Программа эмоционального развития дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме

Филатова Анастасия Юрьевна

Программа эмоционального развития разработана и используется мной как факультатив. Сегодня вопрос эмоционального и социального благополучия стоит остро уже в дошкольном возрасте. С одной стороны, наблюдается упор на интеллектуальное и физическое развитие детей дошкольного возраста - родители хотят видеть своих детей умными, развитыми и успешными, это очень важно, но эмоциональный мир ребенка остается в стороне (проще запретить проявлять свои эмоции, чем научить правильно их выражать: "Перестань плакать!", "Прекрати злиться! и т.д.). С другой стороны, наблюдается рост детей с эмоциональными нарушениями, неврозами, социальным неблагополучием. Именно профилактика таких нарушений должна если и не стоять во главе угла дошкольного воспитания, но, по крайней мере, занимать в нем не последнюю роль. Очень важно научить детей уже дошкольного возраста обращать внимание на собвственный эмоциональный мир, понимать свои чувства и эмоции, уметь их выражать без ущерба для себя и окружающих. В психологии все большую популярность получил сегодня термин алексетимия, т.е. неспособность назвать переживаемаю эмоцию, неумение распознавать свои чувства и чувства других. На вопрос:" Что ты чувствуешь?" такие люди отвечают: "Ничего". Такие люди все чаще становятся клиентами психотерапевтов, которые шаг за шагом обучают переживать радость, гнев, боль и т.д. Это не заболевание, а личностная черта, берущая свое начало из детства, когда ребенок приучился необращать внимание на свои переживания. А так как образовательное учреждение нацелено прежде всего на обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, такая программа необходима.

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, программа состоит из игр, в том числе подвижных, и  может быть использована как самостоятельный факультатив, так и в качестве элементов в любой образовательной ситуации или в режимных моментах. Так же ее смело можно использовать для домашнего обучения. Ведь поводов "поиграть" в эмоции и чувства в жизни дошкольника предостаточно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_emotsionalnoy_sfery.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 41 «Ивушка» г. Туапсе

МО Туапсинский район

                                                        Утверждаю

                                                        Заведующий МБДОУ ДС КВ № 41

                                                        _____________ Н.Н. Выборнова

                                                        Приказ № …................

                                                        от ….......................

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                Составитель: Филатова А.Ю.

                                                                педагог-психолог МБДОУ ДС                                                                 КВ № 41 «Ивушка» г. Туапсе

Туапсе 2013 г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детство один из самых важных этапов в жизни человека. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, неспособного к самостоятельной жизни до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.

По словам В.С. Мухиной, в первое десятилетие жизни психика ребенка в своем развитии проходит такое "расстояние", с которым не сравнится ни один последующий возраст. Это движение обусловленно прежде всего отногенетическими особенностями возраста - детство по своей сущности ориентированно природными предпосылками на интенсификацию развития. Однако не следует думать, что саморазвитие определяет это движение. Природные предпосылки, лишь соединяясь с социальными условиями, продвигают каждого ребенка в детстве с одного возрастного этапа на другой. Значительная часть детства приходится на дошкольный возраст, охватывающий период от 3 до 7 лет, период, когда большинство детей посещает детский сад или иное дошкольное учреждение. Наравне с семьей детский сад выступает одним из важных социальных институтов детства и призван создать благоприятные условия для максимально эффективного развития ребенка - дошкольника. Но если семья для ребенка - источник "трепетных эмоциональных переживаний "(Мухина В.С.), в кторой он должен получать бескорыстную любовь близких и ощущение защищенности, то детский сад делает упор на социализацию, развитие познавательных психических функций, физическое, моральное и эстетическое развитие, и в меньшей степени на эмоциональное.

В действительности в индивидуальной жизни каждого ребенка высвечивается своя особая социальная ситуация : одних она обволакивает чистой любовью, развивает душевные и умственные способности; для других выступает в виде отчужденных условий существования со всеми вытекающими последствиями. В тоже время, наблюдается рост детей имеющих легкие нарушения умственного развития, не требующих специальной коррекции, но приводящих к сложностям усвоения образовательной программы, формированию чувства неуспешности и тревожности, несмотря на благоприятную, с точки зрения взрослых, социальную ситуацию развития. К тому же, современные социально-экономические условия приводят к росту эмоционально-психического напряжения взрослых, эмоциональной дистанцией между родителями и детьми и, как следствие, распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах ДОУ. В связи с этим перед психологами встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т.е. стать социально-эмоционально компетентными.

Особое значение эмоциональное развитие обретает в старшем дошкольном возрасте, когда внимание родителей и педагогов устремленно на познавательные процессы и успешность усвоения образовательной программы будущих первоклассников, переживания детей, их социально -эмоциональная компитентность остаются за бортом внимания взрослых.

В месте с тем, по мнению А.В. Запорожца именно эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Подчеркивая важность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что ранее неблагополучие аффективных отношений с близкиси взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности.

Итак, современный мир характеризуется ростом детей с признаками социально - эмоционального неблагополучия.  На ряду с негативными факторами (нарушение детско - родительских отношений, неблагоприятный пчихологический климат и др.)  на эмоциональное благополучие влияют и переживания, связанные с особенностью социального развития ребенка, в основе которого лежит двусоронний процесс усвоения норм и правил : с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой - нормы и правила общения с другими людьми.

Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально - эмоциональное неблагополучие : с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой - в особенностях внутреннего мира ребенка .

Характеристики затруднений в общении со сверстниками и  взрослыми :

  1. неуравновешенность ;
  2. возбудимость;
  3. бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т.д.);
  4. негативизм;
  5. упрямство;
  6. неуступчивость;
  7. конфликтность;
  8. жестокость;
  9. устойчивое негативное отношение к общению;
  10. застревание на отрицательных эмоциях;
  11. эмоциональная холодность;
  12. отчуждение;
  13. неуверенность в своих силах.

Характеристики эмоциональных нарушений в сфере особенности внутреннего мира :

  1. острая восприимчивость;
  2. впечатлительность;
  3. болезненная чувствительность;
  4. наличие страхов, не являющихся возрастными и мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
  5. тревожность;
  6. мнительность.

