Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребёнок и окружающий мир» для детей подготовительной группы «История хлеба»
презентация занятия для интерактивной доски по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Квашнина Наталья Сергеевна
Цель: Познакомить детей с историей хлеба.
Программные задачи: 
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом;
Стимулировать познавательную активность и любознательность, активизировать восприятие учебного материала;
Показать, что смесь из дрожжей и муки наполняется пузырьками углекислого газа, которые лопаются, и газ надувает шарик;
Воспитывать гордость за свою малую родину, бережное отношение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми. 
Предварительная работа: Разучивание стихотворений и пословиц о хлебе. Рассматривание иллюстративного материала «Откуда хлеб пришел», колосьев ржи и пшеницы. Лепка из соленого теста и раскрашивание хлебобулочных изделий для сюжетно-ролевых игр.
Ход НОД:
Дети рассаживаются на стульчики, воспитатель демонстрирует презентацию (Слайд 1).
Воспитатель:
Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Очень мягкий белый…
Дети: Хлеб.
(Слайд 2)
Воспитатель: Хлеб — один из старейших приготавливаемых продуктов, получаемый путём выпечки. Люди сначала ели зерна диких злаковых культур сырыми, а потом научились сами выращивать нужные им растения, растирать зёрна в порошок и смешивать с водой. Затем лепешку из густой зерновой каши запекали на открытом огне.
(Слайд 3)
Воспитатель: Древние египтяне овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения, которое вызывается мельчайшими организмами — дрожжевыми грибками. 
Проведём опыт с дрожжами. Ведь какое тесто без дрожжей? Именно они заставляют тесто подниматься и делают его пышным и мягким. Дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами. А это значит, что микробы бывают не только вредными, но и полезными. Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, поднимает тесто. Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики.
Дети рассматривают дрожжи.
Воспитатель: Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде. Давайте их оживим! Нальём в баночку полстакана тёплой воды, добавим три чайных ложки дрожжей и одну чайную ложку сахара, всё перемешаем. Дрожжевую смесь перельём в бутылку и натянем на её горлышко воздушный шарик. Поставим бутылку в миску с тёплой водой. Потом посмотрим, что произойдёт.
Физкультминутка
Ой, ладошки-ладушки.                                                                                                                        
Мы печём оладушки (хлопки ладонями).                                                                                    
Замешиваем тесто,                                                                                                                                      
А тесту в миске тесно (имитируют помешивание по кругу)                                                                                              
Тесто выпало на стол,                                                                                                                          
Тесто шлёпнулось на пол (присели),                                                                                    
Тесто убежало (лёгкий бег на месте),                                                                                          
Начинай сначала.
(Слайд 4)
Воспитатель: Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был дешевле и сытнее пшеничного, белого хлеба. Какой хлеб называли чёрным?
Дети: Ржаной.
(Слайд 5)
Воспитатель: В наше время хлеб состоит из муки, воды, соли и дрожжей. Для приготовления хлеба употребляют пшеничную и ржаную муку, реже — кукурузную, ячменную и другие. Из чего состоит хлеб?
Дети: Из муки, воды, соли и дрожжей.
(Слайд 6)
Воспитатель: Сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников. 
(Слайд 7)
Воспитатель: Хлеб был основой питания наших предков всегда, даже в самые трудные времена. В неурожайные годы, во время войн и революций, в блокаду Ленинграда люди ели хлеб с добавлением моркови, картофеля, лебеды, льняного жмыха, солодовой и соевой муки и даже коры деревьев. 
Малоподвижная игра  «Печём хлеб». 
Дети строятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу воспитателя.                                                                                                                                                            
Мы на мельницу ходили,                                                                                                                    
 Муку себе купили (взявшись за руки, идут по кругу).                                                                        
Тесто замесили (идут к центру круга, уменьшая его).
Поднялось  тесто, приготовилось (отходят назад, увеличивая круг).
В печку положили (приседают).
Испекли ароматный, вкусный хлебушек (встают).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что произошло с шариком натянутым на бутылочку. 
Дети рассматривают.
Воспитатель: Что изменилось?
Дети: Шарик надулся. 
Воспитатель: Как, вы думаете, почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Дрожжи ожили и стали есть сахар, смесь наполняется пузырьками углекислого газа, которые лопаются, и газ надувает шарик.
(Слайд 8) 
Воспитатель: Хлеб всегда играл огромную роль в жизни русского человека, поэтому в нашем фольклоре всегда было множество пословиц, поговорок, примет, песен, связанных с ним. Какие пословицы вы знаете? 
Дети: «Хлеб всему голова», «Любая пища приедается, хлеб никогда», «Хлеб везде хорош – и у нас и за морем», «Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска». 
(Слайд 9) 
Воспитатель: В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Также существовала традиция - следовало поцеловать хлеб, когда хозяева подавали каравай с солью в знак гостеприимства. 
Здравствуй, наша Кубань,                                                                                                                                  
Тополиный край.                                                                                                                                
Хлебом да солью,                                                                                                                              
Светлой любовью
В гости друзей встречай.                                                                                                                              
Вы не раз слышали, что нашу Кубань называют хлебосольной. Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы рады встречать гостей, угощаем их хлебом с солью, сохраняем старинную традицию, поэтому и называют Кубань - хлебосольной.
И напоследок вспомним еще одну народную мудрость: «Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить».  Действительно, все в жизни проходит и меняется, но такие извечные и простые ценности, как хлеб, всегда остаются с нами.
Вот он Хлебушек душистый, 
Вот он теплый, золотистый. 
В каждый дом, на каждый стол, 
Он пожаловал, пришел. 
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, охраняло, берегло. 
В нем – земли родимой соки, 
Солнца свет веселый в нем... 
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Воспитатель угощает детей хлебом.
 
Список источников информации:
 
Интересные факты о хлебе. kvn201.com.ua›hleb_fact.htm
История хлеба в России. homebread-shop.ru›istoriya-hleba-v-rossii
История хлеба. музей-хлеба.рф›istorija-hleba
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Как хлеб на стол пришел?»planetadetstva.net›Воспитателям›Готовимся к Школе›…-zanyatiya-po…
Живые дрожжи. stavrosha.ru›content/zhivye-drozhzhi/Олеся Хромченкова. 
История хлеба на Руси.mollenta.ru›articles/istoriya-hleba-na-rusi.php
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoria_khleba_1.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ ХЛЕБА Воспитатель МАДОУ №12 Квашнина Н.С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы "Кубань сражается"

Материал обогащает знания детей о родном крае, о защитниках нашего края, дает знания о памятниках, обелисках. Направлен на воспитание чувства патриотизма, благодарности воинам-освободителям....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы по теме: «Подводное путешествие по Чёрному морю»

Ознакомление детей с особенностями Черного моря. Рисование подводного мира со множеством различных обитателей нетрадиционной техникой рисования (акварельные краски+ парафиновая свеча)....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы «Тигрёнок Рома».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы «Тигрёнок Рома».Цель: формирование звуковой культуры  речи, автоматиз...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы«Я здесь живу, здесь Родина моя!»

В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на прот...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Музыка" и "Физическое развитие" для детей подготовительной группы и родителей.

Конспект физкультурно - музыкальной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы и родителями " Вместе весело играть", в рамках проекта "Дружная семья...