ПРОЕКТ «Обитатели родного края. Дикие животные»
проект на тему
Проект по патриотическому воспитанию детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТ «Обитатели родного края. Дикие животные» | 98.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №7 «Калинка»
ПРОЕКТ
«Обитатели родного края. Дикие животные»
Проект выполнен
Воспитателем
МДОУ № 7 «Калинка»
Пименовой Людмилой Робертовной
г. Егорьевск
2014 г.
Введение
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс, в основе которого, лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, выделяя наиболее характерное для данной местности или данного края.
Развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности воспитателю помогает интегрированный метод обучения. Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Проектный метод деятельности выбран как наиболее эффективное средство обучения и воспитания, как метод развития творческого познавательного мышления.
Актуальность. Проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из актуальных. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине. Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его. Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств, с этого начинается ответственность за все живое.
Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Воспитателю необходимо ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, научить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
Общение с природой украшает нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче. Чуткость, любовь, внимание, нежное и трепетное отношение ко всему живому нужно воспитывать с детства. Ребёнок будет расти любящим и ответственным, только если взрослые своим примером научат бережному отношению к животным и окружающей природе. Поэтому, очень важно организовывать занятия, направленные на познание окружающей среды, жизни животных и растений, воспитывать в детях бережное отношение ко всему живому.
Вид проекта: познавательно-творческий.
По характеру: ребенок и животные.
Продолжительность: средней продолжительности – 1 месяц (сентябрь 2014 года).
Участники: воспитанники старшей группы «Пчелка», воспитатели, родители.
Проблема: бережное отношение к животным и окружающей среде родного края.
Объект исследования: дикие животные лесов Егорьвского района.
Образовательная область: познание, речевое развитие.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
- закрепить понятие малая родина;
- дать представления о диких животных обитающих в лесах Егорьевского района, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
- активизировать и обогатить словарный запас детей, за счет имен существительных, прилагательных и глаголов по теме занятия;
- развивать связную речь, через составление описательного рассказа о диких животных родного края;
- воспитать бережное отношение к животным и окружающей среде родного края;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение;
- воспитывать усидчивость и аккуратность.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы его построения:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Предполагаемые результаты проекта:
- повышение уровня знаний о диких животных в природных условиях;
- выявление устойчивого интереса к живой природе;
- обучение детей применять полученные знания в продуктивной деятельности;
- развитие связной речи и обогащение словарного запаса детей.
Ресурсное обеспечение проекта.
Нормативно-правовое обеспечение:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
- Устав МДОУ №7 «Калинка».
Материально-техническое обеспечение:
Развивающая предметная среда детского сада и конкретно старшей группы оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по масштабу, содержанию и художественному решению. В детском саду имеется методический кабинет, кабинет логопеда, музыкальный, спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения оборудованы с учётом возрастных особенностей детей. Подобрана фонотека современной, классической музыки, музыкальный центр, DVD- проигрыватель, телевизор, что способствует более полному восприятию проводимой работы с детьми. В наличие также дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром.
Информационно-методическое обеспечение:
- Интернет-ресурсы,
- библиотека детской художественной литературы;
- инновационная методическая литература;
- Дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром;
- Фотоальбомы;
- Плакаты.
Критерии эффективности проекта:
- полученные результаты соответствуют ожиданиям при наименьших затратах ресурсов;
- произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
- педагогический опыт интересен коллегам;
- растет мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта;
- к деятельности привлечены родители.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап:
- подбор иллюстрированного материала по теме;
- подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме;
- подбор материалов для изготовления поделок своими руками.
Цель: Сформировать у детей знания о диких животных родного края. Усвоить названия диких животных, определить основные особенности внешнего вида, среды обитания, питания, взаимодействия диких животных друг с другом.
