Психокоррекция познавательных процессов у детей с ОВЗ в системе работы педагога-психолога.
статья на тему

Сухрякова Анна Николаевна

В статье предложены игры и упражнения, которые могут быть включены в психокоррекционную программу педагога-психолога с целью оптимизации образовательного процесса дошкольников с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психокоррекция познавательных процессов у детей с ОВЗ

в системе работы педагога-психолога.

На современном этапе одна из актуальных проблем - обновление качества дошкольного образования, переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа коррекционной работы, соответствующая  федеральным образовательным стандартам, должна быть направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, их социальную адаптацию. Однако нельзя создать универсальную психокоррекционную программу, особенно это касается детей с проблемами развития. Это обусловлено тем, что при составлении программы приходится учитывать различные факторы:

  • структуру дефекта и степень его тяжести;
  • психологическую проблему и причины её возникновения;
  • время возникновения дефекта и психологической проблемы;
  • уровень развития межфункциональных связей;
  • типологические индивидуально-психологические особенности ребёнка;
  • предшествующую социальную ситуацию развития ребёнка.

Таким образом, возникает вопрос о необходимости разработки инновационных коррекционно-образовательных технологий.

Учитывая принципы построения образовательного процесса, в дошкольном учреждении компенсирующего вида возможно создать и реализовать психокоррекционную программу для работы с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья.

У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, характерные для задержки психического развития, отмечается несформированность интегративной деятельности мозга, что приводит к недостаточности в развитии восприятия. Специфические нарушения восприятия определяют ограниченность и фрагментарность представлений детей об окружающем мире и обуславливают неполноценность основы для развития у них мышления. К концу дошкольного возраста дети с задержкой психического развития, отстают от своих нормально развивающих сверстников по уровню развития мышления. Перечисленные особенности создают неполноценную основу для усвоения знаний и умений в процессе обучения таких детей в школе, что обуславливает необходимость проведения коррекционно-развивающей работы с ними уже в средней группе. Только специальные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в развитии дошкольников.

Психокоррекционная программа работы педагога-психолога направлена на коррекцию и развитие познавательных процессов у детей 4 – 7 лет. Реализация этой программы предусматривает тесное сотрудничество педагога-психолога с дефектологом, логопедом, воспитателями и родителями. Содержание своей работы педагог-психолог определяет с учетом лексических тем, предложенных дефектологом. Программа состоит из серии коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Все игры, упражнения и игровые задания подобраны по лексическим темам. В подготовительной группе, учитывая особенности детей и исходя из результатов диагностики, рекомендуем выходить за рамки лексических тем и при подборе игр больше опираться на развитие слухового анализатора детей. Коррекционно-развивающие занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам, которые формируются по результатам диагностики. Занятие имеет четкую структуру и включает в себя следующие организационные моменты:

Структура коррекционно-развивающего занятия:

  1. Приветствие - ритуал.

Цель: создание положительного настроя на совместную деятельность, общение.

Кинезиологические упражнения.

Цель: стимуляция интеллектуального развития.

II. Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией.

Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики.

Психогимнастика и этюды.

Цель: развитие мимики и пантомимики.

Релаксационные упражнения.        

Цель: развитие умения расслабляться и распределять свои силы.

III. Подведение итогов. Поощрение. Ритуал окончания занятия.

Цель: развитие мнемических процессов, стимуляция к совместной деятельности.

В процессе совместной деятельности с детьми решаются следующие задачи:

  1. Развивающие задачи:
  1. Развитие общей осведомленности.
  2. Развитие зрительного и слухового восприятия.
  3. Развитие устойчивости внимания, устранение импульсивности; увеличение объема внимания, формирование концентрации внимания.
  4. Развитие логического запоминания. Развитие разных видов памяти.
  5. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение).
  6. Развитие наглядно-образного мышления, формирование предпосылок перехода к словесно-логическому мышлению.
  7. Развитие дивергентного мышления и воображения.
  8. Развитие зрительно-моторной координации.
  9. Развитие межполушарного взаимодействия.
  10.  Развитие координации и выразительности движений.
  11.  Развитие умения расслабляться.
  1. Обучающие задачи:
  1. Научить работать по инструкциям, по образцу.
  2. Научить целенаправленно запоминать материал.
  1. Воспитательные задачи:
  1. Воспитание культуры общения между детьми и со взрослым.


психический процесс

Основные нарушения

Основные задачи

Игры, упражнения и задания

Ожидаемый результат

восприятие

Затруднения в узнавании непривычно представленных предметов, в соединении отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ.

Совершенствование зрительного и слухового анализа, осмысленности восприятия. Формирование целостного образа предмета

Упражнения на узнавание:

  • наложенных друг на друга изображений предметов
  • контурных изображений предметов
  • силуэтных изображений предметов
  • точечных изображений предметов
  • зашумленных изображений предметов
  • по элементам изображений предметов

Воссоздание из геометрических фигур образных изображений (головоломки).

Разрезные картинки

Пазлы

Что слышно?

Конструирование по образцу

Рисование по образцу

Узнай по голосу, звуку

Дорисуй по элементам изображений

Раскрась (дорисуй) по образцу

Повышение умения детей воспринимать зрительную и слуховую информацию.

