Парциальная программа "Я, ты, мы". Эмоциональное развитие дошкольников
рабочая программа на тему
Предлагаю вам адаптированную парциальную программу. Все мы, воспитатели, ведем свою папку по самообразованию, строим работу в этом русле, опираясь на парциальную программу, как же без этого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_ya_ty_my.docx | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 г. Тайшет
Парциальная программа социально – эмоционального развития детей 3-6 лет
«Я, ты, мы»
Срок реализации: 4 года
Составлена на основе программы:
«Я, ты, мы» О.Л.Князевой
Составитель:
Воспитатель:
М.И. Коробейникова
г. Тайшет, 2016г.
Содержание
Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Принципы программы
- Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Содержательный раздел
Особенности образовательной деятельности
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Тематическое планирование содержания организованной деятельности детей
- Перспективное планирование
- Планируемые результаты
- Расписание непосредственно-образовательной деятельности
Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение
- Список педагогической литературы
- Приложения
Пояснительная записка
Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста составлена с учетом программы «Я -ты -мы», автор О.Л. Князева;
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.13 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• приказ Минобрнауки России от 17.10.13 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• образовательная программа ДОУ.
Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребительской сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Основной целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
- Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, их эмоциональное благополучие;
- Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
- Создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала, каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Развивать духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи и общества.
- Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности;
- Развивать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Принципы программы
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка субъектом образования;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Возрастные особенности детей 3-4 лет (младшая группа)
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Данный возраст подразумевают развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций. Любопытство ребенка способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания. Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей.
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет (средняя группа)
Средний возраст является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом).
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)
Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Тематическое планирование содержания организованной деятельности детей
Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.
Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональные состояния других людей.
Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает им пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это — формирование коммуникативных навыков; умения установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Тематический план
Младший возраст
№ | Наименование разделов | Время проведения |
1. | Уверенность в себе |
|
Ребенок и кукла | 3 неделя октября | |
Отражение в зеркале | 4 неделя октября | |
Какого цвета твои глаза и волосы? | 1 неделя ноября | |
Все мы такие разные | 2 неделя ноября | |
Что тебе нравится? | 3 неделя ноября | |
Выбор игры любимая игрушка | 4 неделя ноября | |
Вкусный - невкусный | 1 неделя декабря | |
Обычный - странный | 2 неделя декабря | |
Подведение итогов | 3,4 неделя декабря | |
2. | Чувства, желания, взгляды | |
Грусть и радость | 3 неделя января | |
Изменение настроения | 4 неделя января | |
Страшно | 1 неделя февраля | |
Итоговое | 2 неделя февраля | |
3. | Социальные навыки | |
Друзья | 3 неделя февраля | |
Ссора | 4 неделя февраля | |
Как помириться | 1 неделя марта | |
Совместная игра | 2 неделя марта | |
Совместное дело | 3 неделя марта | |
Подведение итогов | 4 неделя марта | |
Итого: 20 |
Тематический план
Средний возраст
№ | Наименование разделов | Время проведения |
1. | Уверенность в себе | |
Разгляди себя в зеркале | 3 неделя октября | |
Что между нами общего | 4 неделя октября | |
Представь и изобрази себя другим | 1 неделя ноября | |
Твоя любима еда | 2 неделя ноября | |
Животное, которое тебе нравится | 3 неделя ноября | |
Твоя любимая игра, игрушка | 4 неделя ноября | |
Красивый - безобразный | 1 неделя декабря | |
Обычный - странный | 2 неделя декабря | |
Подведение итогов | 3 неделя декабря | |
2. | Чувства, желания, взгляды | |
3. | Грусть, радость, спокойствие | 3 неделя января |
Печаль, горе | 4 неделя января | |
Злость | 1 неделя февраля | |
