Доклад на тему «Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности как предупреждение экстремистских проявлений»
методическая разработка на тему
Цель:
- раскрыть основные понятия, что такое толерантность, экстремизм;
- проанализировать нормативно-правовые документы по этому направлению;
- раскрыть значение воспитательной работы в ДОУ в сфере профилактики экстремистской деятельности и гармонизации межнациональных отношений;оценить значимость этого направления.
В докладе даны практические рекомендации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста педагогам и другим работникам ДОУ по профилактике экстремистской деятельности и гармонизации межнациональных отношений.
Поэтому пе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_4.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности как предупреждение экстремистских проявлений»
Цель:
- раскрыть основные понятия, что такое толерантность, экстремизм;
- проанализировать нормативно-правовые документы по этому направлению;
- раскрыть значение воспитательной работы в ДОУ в сфере профилактики экстремистской деятельности и гармонизации межнациональных отношений;
- оценить значимость этого направления.
-1-
Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции.
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.
Понятие «толерантность» многозначно и разнообразно.
В научной литературе толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность – это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
В философской энциклопедии – толерантность – это терпение к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках:
в англ.яз. – готовность быть терпимым;
в кит. яз. – быть по отношению к другим великолепным;
в араб. яз. – милосердие, терпение, сострадание;
в русск. яз. – умение принять другого таким, какой он есть.
По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям:
- политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным позициям;
- научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и школ;
- педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, умение понять и простить их несовершенства;
- административная толерантность – умение руководить без насилия и агрессии;
- межэтническая толерантность – терпимость к людям других этносов, имеющим свои национальные духовно – нравственные традиции.
31 декабря1999 года была принята Декларация принципов толерантности, утвержденная ЮНЕСКО. Согласно этой Декларации Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
16 ноября отмечается Международный день толерантности.
Понятию «толерантность» существует абсолютно противоположное понятие «экстремизм».
Экстремизм (в дословном понимании)- крайнее проявление чего-либо – действий, высказываний, взглядов и т.п. ( Толковый словарь А. Белояр).
Экстремизм – 1) использование насильственных и беззаконных средств для достижения политических или иных целей;2) приверженность к крайним взглядам. ( Политико-терминологический словарь).
Различают экстремизм:
- политический (стремится к радикальному изменению государственного строя и существующего политического режима);
- религиозный (проявляется в нетерпимости к представителям других народов);
- этнический (ориентирован на защиту интересов определенной нации, на утверждение ее превосходства).(Словарь – справочник/ М.А.Василик и др.)
Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций в РФ, достаточно много. При этом сочетание данных причин своеобразно для каждого региона России, так как каждый субъект РФ отличается своим национально-культурными, экономическими и политическими особенностями, имеет свои традиции и обычаи. Поэтому огромное значение как в изучении причин возникновения сложного и многоаспектного явления экстремизма, так и в практической деятельности, направленной на противодействие экстремистским организациям, имеет анализ мотивации преступного поведения.
Мотив-это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Под мотивом также понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъектов.
Мотив является главным в механизме поведения и поступка человека.
Рассмотрим подробно основные мотивы преступного поведения в экстремистских организациях.
- Меркантильный (материальный) мотив. Для большинства экстремистских организаций он является первостепенным. Экстремизм в форме агрессии, как и любая другая человеческая деятельность, представляет собой некий «оплачиваемый труд».
- Идеологический мотив основан на совпадении собственных ценностей человека, его идейных позиций с его идеологическими ценностями группы. Он возникает как результат вступления человека в некоторую близкую духу общность.
- Мотив преобразования, активного изменения мира связан с пониманием несовершенства и несправедливости существующего мира и настойчивым стремлением улучшить, преобразовать его.
- Мотив власти над людьми – это желание занять доминирующую позицию в группе, руководить людьми, определять, регламентировать их деятельность.
- Мотив самоутверждения – совершая экстремистские действия, преступник демонстрирует то, на что он способен и что хотел бы показать другим ( ум, бесстрашие, ловкость и т.п.), тем самым самоутверждаясь, т.е. , в первую очередь, доказывая самому себе, что все эти качества у него есть.
- Мотив интереса и привлекательности экстремизма как сферы деятельности – для определенного круга лиц экстремизм интересен просто как новая, необычная сфера занятий. Их занимают связанные с этой деятельностью риск, разработка планов, нюансы осуществления экстремистских действий.