В связи с тем, что данная классификация весьма условна Г.А. Широкова предлагает более четкое выделение детей с различными уровнями социально - эмоционального развития, представленное в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни социально - эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Уровень

Характеристики

Низкий ( неблагополучие)

  1. нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;
  2. отсутствие инициативы в общении;
  3. избегание взаимодействия;
  4. отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;
  5. исключительная ориентация на собственные действия;
  6. непризнание норм и правил общения и деятельности;
  7. отсутствие понятий "хорошо - плохо " или нежелание им следовать при сформированности;

конфликтность, агрессивность

Средний

  1. недостаточная инициативность в общении;
  2. предпочтение исключительно пассивных ролей;
  3. ситуативная регуляция аффективных проявлений;
  4. неумение улаживать конфликты;

принятие помощи и возможность ее оказания

Высокий

  1. желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;
  2. успешное участие в коллективных делах;
  3. успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей;
  4. умение уладить конфликт, уступить илинастоять на своем;
  5. признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;
  6. заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;
  7. умение занять себя;

владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.

Методы развития социально-эмоциональной сферы

В рамках отечественной психологии и педагогике можно выделить целый ряд методов и приемов развития личности дошкольника, наиболее распространенными являются : игра, психогимнастика, метод беседы и постановки проблемных ситуаций, проективное рисование и метод активного воображения.

Рассмотрим более подробно каждый из этих методов.

Игра - самый распространенный метод коррекционной помощи не только для детей, но и для взрослых.

Игра создает оптимальный контекст для целенаправленного развертывания  развивающей работы. В то же время игра сама по себе - эффективное коррекционное мероприятие : она учит детей внутренней дисциплине, организует их деятельность, воспитывает навыки самоорганизации и самоконтроля, ответственность, лидерство и, что самое главное, служит источником спонтанности, веселья и взаимного доверия. Главной ее особенностью служит двуплановость, которая способствует тому, что у человека снижается боязнь ошибиться, сделать что-то неправильно, а следовательно появляется больше возможностей безопасно получить новый опыт [8].

Цель каждой игры заключается в структурировании активностей таким образом, чтобы поощрять спонтанное взаимодействие ее участников,  а следовательно не существуют универсальной психотехнической игры.

Именно игровая деятельность является ведущей деятельностью в возрасте 5-6 лет (Л.С. Выготский) . Недаром, по словам М. Снайдер и Р. Снайдер: "Игра - это способ, которым ребенок работает над построением собственного Жизненного Мира ". А следовательно, игра является одним из наиболее эффективных методов развития эмоциональной сферы личности ребенка — дошкольника [2].

Следующий метод, используемый в этой программе - психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов.

Под психогимнастикой мы будем понимать игры и этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Это очень эффективный метод развития эмоциональной и коммуникативной сферы, так как именно в невербальных проявлениях отражается большая часть информации об окружающих людях, позволяет лучше чувствовать окружающих и вступать с ними в контакт. Психогимнастика призвана снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации [6].

Следующий метод, относящийся к арттерапии - рисование - доступная, весьма интересная и полезная методика; в ней удовлетворяется потребность в творческом самовыражении - проявляется желание и стремление ребенка выразить собственные эмоции, мысли и фантазии, страхи, конфликты и травму символическим образом. Детям, которым трудно разобраться в своих чувствах и мыслях (особенно при наличии психотравмирующих переживаний) рисунок может помочь невербально выразить их, разрядить внутреннюю напряженность даже если с ними работает не профессиональный психолог, а воспитатель или мама.

Рисунок облегчает процесс разблокирования чувств и переживаний детей, а его полноценный разбор и анализ - средство стимулирования вербального выражения. Кроме того, следует отметить и диагностическую функцию рисунка, так как в нем раскрывается видение ребенка, его мир, прочитываются его отношения, мысли, желания и проблемы. Здесь речь идет не об интерпретации рисунка, мы опираемся на обнаружение взглядов самого автора. Это осуществляется по гештальт-аналитическому методу, через "оживление и озвучание " рисунка. Ребенок идентифицирует себя с персонажем или фрагментом собственного рисунка и говорит от его имени ( например, ведущий спрашивает : "Представь, что нам сказал бы этот дом (вулкан, цветок и т.п.), если бы был живым существом и мог говорить? "). В спонтанных ответах могут проявляться заблокированные эмоции, прояснение которых в дальнейшем будет зависеть от умений ведущего [2].

Еще одно достоинство рисования как методики состоит в стимулировании и поощрении творческих импульсов ребенка, в повышении самооценки в результате полученного удовлетворения и признания сверстников. Рисование также вносит в личность определенную организованность и порядок [8].

Еще один метод - метод активного воображения.

Активное, творческое воображение - важнейшее средство развития и роста личности. Установлено, что дети с хорошо развитым воображением легче справляются с трудностями, лучше адаптируются к среде и с возрастом более конструктивно осуществляют творческую трансформацию проблем. Воображение можно развивать и совершенствовать [1].

Упражнения по активному воображению (визуализация, управляемый образ, сочинение сказки), кроме развития этой способности, позволяют исследовать мир ребенка - выявить пугающие и болезненные сферы, облегчить создание более приемлемого, позитивного образа самого себя, трансформировать отдельные ситуации и т.д. Часто упражнения по активному воображению сопряжены с медитативной техникой (релаксация, созерцание, фокусирование внимания). По окончанию упражнения необходимо провести его разбор. Участие детей в дискуссии следует максимально поощрять - дети должны выразить свои чувства, эмоции и мысли, поделиться с ведущим и с остальными участниками своими впечатлениями, описать, в чем они испытывали затруднения и т.д [2].

Упражнения по активному воображению позволяют изменить эмоциональное состояние ребенка "здесь и теперь", а обретенные и закрепленные в игре позитивные элементы благотворно влияют на психику ребенка в дальнейшем.