Страх | 2 неделя февраля | |
Никто меня не любит | 3 неделя февраля | |
Итоговое | 4 неделя февраля | |
Социальные навыки | ||
Друзья | 1 неделя марта | |
С кем ты хочешь дружить? | 2 неделя марта | |
Ссора | 3 неделя марта | |
Как помириться | 4 неделя марта | |
Ласковые слова | 1 неделя апреля | |
Что можно делать, а чего нельзя | 2 неделя апреля | |
Совместные игры | 3 неделя апреля | |
Подведение итогов | 4 неделя апреля | |
Итого: 23 |
Тематический план
Старший возраст
№ | Наименование разделов | Время проведения |
1. | Уверенность в себе | |
Изобрази себя | 1 неделя октября | |
Узнай по голосу | 2 неделя октября | |
Ты и твое имя | 3 неделя октября | |
Что ты любишь поесть? | 4 неделя октября | |
Проба на вкус и запах | 1 неделя ноября | |
Что ты хочешь носить? | 2 неделя ноября | |
Что ты умеешь делать? | 3 неделя ноября | |
Какой ты, что тебе нравится? | 4 неделя ноября | |
Красивое - безобразное | 1 неделя декабря | |
Робкий | 2 неделя декабря | |
Смелый | 3 неделя декабря | |
Подведение итогов по разделу | 4 неделя декабря | |
2. | Чувства, желания, взгляды | |
3. | Мимические признаки эмоций | 3 неделя января |
Твои поступки и чувства других | 4 неделя января | |
Спорящие лица | 1 неделя февраля | |
Горе | 2 неделя февраля | |
Подведение итогов по разделу | 3 неделя февраля | |
Социальные навыки | ||
Я считаю себя хорошим | ||
С кем я дружу | 1 неделя марта | |
Одиночество | 2 неделя марта | |
Дразнить, обижать | 3 неделя марта | |
Как можно объяснить все взрослым | 4 неделя марта | |
Вместе с друзьями | 1 неделя апреля | |
Совместные игры | 2 неделя апреля | |
Подведение итогов | 4 неделя апреля | |
Итого: 27 |
Перспективное планирование
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
№ п/п | Программное содержание | Содержание | ||
РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ТЕМА | ||||
Ребенок и кукла | Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия — куклы | Упражнение «Приветствие» Игра «Догадайся, кто я? Игра «Похоже – непохоже» Ритуал прощания | ||
Отражение в зеркале | Знакомить детей с отражением в зеркале | Упражнение «Приветствие» Игра «Кто у нас хороший?» Игра «Узнай, про кого я расскажу» Ритуал прощания | ||
Какого цвета твои глаза и волосы | Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности — цветом волос | Упражнение «Приветствие» Игра «Догадайся, про кого я расскажу» Игровое упражнение «Знакомство с колобком» Аппликация «Мой портрет» Ритуал прощания | ||
Все мы такие разные | Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности — цветом глаз | Упражнение приветствие Рассматривание общего фото группы Игра «В лесу» Игра «Имена» Игровое упражнение «Узнай, где твоя ладошка?» Подвижная игра «Каравай» Ритуал прощания | ||
Что тебе нравится? | Определять вместе с детьми их предпочтения и вкусы | Упражнение приветствие Аппликация «Что тебе нравится?» Ритуал прощания | ||
Выбор игры, любимая игрушка | Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках | Упражнение приветствие Дидактическая игра «Моя любимая игрушка» Чтение стихотворения А. Барто «Игрушки» Дидактическое упражнение «Что ты выберешь?» Ритуал прощания | ||
Вкусный - невкусный | Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные | Упражнение приветствие Стихотворение С Маршака «Воробей в зоопарке» Дидактическая игра «Угадай на вкус», «Кто что любит» Ритуал прощания | ||
Обычный - странный | Дать общее представление о том, что такое «обычное -необычное» | Упражнение приветствие Сказка К.Чуковского «Путаница» Шапочки героев сказки Ритуал прощания | ||
РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ |
| |||
Грусть, радость, спокойствие | Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний; учить определять их по внешним проявлениям | Упражнение приветствие Чтение стихотворения С. Маршака «Перчатки» Этюд «Кто как радуется» Ритуал прощания |
| |
Изменение настроения | Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения | Упражнение приветствие Чтение сказки Т. Козловой «Почему плакал котенок?» Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» Ритуал прощания |
| |
Страх | Помочь детям понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей | Упражнение приветствие Показ кукольного театра «Волк и семеро козлят»; «Пых» Игра «Пчелка в темноте» Ритуал прощания |
| |
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ |
| |||
Друзья | Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей | Упражнение приветствие Разгадывание загадок про животных Игра «Выбери друга» Танец «Стыдно ссориться с друзьями» Ритуал прощания |
| |
Ссора | Формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга | Упражнение приветствие Разыгрывание ситуации ссоры; Чтение сказки «Два жадных медвежонка» Чтение стихотворения «Подружки» Игра «Выбери друга» Ритуал прощания |
| |
Как помириться | Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта | Упражнение приветствие Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да Масляный» Разучивание «мирилок» Ритуал прощание |
| |