- Товарищеский мотив – в основе лежат варианты эмоциональной привязанности, от желания отомстить за вред, нанесенный товарищам по борьбе до стремления к участию в деятельности экстремистских организаций, когда, например, членом организации состоит кто-то из друзей.
- Молодежная романтика или героизм - желание придать своей жизни и деятельности особую значимость, яркость, необычность.
- Игровой мотив – потребность в риске, опасных для жизни и свободы операциях, желании оказаться в необычной ситуации.
- Мотив влечения отдельных людей к смерти – существует на бессознательном уровне и крайне редко осознается субъектом. Для таких лиц характерно решение своих проблем, максимально приближаясь к смерти.
Подводя итог сказанному, можно прийти к выводу, что в мотивации преступного поведения отражаются негативные явления культурно-идеологического, социально-экономического и социально-психологического характера, а также неблагоприятные условия нравственного формирования личности и другие обстоятельства, способствующие совершению преступлений.
Особенностями мотивов преступного поведения являются: антисоциальность, преобладание материальных побуждений над духовными, доминирование побуждений типа влечения, а не долга, низкий уровень побуждений в системе социальных ценностей, принятых в обществе.
Благоприятной почвой для расцвета экстремизма является экономический и социальный кризисы в стране, бедствия и обнищание населения, социальные, национальные, религиозные и др. конфликты, грубые нарушения демократических прав и свобод, крушение былых нравственных ценностей.
На основании изложенного можно выделить основные факторы, влияющие на формирование мотивации преступного поведения в экстремистских организациях.
- Экономические факторы - на первое место выступает имущественное неравенство (значительное число граждан живет с острым ощущением социального неравенства, вызванным большой разницей доходов населения).
- Политические факторы заключаются в отчуждении подавляющей части населения от участия в реализации государственных функций и управления общественными процессами.
- Нравственные и духовные факторы проявляются, с одной стороны, в том, что слепая родительская любовь и вера в безгрешность собственных детей, прощание им любых неблаговидных поступков неблагоприятно влияют на воспитание подрастающего поколения и выступает условиями формирования крайне эгоистического образа мышления, с другой стороны, использование при воспитании издевательств, брани и побоев влечет отчуждение подростка, способствует появлению озлобленности, обиды, даже агрессивности, что становится почвой для экстремистских проявлений.
- Образовательные факторы характеризуются проблемой преобладания обучения над воспитанием. При осуществлении образовательного процесса ОУ не передают подрастающему поколению интеллектуальных и поведенческих навыков терпимости по отношению к нетрадиционным духовным ценностям, иным религиозным учениям и т.д. Все это приводит к отклоняющемуся поведению и недостаточному усвоению подростками общественных норм поведения.
- Правовые факторы связаны с законодательной, правоохранительной и правоприменительной деятельностью (сюда относится отсутствие у правоохранительных органов возможности реального контроля за поведением граждан в целях выявления экстремистски настроенных субъектов без нарушения их конституционных прав и свобод, сложность определения и признания конкретно совершенных преступлений экстремистской направленности, также слабые оперативные позиции в сфере борьбы с преступлениями экстремистской направленности ).
- Социально-психологические факторы связаны непосредственно с мотивацией преступного поведения экстремистской направленности. Поведение имеет строгую ориентацию против лиц иной национальности или религии. Сюда же относится и ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистски настроенных субъектов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит в свою очередь к еще более широкому распространению экстремистских идей.
Формы экстремизма:
- терроризм
- вооруженная партизанская борьба
- фашистские погромы
-группировки
и т.д.
Таким образом, какими бы мотивами не руководствовались экстремисты, их основная цель – дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций. Вопрос о том, ради чего и почему человек занимается экстремизмом, какие мотивы им движут, является наиболее важным для объективного понимания его личности. Это, в свою очередь, в значительной мере будет способствовать предупреждению экстремистской деятельности.
- 2-
Формирование основ толерантности в дошкольном возрасте предусмотрено в ряде нормативно – правовых документов.
В законе РФ « Об образовании » сказано: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей…»(ст. « Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: « В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей». И еще, в разделе Концепции « Воспитание дошкольников», мы читаем: « Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности».
В « ФГОС ДО» рассматривается совокупность образовательных областей ( направлений). Содержание социально-коммуникативного развития направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
В результате выпускник «способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения»; «ребенок имеет представление о себе, собственно принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределением семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире».
В «Конвенции по правам ребенка» (в ст.29) прописано: «образование должно быть направлено на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, к культурной самобытности его родной страны, а также других стран»; (в ст.30) «право ребенка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком».
Следующий ряд нормативно-правовых документов раскрывает обзор экстремистского направления.
В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» (в ст.1) представлены основные понятия:
- экстремистская деятельность (экстремизм) - «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ», «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни»; «нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной , религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии»; «публичные призывы к экстремизму и массовому распространению заведомо экстремистских материалов»;
- экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которой судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;
- экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация, призывающая к осуществлению экстремистской деятельности; публикации, оправдывающие национальное или расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
2 статья раскрывает основные принципы противодействия экстремистской деятельности:
-признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
-законность;
-гласность;
-приоритет обеспечения безопасности РФ;
-приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности ;
-сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
-неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Ряд статей направлен на предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов чрез СМИ и осуществление им экстремистской деятельности (ст.8); об ответственности СМИ за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности (запрещено распространение экстремистских материалов через СМИ) (ст.11); об ответственности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности (ст.14);об ответственности граждан РФ, иностранных граждан за осуществление экстремистской деятельности (ст.15); о недопущении осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций (ст.16);о международном сотрудничестве в области борьбы с экстремизмом ( на территории РФ запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с нормативно-правовыми актами и федеральным законодательством) (ст.17). В случае несоблюдения Федерального закона применяются меры с учетом законодательства РФ.
Таким образом, общим в данных документах является формирование у детей установок толерантного поведения, профилактики экстремизма и гармонизации межэтнических отношений. Толерантная личность способна конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, поэтому в дошкольном возрасте необходимо учить детей самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за его ответственность перед собой и перед обществом.
-3-
В решении задач формирования толерантности как предупреждения экстремистских проявлений особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка и развития патриотизма маленьких граждан. В ДОУ воспитываются дети разных национальностей, поэтому педагогами и другими работниками ДОУ должна вестись работа по воспитанию национальной терпимости, также необходимо включать в педагогическую работу по освоению воспитанниками содержания образовательной области «Социализация» вопросы воспитания межэтнической толерантности.
Основное достоинство воспитания межэтнической толерантности заключается,не только в создании условий овладения родным языком и приобщения ребенка к культуре своего народа, а в формировании таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, представление о добре и зле, о правильном и неправильном, стремление к хорошим поступкам.
В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещения библиотек города, музея экологии и краеведения.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
- проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
- театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
- сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
- подвижные игры разных народов;
- проведение народных праздников, например, таких как «Масленица», «Рождество» и других праздников в соответствии с народным календарем;
- изучение народных праздников ближайших стран-соседей и нашей многонациональной Родины;
- знакомство детей с традициями народов разных стран;
- с традициями празднования Нового года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
- игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
- сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Таким образом, проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности и патриотизма актуальна в настоящее время.
Период дошкольного возраста является наиболее подходящим моментом для становления личности и воспитания у ребенка доброжелательного отношения к народам разных стран, доброты, отзывчивости, т.е. формирования у него межэтнической толерантности.
Поэтому педагогам и другим работникам ДОУ необходимо обеспечить воспитательную работу с детьми дошкольного возраста по профилактике экстремистской деятельности и гармонизации межнациональных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему"Дидактические игры детей дошкольного возраста"
Доклад на тему "Дидактические игры детей дошкольного возраста"...
«Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности как предупреждение экстремистских проявлений»
Цель: • раскрыть основные понятия, что такое толерантность, экстремизм;• проанализировать нормативно-правовые документы по этому направлению;• раскрыть значение воспитательной работы в ДОУ ...
Доклад на тему: "Образовательная деятельность детей дошкольного возраста"
Доклад посвящен особенностям работы с детьми дошкольного возраста....
Доклад на тему: "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"
Выступление на семинаре с докладом по теме: "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"...
Доклад на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой де...
консультация для родителей "Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности и уважения к старшему поколению".
Развитие личности начинается в семье. Дошкольное детство – важнейший этап в развитии человека, период становления личностной культуры, творческой самореализации и формирования ...