Обьединение рассмотренных выше методов друг с другом не только возможно, но нередко даже необходимо - после выполнения психогимнастического упражения или визуализации участникам дается задание нарисовать свои чувства или воображаемый образ, иногда наоборот, после рисования необходимо разыграть сценку и т.д. В развивающей программе упражнения и задания не могут быть жестко заданы, так как необходимо ориентироваться не только на план, но и на потребности группы.

Программа развития социально-эмоциональной сферы

Представленная программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта удетей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением и проходит в форме специально организованных занятий.

В основе программы была выбрана коррекционно-развивающая программа, разработанная Г.А. Широковой [8], как наиболее соответсвующая целям и задачам коррекционной работы. Вместе с тем, содержание программы было переработано исходя из личностных особенностей детей, а также для использования широкого круга специалистов, заинтересованных в развитии эмоциональной сферы детей, а не только педагога-психолога.

Цель программы:

  1. Снятие негативных тенденций социально-эмоционального развития детей.
  2. Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости, автономности.

Задачи программы:

  1. Развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
  2. Формирование установки "Я - хороший, ты - хороший ".
  3. Формирование способности эмоциональной саморегуляции.
  4. Овладение ребенком "языком" эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.

Принципы программы:

  1. Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценнность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребенка на другого человека.
  2. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка. Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
  3. Принцип симпатии и участия. Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.

Программа составлена для детей старшей группы.

Общее число занятий : 20, один раз в неделю.

Продолжительность занятия : 20 минут.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Количество детей в подгруппе: 5 - 7 человек.

Программа реализуется в три этапа :

1-й этап. Диагностический.

2-й этап. Развивающий.

3-й этап. Контрольный.

Программа условно разделена на три блока:

Блок 1. Развитие эмоциональной сферы.

Блок 2. Развитие коммуникативных способностей.

Блок 3. Знакомство с моральными чертами характера.

Содержание программы :

Блок 1. Форсирование у ребенка следующих умений :

  1. представления о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе;
  2. знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний;
  3. понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей;
  4. умения регулировать свои отрицательные эмоции.

Блок 2. Обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях ч другими людьми, способам ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обеспечение чувства психологической защищенности.

Блок 3. Формирование нравственного поведения в повседневной жизни. Дать понятие о парных качествах (добрый - злой) . Формирование положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.

Каждое занятие построено по следующему алгоритму:

  1. Приветствие
  2. Беседа или проблемная ситуация.
  3. Развивающая игра, психогимнастический этюд, тематическое или свободное рисование, динамическая игра.
  4. Рисование - ассимиляция или релаксация (активное воображение) .
  5. Прощание.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематический план наглядно представлен в Таблице 2. Подробное описание используемых игр и упражнений приведено в Приложении 1.

Таблица 2.

Тема занятия

Программное содержание занятия

Используемые игры и упражнения

Примечание

1

«Давайте познакомимся»

Создать эмоционально приятную атмосферу в группе.

Познакомиться с особенностями работы психологической группы.

Развить чувство принадлежности к группе и навыки позитивного социального поведения

1. Приветствие;

2. Придумываем собственный ритуал приветствия;

3. Упражнение «Цепная реакция»;

4. Рисование в парах «Рукавичка»;

5. Шеринг

2

«Какой я?»

Развитие интереса к себе, формирование позитивного отношения к себе, осознание своих особенностей, собственной неповторимости

1. Приветствие;

2. Упражнение «Тоннель»;

3. Упражнение «Мое имя»;

4. Рисование «Раскрась имя».

5. Шеринг

3

1. Приветствие;

2. Беседа «На какое животное ты похож?»;

3. Игра «Зоопарк»;

4. Дыхательные упражнения;

5. Релаксация под музыку «Пляж».

4

«Каждый привлекателен по-своему»

Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение. Развитие групповой сплоченности, повышение у детей уверенности в себе; Развитие репертуара телесных ощущений

1. Приветствие

2. Игра «Комплемент»;

3. Упражнение «Летний дождь»;

4. Игра «Газета»;

5. Шеринг

5

1. Приветствие;

2. Упражнение «Встаньте все те, кто...»;

3. Игра «Раздувайся, пузырь»;

4. Игра «Испорченный телефон»;

5. Рисование «Мое настроение»

6

«Как понять настроение другого?»

Научить распознавать эмоции по мимике, пантомимике, жестам, голосу.

Развитие внимания к эмоциональным состояниям других.

Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц

1. Приветствие;

2. Игра «Изобрази чувство»;

3. Игра «Я чувствую...»;

4. Упражнение на расслабление — напряжения;

5. Рисование «Мое настроение»;

Проигрывание этюдов на выражение различных эмоций

7

«Одиночество»

Осознавание своих трудностей в общении; терапевтическая работа с детьми, ощущающими свою изолированность и беззащитность

1. Приветствие;

2. Разминка «Передача предмета»;

3. Сказка «Котенок»;

4. Рисование по сказке;

5. Обсуждение сказки

На этом занятие в ходе наблюдения и беседы  отбираются дети, требующие индивидуальной работы.

8

«Застенчивость и уверенность»

Повысить у детей уверенность в себе, преодолевать замкнутость, скованность, пассивность, научить двигательному раскрепощению, общению

1. Приветствие;

2. Упражнение «Путаница»;

3. Игра «Волшебные заросли»;

4. Ролевое проигрывание ситуаций (Этюды);

5. Танец стихий (свободный танец под музыку, соответствующую различным эмоциям)

При необходимости снятия напряжения в конце занятия можно использовать дыхательные упражнения

9

«Знакомство с чувством радости»

Знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние и умение понимать состояние другого

1. Приветствие;

2. Упражнение «Шалтай-Болтай»;

3. Беседа о том, как распознать радость с рассматриванием картинок;

4. Этюды на выражение радости;

5. Медитация «Чаща доброты»

10

«Волшебные средства понимания»

Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой.

Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие умения понимать настроение других людей

1. Приветствие;

2. Игра «Угадай эмоцию»;

3. Беседа о том, что нам помогает лучше понять других;

4. Игра «Молекула»;

5. Интонационные этюды;

6. Рисование «Мое настроение»

Детям предлагается произнести фразу «Пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно и т.д.