II. Деятельный этап:
- познавательная беседа «Дикие животные» (Приложение 1);
- проведение физкультминутки «Ежик топал по тропинке» (Приложение 2);
- разгадывание загадок согласно выбранной тематике «Угадай, кто это?» (Приложение 3);
- проведение игры-разминки «На водопой» (Приложение 4);
- чтение художественной литературы про диких животных: «Кот и лиса», «Маша и медведь», «Лисичка сестричка», «Три медведя»;
- поделки из шишек своими руками на тему «Дикие животные» (Приложение 5);
- проведение пальчиковой гимнастики «Здравствуй», «В Егорьевске», «Дом и ворота», «Серый волк», «Бурый мишенька» (Приложение 6).
III. Подведение итогов:
- детальное рассматривание картинок с дикими животными;
- выставка поделок из шишек своими руками на тему «Дикие животные».
Цель: Обобщить, уточнить, сформировать и расширить знания о диких животных лесов Егорьевского района. Развивать познавательную деятельность и мышление. Вызвать интерес, за счет совместных выполнений заданий и творческой деятельности.
Раздаточный материал: клеенки для лепки, пластилин, шишки.
Заключение
В процессе реализации проекта все виды деятельности были взаимосвязаны. Воспитательно-образовательный процесс был выстроен на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, с применением здоровье сберегающих технологий, социоигровых технологий. Применение данных технологий позволило избежать физической и эмоциональной перегрузки воспитанников, создать условия для появления индивидуальности, удовлетворение потребности в двигательной активности детей.
Проект дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.-М: ЦГЛ, 2005.
6. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003
7. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».-М.: Просвещение, 2010.
8. Молодцева Л.П. Игровые экологические занятия в детском саду.-М.: Наука, 1996
9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика. М.: ВЛАДОС,2000.
10. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду.-М.: 2003
11. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005г.
Приложение 1
Ход.
Познавательная беседа «Дикие животные»
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Все мы с Вами живем в великой огромной стране – России. Все мы очень любим нашу страну и особенно любим наш родной город, имя которого Егорьевск. Наш прекрасный город окружает удивительная природа. Летом мы можем отдыхать на берегах рек и озер, дышать свежим воздухом и наслаждаться пением птиц, прогуливаясь в лесу, собирая ягоды и грибы.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное и увлекательное путешествие по величественному лесу Егорьевского района, где живут дикие животные. Я расскажу Вам, о жизни этих замечательных животных. Но сначала, скажите, пожалуйста, каких диких животных Вы знаете? (лиса, медведь, волк, рысь, белка, заяц, лось, кабан, бобр, еж, крот, мышка полевка)
- Молодцы! И так, посмотрите на эту картинку (рассматривание картинки с изображением лисы).
- Кто на ней изображен? (лиса)
- Правильно, лиса.
- Лиса - одна из самых известных обитательниц наших лесов. Зверь этот среднего размера с длинным, очень красивым хвостом и крупными острыми ушами и белой грудкой. Уши с обратной стороны черные, а кончик хвоста белый, также есть черные пятна на лапах. Зимой лиса имеет рыжий окрас, а летом серый. Лиса всеядна, в основе её питания лежат мелкие грызуны, главным образом полевые мыши, а также зайцы, ежи и птицы, растения, фрукты, плоды, ягоды, грибы. Живут лисы в норах. Лиса – очень умное и хитрое животное.
Воспитатель: А теперь посмотрите на эту картинку (рассматривание картинки с изображением медведя).
- Кто это? (медведь)
- У медведя крупная голова, маленькие круглые ушки, небольшие глазки, на лапах когти. А цвет меха бурый, отсюда и его название. Питается растительной пищей - любит плоды, орехи, ягоды, некоторые растения, грибы и конечно же мёд. В голодные весенние периоды, после спячки, может скушать кабана, лося или оленя. Не откажется он и от рыбы. Медведь впадает в спячку зимой, для этого устраивает себе берлогу, обычно под упавшими деревьями.
Воспитатель: Этого зверя Вы, конечно же, знаете по детским сказкам (рассматривание картинки с изображением волка).
- Правильно, это волк.