Совместная игра | Помочь понять, что играть вместе интересней | Упражнение приветствие Игра «Птички в домике», «Два мяча» Подвижная игра «Пузырьки» Ритуал прощание | ||
Совместное дело | Помочь понять, что играть вместе легче справиться с любым делом | Упражнение приветствие Рисование ладошками «Солнышко» Сюжетно-ролевая игра «День и ночь» Ритуал прощание | ||
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
№ п/п | ||
РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ | ||
Разгляди себя в зеркале | Продолжать определять вместе с детьми представление о себе | Упражнение приветствие Разыгрывание ситуации Игра «Говорящее зеркало» Игра «Узнай про кого я расскажу» Игра «Водяной» Ритуал прощание |
Что между нами общего | Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других | Упражнение приветствие Рассматривание общего фото Игра «Садовник» Игра «Узнай на ощупь» Танец под медленную музыку Ритуал прощание |
Представь и изобрази себя другим | Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей | Упражнение приветствие Пантомима «Догадайся кто я?» Игра «Театр эстрады» Рисование лиц на надутых воздушных шариках Ритуал прощание |
Твоя любимая еда | Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к продуктам, сравнивать с предпочтениями других людей | Упражнение приветствие Дидактическая игра «Узнай на вкус» Рисование любимых продуктов» Дидактическая игра «Что откуда?» Ритуал прощание |
Животное которое тебе нравится | Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать со вкусами других людей | Упражнение приветствие Беседа о любимых животных Вырезание фигур животных Дидактическая игра «Лото» Ритуал прощание |
Твоя любимая игра, игрушка | Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к играм, сравнивать с предпочтениями других | Упражнение приветствие Пантомима «Как я люблю свою игрушку» Игра «Фанты» Игра «Экскурсия» Ритуал прощание |
Красивый -безобразный | Определять вместе с детьми что они считают красивым | Упражнение приветствие Аудиозапись сказки «Звездный мальчик» Дидактическая игра «Красивое-некрасивое» Ритуал прощание |
Обычный - странный | Развивать представления детей о том, что обычно | Упражнение приветствие Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав» Разыгрывание этюдов из мультфильма Ритуал прощание |
РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ | ||
Грусть, радость, спокойствие | Помочь детям осознать, какие чувства и настроения бывают | Упражнение приветствие Чтение стихотворения С. Маршака «Котята» Этюд «Встреча с другом» Игра «Закончи фразу» Прослушивание музыкального произведения «История про Обидок и Грустинок» Ритуал прощание |
Печаль, горе | Помочь понять причины возникновения грустного настроения | Упражнение приветствие Карточки с изображением разных эмоций Прослушивание музыкального произведения П.Чайковского «Болезнь куклы» Чтение рассказа Л. Толстого «Птичка» Ритуал прощание |
Злость | Помочь детям понять, что такое «злость» | Упражнение приветствие Чтение К. Чуковского «Бармалей» Рассматривание иллюстраций Канашевича Игра «Волшебные слова» Упражнения «Коврик злости», «Волшебный мешочек» Техника «Разрывание бумаги» Ритуал прощание |
Страх | Помочь детям справляться со своими страхами | Упражнение приветствие Рисование «Чего я боюсь» Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами Упражнение «Зеркало» Игра «Медвежонок» Ритуал прощание |
Никто меня не любит | Помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают | Упражнение приветствие Раскрашивание картинок о дружбе Игра «Ау» Игра «Передай другому» Подвижная игра «Ищу друга» Упражнение «Дружба начинается с улыбки» Ритуал прощание |
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | ||
Друзья | Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению самооценки детей | Упражнение приветствие Кукольный спектакль «Лучшие друзья» Песенка «Как мы весело живем» Игра «День Рождения» Ритуал прощание |
С кем ты хочешь дружить | Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг | Упражнение приветствие Игра «Поезд» Игра «Котенок» Игра «Передай мячик» Игра «Рукавички» Ритуал прощание |
Ссора | Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры | Упражнение приветствие Просмотр мультфильма В. Сутеева «Яблоко» Ритуал прощание |
Как помириться | Учить простым способам выхода из конфликта | Упражнение приветствие Сценка «упрямые козлики» Инсценировка с детьми Упражнение «Мостик дружбы» Разучивание «мирилок» Ритуал прощание |
Ласковые слова | Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств | Упражнение приветствие Игра «Назови ласково» Прослушивание песенки «Улыбка» Игра «Дружба» Игровое упражнение «Давай помиримся» Ритуал прощание |
Что можно делать, а что нельзя | Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения | Упражнение приветствие Чтение С. Решетникова «Я больше не хочу» Рисование «Что мне запрещают делать» Игра «В стране запретов» Ритуал прощание |
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
п/п | Тема |
| ||
РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ |
| |||