11

1. Приветствие;

2. Рисование «Волшебные линии»;

3. Упражнение «Волшебные средства понимания»;

4. Игра «Иголка и нитка»;

5. Медитация

С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся

12

«Знакомство с чувством страха»

Знакомство с чувством страха, поиск путей преодоления страха, развитие эмпатии.

Повышение у детей уверенности в себе.

Накапливать опыт преодоления эмоционального состояния неблагополучия.

Развивать умение справляться со своим страхом с помощью изотерапии.

Эмоциональное отреагирование ранее испытанных детьми переживаний страха

1. Приветствие;

2. Растяжка «Струночка»;

3. Диагностика количества страхов;

4. Релаксация под музыку

Тест «Страхи в домике» методика  М.А. Панфиловой

13

1. Приветствие;

2. Беседа о страхе;

3. Упражнение «Нарисуй свой страх и озвучь его»;

4. Дорисовать, изменить или порвать рисунок своего страха; Порвать «страшные картинки» и сложить из них костер

5. Игра «Костер»;

6. Шеринг (по необходимости)

14

«Мы поссорились и помирились»

Обида и раздражение

Знакомство с чувством злости, обучение отреагированию.

Понимание некоторых причин возникновения ссоры, умение находить выход из конфликтной ситуации

1. Приветствие «Рукопожатие»;

2. Упражнение «Руки ссорятся, руки мирятся»;

3. Упражнение «Разожми кулак»;

4. Этюды на выражение обиды, злости и раздражения;

5. Рисование под музыку«Нарисуй свою злость»

15

Гнев и ярость

1. Приветствие;

2. Беседа по рисункам злости; Обсуждение способов выразить свою злость;

3. Упражнение «Да — Нет»;

4. Мешочек для криков;

5. Упражнение «Слепи своего обидчика»;

6. Релаксация

16

1. Приветствие

2. Сказка «Колючка»;

3. Обсуждение сказки, подведение итогов темы агрессии;

4. Рисунок «Моя колючка»

17

«Я - хороший, я - плохой»

Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Развитие позитивного отношения к себе.

1. Приветствие;

2.Игра «Наоборот»;

3.Игра «Я умею»;

4. Медитация «Чаша доброты»;

5. Обсуждение медитации, «что такое хорошо, что такое плохо», рассматривание тематических картинок

18

«Я учусь владеть собой»

Сформировать эмоциональную стабильность и положительную самооценку у детей.

Закрепить навыки работы с позитивными мыслями и эмоциями. Организация опыта произвольного регулирования детьми своего дыхания. Обращение внимания детей на тактильные, кинетические ощущения. Знакомство с элементарными приемами релаксации через смену напряжения - расслабления

1. Приветствие (+ сброс настроения по кругу);

2. Растяжка «Струночка»;

3. Дыхательные упражнения;

4. Релаксация «Огонь и лед»;

5. Упражнение «Зевота»;

6. Обсуждение способов релаксации

19

1. Приветствие;

2. Игра «Шалтай — Болтай»;

3. Растяжка «Лучики»;

3. Дыхательные упражнения;

4. Расслабление — напряжение;

5. Упражнение «Ласковые ладошки»

20

«Прощание»

Подведение итогов психокоррекционной работы. Закрепление полученных навыков и положительного эмоционального фона

1. Приветствие;

2. Упражнение «Копилка чувств и переживаний»;

3. Игра «Молекула»;

4. Упражнение «Совместный рисунок»;

5. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Запасное упражнение: «Подарки»


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем / И.В. Стишенок. - СПб.: Речь, 2013. - 141 с.
  2. Сарджвеладзе Н., Беберашвили З., Джавахишвили Д., Махашвили Н., Сарджвеладзе Н. Травма и психологическая помощь. - М.: Смысл; ЧеРо, 2005. - 180 с.
  3. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. - 3-е изд. - М.: Генезис, 2007. - 267 с. - (Все о психологической группе.)
  4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2006. - 336 с. - (Все о психологической группе).
  5. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения : Практическое пособие / Пер. с нем. - 3-е изд. - М.: Генезис, 2005. - 240 с.: илл.
  6. Калинина Р.Р. Прикоснись к душе ребенка. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 160 с.
  7. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3 - 4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А. Пазухина. - Спб.: "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2010. - 96 с., ил.
  8. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога - / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 568, [1] с.: ил. - (Психологический практикум).
  9. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/ Под ред. Т.В.Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996. - 144 с. - ISBN 5-73010204-6

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ПРИВЕТСТВИЯ

Упражнение "Давайте поздороваемся"

Цель - упражнение позволяет лучше узнать участникам друг друга, создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия на сенодняшнее занятие и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!). [6, c.88].

ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение "Мое имя"

Цель - создание комфортной обстановки для каждого участника.

Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится ( Лена, Леночка, Алена, Елена...) и какое не нравится. Как его называют дома? Кто из родных придумал так его назвать? Как он хочет, чтобы его называли в группе.

После этого упражения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе.

Упражнение " Цепная реакция"

Цель - мобилизация участников группы, развитие внимания, упражение позволяет увидеть со стороны свои собственные движения, развивает способность к имитации.

Встаньте, пожалуйста, в круг - друг за другом, на расстоянии вытянутых рук.

Эта игра называется "Цепная реакция", потому что каждый из вас должен будет повторять все движения, которые делает стоящий перед вами. Для этого вам нужно очень внимательно наблюдать за ним - за его движениями головы, тела, движениями рук и кистей, ног и ступней. Повторяя движения, как бы усиливайте, утрируйте их. Посмотрите, что при этом произойдет...

Упражнение заканчивается тогда, когда движение выполнят все участники [5, с.63].

Упражнение "Встаньте все те, кто..."

Цель - развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий предлагает встать всем, кто...

Любит бегать,

Радуется хорошей погоде,

Имеет младшую сестру,

Любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры :

сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.[6, с.89].

"Яйцо "

Предложите ребенку сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Инструктор (мама) садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться.

Автор Сиротюк А.Л. упражнение является аналогией рождения. Они выполняются для активизации работы стволовых структур мозга. Наибольший эффект достигается при выполнении упражнения "Яйцо " с мамой [1].

"Тоннель "

Детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по "тоннелю ", достраивая его в конце. Можно построить тоннель из стульев [1].

Упраженение "Комплимент"

Цель - развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.

Дети разбиваются на пары и говорят друг другу по очереди комплименты.[8, с.87].

Упражнение "Летний дождь"

Цель - сплоченность группы, игроки ощущают себя единой командой.

Все становятся в круг и поворачиваются направо, так чтобы все игроки стояли друг от друга на расстоянии вытянутой руки.

"В этом упражнении каждый сможет услышать шум и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в группе, тем прекраснее будет ощущение от игры.

Положите ладони на спину стоящего впереди игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза А);

Потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза Б);

Теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза В);

Вернитесь к фазе Б;

Перейдите к фазе А;

Остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера.

Это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом все закроют глаза [4, с. 209].

Игра "Газета"

Цель - развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения.

На пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей - как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.

Игра "Я чувствую"

Цель - расширение знаний о мире чувств, умение выражатть чувства и эмоции словами, соотносить внутреннее состояние с предыдущим опытом.

Детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает[8, с.89].

Разминка "Передача предмета"

цель - создание дружелюбного, эмоционально теплого настроения.

Какой-либо предмет (в данном случае, упражнение предшествует сказки о котенке, поэтому передаваться может игрушечный котенок) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, пожеланий.

Например: "...(имя), я желаю тебе гармонии (уверенности в себе, радости и т.п.)". Игра продолжается до тех пор, пока предмет не обойдет по кругу всех участников и не вернется к ведущему [7].

Игра "Волшебные заросли"

Цель - снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу "волшебными водорослями" - всеми остальными участниками.

"Водоросли" понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо "просят".

Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались? Когда нет?[7].

Игра "Иголка и нитка"

Цель - развитие произвольности.

Выбирается ведущий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети - роль нитки. "Иголка" бегает между стульями, а "нитка" (группа детей друг за другом) - за ней.

Если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль "иголки" ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности [8, с. 490].

Упражнение "Зевота"

Цель - массаж челюстной мускулатуры для расслабления всего лица, после него человек может лучше видеть, слышать и говорить. Подготовка к новой деятельности.

Когда мы напряженно работаем или испытываем стресс, это часто приводит к напряжению мышц челюсти. Если вы хотите снять это напряжение и немного взбодриться, то можешь помассировать челюстные мускулы. Это можно сделать таким способом. Откройте рот, как будто собираетесь зевнуть. Закройте глаза и помассируйте мышцы челюсти. В то время пока вы это делаете, можно издавать глубокий звук, как при настоящем зевке [5, с. 188].

Чаша доброты (медитация)

"Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая,  полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите : "Это я! У меня есть такая чашка доброты! "[8].

Коммуникативная игра "Костер "

Дети садятся на ковер вокруг "костра " и выполняют соответствующие команды ведущего. По команде "жарко " дети должны отодвинуться от костра, по команде "руки замерзли " - протянуть руки к костру, по команде "ой, какой костер " - встать и махать руками, по команде "искры полетели " - хлопать в ладоши, по команде "костер принес дружбу и веселье " - взяться за руки и ходить вокруг "костра ". Затем игра выполняется с ведущим ребенком [6].

Упражнение "Шалтай - Болтай "

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят) . Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем их еще раз : болтаем руками, ногами, вертим головой.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С.Маршак)

Дети поворачивают туловище вправо - влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне " наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.

- Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы!  Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы! [8].

Упражнение "Хорошее настроение "

Цель - мобилизация после релаксации, снятие речевых зажимов.

Ведущий :

- Построим 10-этажный дом!

(Дети берут воображаемые кирпичи поочередно и строят "голосом " дом).

Дети:

- 1-й этаж! - хор :низкая тональность голоса "кладут кирпичи ".

-2-й этаж! - хор : тональность голоса повышается, "кладут кирпич еще ".

И т.д. и т.п.

- 10-й этаж! - хор : высокая тональность голоса, крик.

Здесь дети сильно оживляются и могут с криком вскочить : настроение завершенного дела! [8].

Упражнение "Путаница"

Цель игры - снятие напряжения, сокращение дистанции в общении, формирование сплоченности и коммуникативных навыков.

Группа встает в круг. По сигналу ведущего все закрывают глаза и, вытянув вперед руки встречаются в центре круга. Правой рукой каждый берет руку любого члена группы, левая рука оставлена для того, чтобы за нее кто-н будь взялся. После этого все открывают глаза. Ведущий помогает участникам таким образом, чтобы за каждую руку держался только один человек. Задача группы распутаться, не отпуская рук, так, чтобы снова получился круг. Кто-то при этом окажется обращенным лицом в круг, а кто-то - лицом из круга [4].

Упражнение "Да - Нет "

Цель игры - трансформация накопленного раздражения, агрессии и апатии в готовность к общению и внимательность к другим участникам.

Ведущий дает группе следующую инструкцию : "Выберите себе пару и встаньте друг на против друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить "да", а кто - "нет". Один из вас начинает игру, произнося слово "да". Второй сразу же отвечает ему : "нет". Тогда первый снова говорит:"да", может быть чуть громче, а второй опять ему отвечает :"нет", тоже слегка погромче. Каждый из вас может произносить только то слово, которое выбрал с самого начала : или "да" или "нкт". Но вы можете произносить его, как вам захочется :тихо или громко, нежно или грубо, кратко или длинно. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов небольшой спор, однако при этом важно, чтобы никто никого не обидел. Через некоторое время я подам сигнал о том, что пора заканчивать ". (Продолжительность диалога - 3-5 минут) . Затем участники меняются ролями. После окончания игры они делятся своими чувствами, которые остались после диалога, и отвечают на вопросы ведущего. Например :

- Как ты себя сейчас чувствуешь?

- Как тебе удобнее спорить - произнося слово "да" или "нет"?

- Громко или тихо ты говорил? [8].