внимание

Неустойчивое, непроизвольное. Нарушения внимания: отвлекаемость, рассеянность, гиперподвижность, сужение объема.

Развитие свойств внимания (устойчивость, переключение, концентрация)

Раскрась (дорисуй) по образцу

Дорисуй, чтобы все стало одинаковым

Поиск парных изображений

Нахождение различных фигурок, «спрятанных» на картинке

Сходства и различия

Срисовывание по клеточкам

Графический диктант

Лабиринты

Зачеркни…, обведи…

Четвертый лишний

Испорченный телефон

Чего не хватает?

Расширение объема внимания.

Возрастание устойчивости.

Развитие произвольности.

память

Ограничена по объему, отличается невысокой прочностью запоминания, неточностью воспроизведения

Развитие зрительной, слуховой, зрительно – пространственной, двигательной памяти

Запомни и разложи картинки (предметы, слова, звуки, движения)

Что изменилось?

Снежный ком

Пары слов

Воспроизведение визуальных репродукций

Вопросы по картинкам (рассказам)

Повышение произвольности запоминания и объема слуховой памяти.

Выстраивает логические связи.

мышление

Не развиваются соответствующие возрасту предпосылки логического мышления: при обобщении не выделяют существенных признаков, при сравнении опираются на случайные признаки, проявляют низкий уровень интеллектуальной активности

Развитие наглядно-образного мышления, развитие умения устанавливать логические связи и закономерности, развитие операций мышления, развитие пространственной ориентировки.

Разрезные картинки

Сходства и различия

Пустой квадрат

Четвертый лишний

Логические концовки

Последовательные картинки

Скажи (покажи) наоборот

Что будет, если…

Смысловые ряды

Игры с использованием схем

Шарады, ребусы, загадки

Головоломки

Беседа «Почемучки»

Срисовывание по клеточкам

Графический диктант

Лабиринты

Домино

Сложи кубики

Логические задачи

Ассоциации

Продолжи…

Противоположности

Устанавливает причинно-следственные связи.

Обосновывает сходства и различия.

Обобщает методом исключения на основе выделения существенных признаков.

моторика

Недостаточность тонкой моторики рук.

Неправильно держит карандаш.

Нарушения графо-моторной координаций 

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики

Соедини точки

Проведи по пунктиру

Лабиринты

Срисовывание по клеточкам

Графический диктант

Дорисуй …Раскрась…

Штриховка

Кинезиологические упражнения

Пальчиковые упражнения

Самомассаж рук

Рука подготовлена к письму

воображение

Слабая выраженность потребности в творческой деятельности

Низкий уровень развития комбинаторных способностей

Отсутствие собственного замысла

Развитие вербального и невербального воображения

Дорисовывание фигур, шаблонов

На что похоже

Головоломки

Придумывание историй

Бывает – не бывает

Придумай и нарисуй

Конструирование

Этюды, психогимнастика

Использование предметов заместителей.

Создают схематические, иногда детализированные, оригинальные рисунки.

Составляют рассказы.

эмоции

Эмоциональная лабильность

Повышенная возбудимость

Быстрая пресыщаемость деятельностью

Эмоциональное самовыражение

Снятие мышечных зажимов, психоэмоционального напряжения

Психогимнастика

Релаксационные упражнения

Достаточно стойкий познавательный интерес.

Повышение работоспособности.


Опираясь на предложенные выше игры и упражнения, и исходя из полученных результатов диагностики, всегда можно составить программу коррекционно-развивающих занятий, направленную на оптимизацию образовательного процесса дошкольников с задержкой психического развития.

Рекомендуемая литература:

  1. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников» - Москва: ТЦ Сфера, 2002.
  2. Голубь В.Т. «Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5-7 лет» - Москва: «ВАКО», 2004.
  3. Алябьева Е.А. «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика» – Москва: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Авторы-составители: Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий»  – Волгоград: «Учитель», 2009.
  5. Автор-составитель Климкович Е.А. «Понимать, принимать, развивать» - Минск: ИООО «Красико-Принт», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии.

Доклад на тему: "Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии....

Система работы педагога - психолога МБУ № 27 "Лесовичок" по повышению уровня мотивационной направленности на совместную деятельность участников воспитательно - образовательного процесса Учреждения

Уважаемы коллеги представляю Вашему вниманию презентацию работы по повышению уровня мотивации на совместную деятельность у всех участников воспитательно - образовательного процесса УчрежденияПЛА...

Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУС

Данная работа содержит материал о возможностях смягчения процесса адаптации детей раннего возраста....

Система работы педагога-психолога по индивидуальному сопровождению детей «группы риска»

В данной работе представлены материалы по индивидуальному сопровождению детей "группы риска" педагогом-психологом....

Система работы педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе

У каждого родителя наступает тот день, когда его ребенок становятся выпускниками детского сада и они начинают задумываться о том, с каким багажом знаний ребенок пойдет в школу. Поэтому взрослые желают...

Опыт работы. Тема: «Система работы педагога- психолога по адаптации детей к условиям ДОУ»

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад - новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжен...