Консультация для родителей по включению программы по социально - эмоциональному развитию дошкольников в содержание образовательной деятельности МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек»
консультация (старшая группа)

Зырянова Наталья Геннадьевна

Данная консультация позволяет родителям понять важность   целенаправленного обучения детей внимательному и уважительному отношению к миру эмоций, саморегуляции, взаимопониманию использованию эмоций при выстраивании взаисодействия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по включению программы по социально - эмоциональному развитию дошкольников в содержание образовательной деятельности МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек»

Современная эпоха стремительно меняет человека, его мировоззрение, предъявляет новые требования к его труду. Совершенствуется искусственный интеллект, происходят роботизация и автоматизация производственных процессов, глобальные экономические, технологические, гуманитарные трансформации в обществе. Важно, чтобы наши дети чувствовали себя уверенно в изменяющемся, непредсказуемом мире и знали, что их навыки и компетенции будут востребованы.

Для более полного раскрытия потенциала детей, развития их личностной сферы, формирования универсальных способов познания и освоения мира необходима система психолого-педагогического сопровождения, начинающаяся уже с дошкольного возраста

Парциальная программа социально - эмоционального развития дошкольников отвечает запросам времени. Она позволяет целенаправленно обучать детей внимательному и уважительному отношению к миру эмоций, саморегуляции, взаимопониманию, использованию эмоций при выстраивании взаимодействия.

Цель программы

Содействовать социально-эмоциональному развитию дошкольника.

Задачи программы

Создать условия для:

- более глубокого знакомства дошкольника с эмоциями;

- развития умения выражать и распознавать основные эмоции у себя и других людей;

 - обогащения эмоционального словаря дошкольников;

 - понимания эмоциональной обусловленности поведения;

- освоения простых приёмов саморегуляции и произвольной регуляции поведения;

 - развития эмпатии, понимания других людей и оказания элементарной эмоциональной поддержки;

- знакомства с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях;

-  содействия подготовке к обучению в школе.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Полнота  — программа представляет собой полный курс, рассчитанный на интеграцию в образовательный и воспитательный процесс и проведение еженедельных занятий в течение двух лет.

Межпредметность — в программе используются материалы различных предметных областей, что обеспечивает применение, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных детьми при изучении других предметных областей.

Интерактивность — в программе используются психолого-педагогические технологии, обеспечивающие активную позицию ребёнка.

 Практико-ориентированная направленность — программа нацелена на овладение ребёнком знаниями и навыками, полезными в решении актуальных социовозрастных задач.

Индивидуальный подход  — в рамках реализации программы педагог адаптирует программу под индивидуальные особенности ребёнка, создавая для него индивидуальную траекторию освоения программы.

Систематическое последовательное усложнение материала. В рамках каждого года обучения программа предполагает изучение одних и тех же разделов. Программа каждого года построена с поступательным усложнением и углублением изучения материала в соответствии с возрастными особенностями детей и их опытом работы в рамках программы.

Включённость родителей как активных участников программы создаёт системную среду, способствующую развитию потенциала ребёнка. Специальные компоненты программы помогают родителям организовывать содержательное общение с ребёнком. Совместная работа в рамках программы помогает родителям осознанно содействовать социально- эмоциональному развитию ребёнка.

Ребенок в семье чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь уже и компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Задача педагога, взрослого помочь ребенку - дошкольнику войти в этот сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений. Нужно выстраивать основные направления для того, чтобы сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии.

Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки.

Основная задача организации учебного процесса в детском саду, включающего в себя социально-эмоциональное развитие, становится весьма актуальной, и решать её можно двумя путями: „

  •  перестраивая среду, то есть создавая такие условия обучения, в которых эмоциональный мир, опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми обладают ценностью и заслуживают внимания независимо от достигнутого результата, где всё это становится предметом рефлексии и органично вплетается в образовательный процесс;
  •  „ организуя специальные занятия с детьми, в ходе которых социально-эмоциональное развитие становится педагогической задачей. В этом случае необходимо создание особой программы работы, которая будет проводиться в отдельное специальное выделенное для этого время.

