"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"
статья на тему
Выводы современных исследователей свидетельствуют о том, что музыка оказывает на человека целительное действие. Если верить ученым, то музыка способна вызывать удивительные метаморфозы: меняются температура кожи, содержание стрессовых гормонов в крови, частота дыхания и сердечные сокращения, и даже кровяное давление. Сегодня музыку взяли в помощники при лечении многих видов заболеваний психиатры, педиатры, невропатологи и даже стоматологи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Cтатья на тему:
«Значение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Калиуллина Светлана Анатольевна
Музыкальный руководитель
МАДОУ Д/С № 16 «Родничок»
г. Янаул Республика Башкортостан
… «искусство есть необходимый разряд нервной энергии уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего и сложный прием существования»…
Л.С. Выготский
Сегодня перед системой дошкольного образования стоит важная задача –создание условий для сохранения здоровья детей, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения, проведенной в 2002 году, доля здоровых детей в целом снизилась до 32, 1 %, вдвое увеличилось количество детей, имеющих хронические патологии –их теперь 16,2%.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья детей. На занятиях по музыке необходимо использовать не только музыкально –педагогические методы обучения, но и музыкально –терапевтические.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. В Ветхом завете описано как Давид лечил нервное расстройство царя Саула игрой на гуслях. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор.
Выводы современных исследователей свидетельствуют о том, что музыка оказывает на человека целительное действие. Подходящая мелодия не только способствует облегчению стресса, избавлению от бессонницы и депрессии, но и улучшает память, концентрацию внимания, укрепляет иммунитет, и облегчает боль даже при родах.
Если верить ученым, то музыка способна вызывать удивительные метаморфозы: меняются температура кожи, содержание стрессовых гормонов в крови, частота дыхания и сердечные сокращения, и даже кровяное давление. Сегодня музыку взяли в помощники при лечении многих видов заболеваний психиатры, педиатры, невропатологи и даже стоматологи.
Наиболее лечебное действие на организм оказывает духовная, религиозная музыка. Если сравнивать ее с лекарствами –она анальгетик в мире звуков, т.е. она облегчает боль. О значении церковного пения хорошо говорят святые отцы церкви: « Бог соединил с пророчеством мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным течением стихов, с совершенным усердием возглашали священные песни. Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, как стройное пение, как песнь священная. Господь установил пение псалмов, чтобы из этого мы получали и удовольствие, и пользу». ( Святой Иоанн Златоуст).
На занятиях с ребятами мы слушаем духовно –музыкальные произведения Римского –Корсакова, Чайковского, Рахманинова. Слушая такую музыку, дети представляют себе небо, ангелов, церковь, картины природы, причудливые облака, деву Марию, младенца Иисуса, спокойно молящихся людей. Духовная музыка успокаивает, снимает стресс и печаль. Размеренное и умеренное по громкости звучание делают человека участливым, появляется желание помочь ближнему, забыть обиды, трудности. Такая музыка лечит душу.
Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. Каждый музыкальный руководитель является психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003г. Педагогам –музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Нынешняя система дошкольного образования должна всеми возможными средствами помочь обществу решать проблему детских неврозов. В этой связи представляются уникальными возможности музыкальных занятий как средства реализации здоровьесберегающих технологий.
Большое внимание следует уделять на музыкальных занятиях воспитанию и развитию детских голосов. Голос –это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. А.И.Попов определил, что если мышечная координация не оптимизирована, то в голосе появляются «чужие» нотки, вредные для организма ребенка и его слушателей. Взяв упражнения по реабилитации голосовых связок, можно устранить бормотание , координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности, безжизненности в голосе. Эти упражнения успешно используются нами в ходе занятий, они благотворно воздействуют на весь организм, мышцы. Вот одно из них: потянитесь, поиграйте всеми мышцами тела, распрямите плечи, высоко поднимите голову и обязательно напевайте.
Когда ребенок поет свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течении работы над протяжной песней.
