Презентация для педагогов на тему "Феномен детской субкультуры"
презентация к уроку по теме
В презентации раскрываются понятия детской субкультуры, ее компоненты и разновидности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fenomen_detskoy_subkultury.pptx | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детство — период жизни человека от новорожденности до достижения социальной и психологической зрелости, во время которого происходит его развитие, становление как полноценного члена человеческого общества.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.
Социализация — процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта
Детская субкультура - особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое. Субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем
Субкультура - форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы.
Благодаря детской субкультуре ребёнок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Например: - дразнилки и обзывалки , высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т.е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание ; - колыбельные песни, потешки , прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства; - детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы
Компоненты детской субкультуры: детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это правила вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы), знаки собственности, взыскание долгов, отношения мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, с помощью дразнилок, обзывалок , отговорок );
Компоненты детской субкультуры: детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки , считалки и др ); детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы, «черный юмор» или детские «садистские» стишки); своеобразные увлечения : детское собирательство (сокровищницы, тайники) и коллекционирование; способы и формы свободного времяпрепровождения , среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности, а также походы в особые (страшные) места (подвалы, чердаки, кладбище, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, мусорка , стройка); рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д .;
Компоненты детской субкультуры: субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: проблематизация , философствование, словотворчество, сказочный мир; детская картина мира , т.е. особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром . детская мода ; эстетические представления детей (составление веночков и букетов, «секреты»);
Детское словотворчество — неотъемлемая часть детской субкультуры Ребенок экспериментирует со словом для того, чтобы быть услышанным взрослым, выделяя свою уникальную речь из речевого потока старших и одновременно побуждая их к общению
Смеховой мир детства Смеховой мир детства можно рассматривать и как самостоятельный компонент детской субкультуры, и как часть детского фольклора. В него входят: анекдоты, розыгрыши, поддевки, перевертыши, истории-небылицы, страшилки, «черный юмор» или детские «садистские» стишки.
Коллекционирование и собирательство Почти все дети рано или поздно начинают увлекаться коллекционированием. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, дает ребенку представление о богатстве мира, его красочности в многоцветности. Коллекционировать дети могут все что угодно: стеклышки, фантики, значки, календарики , игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши от жевательных резинок и т.д.
Посещение страшных мест Групповое посещение страшных мест - одна из ранних попыток самостоятельного исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды, формирования детского мифа о мире
Детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности группы. В ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект презентации на тему: «Реализация права детей на проживание и воспитание в семье) (итоги работы по программе «Дорога к дому») (в рамках проведения семинара директоров детских домов и школ-интернатов Орловской области «Детская субкультура как меха
Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государс...
презентация "Феномен детской субкультуры"
В презентации отражены основные понятия и определения по данной теме. Выделены компоненты детской субкультуры и формы работы в ДОУ по формированию детской субкультуры....
Презентация для педагогов "ИОМ в детском саду"
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ...
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
«Возможности использования элементов детской субкультуры при проектировании развивающей работы педагога-психолога»
laquo;Возможности использования элементов детской субкультуры при проектировании развивающей работы педагога-психолога»...
Презентация для педагогов "Инновационная технология Детский совет"
Презентация для педагогов "Инновационная технология Детский совет"...
Образовательная деятельность с учетом детской субкультуры (задачи, формы работы, Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре)
Цель: формирование представлений педагогов о детской субкультуре.Задачи: - продолжать знакомить педагогов с детской субкультурой;- раскрыть формы приобщения дошкольников к детской ...