Изобрази себя | Помочь ребенку лучше понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них | Упражнение приветствие Рассматривание автопортретов русских художников Рисование «Мой автопортрет» Игра «Составь портрет» Игра «Я-скульптор» Ритуал прощание |
| |
Узнай по голосу | Привлечь внимание детей к таком индивидуальной особенности детей, как голос | Упражнение приветствие Игра «Телефонный разговор» Дидактическая игра «Кто позвал?» Ритуал прощание |
| |
Ты и твое имя | Развивать представления детей об имени | Упражнение приветствие Игра «Имена» Игра «Ласковые слова» Упражнение «Постарайся отгадать» Рисунок Ритуал прощание |
| |
Что ты любишь поесть? | Продолжать определять вкусы детей | Упражнение приветствие Рисование «Любимое блюдо» Сюжетно-ролевая игра «Кафе» Игра «Смак» Игра Я и друзья» Ритуал прощание |
| |
Проба на вкус и запах | Определять с детьми их предпочтения во вкусах и запахах | Упражнение приветствие Игра «Путешествие в страну запахов» Игра «Любимый запах Ритуал прощание |
| |
Что ты хочешь носить? | Определять предпочтения в одежде | Упражнение приветствие Демонстрация одежды Игра «Я-модельер» Игра «История костюма» Презентация своей одежды Ритуал прощание | ||
Что ты умеешь делать? | Определять вместе умения и предпочтения детей в разных видах деятельности | Упражнение приветствие Изготовление елочных игрушек Ритуал прощание | ||
Какой ты, что тебе нравится? | Развивать индивидуальность | Упражнение приветствие Фотографии детей Изготовление альбома «Что я люблю» Ритуал прощание | ||
Красивое-безобразное | Определить вместе, что красиво, что нет | Упражнение приветствие Рассказ В. Сухомлинского «Что лучше?» Рисование своей сказки о «красивом» и «безобразном» Игра «Мир красоты» Ритуал прощание | ||
Робкий | Знакомить с чувством робость | Упражнение приветствие Упражнение «Волшебный стул смелости» Игра с зеркалом «Похвали себя» Игра «Скажи другу комплимент» Ритуал прощание | ||
Смелый | Знакомить с понятием -смелый | Упражнение приветствие Чтение книги В. Маяковского что такое плохо» Чтение Рассказа Л.Толстого «Котенок» Игра «Спасаем Мишку» «Что такое хорошо и Ритуал прощание | ||
РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ |
| |||
Мимические признаки эмоций | Развивать представления о мире эмоций и чувств | Упражнение приветствие Этюд «Догадайся, что произошло» Изготовление карточек с изображением эмоций Игра «Мои ощущения» Мимическая гимнастика Подвижная игра «Что мы делали не скажем, а что делали покажем» Ритуал прощание |
| |
Твои поступки и чувства других | Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины | Упражнение приветствие Игра «Я разведчик» Упражнение «Я справлюсь» Ритуал прощание | ||
Спорящие лица | Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица | Упражнение приветствие Лото «Спорящие лица» Изготовление масок с сердитым выражением лица Ритуал прощание | ||
Горе | Помочь понять, что такое горе, учить справляться с этим чувством | Упражнение приветствие Чтение сказки «Волк и семеро козлят» Когда я грустил (рассказы детей) Игра «Море волнуется» Этюд «Северный полюс» Ритуал прощание | ||
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | ||||
Я считаю себя хорошим | Продолжить развивать представления о том, что такое дружба | Упражнение приветствие Чтение К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» Рисование «Мой друг» Игра «Скажи соседу комплимент» Игра «Ласковые имена» Ритуал прощание | ||
С кем я дружу | Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых | Упражнение приветствие Чтение С. Решетникова «Друг» Игра «Закончи фразу» Упражнение «Подари камешек» Игра «Приглашение» Ритуал прощание | ||
Одиночество | Помочь понять что такое одиночество | Упражнение приветствие Игра «Сбор рукопожатий» Игра «Скульптура» Ритуал прощание | ||
Портрет друга | Помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества | Упражнение приветствие Аппликация «Портрет моего друга» Исполнение песни «Дружба крепкая» Ритуал прощание | ||
Ссора | Способствовать осознанию причин ссор | Упражнение приветствие Показ кукольного театра «Лиса и журавль» Этюд «Давай помиримся» Игра «Банк идей» Ритуал прощание | ||
Дразнить, обижать | Развивать добрые, теплые отношения между детьми | Упражнение приветствие Чтение русских народных дразнилок Кукольный театр «бычок и лиса» Ритуал прощание | ||
Как можно объяснить все взрослым | Способствовать хорошим отношениям детей и взрослых | Упражнение приветствие Игра «Поручения-обращения» Рисования «Запреты» Упражнение «письмо родителям» Ритуал прощание | ||
Вместе с друзьями | Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере коллективных игр | Упражнение приветствие Чтение пословиц Чтение стихотворения Е.Серова «Нехорошая история» Игра «Парашут» Игра «Если нравиться тебе, то делай так» Настольные игры в микрогруппах Ритуал прощание | ||
Совместные игры | Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться | Упражнение приветствие Эстафеты Коллективный портрет группы Ритуал прощание |
Планируемые результаты
В ФГОС ДО четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки.
Системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка конкретных образовательных достижений, поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения программы
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
3. Сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
4.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
5. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
6. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Расписание непосредственно-образовательной деятельности
Реализация программы осуществляется на всем протяжении пребывания ребенка в детском саду начиная с младшего дошкольного возраста. Программа предполагает 97 НОД, изучается 4 года: младший возраст (20 НОД в год) и средняя (23 НОД в год), старшая (27 НОД в год). Начиная с младшей группы, одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе развиваться по данной программе.
Непосредственно образовательная деятельность с подгруппой детей проводится один раз в неделю, их продолжительность составляет от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей). НОД проводится в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. Процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а так же в игре, познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательный процесс, строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.
Взаимодействие с семьей
В рамках данной программы взаимодействие с родителями (законными представителями) осуществляется через: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов в группах, организация выставки детского творчества, день открытых дверей, ознакомление с программой на официальном сайте ДОУ.
Материально - техническое обеспечение:
- компьютер;
-мультимедийная установка;
-музыкальный центр;
- ноутбук, DVD.
Методические пособия и игры:
-фотоальбом «Изобрази себя другим»;
- пособие «Веселые, грустные или…», «Чье окошко?», «Календарь эмоций», «Ворчун и весельчак», «Ссоры», «Мы»;
- дидактическая игра «Подбери одежду», «Азбука настроения», «Кубики», «Угадай настроение», «Дорисуй портрет», «Забавный гномик», «Встреча эмоций», «Банк идей», «Хорошо и плохо»;
- альбом «Вот я какой»;
-дидактическое пособие «Что нравится мне и другим», «Котауси и Мауси»;
-альбом «Эта книжечка про меня»;
-альбом «Вот мы какие!»;
-результаты деятельности детей «Буква моего имени»;
Наглядные пособия:
-игрушки (куклы, животные, сказочные персонажи);
-фотографии, картинки, карточки.
Оборудование:
-колокольчик,
-зеркало, шкатулка, платочки;
-листы бумаги;
-набор цветных карандашей;
-детский конструктор;
-мел;
-магниты;
- клубок ниток;
-фланелеграф.
Список педагогической литературы
- Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Педагогическое общество России , 2000.
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н.П. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
- Дьяченко О. М.и др. «Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности», М.: Новая школа, 2004;
- Князева О. Л., Стеркина Р. Б.; Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа эмоционального развития дошкольников "Пойми меня"
Программа эмоционального развития "Пойми меня" предназначина для работы с детьми 5-7 лет с нарушением зрения. Данная программа адресованна педагогам психолагам дошкольных образовательных учреждений....
Программа эмоционального развития дошкольников
Программа эмоционального развития разработана и используется мной как факультатив. Сегодня вопрос эмоционального и социального благополучия стоит остро уже в дошкольном возрасте. С одной стороны, набл...
Профилактическая программа по социально – эмоциональному развитию дошкольников: «В стране Эмоций».
Коррекционно - развивающая программа по формированию социально - эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Рекомендована психологам и воспитателям ДОУ. ...
Парциальная программа формирования речемыслительной деятельности у дошкольников с ТНР 4-7 лет "Развивай-ка"
Парциальная программа по формированию речемыслительной деятельности у дошкольников с ТНР 4 – 7 лет «Развивай-ка» разработана с учетом требований ФГОС ДО, технологий личностно–ориентированного образова...
Программа социально-эмоционального развития дошкольников "Я - Ты - Мы" О. Л. Князева
Книга включает в себя программу социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я—Ты—Мы», организационно-методические рекомендации по реализации программы, примерный тематический план за...
Парциальная программа по социально - коммуникативному развитию дошкольников «Путешествие в мир книг».
Парциальная программа «Путешествие в мир книг» направлена на развитие речи и социально –коммуникативных возможностей дошкольниковпосредством организации мини библиотек и возрож...
Консультация для родителей по включению программы по социально - эмоциональному развитию дошкольников в содержание образовательной деятельности МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек»
Данная консультация позволяет родителям понять важность целенаправленного обучения детей внимательному и уважительному отношению к миру эмоций, саморегуляции, взаимопониманию использованию...