- Волк – предок домашней собаки. По своему общему виду волк может напоминать крупную собаку. У волка шерсть серого цвета, высокие сильные лапы. Волки стайные животные. Живут в логове, только для выведения волчат. В качестве логова, используют заросли кустарника, поваленные деревья, а иногда могут занимать норы сурков, барсуков и других зверей, и лишь в крайних случаях роют их самостоятельно. Волк, является типичным хищником, который добывает себе пищу постоянным поиском и преследованием жертв.
Воспитатель: Кто знает, чем питается волк? (копытными животными, грызунами, зайцами)
- Объектом нападения волков нередко становятся и домашние животные (овцы, коровы, лошади), в том числе и собаки. Летом волки могут полакомиться кладкой яиц, птенцами или сидящими на гнёздах птицами, иногда нападают на водоплавающих и иных птиц. Также употребляют в пищу некоторые растения, грибы, ящериц и лягушек.
Воспитатель: А сейчас ребята, обратите внимание на этого замечательного зверя (рассматривание картинки с изображением рыси).
- На кого он похож?(кошка)
- Правильно, на кошку.
- Рысь – довольно крупный зверь, с пятнистым серо-рыжим окрасом, кисточками на ушах, широкими мохнатыми лапами и коротким хвостом. Питается рысь зайцами, а также она охотится на птиц, мелких грызунов, реже - на небольших копытных, вроде косули, оленей, а так же лисиц и других некрупных зверей, иногда нападает на домашних кошек и собак. Убежищем им служит логово под вывернутыми корнями упавшего дерева, какая-либо яма, небольшая земляная пещера, расщелина скал, старая нора барсука, расположенная в укромном, труднодоступном для людей месте.
Воспитатель: А этот зверек вам знаком? (рассматривание картинки с изображением белки)
- Совершенно верно, это белка.
- Белка - это мелкий зверек, имеющий вытянутое стройное тело и пушистый хвост. Зверек имеет округлую голову, большие чёрные глаза и длинные уши с кисточками, которые особенно заметны в зимний период. Летом белки в основном ярко-рыжие, бурые или тёмно-бурые, а зимой - чёрные и серые. Брюшко в любое время года светлое или чисто белое. Белки живут в дуплах деревьев, называемых гнездами, занимают пустующие жилища сорок, дроздов и ворон.
Воспитатель: Чем питаются белки? (семенами, лесными орехами, желудями, грибами, ягодами, растениями)
- Также белки употребляют в пищу насекомых, яйца птиц, ящериц. На зиму все белки делают запасы: они складывают по дуплам желуди, орехи, шишки, сушат грибы, развешивая их по веткам.
Воспитатель: Этот зверек Вам тоже известен (рассматривание картинки с изображением зайца.)
- Заяц - животное довольно крупное. Телосложение зайца хрупкое, уши длинные, хвост маленький, сверху чёрного или чёрно-бурого цвета. Глаза у зайца красновато-коричневые, задние лапки длиннее передних.
Воспитатель: Каким цветом шерстка у зайца летом? (серая, либо коричневая)
- Зимний мех немного более светлый, чем летний, а голова, передняя часть спины и кончики ушей зимой остаются тёмными. Зайцы обитают на опушках леса, полянах и лугах, выкапывая неглубокую ямку под кустом или поваленным деревом. Норы заяц роет очень редко, но может занять заброшенные лисьи норы. В летнее время заяц поедает растения и молодые побеги деревьев и кустарников, а также овощи. Зимой заяц питается сухой травой, семенами, остатками огородных культур (картошкой, морковью), кустарниковой и древесной растительностью (кора, побеги).
Воспитатель: А что это за зверь такой, кто знает? (рассматривание картинки с изображением лося)
- Это лось.
- Лось – достаточно высокое животное, у него короткие туловище и шея, высокая холка с небольшим горбом и сильно вытянутые ноги. У лося голова крупная, горбоносая, под горлом имеется мягкий кожистый вырост - так называемая «серьга». Шерсть лося очень грубая, у самцов большие рога, а у самок их нет. Окрас лося буровато-чёрный, светло-серые, почти белые ноги. Лоси питаются побегами хвойных и лиственных пород, листьями деревьев и кустарников, корой деревьев, травой, грибами. Кроме человека на лосей охотятся волки, иногда даже медведи. Их добычей становятся больные, молодые и старые животные.
