Психокоррекция познавательных процессов у детей с ОВЗ в системе работы педагога-психолога.
статья на тему
В статье предложены игры и упражнения, которые могут быть включены в психокоррекционную программу педагога-психолога с целью оптимизации образовательного процесса дошкольников с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhokorrektsiya_poznavatelnykh_protsessov_u_detey_s_ovz_.docx | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Психокоррекция познавательных процессов у детей с ОВЗ
в системе работы педагога-психолога.
На современном этапе одна из актуальных проблем - обновление качества дошкольного образования, переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа коррекционной работы, соответствующая федеральным образовательным стандартам, должна быть направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, их социальную адаптацию. Однако нельзя создать универсальную психокоррекционную программу, особенно это касается детей с проблемами развития. Это обусловлено тем, что при составлении программы приходится учитывать различные факторы:
- структуру дефекта и степень его тяжести;
- психологическую проблему и причины её возникновения;
- время возникновения дефекта и психологической проблемы;
- уровень развития межфункциональных связей;
- типологические индивидуально-психологические особенности ребёнка;
- предшествующую социальную ситуацию развития ребёнка.
Таким образом, возникает вопрос о необходимости разработки инновационных коррекционно-образовательных технологий.
Учитывая принципы построения образовательного процесса, в дошкольном учреждении компенсирующего вида возможно создать и реализовать психокоррекционную программу для работы с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья.
У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, характерные для задержки психического развития, отмечается несформированность интегративной деятельности мозга, что приводит к недостаточности в развитии восприятия. Специфические нарушения восприятия определяют ограниченность и фрагментарность представлений детей об окружающем мире и обуславливают неполноценность основы для развития у них мышления. К концу дошкольного возраста дети с задержкой психического развития, отстают от своих нормально развивающих сверстников по уровню развития мышления. Перечисленные особенности создают неполноценную основу для усвоения знаний и умений в процессе обучения таких детей в школе, что обуславливает необходимость проведения коррекционно-развивающей работы с ними уже в средней группе. Только специальные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в развитии дошкольников.
Психокоррекционная программа работы педагога-психолога направлена на коррекцию и развитие познавательных процессов у детей 4 – 7 лет. Реализация этой программы предусматривает тесное сотрудничество педагога-психолога с дефектологом, логопедом, воспитателями и родителями. Содержание своей работы педагог-психолог определяет с учетом лексических тем, предложенных дефектологом. Программа состоит из серии коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Все игры, упражнения и игровые задания подобраны по лексическим темам. В подготовительной группе, учитывая особенности детей и исходя из результатов диагностики, рекомендуем выходить за рамки лексических тем и при подборе игр больше опираться на развитие слухового анализатора детей. Коррекционно-развивающие занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам, которые формируются по результатам диагностики. Занятие имеет четкую структуру и включает в себя следующие организационные моменты:
Структура коррекционно-развивающего занятия:
- Приветствие - ритуал.
Цель: создание положительного настроя на совместную деятельность, общение.
Кинезиологические упражнения.
Цель: стимуляция интеллектуального развития.
II. Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией.
Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики.
Психогимнастика и этюды.
Цель: развитие мимики и пантомимики.
Релаксационные упражнения.
Цель: развитие умения расслабляться и распределять свои силы.
III. Подведение итогов. Поощрение. Ритуал окончания занятия.
Цель: развитие мнемических процессов, стимуляция к совместной деятельности.
В процессе совместной деятельности с детьми решаются следующие задачи:
- Развивающие задачи:
- Развитие общей осведомленности.
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
- Развитие устойчивости внимания, устранение импульсивности; увеличение объема внимания, формирование концентрации внимания.
- Развитие логического запоминания. Развитие разных видов памяти.
- Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение).
- Развитие наглядно-образного мышления, формирование предпосылок перехода к словесно-логическому мышлению.
- Развитие дивергентного мышления и воображения.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Развитие координации и выразительности движений.
- Развитие умения расслабляться.
- Обучающие задачи:
- Научить работать по инструкциям, по образцу.
- Научить целенаправленно запоминать материал.
- Воспитательные задачи:
- Воспитание культуры общения между детьми и со взрослым.
