Маленькие художники, открывающие дверь в мир искусства
статья на тему

Хлебникова Татьяна Николаевна

Статья "Маленькие художники, открывающие заветную дверь в мир искусства" была опубликованна в учебно-методическом пособии, разработанном творческой группой МБДОУ "ЦРР-детский сад "Сказка".2012год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khlebnikova_malenkie_khudozhniki.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хлебникова Т.Н.

МБДОУ «ЦРР – ДС «Сказка»

воспитатель

 первая квалификационная категория

МАЛЕНЬКИЕ  «ХУДОЖНИКИ», ОТКРЫВАЮЩИЕ

ЗАВЕТНУЮ ДВЕРЬ В МИР ИСКУССТВА.

                           

         Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

 Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить!

 М. Волошин.

   Приобщение детей к искусству – одна из тех педагогических проблем, которые всегда являются современными и актуальными. Программа дошкольного образования декларирует этот раздел работы как один из основных, способствующих воспитанию у детей таких важных качеств, как эстетические потребности, творческая активность, художественный вкус и, наконец, - эмпатия умение тонко чувствовать настроение, эмоциональные переживания другого человека.

 У нас в ДОУ студия «Цветик-семицветик» в этом году продолжила  свою работу, с детьми дошкольной  разновозрастной группы. В группе появились новые дети, они старше остальных  детей на год. Так как группа разновозрастная, возможности у детей разные, поэтому и изобразительное  творчество в рисовании, лепке, аппликации, экопластике  и оригами   должно быть интересным.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Исходя из этого, я поставила перед собой целый комплекс взаимосвязанных задач:

  • в рисовании  совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получились новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью – умело проводить линии  в разных направлениях); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки желтого при изображении осенних листьев, два-три оттенка красного цвета при изображении яблока); познакомить с приемами рисования простым карандашом, цветными, восковыми мелками, углем, сангиной;
  • в лепке  учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путем вытягивания и моделирования частей; показать способ лепки,  предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой);
  • в аппликации показать новые способы создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному контуру; накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, елочки) для изготовления ажурных  изделий (салфетки); в коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи);
  • в экопластике создавать оригинальные картины, изделия и композиции из природного материала.
  • в технике оригами способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, схемам, заданным условиям, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога. Развивать  мелкую моторику пальцев.

Овладение техникой – это  не только освоение основ, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином  эстетическом объекте и способах передачи  впечатления о нем в конкретном продукте (рисунке, коллаже, пластике, оригами).

При подготовке к организационной образовательной деятельности пользовалась методическими рекомендациями:

  1. Т.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду»;
  2. Т.С.Комаровой «Развитие у дошкольников творчества»;
  3. Частично использовала парциальную программу под редакцией Н.Г.Третьяковой «Обучение детей рисованию в детском саду»;
  4. «Использование барельефной лепки в работе с детьми под редакцией Митрохович Т.И.;
  5. Развитие творческих способностей дошкольников (методическое пособие) под редакцией Котова Е.В.

Для  составления плана работы по дополнительному образованию частично использовала материалы из книг:

6. «Оригами в детском саду» под ред. С Мусиенко, Г.Бутылкиной;          7.«Художественный труд в детском саду» под ред.

И.А.Лыковой; «Уроки рисования», «Уроки лепки»  под ред. Л.В.Кусаковой;

8.   «Нетрадиционные техники рисования» под ред Т.А.Цквитария;

9.  «Детский сад и семья» - изобразительное творчество от колыбели до школы. Под ред. И.А.Лыковой.

