоративной фурнитуры. Каждая карточка имеет пару.

Ход игры:         Педагог раскладывает на столе перед ребёнком в ряд набор карточек. Показывает ему карточку из другого комплекта и просит подобрать к карточке пару: «Найди такую же карточку». В случае затруднения  педагог демонстрирует, как можно подобрать карточку, подкладывая её поочерёдно к каждой карточке в ряду, пока не найдёт такую же. Затем предлагает ребёнку другую карточку. Количество карточек можно постепенно увеличивать с 2-3 до 26 пар (в зависимости от возможностей ребёнка). Игра проводится индивидуально или малыми подгруппами. При игре с подгруппой детей педагог даёт каждому ребёнку карточку и просит подобрать ей пару среди карточек, перемешанных на столе.

        Таким образом использование дидактических игр в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (ТМНР) даёт возможность успешно решать комплекс разнообразных задач. Специфика дидактической игры состоит в том, что её процесс создаёт условия для уточнения, повторения, закрепления и применения знаний и умений(познавательных игровых) в самых разнообразных ситуациях.

Список литературы:

1. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург,2005.

2. Забаровская Ю.И. Шаг за шагом. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста. – Санкт-Петербург, 2011.

3. Зарин А.П., Нефедова Ю.В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. – Санкт-Петербург, 2011.

4. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Санкт-Петербург, 2010.

5. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога – Москва, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы адаптации к ДОУ. Советы и рекомендации родителям. Статья. (Из опыта работы воспитателя)

Статья посвящена проблемам и вопросам адаптационного периода детей в ДОУ. Она содержит рекомендации родителям, как помочь своему ребенку легче пройти  этот период....

Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя).Эти (да и не только эти) уже известные и многократно опробованные приёмы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также ис...

"Игра и развитие: вопросы работы в детском саду (из опыта работы воспитателя)".

Личностные качества ребёнка развиваются и  формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отноше...

Мастер - класс для родителей с детьми с ОВЗ Коррекционно-развивающие игры с использованием пособия "Прозрачный мольберт"

Прозрачный мольберт-комплексное решение для развивающих и коррекционных программ....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.Цель:Уста...

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей: методика проведения и организации (из опыта работы воспитателя).

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей: методика проведения и организации (из опыта работы воспитателя)....