Упражнение "Разожми кулак "

Цель игры - определение модели поведения участников при разрешении конфликтных ситуаций: проявление агрессии и невнимания к нуждам другого или дружелюбие и взаимное уважение.

Участники выбирают двух добровольцев. Они садятся в центр круга. Один из них сжимает пальцы в кулак. Задача другого участника - сделать так, чтобы первый разжал кулак. Задача первого - поступать в соответствии со своими желаниями: он может разжать кулак, если захочет. Затем участники меняются ролями, после чего можно обсудить способы, которыми второй участник пытался повлиять на первого. Принимал ли он во внимание потребности и реакции другого. Хотелось ли первому участнику разжать кулак, что он чувствовал и что было для него более убедительным: вежливая просьба, хитрость, подкуп или сила [8].

Упражнение "Раздувайся, пузырь"

Дети с ведущим делают тесный кружок - это "сдутый" пузырь. Все начинают его "надувать": наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом "вдувании" делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже - кто-то из детей) говорит: "Хлоп" - пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки) [6].

Упражнение "Я - сообщение"

Цель: развитие навыков эффективной коммуникации; овладение навыками "Я - сообщения".

Ведущий описывает группе ситуацию: Вы отдолжили другу книгу и, когда настало время ее вернуть, чувствуете, что он этого делать не хочет. После ваших настойчивых требований он возвращает книгу в ужасном виде, изорванную. Ваше возмущение не имеет границ ". Эта ситуация обсуждается всей группой. Участники ищут такую форму обращения пострадавшего к другу, которая позволила бы ему выразить свои чувства, не вызвав при этом конфликт. Ведущий помогает членам группы самим почувствовать отрицательное действие посланий типа "Ты+обвинение" - "Ты безответственный человек", "Тебе ничего нельзя доверить" и т.д. Ведущий предлагает фокусировать внимание на чувствах потерпевшего и действиях, их вызвавших. Он беседует с группой о природе эмоций, подчеркивая одну особенность: если обращать внимание на саму эмоцию, чувства могут ослабеть, но при воспоминании о том, что их вызвало, неприятные чувства могут усилиться. Именно в этом заключается принцип "Я - сообщения". Оно состоит из следующех элементов:"Я + мое чувство + поведение, вызвавшее это чувство". Ведущий помогает группе в формулировании "Я — сообщени" [2, с. 113].

Упражнение "Копилка чувств и переживаний"

Цель - осознание невербального проявления внутренних переживаний.

Для упражнения нужны : листки бумаги, шапка или пакет для бросания туда листков.

Дети садятся в круг. Ведущий на листках бумаги изображает те чувства, переживания, которые помнят дети : гнев, радость, грусть и т.д. Листки опускаются в копилку (шапку или пакет), затем ее пускают по кругу, каждый ребенок достает листокс изображенным переживанием и невербально пытается выразить его. Остальныедолжны угадать, что изображает их товарищ. Если участнику не удается передать переживание, ему помогает ведущий или доброволец. После упражнения проводится обсуждение, происходит сопоставление и объяснение различных сигналов тела [2].

Упражнение "Волшебные средства понимания"

Вводная беседа направлена на осознавание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать [8].

Упражнение "Угадай эмоцию"

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка: по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумывал (вспоминал) ту ситуацию, в которой возникает эта эмоция [6, с. 47].

Игра "Испорченный телефон"

Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза ("спят"). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывает глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и заканчивая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправлен.

Возможные вопросы при обсуждении: По каким признакам ты определил именно эту эмоцию? Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее? Трудно ли было тебе понять другого участника? Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?[6, с.49].

Упражнение "Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся"

Цель - соотнесение человека и его тактильеого образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

упражнкние выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Взрослый дает задание (каждое задание выполняется 2 - 3 минуты) :

- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать свокго соседа. Опустите руки.

- Снова вытяеите руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся,  они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?[6, с.94].

Упражнение "Рисуем настроение"

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

Начинать занятие с выполнения рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".

Каждый рисует ту эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Все дети рисуют ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии (например, страх, удивление и пр.). Во время обсуждения выбирают рисунки, наиболее ярко отражающие данную эмоцию.

Рисунки могут быть как сюжетные (нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился), так и "абстрактные", т.е.когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов.

В своей работе предпочтительно использовать "абстрактные " рисунки. Они в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражению личности. Это происходит потому, что здесь снимаются ограничения, накладываемые, с одной строны, уровнем сформированности художественных навыков (насколько ребенок умеет рисовать людей, выдерживая пропорции, передавая их движения и т.д.), а с другой - приобретенными стереотипами рисования (девочки рисуют однотипных принцесс, а мальчики - одинаковые машинки).

Именно поэтому при обсуждении рисунков следует избегать оценок "технического мастерства" автора (в том числе оценок типа "красиво - некрасиво"), а следует обратить внимание на приемы (цвет, характер линий и т.д.), позволяющие передавать его настроение, переживания. При правильной организации обсуждения детских рисунков ребята сами придут к пониманию преимущества свободного ("абстрактного") рисования [6, с.51].

Упражнение "Совместный рисунок"

цель: развитие фантазии и творческого мышления, совместной командной работы. Овладение умениями различать правую и левую стороны и элементами управления  проблемными ситуациями.

Для упражнения потребуется бумага и цветные карандаши в расчете на количество детей в группе (не более 15 человек).

Детей сажают рядом друг с другом и каждому дают по одному листу. Карандаши кладут на стол в большом количестве. Инструкция такова: "Начни рисовать, а по знаку ведущего (хлопок или звонок) сразу же прекрати рисование и передай лист сидящему от тебя справа. В то же время от сидящего слева ты получишь его незаконченный рисунок. Продолжи рисовать его (До этого дети упражняются в различении правой и левой стороны). От сидящего рядом ты можешь получить незавершенную фигуру, линию, круг или что-нибудь другое. Постарайся отыскать в нем сходство с чем-нибудь и преврати с помощью фантазии в какой-нибудь предмет. Не бывает безвыходных ситуаций, всегда можно призвать воображение и, на первый взгляд, бессмысленное превратить в осмысленное". Ведущий каждые 3 минуты дает знак группе и следит за выполнением инструкции. Желательно, чтобы упражнение завершилось, когда каждый ребенок примет участие в создании всех рисунков и к нему вернется начатая им картинка. По завершении упражнения проводится выставка-просмотр всех рисунков, принимается обратная связь и делается акцент на том, сколь многообразны и интересны рисунки, когда каждый вносит свой вклад в их создание [2, с.136].

Рисование в парах "Рукавичка" (Г.А. Цукерман)

Цель - развитие коммуникативных действий, умения договариваться. Дополнительно может выступать в качестве диагностической методики : оцениваются продуктивность совместной деятельности по степени сходства узоров на рукавичках, а также умение детей договариваться, приходить к общему решкнию, умение убеждать, аргументировать и т.д. (примечание, так как методика расчитана на детей 6,5 - 7  лет предпочтительно ее использовать с коррекционно-развивающей целью) .

Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

"Дети, перед вами лежат две бумажные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию".

Рисование "Разукрась имя"

На первой страничке альбома написано имя ребенка  (объемными буквами). Детям предлагается разукрасить букавки разоцветными карандашами, какими им больше хочется [7, с.16].

Упражнение "Руки"

Цель - развитие чувствительности и доверия к своему внутреннему миру и другим участникам.

Участники образуют пары и в течение нескольких минут рассматривают и изучают руки друг друга. Затем они закрывают глаза и исследуют руки партнера на ощупь.

Затем все собираются в подгруппы по три пары в каждой. Один из участников становится водящмм и закрывает глаза. Остальные пять игроков встают вокруг него. "Слепой", стоящий в центре, с закрытыми глазами должен найти руки своего партнера по паре. Затем все по очереди становятся водящими. После окончания игры все шестеро делятся впечатлениями от игры [3, с.155].

РАСТЯЖКИ

Растяжка "Струночка "

Упражнение выполняется лежа на спине. Ребенку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым и т.д. Затем инструктор берет одну руку ребенка и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. После этого ребенок выполняет растяжку самостоятельно. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить себя сильно вытянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками, двумя ногами, затем - правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки) . Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться [8].

Растяжка "Кобра "

Исходная позиция - лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры :

Медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот;

Приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину; ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены;

Вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания [8].

Растяжка "Звезда"

Исходная позиция - лежа на спине, а затем на животе. Ребенку предлагается изобразить своим телом "звезду", слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки. Усложнение заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные) растяжки. Пр  этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом - левая рука и правая нога [8].

Растяжка по осям

Исходное положение - лежа на спине. Детям предлагают напрячь тело, расслабить. Напряжение и расслабление по осям : верх - низ (напряжение верхней части тела, напряжение нижней части), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой части тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги [8].

Растяжка "Лучики"

Исходное положение - лежа на спине. Поочередное напряжение и расслабление:

шеи, спины, ягодиц;

правых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы;

левых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы [8].

Игра - разминка "Молекулы "

Цель игры - снятие напряжения, создание дружественной обстановки.

Вариант 1.  Члены группы - "атомы" - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (например, хлопок ладонями) "атомы" объединяются в "молекулы" по два человека.

Вариант 2. Члены группы - "атомы", свободно двигающиеся по комнате под музыку. По сигналу ведущено "атомы" объединяются в "молекулы" по 2-5 человек. Последний раз объединяются все члены группы.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Исходная позиция - лежа на спине. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять) . Пауза (задержка дыхания) . Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют " воздух.

2. Исходная позиция - лежа на спине. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки ("А", "О", "У" и др.) и их сочетания.

3. Исходное положение - лежа на спине. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки) . Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач [8].

РЕЛАКСАЦИИ

Релаксация "Огонь и лед "

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде инструктора "Огонь" дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде "Лед" дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя выполнения той и другой.

Релаксация "Ковер - самолет"

Исходная позиция - лежа на спине. Инструктор поясняет: "Мы ложимся на волшебный ковер - самолет; он плавно и медленно поднимается и несет нас по небу, тихонечко покачивает ; ветерок нежно обдувает усталые тела,  все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера.... Постепенно ковер - самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза) ...Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Релаксация "Пляж "

Исходное положение  - лежа на спине. Предложите ребенку закрыиь глаза и представить, что он лежит на пляже на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет легкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой он лежит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть представит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно и аккуратно встать.

"Ласковые ладошки"

Цель игры - выработать навыки расслабления и снятия напряжения.

Для игры будет необходима музыка для релаксации.

Учасники становятся в круг друг за другом, и каждый последующий гладит вперкди стоящего по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь) .

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ

"Аплодисменты по кругу "

Ведущий говорит участникам :"Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее "

Он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.п. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

"Подарок"

Участники встают в круг. Ведущий дает им следующую инструкцию:" Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа (мороженное, ежика, гирю, цветок и т.п.)

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ СКАЗКИ

"Котенок"

Сказка для тех, кто имеет проблемы в общении с окружающими, чувствует себя одиноким и безжащитным и, как следствие, становится агрессивным. Сказка иллюстрирует задачи работы психолога: интегрировать в коллектив обособлившегося члена, помочь изменить отношение к нему и закрепить новый, конструктивный стиль взаимоотношений, основанный на взаимном принятии и сотрудничестве.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Нарисуйте котенка таким, каким вы его увидели.

Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?

Как вы думаете, почему дети называли котенка Злым?

Был ли он Злым на самом деле?

Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывал котенок?

Как девочка смогла подружиться с котенком?  Почему ей это удалось?

Сразу ли поверили дети в изменение характера котенка? Почему?

Чему мы можем научиться у этой сказки?

Жил-был на свете маленький серый котенок по имени Мурзик. Всю свою жизнь он провел в подвале большого дома и выходил оттуда только для того, чтобы найти еду или погоняться по двору за красивыми бабочками. Котенок был таким симпатичным, что многие дети хотели его погладить и взять на руки. Но как только они подходили ближе, Мурзик шипел и царапался своими острыми коготками.  Испуганные дети убегали домой,  а серый котенок возвращался в темный и холодный подвал.

