"Развитие сюжетно-ролевой игры"
план-конспект урока на тему
Конспект лекции в педагогическом колледже
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_razvitie_syuzhetno-rolevoy_igry.docx | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Теоретические и педагогические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
НА ТЕМУ: «Развитие сюжетно-ролевой игры»
Цель-
- Изучить: предпосылки развития сюжетно-ролевых игр, формирование взаимоотношений дошкольников в этих играх, а также уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д.Б.Эльконину.
Задачи-
- Продолжать развитие представлений студентов о сюжетно-ролевой игре дошкольников
- Формировать умение анализировать материал, отвечать на поставленные вопросы
- Воспитывать у студентов желание активно работать на уроке
- Вызывать интерес к изучаемому материалу
Материал-
- Конспект лекции
- Литература по теме (книги)
- Комплект (по количеству студентов) программы «От рождения до школы»
- Игрушки для выполнения задания
План:
- Проверка выполнения домашнего задания
- Предпосылки сюжетно-ролевой игры.
- Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх дошкольников.
- Уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д.Б.Эльконину
- Самостоятельный анализ программного содержания (создание таблицы «Усложнение программного содержания по развитию сюжетно-ролевой игры»)
- Домашнее задание:
- Схематично представьте этапы формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте; объясните особенности каждого этапа.
- Раскройте педагогические принципы организации сюжетной игры.
- Проверка выполнения домашнего задания – задание: на примере определенной сюжетно-ролевой игры показать свое понимание ее сущности и особенностей.
- Предпосылки сюжетно-ролевой игры.
В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой и режиссерскои игры.
Первым таким этапом является ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия- манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. Уже с 3-4 мес младенец тянется к игрушкам, которые подвешивают над его грудью (кольца, гирлянды из мелких шариков и др.), рассматривает их: случайно натыкаясь на предмет, радуется, пытается повторить движение. В 5— 6 мес ребенку предлагают игрушки из разных материалов (резиновые, деревянные, пластмассовые), отличающиеся по форме, величине, цвету. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею, постукивать. Ребенку дают и игрушки-вкладыши, а также различные звучащие игрушки. Взрослый, обращаясь к малышу по имени, показывает игрушку и действия с ней. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка: тянется к погремушке, захватывает ее, рассматривает, стучит по краю манежа, бросает за бортик манежа, слушает, как она загремела, и т. д. Такая преднамеренность действий с предметами - предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.
На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение: «Это чашка, из нее пьют. Это простынка, укроем мишку». Внимание 7- 8-месячного ребенка обращают на свойства игрушек. Его учат играть с ними в зависимости от этих свойств: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки, сжимать и разжимать резиновую рыбку. Малыши овладевают действиями с некоторыми бытовыми предметами: вкладывают мисочки одна в другую, закрывают кастрюльку, коробку крышкой. Ребенка 9-10 мес учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам: снимать и надевать на стержень колечки, накладывать 2-3 кубика один на другой. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т.е. обобщать действия. Например, научился прокатывать шарик с горки - попробуй сделать то же с мячом, машинкой, яблоком и т. п.
Третий этап развития игры относится к концу первого - началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку). Воспитатель учит малышей отражать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту, в игровом (условном) плане. Для развития сюжет- но-отобразительной игры необходимы образные игрушки, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых задач («Мишка хочет гулять, покатай мишку на санках»; «Зайка устал, уложи его спать»; «Кукла Ляля хочет есть, свари ей кашку»). Перед ребенком ставится условно- игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат. (В этом отличие игровой задачи от практической, направленной на получение практического результата.)
В течение второго года жизни ребенок должен научиться следующему: выполнять разные игровые действия (укладывать куклу, кормить ее, катать в коляске, варить еду, перевозить в машине игрушки, грузы и т. п.), дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказываниями («Ляля бай-бай»; «Ляля помыла руки»). Детям предлагают для игры разнообразный материал: образные игрушки, предметы-заместители.
- Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх дошкольников.
Задание: Докажите, что основным условием для развития сюжетно-ролевых игр являются совместные игры взрослого и ребенка.
В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Исследования, проведенные А. П. Усовой и ее учениками, выявили следующие уровни становления таких взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх на протяжении дошкольного детства:
1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (ребенок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям). Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других. Однако в последние годы возросло число детей с признаками агрессивного поведения, с тенденцией к разрушению. Поэтому и среди старших дошкольников встречаются дети первого уровня.
2. Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм.
3. Уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого: нельзя мешать, следует в случае необходимости считаться с другим (потесниться, обменяться игрушкой или уступить свою). На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих. Например, педагог советует Коле, строящему дорожку, предложить Сереже покатать по ней свою машинку.
4. Уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Он пытается договориться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к словам партнеров и подчиниться справедливому требованию. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие игрушки, предметы. Но замысел еще неустойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нем. Кто-то может выйти из игры, что приведет к ее распаду, к конфликтам. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать ее. Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока еще не чувствуют своей связи и зависимости в общей деятельности.
5. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребенок, находящийся на этом уровне, обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность взаимодействия связана с заинтересованностью в содержании игры. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру, организовать ее и играть долго.
6. Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.
- Уровни развития сюжетно – ролевой игры (по Эльконину)
Д,Б. Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно - ролевой игры, отражающие динамику её развития на протяжении дошкольного детства:
Показатель игры | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Основное содержание игры | Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры | В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному | Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры | Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям |
Характер игры | Роли есть фантастические, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действия | Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью | Роли ясно очерчены и выделяются, называются до начала игры. Проявляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные внеигровые отношения | Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер |
Характер игровых действий | Действия однообразны и состоят из повторяющихся операций | Логика действий определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий | Логика и характер действий определяются ролью. Действия разнообразны | Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры. |
- Задание: сделать самостоятельный анализ программного содержания (создание таблицы «Усложнение программного содержания по развитию сюжетно-ролевой игры»).
возраст | 3-4года | 4-5лет | 5-6лет | 6-7лет |
Задачи возрастного этапа | ||||
Примеры сюжетно-ролевых игр |
Вывод:
- Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.
- Формирует деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, а также ролевых способов отображения окружающего.
- Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий.
- Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.
- Ролевая игра выступает также как образная и понятийная репрезентация мира, замена предметов, используемых в игре, условными.
Педагогические принципы организации сюжетной игры
Сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку».
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.
Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется. И не только по тематическому содержанию. Само по себе тематическое содержание не является критерием уровня развития игры. Сюжетная игра, независимо от темы, в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде - как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в ещё более сложном виде - как последовательность разнообразных событий.
В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передается людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть».
Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать принципы организации сюжетной игры в детском саду.
Первый принцип, заключается в том, что для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, в различные режимные моменты, занимает позицию учителя, т.е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Вероятно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. В совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок.
Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.
Третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.
Однако, эти принципы «повиснут в воздухе», если не будет определена реальная опора, на которую может опираться воспитатель при формировании игровых умений у детей.
Итак, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольников.
С возрастом детей должна меняться форма совместной игры со взрослым и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках отведенного режимом времени.
Вывод. Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов. Основной путь воспитания в игре - влияние на её содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.
Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.
Уровни развития сюжетно – ролевой игры (по Эльконину)
Д,Б. Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно - ролевой игры, отражающие динамику её развития на протяжении дошкольного детства:
Показатель игры | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Основное содержание игры | Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры | В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному | Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры | Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям |
Характер игры | Роли есть фантастические, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действия | Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью | Роли ясно очерчены и выделяются, называются до начала игры. Проявляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные внеигровые отношения | Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер |
Характер игровых действий | Действия однообразны и состоят из повторяющихся операций | Логика действий определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий | Логика и характер действий определяются ролью. Действия разнообразны | Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме «Социализация личности ребёнка в процессе развития сюжетно-ролевой игры"
Игра ведущий вид деятельности детей. Однако, многолетний опыт работы позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидени...
Развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
В должности заведующей работаю недавно, до этого я почти всю жизнь проработала воспитателем. Считаю, что игра - основной вид деятельности детей в ДОУ. Предлагаю Вашему вниманию работу...
Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...
"Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду"
В статье рассматриваются вопросы влияния сюжетной игры на развитие ребенка - дошкольника. Выделяются принципы организации игры в детском саду. Даются практические примеры проведения сюжетно - ро...
Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...
Презентация. Развитие сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе. Игра "Больница"
Презентация. Развитие сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе. Игра "Больница"....