В начале  учебного года в  октябре – ноябре  и в конце учебного года  март – апрель проходит мониторинг детского развития. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения детей данной программы и влияние образовательного процесса, на развитие детей. Так как группа разновозрастная, возможности у детей разные, поэтому и изобразительное  творчество в рисовании, лепке, аппликации, экопластики и оригами  сложно проанализировать в одной таблице . По каждому виду деятельности составляла диагностические методики. Перед началом обследования предупреждала о том, что работать нужно самостоятельно. Каждое задание объясняла и давала время на его выполнение. После проведения диагностического обследования оценивала результаты каждого ребенка и заносила их в таблицы, которые дают возможность проследить динамику детского развития и проанализировать трудности, возникающие в образовательном процессе.

.  По результатам вводного (ноябрь) обследования  планировала индивидуальную и коррекционную работу.  Анализ таблиц развития, позволяет оценить эффективность программы, значимость индивидуального  подхода и  коррекционной работы с детьми.

При перспективном планировании работы студии  я ставила перед собой комплекс взаимосвязанных задач: на занятиях по рисованию мы с детьми не только рисовали, но и экспериментировали с красками: «Зеленый май», «Солнечный цвет», «Я рисую море»; рисовали в технике  «по мокрому» (цветовая растяжка) – «Весеннее небо». Рисование – фантазирование с элементами аппликации «Домик с трубой и сказочник  дым»; рисование – фантазирование «На далекой, удивительной планете…» с элементами аппликации. Интегрированное мероприятие «Нежные подснежники» - аппликация с элементами рисования.  Рисовали по представлению «Милой мамочки портрет», рисовали с опорой на фотографию «Папин портрет». Интересные темы подбирала для декоративного рисования – «Волшебные снежинки» (краски зимы);  «Солнышко, нарядись!  Красное, покажись!». Совместно с педагогом по экологии подготовили и провели открытое интегрированное познавательное мероприятие «Превращение гусеницы» - рисование-фантазирование с элементами объемной аппликации. Итогом этого мероприятия явилась выставка детских работ «Разноцветная полянка», которая украсила фойе ДОУ.

Во время проведения мероприятий по аппликации старалась заинтересовать детей новыми способами создания образов: ленточная аппликация «Дружные ребята»; аппликация с элементами рисования «Снеговики в шапочках и шарфиках»; аппликация с элементами конструирования «Елочки-красавицы» (панорамные новогодние открытки); рисование с элементами аппликации «Заснеженный дом»; аппликация (бумажная пластика) с элементами рисования  «По морям, по волнам…»; аппликация декоративная с элементами оригами, рисования – «Солнышко, улыбнись!»; аппликация с элементами рисования  «Нежные подснежники»; аппликация коллективная – «Цветы луговые» (панорамная композиция). Коллаж из засушенных листочков и цветочных лепесточков «Самолеты-вертолеты»

Во время проведения мероприятий по лепке - дети  учились лепить рациональным способом, развивали глазомер, чувство формы, композиции, декорировали лепной образ. Особенно увлекательно прошли следующие мероприятия по лепке: «Веселые человечки» (малыши и малышки); барельефная лепка «Медальон-миниатюра»; лепка декоративная рельефная «Листья танцуют и превращаются в деревья»; лепка декоративная из пластилина или соленого теста «Весенний ковер» (плетение из жгутиков); тестопластика «Натюрморт в корзинке»; тестопластика «Листики-листочки, цветы-цветочки»; тестопластика «Звонкие колокольчики».

Нашим детям очень понравилось превращать обычный листок бумаги в самые разные фигурки, изображающие зверей и птиц, деревья и цветы, корабли и самолеты. Начинали с воздушного змея, вспомнили, как складывают лодочку. Затем моделировали новогодние игрушки из ваты и бумаги «Снегири и яблоки». Техникой оригами складывали елочки, деда мороза, зайчика. Развивала интерес у детей к изготовлению фигурок в технике оригами «Двухтрубный корабль», знакомила детей с изготовлением цветов в технике оригами «Цветы».