Вот, к примеру, как протекала работа над русской народной песней «спи, младенец, мой прекрасный». Все звуки как бы нанизываются на единый ритмический стержень песни и опираются на выразительное исполнение музыкальной фразы с выявлением ее кульминации и спада. Для сохранения плавности движения мелодии ребята должны были спеть фразу на цепном дыхании. Был использован прием контрастного сопоставления: колыбельная исполнялась в характере походного марша с выделением сильной доли такта. Все смеялись. Т.о. ребята сами убедились в значении характера звуковедения темпа.
Пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых от этого зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно –сосудистой системы.
Например, мы используем такие приемы формирования певческого дыхания: упражнение «вдыхаем цветочный аромат». Детям предлагается взять в руки воображаемый цветок и глубоко втянуть через нос его аромат.
Упражнение « музыкальная цепочка». Друг за другом дети по руке педагога подхватывают один и тот же звук. В момент, когда следующий начинает петь, предыдущий заканчивает.
Игра «шипящий выдох». По руке педагога дети должны сделать быстрый вдох, задержку и длинный выдох на шипящем звуке «с», «ш», «ф».
Согласно другой теории, основным целебным фактором в музыке является ритм. Ритм считается сердцем музыки и по мнению специалистов по музыкотерапии, именно он лежит в основе ее лечебных свойств. В природе все подчинено определенным ритмам и человеческий организм не исключение. Каждый орган вибрирует по –своему и его вибрации совпадают с ритмом, энергией определенных звуков и инструментов. Доказано, что функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций. Больное сердце –яркий пример. Вот тут на помощь приходит музыка. Если знать с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган и регулярно слушать исполняемую на ней музыку, ритмы инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее звучание. Итак, какой инструмент за что отвечает? Считается, что:
►скрипка лечит душу
►орган приводит в порядок ум
►пианино очищает щитовидную железу
►барабан восстанавливает ритм сердца
►флейта очищает и расширяет легкие
►арфа гармонизирует работу сердца
►виолончель благотворно действует на почки
►цимбалы уравновешивают печень
►баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости.
Музыкально –ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. В нашем арсенале очень много различных музыкально –ритмических движений. В младших группах чаще игра «Ритмическое эхо». Дети прохлопывают или простукивают «музыкальным молоточком» ритм вслед за педагогом. Вначале это простейшая двухтактовая фраза, затем ритм усложняется. Или другое ритмическое упражнение – движение под музыку. Я играю законченные фрагменты музыкальных произведений разного характера, резко сменяя одно другим, например «польку» Рахманинова и «вальс» Шопена и предлагаю сделать любые движения, которые по их мнению подходят к звучащей музыке и менять их если музыка изменится. Движения произвольные, зато ощущение ритма ребенка видны наглядно. В старших группах игра «Зеркало» (в парах). Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.
Исследования ученых все чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, которые благотворно действуют на психику человека, а значит и на его здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание ребенком контакта с окружающим миром. На занятиях по музыке в младших группах широко используется инструментальное музицирование. Перед педагогом стоит задача развития координации простейших движений при игре на музыкальных инструментах (ложках,погремушках, колокольчиках и др.). Начальные представления о навыках игры и особенностях звучания инструментов закрепляются на первом же занятии. Для этого на занятии мы используем игру «угадай –ка». Для этого детям раздаются различные инструменты, музыкальный руководитель играет простейший , но выразительный мотив так, чтобы ребята не видели источника звука. Вслед за ним услышанный мотив повторяют дети, у которых имеется такой же инструмент. Более сложной и совершенной формой инструментального музицирования является шумовой оркестр, в основе которого опора на ритм. Мы используем музыкальные загадки. Например, на вопрос педагога «как дятел стучит в лесу?», дети у которых в руках деревянные палочки, коробочки с помощью этих инструментов имитируют стук дятла. Для активного музицирования следует использовать звучащие жесты. Это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, так необходимого для ощущения музыки. Эмоциональная насыщенность таких занятий высока, что позволяет привлечь к ним даже тяжело больных с синдромом шизофрении. У старших дошкольников этот аспект проходит в форме музыкальных викторин, концертов, участие в ансамблях, сочинение рассказов, навеянных музыкой. Вот анализ музыкального произведения «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского ребенка подготовительной группы :… «при прослушивании этой музыки представляешь такие образы: лето, теплое солнышко, голубое небо, ручеек, зеленый лес… Жаворонок весело напевает свою песню, чирикая, порхает с ветки на ветку. На душе становится радостно, легко, когда слышишь эту светлую, чистую песню жаворонка, что –то тебя завораживает. Хочется так же как он взлететь и вместе с ним порхать и напевать эту чудесную песню…» В процессе таких занятий улучшается коммуникабельность, формируются навыки общения. Робкие, боязливые приобретают уверенность в себе. Расторможенные, агрессивные дети приучаются сдерживать импульсивные побуждения.