психический процесс | Основные нарушения | Основные задачи | Игры, упражнения и задания | Ожидаемый результат | ||
восприятие | Затруднения в узнавании непривычно представленных предметов, в соединении отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ. | Совершенствование зрительного и слухового анализа, осмысленности восприятия. Формирование целостного образа предмета | Упражнения на узнавание:
Воссоздание из геометрических фигур образных изображений (головоломки). Разрезные картинки Пазлы Что слышно? Конструирование по образцу Рисование по образцу Узнай по голосу, звуку Дорисуй по элементам изображений Раскрась (дорисуй) по образцу | Повышение умения детей воспринимать зрительную и слуховую информацию. | ||
внимание | Неустойчивое, непроизвольное. Нарушения внимания: отвлекаемость, рассеянность, гиперподвижность, сужение объема. | Развитие свойств внимания (устойчивость, переключение, концентрация) | Раскрась (дорисуй) по образцу Дорисуй, чтобы все стало одинаковым Поиск парных изображений Нахождение различных фигурок, «спрятанных» на картинке Сходства и различия Срисовывание по клеточкам Графический диктант Лабиринты Зачеркни…, обведи… Четвертый лишний Испорченный телефон Чего не хватает? | Расширение объема внимания. Возрастание устойчивости. Развитие произвольности. | ||
память | Ограничена по объему, отличается невысокой прочностью запоминания, неточностью воспроизведения | Развитие зрительной, слуховой, зрительно – пространственной, двигательной памяти | Запомни и разложи картинки (предметы, слова, звуки, движения) Что изменилось? Снежный ком Пары слов Воспроизведение визуальных репродукций Вопросы по картинкам (рассказам) | Повышение произвольности запоминания и объема слуховой памяти. Выстраивает логические связи. | ||
мышление | Не развиваются соответствующие возрасту предпосылки логического мышления: при обобщении не выделяют существенных признаков, при сравнении опираются на случайные признаки, проявляют низкий уровень интеллектуальной активности | Развитие наглядно-образного мышления, развитие умения устанавливать логические связи и закономерности, развитие операций мышления, развитие пространственной ориентировки. | Разрезные картинки Сходства и различия Пустой квадрат Четвертый лишний Логические концовки Последовательные картинки Скажи (покажи) наоборот Что будет, если… Смысловые ряды Игры с использованием схем Шарады, ребусы, загадки Головоломки Беседа «Почемучки» Срисовывание по клеточкам Графический диктант Лабиринты Домино Сложи кубики Логические задачи Ассоциации Продолжи… Противоположности | Устанавливает причинно-следственные связи. Обосновывает сходства и различия. Обобщает методом исключения на основе выделения существенных признаков. | ||
моторика | Недостаточность тонкой моторики рук. Неправильно держит карандаш. Нарушения графо-моторной координаций | Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики | Соедини точки Проведи по пунктиру Лабиринты Срисовывание по клеточкам Графический диктант Дорисуй …Раскрась… Штриховка Кинезиологические упражнения Пальчиковые упражнения Самомассаж рук | Рука подготовлена к письму | ||
воображение | Слабая выраженность потребности в творческой деятельности Низкий уровень развития комбинаторных способностей Отсутствие собственного замысла | Развитие вербального и невербального воображения | Дорисовывание фигур, шаблонов На что похоже Головоломки Придумывание историй Бывает – не бывает Придумай и нарисуй Конструирование Этюды, психогимнастика | Использование предметов заместителей. Создают схематические, иногда детализированные, оригинальные рисунки. Составляют рассказы. | ||
эмоции | Эмоциональная лабильность Повышенная возбудимость Быстрая пресыщаемость деятельностью | Эмоциональное самовыражение Снятие мышечных зажимов, психоэмоционального напряжения | Психогимнастика Релаксационные упражнения | Достаточно стойкий познавательный интерес. Повышение работоспособности. |
Опираясь на предложенные выше игры и упражнения, и исходя из полученных результатов диагностики, всегда можно составить программу коррекционно-развивающих занятий, направленную на оптимизацию образовательного процесса дошкольников с задержкой психического развития.
Рекомендуемая литература:
- Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников» - Москва: ТЦ Сфера, 2002.
- Голубь В.Т. «Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5-7 лет» - Москва: «ВАКО», 2004.
- Алябьева Е.А. «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика» – Москва: ТЦ Сфера, 2005.
- Авторы-составители: Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий» – Волгоград: «Учитель», 2009.
- Автор-составитель Климкович Е.А. «Понимать, принимать, развивать» - Минск: ИООО «Красико-Принт», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии.
Доклад на тему: "Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии....
Система работы педагога - психолога МБУ № 27 "Лесовичок" по повышению уровня мотивационной направленности на совместную деятельность участников воспитательно - образовательного процесса Учреждения
Уважаемы коллеги представляю Вашему вниманию презентацию работы по повышению уровня мотивации на совместную деятельность у всех участников воспитательно - образовательного процесса УчрежденияПЛА...
Презентация"Система работы педагога-психолога при психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса в период вхождения в образовательное пространство Российской Федерации"
В презентации рассматривается система работы педагога-психолога согласно требованиям ФГОС...
Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУС
Данная работа содержит материал о возможностях смягчения процесса адаптации детей раннего возраста....
Система работы педагога-психолога по индивидуальному сопровождению детей «группы риска»
В данной работе представлены материалы по индивидуальному сопровождению детей "группы риска" педагогом-психологом....
Система работы педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе
У каждого родителя наступает тот день, когда его ребенок становятся выпускниками детского сада и они начинают задумываться о том, с каким багажом знаний ребенок пойдет в школу. Поэтому взрослые желают...
Опыт работы. Тема: «Система работы педагога- психолога по адаптации детей к условиям ДОУ»
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад - новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжен...