Сообщение из опыта работы на тему: "Использование сказок на ООД"
консультация (средняя группа) по теме
поможет воспитателям правильно вести занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_rabota.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Теремок" с. Ямаш
Сообщение из опыта работы на тему:
Воспитатели:
Волик Л.Н.
2010 г.
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.
Забавность сказок повышает интерес детей к ним.
Дидактиум является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.
Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.
Использование сказок на занятиях по математике (формирование элементарных математических представлений) приводит к развитию мышления у детей. Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение.
Так же рекомендуется использовать моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных-условными). Замещенными объектами становятся герои сказок (люди, звери, гномы, волшебники), а также предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача – научить ребенка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном отличии между персонажами (крокодил – зеленый кружок, солнце - желтый), или двух (слон – большой серый кружок, заяц – маленький белый кружок). Набор заместителей (разных кружков) изготавливает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой – солнышко.
Сама сказка, сказочный сюжет привлекает дошкольников. При этом повышается познавательная активность детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы сам становится действующим лицом. Интерес детей к сказкам используется для повышения эффективности обучения.
Формирование элементарных математических представлений является одним из основных средств интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, уровень которого определяется особенностями усвоения таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, временные и пространственные отношения. Обучение на занятиях, в повседневной жизни, сюжетно-ролевых, дидактических играх и упражнениях, продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, конструирование) и хозяйственно-бытовом труде при условии наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у дошкольников основных математических представлений и развитие математического мышления. Поэтому проблема совершенствования методов обучения и воспитания приобретает особую актуальность.
Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.М. Мушина и другие неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве обучения и воспитания, повышения общего и математического образования детей.
Детский фольклор как специфическая область устного творчества, в которой художественный текст теснейшим образом связан с игрой, является частью народной педагогики: его жанры основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп.
Мир детства невозможно представить без сказки. Задачи со сказочным сюжетом помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, применять их при решении различных жизненных проблем, способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Присутствие сказочного героя на занятиях придает обучению яркую эмоциональную окраску, что в свою очередь способствует более эффективному усвоению как математического, так и литературного материала.
Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. В задачах дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, действиями сложения и вычитания, учатся анализировать, рассуждать, выполнять умственные операции, доказывать.
Задачки – сказки развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат их воображать, фантазировать. Слушая задачу, ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящих событий и в то же время учится усидчивости и терпению, тренирует внимание, умение дослушать до конца, так как неизвестно, какой будет задан вопрос в конце.
Вопросы в задачах разные, касаются не только количества, но и закрепляют знания ребенка о форме, цвете, размере, количестве, величине, пространстве и времени.
Тематика в задачах самая разнообразная: цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, грибы, одежда, транспорт, игрушки, овощи, фрукты и, конечно же, сказочные герои. Именно такой подход позволяет расширить представления детей об окружающем мире.
Слушая такие задачки – сказки, решая их, дети проявляют к ним большой интерес, пробуют самостоятельно сочинять аналогичные, а главное – понимать, что считать можно всегда, везде и все – все - все, что нас окружает.
Предлагаю использовать задачи, в которых встречаются хорошо знакомые детям персонажи русских народных сказок.
Задача №1
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
А от лисы не успел уйти.
Вопросы:
- Сколько зверей встретил колобок?
- Сколько раз он смог уйти?
Дошкольники должны научиться не только решать задачи, но и составлять их. Сначала им можно давать готовые задачи и предлагать поставить вопросы к ним. Аналогична постановка вопросов и по сказкам «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» и т.д.
Существуют особенности построения таких занятий:
- Сказки, составляющие сюжетную линию занятия, меняются с возрастом детей от бытовых до волшебных. Соответственно изменяются персонажи, усложняются их поведенческие характеристики.
- При организации обучающего пространства обычно используются залы. Подбирается оборудование для создания сказочного сюжета.
- Занятие проводится с небольшой подгруппой (10-12 человек).
- Наиболее эмоционально дети откликаются на представление кукольного театра. В младшем возрасте кукол озвучивают взрослые, в старшем к этому привлекаются дети.
- При переходе от одного этапа занятия к другому используется спортивное оборудование: массажные коврики, дорожки разных видов.
Такие занятия вызывают интерес к математике, использование малых фольклорных жанров: пословиц, поговорок, загадок, прибауток, считалок, скороговорок, сказок является важным средством развития математических представлений дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....
Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»
Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование цифрового и интерактивного оборудования в индивидуальной работе с воспитанниками»
Сообщение из опыта работы на тему:«Использование цифрового и интерактивного оборудования в индивидуальной работе с воспитанниками»...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование цифрового и интерактивного оборудования в индивидуальной работе с воспитанниками»
Сообщение из опыта работы на тему:«Использование цифрового и интерактивного оборудования в индивидуальной работе с воспитанниками»...