В начале 20 века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. В современной медицине все большее распространение получает термин «музыкотерапия». Речь идет о восстановлении здоровья при помощи занятий музыкой. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов –мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью. Музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение.
Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры. С детьми начинается знакомство с фрагментами из симфоний Чайковского (№ 4), Моцарта (№ 40), Бетховена (№5), опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Снегурочка» Римского –Корсакова. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что и среди произведений современной легкой музыки (джаз, рок), можно найти, которые могли бы быть использованы в терапевтических целях. В этом случае Земфира вполне может соперничать с Чайковским. Для того, чтобы музыка подействовала на ребенка наибольшим образом, его необходимо для этого настроить и подготовить. Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Музыка помогает только тогда, когда ее слушают, она должна как бы проходить сквозь тебя, всецело заполняя сознание и мысли. Не переборщите! Часовое слушание симфонии Бетховена, допустим, может оказать прямо противоположный эффект: не только расслабит, но вызовет раздражение и усталость. Для сеанса достаточно несколько минут.
Современными учеными доказано, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций я подбираю музыкальные сочинения, имеющие программное содержание.
● Игра на воображаемых инструментах. ( «былину о Добрыне» - на гуслях; «баба –яга Мусоргского - на барабане и т.д.)
● создание самых различных образов( Римский –Корсаков «Океан –море синее» из оперы «Садко» -движения рук, покачиванием корпуса создать образ моря)
● дирижирование воображаемым оркестром. Игра «симфонический оркестр». Ребята воображают себя настоящими музыкантами и имитируют исполнение оркестром «симфонии № 40» Моцарта, например.
Такие задания увеличивают заинтересованность в процесс восприятия, что и приносит нужный психотерапевтический эффект.
В чем же секрет лечебного воздействия музыки на человека? По этому поводу существуют разные точки зрения. Некоторые врачи –психотерапевты, полагают, что в основе исцеляющих свойств музыки лежит ее способность влиять на психоэмоциональное состояние человека. Склонность людей к таким болезням как гипертония, язва желудка и др., объясняется не физической немощью и не наследственной предрасположенностью, а особенностями характера, его мировоззрением и отношением к окружающей действительности. Оказывается, язвой желудка, гипертонией чаще болеют люди не терпимые к ошибкам и неправильному поведению других людей. Если же человек постоянно зациклен на собственных недостатках, неуверен в себе –это прямой путь к мигреням, аритмии сердца, бронхиальной астме. Чтобы избежать или вылечить заболевание, нужно изменить хотя бы отношение к своим проблемам и к жизни вообще. И музыка здесь –один из главных инструментов лечебного воздействия.
Считается, что прослушивание произведений Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Медленные произведения и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича –держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность). Музыка в стиле барокко ( Бах, Гендель, Вивальди) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая идеально подходит для учебы и творчества.
Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали –«эффект Моцарта». Музыка этого композитора – чемпион по оздоровительному эффекту в мире мелодий. Не слишком быстрая, но и не медленная, не слишком громкая, но и не тихая, плавная и в то же время динамичная, она наиболее созвучна биоритмам человеческого организма. Практика доказала, что Моцарт настраивает внутренние органы на здоровую волну, повышает иммунитет, нормализует сон, аппетит, вес, также успокаивает, снимает усталость, усиливает действие фитопрепаратов и ускоряет выздоровление.