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку (рассматривание картинки с изображением кабана)
- Что это за животное? (кабан)
- Как Вы заметили, кабан очень похож, на известную всем свинью.
- От домашней свиньи он отличается более сжатым и коротким телом, более высокими и толстыми ногами. Кроме того, у кабана голова длиннее и тоньше, длинные уши, которые острее и стоят торчком, острые, сильно развитые клыки. Все домашние свиньи произошли от диких кабанов. Шерсть буровато-серого цвета. Щетина, черно-бурая с примесью желтого, на теле кабана, не считая нижнюю часть шеи и заднюю часть живота, образует что-то вроде гривы. Его морда, нижняя часть ног, хвост и копыта - чёрные. Это крайне осторожные животные – кабан старается избегать встреч с человеком. Но они вовсе не трусливы. Они могут быть отважными, когда раздражены, ранены или защищают своих детенышей – в этот момент кабаны очень опасны. У взрослого кабана практически нет врагов, кроме человека. Но для молодых или больных животных опасны волки и рыси. Кабаны питаются растительной пищей (корни, плоды, желуди и т. п.), но включает также и различных некрупных животных и падаль. В редких случаях дикий кабан нападает на довольно крупных, но больных или раненых животных, таких, как косули или даже олени.
Воспитатель: Обратите внимание на этого зверька (рассматривание картинки с изображением бобра)
- Это бобр - один из самых необычных представителей леса. Являясь крупным наземным грызуном, он при этом отлично приспособлен к водному образу жизни. Самая выдающаяся часть тела бобра – его хвост, покрытый крупными роговыми щетинками, похожий на весло. У бобра маленькие глаза, широкие и короткие уши, почти не выступающие над уровнем меха. Под водой его ушные отверстия и ноздри могут смыкаться, а глаза закрываться специальными перепонками. Зубы у бобра очень крепкие и острые, благодаря им он перегрызает стволы деревьев, чтобы построить плотину на реке или озере и возвести себе дом – хатку. У бобра очень густой и красивый мех, светло-коричневого, бурого или черного цвета. Бобры обычно селятся по берегам медленных речек, прудов и озёр, на водохранилищах, каналах и карьерах. Бобры живут в норах или хатках, причем вход туда они всегда делают под водой. Бобры роют норы под крутыми берегами. Это весьма сложный лабиринт, в котором несколько входов и выходов. Бобры строгие вегетарианцы – они едят только кору и побеги деревьев, иногда балуют себя травянистыми растениями.
Воспитатель: Этого колючего зверя Вы точно знаете (рассматривание картинки с изображением ежа).
- Правильно, это еж.
- Еж - животное, ведущее ночной образ жизни. Уши у ежа относительно небольшие, морда вытянутая, нос острый и постоянно влажный. Иглы у ежа короткие, полые внутри, наполненные воздухом. Голова и брюхо ежа, покрыты грубыми и обычно тёмными волосами. Ежи предпочитают опушки, небольшие поляны, перелески, поймы рек. Они вполне могут жить рядом с человеком. Днем ежи спят в гнезде или других укрытиях. Гнёзда ежи устраивают в кустах, ямах, заброшенных мышиных норах или под корнями деревьев. У ежей, как и у многих ночных животных, плохо развито зрение, зато отличное обоняние и слух. С наступлением заморозков еж плотно законопачивает вход в норку и впадает в зимнюю спячку. Питается еж насекомыми, слизнями, гусеницами, дождевыми червями, иногда ящерицами и лягушками, поедает фрукты и ягоды. Часто ежи лакомятся птенцами или яйцами любых мелких птиц, которые гнездятся на земле, а также мышами.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим с Вами на одно из самых загадочных животных, обитающем в лесу (рассматривание картинки с изображением крота).