Предлагаемая программа строится на базе теории эмоционального интеллекта, теории модели психического культурно исторического, субъектного подходов, а также теории деятельности. Важным принципом является междисциплинарный подход, который позволяет рассматривать развитие личности ребёнка в единстве его эмоционально-личностных, познавательных и поведенческих качеств.

Теория эмоционального интеллекта исходит из единства эмоций и интеллекта. Под эмоциональным интеллектом обычно понимают способность воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, видеть причинно-следственные связи, регулировать эмоции (свои собственные и других людей), учитывать знания об эмоциональных состояниях в поведении, использовать знания об эмоциональном мире в решении задач.

 В ней выделяются следующие составляющие эмоционального интеллекта: „ восприятие и идентификация эмоций  — способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей по их внешним проявлениям (мимике, жестам, голосу и т. п.); „

 понимание эмоций — умение определять причины возникновения эмоций, видеть связь между мыслями, поведением и эмоциями, предугадывать, как изменятся эмоциональные состояния в ближайшем будущем, понимать сложные эмоции и чувства — как свои, так и других людей; „

 управление эмоциями — умение регулировать своё эмоциональное состояние, его интенсивность и проявление эмоций, оказывать влияние на эмоциональное состояние других людей;

„ использование эмоций  — способность задействовать эмоции для решения актуальных задач, выстраивания взаимодействия.

Теория модели психического состояния, разрабатывает возможность «чтения» социального мира, возможность понимать свой психический мир  — намерения, желания, чувства и  т.  п., а также психический мир других людей. Без развития этой способности невозможны ни социализация, ни усвоение социальных правил и норм, ни адаптация к меняющимся условиям социальных отношений.

 Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского даёт основания для понимания особенностей социального пространства, целей и задач на каждом конкретном этапе развития.

Согласно теории деятельности, развитие осуществляется в активном взаимодействии ребёнка с окружающими людьми, предметами, социальной и естественной средой, ребёнок обучается и воспитывается в процессе деятельности. Субъектный подход делает акцент на индивидуальности и полноправном участии ребёнка в процессе обучения и воспитания. Ребёнок — не объект обучения и воспитания, а его субъект.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ

Компетенция

                Компоненты

                Критерии

1. ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ПРИЧИН ЭМОЦИЙ

Идентификация эмоций

Идентификация эмоций по мимическим признакам

        Ребёнок различает мимические признаки злости, страха, грусти, радости. Определяет эти эмоции на схемах, рисунках, фотографиях и в живом общении по мимическим признакам. Может обозначить их словами        

Идентификация эмоций по пантомимическим признакам, действиям

        Ребёнок различает эмоции: радость, грусть, злость, страх — по позе, жестам, движениям. Может сопоставить действия и эмоции        

                Идентификация эмоций по вербальным и паравербальным признакам

                Ребёнок различает эмоции: радость, грусть, злость, страх в речи по лексике, интонации, громкости, темпу

                Идентификация эмоций в произведениях искусства

                Ребёнок может назвать, какие эмоции у него вызывают определённые произведения искусства (картина, скульптура, музыка, литературное произведение). Ребёнок интерпретирует характер, настроение произведения, давая ему эмоционально-образную характеристику (смешное стихотворение, печальная музыка)

                Понимание и использование эмоционального словаря, ментального словаря

Ребёнок верно интерпретирует эмоциональное содержание высказываний, понимает и использует в речи слова, связанные с эмоциями и эмоциональными состояниями

        Понимание причин эмоций        

        Понимание ситуационно обусловленных эмоций        

                При обсуждении ситуаций (изображение, литературный отрывок, личный опыт, живое общение) ребёнок распознаёт эмоции участников, делает верные предположения о причинах возникновения этих эмоций, событиях, предшествующих ситуации

Выражение эмоций

        Выражение эмоций посредством мимики и пантомимики        

        Эмоциональная экспрессия ребёнка понятна для внешнего наблюдателя. Ребёнок выражает эмоции при помощи мимики, жестов, поз, движений        

                Вербальное и паравербальное выражение эмоций

                Речь ребёнка эмоционально выразительна: он может описать эмоциональное состояние (своё и чужое), адекватно используя эмоциональный словарь и паравербальные способы (громкость, интонация, темп)