Бразильские ученые уверены, что музыка Моцарта благотворно влияет на зрение. Они провели эксперимент, когда люди с различными заболеваниями глаз проходили зрительные тесты. Половине их перед тестированием дали послушать моцартовскую сонату для двух фортепиано –эти пациенты показали лучшие результаты. Ранее ученые доказали, что музыка великого композитора положительно сказывается на итогах интеллектуальных тестов и ускоряет развитие мозга плода.
В середине 60 –х годов Жерар Депардье, ныне прославленный актер, был внутренне зажатым молодым человеком, плохо запоминал текст, сильно заикался. Известный французский врач Альфред Томатис, посвятивший 50 лет изучению целительной силы музыки, вернул парню надежду. Он определил, что причины голосовых срывов и проблемы с памятью у Депардье лежат не только на физиологическом уровне, но гораздо глубже –в эмоциональной сфере и назначил соответствующее лечение. «Я хочу, сказал он молодому человеку, чтобы вы приходили сюда каждый день в течении нескольких недель и слушали Моцарта. Депардье был озадачен, но уже после нескольких «музыкальных процедур» юноша почувствовал значительное облегчение: у него наладились память, аппетит и сон. Через несколько месяцев Депардье поступил в актерскую школу, а еще через несколько лет весь мир узнал его имя.
Большинство врачей и воспитателей признает проблему психического здоровья неудовлетворительным. Ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия -вот виды эмоциональных состояний дошкольников. Среди характерных для любого возраста эмоциональных нарушений, можно назвать замкнутость, страхи, агрессивность, а также множество негативных эмоций. Поэтому основная задача музыкального руководителя - поднять настроение детей, снять эмоциональный дискомфорт. Главное и самое важное –это атмосфера занятия. Увлеченность детей. Их внутренний комфорт, раскованность. Именно активное общение с музыкой является самым главным смыслом и итогом занятия. Важно петь, играть, двигаться, придумывать, изменять, слушать свое исполнение и исполнение других. Коллективный характер занятий музыкой подключает к оздоровительному процессу взаимные целебные воздействия со стороны других детей –их поддержку, сочувствие, сопереживание.
Современных детей не устраивает роль пассивных слушателей на занятии. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом. Поэтому необходимо использование нестандартных форм занятий: занятие –встреча, занятие –концерт, занятие –состязание.
Исследования психологов и биологов показали, что недостаточно развитый эмоциональный слух провоцирует задержку фонематического слуха, и как следствие темпа развития речевых способностей и коммуникативных умений ребенка. Основными компонентами эмоционального слуха являются: эмоционально –слуховой опыт, двигательно –моторная реакция при восприятии музыки и эмоциональная отзывчивость. Необходимо провести диагностику и мониторинг каждого ребенка по следующим параметрам: интонация, ритм, память, диапазон и качество голоса, эмоциональность, особенности характера, умственное развитие. В моделировании эмоций основную роль играют лад и темп, другие –мелодия, динамика, гармония и тембр остаются дополнительными. Исходя из этого можно определить задачи работы с эмоционально –дезадаптированными детьми:
пробудить у ребенка чувство радости бытия, защищенности;
научить распознавать богатство и разнообразия палитры речи и музыки и эмоционально на нее откликаться;
дать каждому почувствовать, услышать самого себя и других.
Литература:
1.Назарова Л.Д. Фольклорная арт –терапия.-С-Пб.:Речь,2002.
2.Овчинникова Т. Музыка для здоровья.-С-Пб.: Союз художников,2004.
3.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.-М.: Владос,2000.
4.Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».-М.: Первое сентября; Чистые пруды,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовате...
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе «Путешествие по сказке колобок»
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих технологий в образовате...
Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...
Отчет музыкального руководителя Козачёк Е.З. об использовании современных образовательных (психолого- педагогических), информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Отчет о проделанной работе музыкального руководителя за год....
Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...
Письменный отчет старшего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Письменный отчетстаршего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающи...
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...