Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ
консультация на тему
Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_sensornomu.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель-дефектолог Симонова С.Р.
Октябрь 2014
Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).
Дошкольный период является сензитивным для всех детей, в том числе и для детей с разными нарушениями в развитии - различными по характеру и глубине отклонений в развитии сенсорной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Эти особенности приводит к затруднениям познания детьми окружающего мира и к ограничению средств их общения с другими людьми, порождают трудности в их социальной и бытовой адаптации. В развитии сенсорной сферы большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развить способность к сравнению - важнейшей мыслительной операции.
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:
- фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.
- фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
- фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения.
Сенсорные эталоны:
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это и З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова. Они считают, что воспитание сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, вопрос сенсорного развития ребенка встает особенно актуально.
Задачи по сенсорному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья:
• формировать сенсорные эталоны;
• развивать восприятие детей, активно включая все анализаторы;
• развивать мелкую моторику;
• обучать способам обследования предметов;
• обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности;
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название;
• учить детей называть свойства предметов;
Чтобы сенсорный опыт накапливался и обогащался планомерно и постоянно, детей необходимо научить действовать в определенной последовательности, то есть организовать перцептивное восприятие по заранее продуманному плану.
1. Восприятие целостного образа предмета.
2. Вычленение основных частей предмета и определение свойств.
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.
4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
5. Повторное целостное восприятие предмета.
Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности, ребенок использует его в других видах деятельности, поэтому важно, чтобы сенсорное воспитание включалось во все моменты жизни малыша, в разные виды деятельности. В процессе развития восприятия необходимо включать разные органы чувств, вызывать положительный эмоциональный отклик, побуждать к самостоятельности.
Игры для сенсорного развития ребенка:
В дошкольной педагогике сложились традиционное деление дидактических игр с предметами, настольно – печатные, словесные.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалом, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, различие , обобщение, классификация), совершенствовать речь ( умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; и т. д.
Настольно – печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
А также игры из подручного, бросового, нетрадиционного материала: тесто, банки, наполненные горохом, кусочки ткани разной фактуры и цвета, и тд.
Перечень игр по сенсорному воспитанию:
игры на развитие тактильных ощущений:
,, Чудесный мешочек,,
,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному признаку )
,, Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
игры и упражнения для закрепления понятия формы:
,, Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
,,Из каких фигур состоит …?,, (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
,, Какая фигура лишняя?,,( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
игры и упражнения на закрепления понятия величины:
,,Сравни предметы по высоте,,
,,Самая длинная, самая короткая,,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
,,Разноцветные кружки,,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
,,В какую коробку?,,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
,,Дальше - ближе,,(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
игры и упражнения на закрепление цвета.
,,Какого цвета не стало?,,
,,Какого цвета предмет?,,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
,,Собери гирлянду,,(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
,,Какие цвета использованы?,,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
,,Уточним цвет,,( учить различать и называть близкие цвета)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мозговой штурм "Необходимость формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста"
Данный мозговой штурм поможет старшему воспитателю в работе с педагогами по повышению профессиональной компетентности....
Мозговой штурм "Необходимость формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста"
Деловая игра с педагогами-дошкольниками. Возможность обсудить и предложить различные варианты и формы воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....
Презентация педагогического опыта работы по теме: "Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста"
Описание опыта работы....
Формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
Необходимо формировать основы патриотического воспитания еще в дошкольном возрасте. От того каким будет видеть мир ребенок зависит от воспитателей и родителей. От того, какими глазами ребенок увидел п...
Лэпбук – чемоданчик «Моя Россия» – как средство формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
Дидактическое пособие по НРК....
Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Консультация для родителей "Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ"....