- Что же это за зверек? (крот)
- Окрас меха крота обычно чёрный, нижняя часть тела немного светлее. Крот представляет мир животных, обитающих под землей на лугах, полях, огородах, в садах и поймах рек. Кроты роют, своими передними лапками, под землей множество ходов и устраивают себе гнезда в корнях деревьев, или под старыми пнями, где активно зимуют, не впадая в спячку. Питаются кроты почвенными беспозвоночными, преобладают среди которых дождевые черви, а также различными насекомыми, слизнями, ящерицами, мышами и лягушками.
Воспитатель: Кто знает, как называется этот милый маленький зверек? (рассматривание картинки с изображением мышки полевки)
- Мышка полевка внешне напоминает обычную мышь или крысу. Однако, разница заключается в отличающиеся от них тупой мордочкой, короткими круглыми ушами и небольшим хвостом. Со стороны спинки шкурка у неё серовато-коричневого цвета, а на брюшке беловатая. Селится полевка на лесных опушках и вырубках, на лугах, полях и в долинах рек. Полёвки живут колониями, которые состоят из нескольких семей. Под землёй они роют норы со сложной разветвлённой сетью ходов. В каждой норе имеется несколько камер, которые предназначены для различных целей: в некоторых камерах они устраивают гнёзда, а в других складывают запасы корма. Кормом полёвок является растительная пища, главным образом стебли, листья и почки различных растений, семена, орехи, а так же различные насекомые. В зимнее время они живут под снегом, где у них находятся гнёзда, сплетённые из сухой травы.
Воспитатель: Сегодня ребята, Вы познакомились с удивительными дикими животными, обитающими в лесах, но я вам рассказала только о некоторых из них, на самом деле их гораздо больше.
Воспитатель на магнитной доске располагает картинки с дикими животными и предлагает детям по желанию, по одному, подойти к доске, взять картинку с изображением животного и рассказать все, что он знает о нем.
Воспитатель: Как Вы думаете ребята, диким животным хорошо живется в лесу? А почему? (Хорошо. Это их дом.)
Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу? ( В лесу нельзя ничего ломать, обижать животных. Лес нельзя загрязнять.)
Воспитатель: Ребята, Вы все молодцы, порадовали меня своими ответами. Помните, что мы - Егорьевцы – должны заботиться о своем доме, о своей родине, бережно относиться к животным и окружающей природе родного края. И что мы – граждане очень сильной, могучей страны, имя которой – Россия.
Приложение 2
Физкультминутка «Ежик топал по тропинке»:
Жили-были серый еж, и его ежиха. Хлопки в ладоши.
Серый еж был очень тих, Потягивания – руки вверх с растопыренными пальчиками.
И ежиха тоже. Потягивания – руки в стороны.
И ребенок был у них - очень тихий ежик. Приседание – плавное опускание рук в низ.
Всей семьей идут гулять, ночью вдоль дорожек, Ходьба на месте с размахиванием рук вдоль туловища.
Еж-отец, ежиха-мать, Ходьба бодрая.
И ребенок-ежик. Ходьба замедленная.
Вдоль глухих осенних троп, ходят тихо: топ-топ-топ. Ходьба на носочках.
Приложение 3
Игра «Угадай, кто это?»
Воспитатель на магнитной доске располагает картинки с дикими животными, в качестве подсказки при отгадывании загадок.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы свами поиграем в игру «Угадай, кто это?». Я буду загадывать Вам загадки, а Вы будете их отгадывать. В качестве подсказки, можете воспользоваться картинками, представленными на магнитной доске.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса.
Кто же это? (Лиса)
_______
Он в берлоге спит зимой,
Под большущую сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
_______
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
_______
Думал, кошка,
Крикнул: «Брысь»
Оказалось, это… (Рысь)
_______
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать. (Белка)
_______
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
_______
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
_______
Этот зверь, с двумя клыками,
С очень мощными ногами,
И с лепешкой на носу,
Роет землю он в лесу. (Кабан)
_______
В заводи живу речной,
В теплой шубе меховой,
Постоянно я в работе,
О платине я забочусь,
Без гвоздя и топора,
Дом мы строить мастера.
Жизнерадостны, бодры,
Это, братцы, кто? (Бобры)
_______
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовется это… (Еж)
_______
Все изрыл – и луг, и сад –
Землеройный аппарат,
В темноте, в часы прогулки,
Рыл под полем, переулки. (Крот)
_______
Под корягою шуршит,
В поле выбраться спешит.
Ест пшено, ячмень, морковку,
Мышка рыжая… (Полевка)
Приложение 4
Игра-разминка «На водопой»:
Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом);
За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая);
За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках);
За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед),
За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку);
За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку);
За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах);
Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках);
Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).
Приложение 5
Поделки из шишек своими руками на тему «Дикие животные»
Для этого нам понадобятся:
- шишки;
- пластилин;
Например, чтобы сделать зайца, нам понадобится одна шишка, белый, голубой и розовый пластилин. Из белого пластилина лепим мордочку зайчика, лапы и уши. Из розового пластилина делаем внутреннюю сторону уха, нос и рот зайчика. А из голубого пластилина – глазки.
Приложение 6
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,
похлопывая друг друга кончиками).
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!
Пальчиковая гимнастика «В Егорьевске»
В Егорьевске поднялся ветер (трут ладони);
Начинает капать дождь (клацанье пальцами);
Дождь усиливается (поочередные хлопки ладонями по груди);
Начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам);
А вот и град – настоящая буря (топот ногами);
Но что это? Буря стихает (хлопки по бедрам);
Дождь утихает (хлопки ладонями по груди);
Редкие капли падают на землю (клацанье пальцами);
Тихий шелест ветра (трут ладони);
Солнце! (руки вверх).
Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»
На поляне дом стоит (дети изображают крышу дома пальцами рук);
Ну а к дому путь закрыт (разворачивают ладошки к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы вверх);
Мы ворота открываем (разворачивают ладони параллельно друг другу);
В этот домик приглашаем (изображают крышу дома);
Собачку, зайку, петушка, лисичку, медвежонка! (загибают пальчики на обеих руках);
В одном доме все живут (изображают крышу);
Их соседями зовут!
Пальчиковая гимнастика «Серый волк»
Серый волк крадется в чаще (делают двумя руками «пасть» волка, движение вперед обеими рукам);
Очень страшный, настоящий (загибают на обеих руках пальцы, начиная с мизинца);
Ох, уж этот серый волк! (указательными пальцами «грозят»);
Он зубами, щелк да щелк! (делают из пальцев рук «пасть» волка, ритмично стучат пальцами, на последнее слово делают «замочек» из пальцев).
Пальчиковая гимнастика «Бурый мишенька»
Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы);
Крепко спал в берлоге (кладут руки под щеку);
Весною он проснулся (тянут руки вверх);
Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются);
- здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы);
- здравствуй, белочка-сестричка!
- здравствуй, серенький волчонок!
- здравствуй, беленький зайчонок!
- и колючий брат-ежонок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним"
Проект в средней группе ДОУ "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним".Данный проект направлен на формирование экологической культуры и...
ТВОРЧЕСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ РОДНОГО КРАЯ»
В дошкольном возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качес...
Проект в средней группе "Дикие животные Ставропольского края"
Проект в средней группе "Дикие животные Ставропольского края"...
Конспект ООД по познавательному развитию на тему «Животный мир нашего края. Дикие животные» в подготовительной группе.
: Расширение и систематизация знаний детей о диких животных наших лесов, об их питании, образе жизнПополнить и систематизировать представления детей о жизни диких животныхРазвивать воо...
Проект "Знатоки родного края" итоговое мероприятие квест-игра "Сокровища Красноярского края"
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в ...
Проект в средней группе «Дикие животные нашего края»
Цель проекта: формирование познавательного интереса детей о жизни диких животных нашего края. Задачи:1.Формировать представления о жизни диких животных нашего края, среде обитания, повадках,...
Проект 1 недели ноября " Дикие животные нашего края"
Проект «Дикие животные нашего края»Цель:создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.Задачи проекта:Дать представления о диких животных ле...