     На протяжении всего года  создавала условия для того, чтобы дети, посещавшие  ИЗОстудию, могли реализовать свои потребности в изобразительной деятельности в полной мере. Творческий подход к созданию развивающей среды, доступность изобразительных материалов, индивидуальный подход в обучении и оценке детских работ  создает положительный эмоциональный настрой и формирует у дошкольников установку на успех, что очень важно в организации продуктивной деятельности. Но, что бы мы ни делали, всегда с нами рядом родители наших воспитанников.

1.  Начиналось наше взаимодействие с привлечения родителей к подбору познавательной литературы для развивающей среды ДОУ.

а) собирали и приносили природный материал, для работ по экопластике;

б) в групповой комнате коллекционировали самодельные игрушки (сделанные в семье), для развития нестандартного мышления и воображения.

2. Уголок для родителей « Сделаем жизнь наших детей ярче» -  обновлялся  по темам:

а)  «Особенности развития детского восприятия и творчества из природного материала».

б)  «В некотором царстве, в бумажном государстве…» - заинтересовать изготовлением поделок из бумаги в технике оригами.

в)  «Творим без кисточки» - техника рисования ручками, ножками, пальчиками.

г)  «Что такое тестопластика?» - об искусстве созданий объемных и рельефных изделий из теста.

3.Совместно с родителями и педагогами группы проводились мероприятия к праздникам: «День Матери», «День пожилого человека», «Новогодние развлечения», «Рождественские встречи», «Масленичные посиделки», «Праздник наших пап», «День Земли» и много других.  Ко  всем  этим  мероприятиям  проводилась подготовительная работа, оформлялись выставки детских работ, творческие выставки родителей с детьми. Организация совместных творческих выставок-конкурсов повышает авторитет семьи в глазах ребенка; способствует развитию общения с разными поколениями; позволяет лучше понять родителям ребенка. Выставки помогли раскрытию талантов всех: и детей, и взрослых.

4. Предлагала детям  вместе с родителями выполнять домашние задания – этим  родители оказывали  неоценимую помощь, закрепляя умения и навыки, полученные в процессе работе с воспитателем, педагогом.

5. Заучивали стихи, загадки по темам.

  6. Творческий союз семьи и детского сада укрепляется при обсуждении серьезных проблем воспитания и развития детей. Темы  для обсуждения предложили родители. Значима и интересна работа творческой гостиной: «Как рисуют дошколята» - о психологических особенностях рисунка детей; «Великий квадрат не имеет   предела…» - об    организации занятий   дома.

7. Проведен  мастер-класс и практикум для родителей: «Уроки рисования» - учились рисовать человека – «Я и моя семья», «Веселые человечки».

 В летний период  планирую  продолжить свою деятельность в тесном контакте с педагогами и специалистами, в соответствии с программой.

Проводить коррекционно-развивающую, индивидуальную работу со своими воспитанниками. Обеспечивать строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий. Проводить индивидуальное консультирование родителей по воспитанию детей в семье, привлекать их к активному сотрудничеству с детским садом.

В дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью для ребенка просто необходимы, и задача взрослых, и моя – помочь детям увидеть прекрасное, научиться понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.  Если ребенок не получил соответствующих знаний, умений, навыков в этой области, это сковывает его самостоятельность; напротив, овладевая способами деятельности, навыками и умениями, он усваивает опыт, накопленный человечеством в художественной сфере. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев… чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал В.А Сухомлинский.

 Моя работа приносит мне удовлетворение и радость от общения с маленькими «художниками»!

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка "Маленький художник"

Технология работы по ознакомлению детей старшего возраста с живописью....

Художественно - экологическая программа по изобразительной деятельности "Маленькие художники"

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Шир...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»

Сценрии музыкальных развлечений. конспекты, потешки, муз.дидактические игры....

"МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК"

консультация для родителей "Маленький художник"...

маленькие художники

В материале содержится краткое описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей в рисовании в том числе в нетрадиционных техниках, размещены детские раб...

Кружок «Художники-умельцы» по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных художественно-графических техник»

Актуальность данной проблемы заключается  в том, что  мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предмет...