        Выражение эмоций в творчестве        

        Ребёнок может выразить эмоции в рисунке, аппликации, музицировании, движении        

2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

Владение простыми навыками саморегуляции

Ребёнок может определить своё эмоциональное состояние и его интенсивность; описать ситуацию, ставшую его причиной. Ребёнок знаком с несколькими способами саморегуляции

3. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Коммуникативная компетентность

Установление и поддержание взаимодействия

Ребёнок способен установить взаимодействие с детьми разного пола и возраста; со взрослыми — родителями, педагогом. Способен инициировать и поддержать общение: задавать вопросы с  учётом ситуации и особенностей партнёра по общению, реагировать на ответы; отвечать на вопросы

Эмпатия. Эмоциональная поддержка и взаимопомощь

Ребёнок проявляет эмпатию; пытается влиять на эмоциональное состояние другого человека, оказывая эмоциональную поддержку. Ребёнок распознаёт некоторые ситуации, в которых человеку нужна помощь, может сделать предположения о том, какая именно помощь требуется, стремится оказать помощь близким. Сам может обратиться за помощью, выбрать для этого знакомого взрослого или сверстника, сформулировать свою просьбу

Сотрудничество

Ребёнок понимает, что у разных людей могут быть различные интересы, предпочтения, мнения. Знает о необходимости соблюдения правил в совместной игре, работе. Может предлагать варианты взаимодействия, договариваться

Поведение в конфликтной ситуации

Ребёнок может идентифицировать свои эмоции и эмоции другого, на этом основании прогнозировать вероятность возникновения конфликта. Может делать предположения о причинах возникновения конфликта, возможных способах его разрешения. Знаком с простыми способами саморегуляции

Социальная компетентность

Следование формальным правилам поведения

Ребёнок знает формальные правила поведения и следует им: приветствие, прощание, извинение, благодарность и т. д. Принимает, может следовать правилам, принятым в семье, детском саду

Диагностика результатов освоения программы проводится с целью выявления индивидуальных особенностей детей для создания индивидуального образовательного маршрута в ходе обучения и содействия раскрытию потенциала каждого ребёнка.

Оценка с фиксацией результатов проводится дважды  — в начале и в конце учебного года (входной и выходной замер). В ходе каждого занятия педагогу важно наблюдать за детьми, быть внимательным к прогрессу и тем изменениям и достижениям, которые они показывают.

 В начале учебного года по результатам оценки определяется зона образовательных потребностей каждого ребёнка и конструируется индивидуальная траектория развития ребёнка в рамках программы.

В конце года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и динамике в развитии их умений.

 Основным инструментом оценки является структурированное наблюдение за детьми как в ходе занятий по программе, так и за её пределами.

 Дополнительный инструмент — экспертная оценка родителей посредством заполнения специального опросника. При получении результатов диагностики суммарные усреднённые оценки предназначены для оценки эффективности программы, а не личности ребёнка. Для ребёнка же важна возможность дифференцированного подхода в рамках каждой отдельной компетенции. Так, один и тот же ребёнок может обладать выдающимися способностями в области идентификации эмоций и в то же время демонстрировать средние или даже низкие умения в сфере социального взаимодействия.

 Оценочный инструментарий является приложение программы.

В рамках каждого года обучения программа включает введение и три тематических раздела.

П Е Р В Ы Й Г О Д О Б У Ч Е Н И Я (5—6 лет)

Введение.

 Создание доброжелательной, дружеской атмосферы в группе, благоприятных условий для совместной работы, установление эмоционального контакта между всеми участниками, настраивание детей на взаимопомощь, взаимное уважение, внимание к окружающим  — вот главные задачи вводной части программы. Они решаются посредством создания условий для осознания ребёнком собственной уникальности и уникальности других детей в группе; прояснения и принятия правил взаимодействия в группе с помощью создания на занятиях особой обстановки: свободной организации пространства, принятия правил, доброжелательного, понимающего, безоценочного отношения ведущего к детям.

 Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций.

В первый год изучаются 4 эмоции: радость, злость, грусть, страх. Занятия направлены на изучение мимических, пантомимических и вербальных проявлений эмоций у себя и других людей, что способствует лучшей категоризации эмоций и передаче их признаков. Дети усваивают не только представления о разных эмоциональных выражениях, но и развивают способность их произвольно изображать. Большое внимание в данном разделе уделяется роли эмоций в искусстве, влиянию произведений искусства на эмоциональное состояние человека.

 Раздел 2. Эмоциональная регуляция.

Занятия данного раздела направлены на развитие у детей способности к саморегуляции собственных состояний и регуляции своих эмоций и поведения в совместной деятельности. Дети осваивают элементарные навыки саморегуляции, среди которых особое внимание уделяется способам управления эмоциями посредством творчества и искусства.

Раздел 3. Социальное взаимодействие.

Раздел посвящён развитию коммуникативной и социальной компетентности детей. На занятиях они осваивают элементарные умения оказания эмоциональной поддержки другим людям разными способами; учатся сотрудничеству, совместной работе, пониманию важности взаимопомощи. Отдельное внимание на занятиях уделяется поведению в конфликтах: дети учатся прогнозировать конфликтные ситуации и делать предположения о способах разрешения конфликтов.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (6—7 лет)

 Введение. Занятия этого раздела направлены на осознание ребёнком своих характерных особенностей и предпочтений, понимание того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Важное место во введении занимает выработка и принятие правил группы и сравнение их с правилами Всеобщей декларации прав человека.

Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций.

 В разделе рассматриваются эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление, интерес, отвращение и причины их возникновения. Занятия направлены на совершенствование опыта внешнего проявления эмоций у себя и других людей, определение причин возникновения эмоций, развитие способности реагировать на эмоциональное состояние другого человека. Виды искусства представлены как средства для эмоционального развития ребёнка, его творческого мышления.

Раздел 2. Эмоциональная регуляция.

Индивидуальные и групповые игровые практики, представленные в данном разделе, помогут детям совершенствоваться в применении знакомых приёмов саморегуляции и в освоении новых. Дети получат возможность учиться управлять своими эмоциями, выражать свои эмоции и регулировать их разными способами в безопасной среде.

Раздел 3. Социальное взаимодействие.

 Занятия данного раздела посвящены развитию навыков эффективной коммуникации, умению устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, прогнозировать возникновение конфликтных ситуаций.

Каждый раздел программы и все темы занятий логически взаимосвязаны и преемственны.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ в рамках освоения программы

Объединение усилий семьи и детского сада, совместная согласованная работа педагога и родителей — очень важное условие успешной реализации программы. Его соблюдение способствует достижению устойчивых результатов в области социально-эмоционального развития ребёнка. Программа подразумевает содействие созданию личностно-развивающей образовательной среды как в учреждении, так и дома, а потому родители являются полноправными участниками образования и воспитания, включёнными и заинтересованными партнёрами, что отражено в методологии программы.

Каждое занятие в рамках программы предполагает выполнение семейного задания; специально для родителей разработаны просветительские и вовлекающие мероприятия, которые проводятся в рамках родительских собраний. Их задача — показать родителям значимость совместной работы по программе, информировать о её содержании.

Важной частью программы является проведение совместных детско-родительских мероприятий  — проектов, игр, конкурсов, праздников. Всё это призвано помочь взрослым создать дома среду, благоприятствующую гармоничному социально-эмоциональному развитию ребёнка, и выстроить систему собственных осознанных действий, направленных на содействие такому развитию.

 В целом для успешного продвижения по программе важна заинтересованность родителей, вовлечение их в совместную деятельность, построение с ними партнёрских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность с элементами программы по социально-эмоциональному развитию "Я, ты, мы" в старшей группе детского сада "Приключения на необитаемом острове".

Использование игры-фантазирования для развития положительных межличностных взаимоотношений в проблемной ситуации. Знакомство со способами очистки воды от механических примесей. Развитие умений планиро...

Пособие для родителей и педагогов (с приложениями) Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с дошкольниками

Методическая разработкаСоциально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками     ...

Профилактическая программа по социально – эмоциональному развитию дошкольников: «В стране Эмоций».

Коррекционно - развивающая программа по формированию социально - эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Рекомендована психологам и воспитателям ДОУ. ...

Консультация для родителей: "Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников"

Консультация для родителей: "Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников"...

Консультация для родителей "Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольника"

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошк...