«Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности как предупреждение экстремистских проявлений»
презентация к уроку на тему
Цель:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_tolerantnost.ppt | 518 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: раскрыть основные понятия, что такое толерантность, экстремизм; проанализировать нормативно-правовые документы по этому направлению; раскрыть значение воспитательной работы в ДОУ в сфере профилактики экстремистской деятельности и гармонизации межнациональных отношений; оценить значимость этого направления.
Понятие «толерантность» многозначно и разнообразно. В научной литературе толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность – это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В философской энциклопедии толерантность – это терпение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в англ.яз. – готовность быть терпимым; в кит. яз. – быть по отношению к другим великолепным; в араб. яз. – милосердие, терпение, сострадание; в русск. яз. – умение принять другого таким, какой он есть.
По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям: политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным позициям; научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и школ; педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, умение понять и простить их несовершенства; административная толерантность – умение руководить без насилия и агрессии; межэтническая толерантность – терпимость к людям других этносов, имеющим свои национальные духовно – нравственные традиции.
16 ноября отмечается Международный день толерантности.
Экстремизм (в дословном понимании)- крайнее проявление чего-либо – действий, высказываний, взглядов и т.п. ( Толковый словарь А. Белояр). Экстремизм – 1) использование насильственных и беззаконных средств для достижения политических или иных целей;2) приверженность к крайним взглядам. ( Политико-терминологический словарь). Различают экстремизм: политический (стремится к радикальному изменению государственного строя и существующего политического режима); религиозный (проявляется в нетерпимости к представителям других народов); этнический (ориентирован на защиту интересов определенной нации, на утверждение ее превосходства). (Словарь – справочник/ М.А.Василик и др.)
Мотив -это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Под мотивом также понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъектов. Мотив является главным в механизме поведения и поступка человека.
Рассмотрим подробно основные мотивы преступного поведения в экстремистских организациях. Меркантильный (материальный) мотив. Для большинства экстремистских организаций он является первостепенным. Экстремизм в форме агрессии, как и любая другая человеческая деятельность, представляет собой некий «оплачиваемый труд». Идеологический мотив основан на совпадении собственных ценностей человека, его идейных позиций с его идеологическими ценностями группы. Он возникает как результат вступления человека в некоторую близкую духу общность Мотив преобразования , активного изменения мира связан с пониманием несовершенства и несправедливости существующего мира и настойчивым стремлением улучшить, преобразовать его. Мотив власти над людьми – это желание занять доминирующую позицию в группе, руководить людьми, определять, регламентировать их деятельность. Мотив самоутверждения – совершая экстремистские действия, преступник демонстрирует то, на что он способен и что хотел бы показать другим ( ум, бесстрашие, ловкость и т.п.), тем самым самоутверждаясь, т.е., в первую очередь, доказывая самому себе, что все эти качества у него есть.
Мотив интереса и привлекательности экстремизма как сферы деятельности – для определенного круга лиц экстремизм интересен просто как новая, необычная сфера занятий. Их занимают связанные с этой деятельностью риск, разработка планов, нюансы осуществления экстремистских действий. Товарищеский мотив – в основе лежат варианты эмоциональной привязанности, от желания отомстить за вред, нанесенный товарищам по борьбе до стремления к участию в деятельности экстремистских организаций, когда, например, членом организации состоит кто-то из друзей. Молодежная романтика или героизм - желание придать своей жизни и деятельности особую значимость, яркость, необычность. Игровой мотив – потребность в риске, опасных для жизни и свободы операциях, желании оказаться в необычной ситуации. Мотив влечения отдельных людей к смерти – существует на бессознательном уровне и крайне редко осознается субъектом. Для таких лиц характерно решение своих проблем, максимально приближаясь к смерти .
На основании изложенного можно выделить основные факторы, в лияющие на формирование мотивации преступного поведения в экстремистских организациях. Экономические факторы - на первое место выступает имущественное неравенство (значительное число граждан живет с острым ощущением социального неравенства, вызванным большой разницей доходов населения). Политические факторы заключаются в отчуждении подавляющей части населения от участия в реализации государственных функций и управления общественными процессами. Нравственные и духовные факторы проявляются, с одной стороны, в том, что слепая родительская любовь и вера в безгрешность собственных детей, прощание им любых неблаговидных поступков неблагоприятно влияют на воспитание подрастающего поколения и выступает условиями формирования крайне эгоистического образа мышления, с другой стороны, использование при воспитании издевательств, брани и побоев влечет отчуждение подростка, способствует появлению озлобленности, обиды, даже агрессивности, что становится почвой для экстремистских проявлений.
Образовательные факторы характеризуются проблемой преобладания обучения над воспитанием. При осуществлении образовательного процесса ОУ не передают подрастающему поколению интеллектуальных и поведенческих навыков терпимости по отношению к нетрадиционным духовным ценностям, иным религиозным учениям и т.д. Все это приводит к отклоняющемуся поведению и недостаточному усвоению подростками общественных норм поведения. Правовые факторы связаны с законодательной, правоохранительной и правоприменительной деятельностью (сюда относится отсутствие у правоохранительных органов возможности реального контроля за поведением граждан в целях выявления экстремистски настроенных субъектов без нарушения их конституционных прав и свобод, сложность определения и признания конкретно совершенных преступлений экстремистской направленности, также слабые оперативные позиции в сфере борьбы с преступлениями экстремистской направленности ). Социально-психологические факторы связаны непосредственно с мотивацией преступного поведения экстремистской направленности. Поведение имеет строгую ориентацию против лиц иной национальности или религии. Сюда же относится и ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистски настроенных субъектов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит в свою очередь к еще более широкому распространению экстремистских идей.
Для того ,чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников: проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира; сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; подвижные игры разных народов; проведение народных праздников, например, таких как «Масленица», «Рождество» и других праздников в соответствии с народным календарем;
6 ) изучение народных праздников ближайших стран-соседей и нашей многонациональной Родины; 7) знакомство детей с традициями народов разных стран; 8) с традициями празднования Нового года, 1 мая, 1 апреля в разных странах; 9) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 10) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Таким образом, проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности и патриотизма актуальна в настоящее время. Период дошкольного возраста является наиболее подходящим моментом для становления личности и воспитания у ребенка доброжелательного отношения к народам разных стран, доброты, отзывчивости, т.е. формирования у него межэтнической толерантности. Поэтому педагогам и другим работникам ДОУ необходимо обеспечить воспитательную работу с детьми дошкольного возраста по профилактике экстремистской деятельности и гармонизации межнациональных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности как предупреждение экстремистских проявлений»
Цель: раскрыть основные понятия, что такое толерантность, экстремизм;проанализировать нормативно-правовые документы по этому направлению; раскрыть значение воспитательной работы...
консультация для родителей "Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности и уважения к старшему поколению".
Развитие личности начинается в семье. Дошкольное детство – важнейший этап в развитии человека, период становления личностной культуры, творческой самореализации и формирования ...
Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. По моему глубокому убеждению, с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь, чувство гордости за свою страну.
В жизни каждого человека есть памятные даты, свои праздники. Но весь многонациональный народ России объединят великий день 9 мая – День Победы. У нас создан не один проект по патриотическом...
Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям детей дошкольного возраста на период предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции
Авторы-составители:Лапшина Т.В. – заведующий Центром развития дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО;Кемилева Э.Ф. – методист Центра развития дошкольного и начального обра...
Статья: "Вредные привычки у детей дошкольного возраста и их предупреждение"
Вредные привычки у детей. Причины их возникновения. Способы предупреждения вредных привычек....
Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.
Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...
Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...