Со временем на нкго перестали обращать внимание, и если какой-нибудь незнакомец все-таки подходил близко, дети громко кричали:

- Не трогайте его! Это Очень Злой Котенок. Он сильно царапается.

Однажды в доме поселилась девочка Маша. Она вышла во двор и увидела серого котенка.

- Какой хорошенький! - воскликнула девочка и подошла ближе.

- Только не трогай его, - посоветовал ей маленький мальчик. - Этот котенок всех царапает. Он Очень Злой.

Маша внимательно посмотрела на Мурзика и сказала:

- Это не злой, а Очень Испуганный Котенок. Наверное, когда-то его сильно обидели, с тех пор он всех боится, поэтому и царапается, защищаясь.

- Но так он никогда не нацдет себе друга и останется одиноким, - сказал мальчик.

- А я знаю, как с ним подружиться, - улыбнулась Маша и побежала домой.

Через несколько минут она вынесла блюдечко с молоком и поставила его на землю.

- Кис-кис-кис, - позвала девочка Мурзика и отошла в сторонку.

Котенок услышал слова девочки, вышел из подвала и очень медленно подошел к блюдцу. Он внимательно осмотрелся по сторонам и, не увидев опасности, выпил вкусное молоко.

Каждый день Маша поила котенка и все ближе и ближе подходила к нему. Уже через неделю Мурзик разрешил ей дотронуться до своей мягкой спинки, а еще через месяц они так подружились, что стали вместе бегать по двору и играть с мячиком.

Незаметно наступила осень, подули холодные ветра, и девочка решила взять котенка к себе домой. Впервые за многие месяцы Мурзик пошел на руки к человеку. Испуганными глазами он смотрел по сторонам, но не убегал. В новой квартире котенка накормили, помыли, и когда Мурзик высох, оказалось, что шерстка у него не серая, а белая и блестящая.

Через несколько дней девочка с котенком снова вышли на улицу. Во дворе играли дети. Они увидели Машу, побежали к ней, но вдруг остановились: маленький котенок мог снова поцарапать. Маша улыбнулась друзьям и сказала:

- Вы можете погладить его, если хотите. Мурзик больше не царапается.

Дети с опаской и нкдоверием подходили к котенку и дотрагивались до его шерстки. Но он действительно не царапался.

-И совсем этот котенок не Злой, - с удивлением сказали они друг другу, - а Добрый и Красивый.

- Совершенно верно, - улыбнулась Маша. - Это  Очень Добрый Котенок [1].

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ [6]

Этюд на выражение радости "Новая кукла"

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружиться, играет с куклой.

Этюд на выражение гнева "Баба Яга"

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки нет - сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Этюд на выражение удивления "Фокус"

Мальчик очень удивился: он увидел, что фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Этюд на выражение печали "Золушка "

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку....

Этюд на выражение страха "Один дома"

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно - а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Этюд на выражение интереса "Лисичка подслушивает"

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Этюд на выражение стыда "Кот Васька"

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался в кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Этюд на выражение отвращения "Соленый чай"

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Этюд на выражение презрения "Новая девочка"

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках она держала красивую куклу, на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

Этюд на смену эмоций горе - радость "Про Таню"

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик. (Горе)

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч!  (Радость)

А. Барто

Этюд на смену эмоций внимание - страх - радость "В лесу "

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (Внимание) . Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивает ветерок - а вдруг это волк или медведь? (Страх) . Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (Радость)

Этюд на выражение презрения и печали "Гадкий утенок "

На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один какой-то неуклюжий, с длиной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили :"Какой он гадкий!" Даже его мать-утка часто повторяла : "Глаза бы на тебя не глядели! " Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногой (Презрение). А утенок очень переживал такое неспаведливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него не было друзей (Печаль)

Этюд на выражение презрения и гнева "Дуремар и Тортилла "

Пришел Дуремар к пруду и встретмл там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит "Отпусти меня!". Дуремар и отвечает : " Ах ты, плавающий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупится? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь голову и лапы. Я бы продал ее на гребешки (Презрение) . Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: "Клянусь - ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом! " (Гнев) .

Этюд на выражение отвращения и гнева

"Дюймовочка и майский жук "

Майский жук перенес Дюймовочку с листка кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жук: он был таким толстым, блестящим и очень неприятным. (Неприязнь, отвращение) . Она совсем не хотела быть его женой! Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на нее за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с ней с дерева, посадил ее на ромашку (Гнев) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа эмоционального развития дошкольников "Пойми меня"

Программа эмоционального развития "Пойми меня" предназначина для работы с детьми 5-7 лет с нарушением зрения. Данная программа адресованна педагогам психолагам дошкольных образовательных учреждений....

Профилактическая программа по социально – эмоциональному развитию дошкольников: «В стране Эмоций».

Коррекционно - развивающая программа по формированию социально - эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Рекомендована психологам и воспитателям ДОУ. ...

Программа социально-эмоционального развития дошкольников "Я - Ты - Мы" О. Л. Князева

Книга включает в себя программу социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я—Ты—Мы», организационно-методические рекомендации по реализации программы, примерный тематический план за...

Парциальная программа "Я, ты, мы". Эмоциональное развитие дошкольников

Предлагаю вам адаптированную парциальную программу. Все мы, воспитатели, ведем свою папку по самообразованию, строим работу в этом русле, опираясь на парциальную программу, как же без этого....

Диагностика эмоционального развития дошкольников. Цветовой тест эмоциональных состояний. Рекомендации для педагогов.

Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера....

Консультация для родителей по включению программы по социально - эмоциональному развитию дошкольников в содержание образовательной деятельности МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек»

Данная консультация позволяет родителям понять важность   целенаправленного обучения детей внимательному и уважительному отношению к миру эмоций, саморегуляции, взаимопониманию использованию...

Я-ТЫ-МЫ программа социально-эмоционального развития дошкольников. Князева О.М. Стеркина Р.Б.

Развитие социальной компетентности — важный и необ­ходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей ...