Эмоционально - нравственная культура детей дошкольного возраста
статья на тему
Данная работа поможет педагогам и родителям раскрыть особенности воспитания эмоционально- нравственной культуры детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_zmotsioealno-nravstvennoy_kultury_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста.
- . Понятие эмоционально – нравственной культуры в психолого-педагогической литературе………………………………………………………6
- . Особенности эмоционально – нравственной культуры детей в дошкольном возрасте……………………………………………………………10
Выводы по 1 главе………………………………………………………………14
Глава 2. Исследование эмоционально – нравственной культуры дошкольников.
2.1. Уровни эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….15
2.2. Методы и приемы воспитания эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста…………………………………………………...21
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………...29
Список используемой литературы…………………………………………...33
Приложение…………………………………………………………………......36
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что в современном российском обществе предъявляются совершенно другие требования к воспитанию подрастающего поколения. Мамы и папы уделяют повышенное внимание только интеллектуальному развитию своих детей: рано учат их читать и считать, с четырех-пяти лет отдают в мини-лицеи и прогимназии, платят порой немалые деньги за обучение крохи иностранному языку. Воспитание эмоционально-нравственная культуры нередко оказывается «в загоне»: ни семья, ни детские учреждения им сейчас почти не занимаются. А это серьезно сказывается на формировании личности ребенка.
Нравственный кризис в современном обществе, отчуждение человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей, нарушение связи и духовно-нравственной преемственности поколений, трудности социализации, снижение воспитательной роли семьи актуализируют проблему целенаправленного и последовательного формирования эмоционально - нравственной культуры личности. Основы, которой закладываются в детском возрасте, являющемся важным этапом становления морального облика ребенка, формирования нравственного сознания, развития его нравственных качеств, приобретения субъектного опыта деятельности и поведения. Поэтому так важно именно с детских лет заложить основы нравственности, сформировать первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, которые в дальнейшем помогут стать растущему человеку «действенным субъектом человеческого сообщества». По своей актуальности проблема воспитания эмоционально-нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Ребенок идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые – родители, воспитатели, психологи.
Отсюда следует, что работа, направленная на воспитание эмоционально- нравственной культуры, очень актуальна и важна.
Объект исследования: процесс воспитания эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: эмоционально – нравственная культура дошкольников
Цель исследования: раскрыть особенности воспитания эмоционально- нравственной культуры детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: воспитание эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста будет успешно организовано воспитателями и родителями, если:
1.Учтены возрастные особенности детей дошкольного возраста.
2.Использованы методы и приемы воспитания (беседа, игры, чтение художественной литературы).
Задачи исследования:
1.Провести анализ психологической и педагогической литературы по проблеме эмоционально - нравственной культуры личности.
2.Изучить особенности эмоционально - нравственной культуры детей дошкольников.
3.Определить уровни эмоционально - нравственной культуры дошкольников
4.Подобрать методы и приемы повышения уровня эмоционально - нравственной культуры дошкольника.
Методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по данной проблеме, обобщение, выделение главного);
- эмпирические (беседа с детьми, тестирование по методикам «Сюжетные картинки», «Закончи историю», наблюдение).
Методологическая основа:: теории возрастного развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.К. Дусавицкий, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин); теории, отражающие закономерности развития эмоционально-нравственной сферы личности (Л.Н. Антилогова, Н.А. Корниенко, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн, Л.И. Рувинский, П.М. Якобсон.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: в работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический и практический материал по проблеме воспитания эмоционально – нравственной культуры.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования методик и упражнений в воспитании эмоционально – нравственной культуры в практической деятельности педагогов и родителей.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МДОУ №105 «Мальвина» г. Волжского. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 10 человек.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения. Общий объём 35 листов.
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста
- Понятие эмоционально – нравственной культуры в психолого-педагогической литературе
Что же такое эмоционально - нравственная культура? Разберем два понятия: эмоциональная культура и нравственная культура.
Одним из первых дал определение эмоциональной культуры Якобсон П. М. По его мнению, эмоциональная культура есть комплекс явлений, представляющих собой в значительно мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени. » [35, с. 64].
Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим.
Таким образом, эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие личности.
Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. При этом под эмоциональной грамотностью надо понимать целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью владение методикой, личностную и интеллектуальную готовность, возможность справиться с данной профессиональной задачей, что включает все стороны деятельности.
Эмоциональная культура тесно связано с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые стали употреблять Питер Сэловей и Джон Мейер в 1990 году. [35, с. 64].
Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.
Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде.
Под эмоциональной средой мы понимаем организацию ситуаций социально-педагогического сопровождения, способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее.
Эмоция может быть подавлена, если человек внешне остается спокойным. Проблема заключается в том, любая эмоция даже в случае торможения ее произвольных компонентов обязательно распространится на деятельность внутренних органов, не поддающихся произвольному контролю. Предотвратить последствия негативных эмоциональных состояний помогает положительная эмоция. В этих условиях большое значение приобретает умение управлять эмоциями, которое заключается не в умении подавлять определенные (внешние) компоненты эмоций или в разрядке уже возникшей эмоции (в частности, физической нагрузкой). Умение управлять эмоциями заключается в том, чтобы эта эмоция в определенной обстановке не возникла вообще.
Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.
Структуру нравственной культуры личности составляют:
а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);
б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);
в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);
г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.
Смысл того, что называется нравственной культурой, - зависит не только от той или иной трактовки культуры, но и от наших представлений о том, что такое нравственность. Последнее важно хотя бы потому, что в русском языке и в отечественной этике привычно употребляются два понятия: “нравственность” и “мораль”. [2, с. 62].
Смысл того и другого в общем один, но употребление каждого из этих терминов проявляет некоторые оттенки смысла. В понятии “мораль” в большей мере акцентируется нормативность нравственности, ее социальное бытие, моменты долженствования.
При употреблении понятия “нравственность” чаще подчеркивается индивидуализованность морали, ее индивидуальное бытие, реализуемость норм, идеалов, должного в жизни людей, в их действиях, их сознании и самосознании.
И в том и другом случае речь идет об отношениях людей друг к другу. И не о любых межчеловеческих отношениях, а о тех, в которых выявляются «добро» и «зло»: «...нравственность вообще есть ценностная ориентация поведения, осуществляемая через дихотомию (разделение надвое) добра и зла». Какие бы мы ни взяли понятия, отношения, действия в сфере морали, нравственности, - все они, так или иначе, имеют в своей основе способность человека различать добро и зло. Большинство отношений в сфере морали это и есть конкретные модификации проявлений добра и зла в разных сторонах жизни. Честность - это явно добро, а нечестность - зло. То же самое со справедливостью и несправедливостью, порядочностью и непорядочностью, милосердием и жестокостью, и т. д. Стыд, совесть выражают то, что человек ощутил (осознал) значение своего отклонения от линии добра. Зло не является ценностью, а вот добро часто, и видимо правильно, считается ключевой нравственной ценностью. Добро не как абстракция, а как отношение, реализуемое в мыслях, чувствах, намерениях и действиях людей.
Говоря о нравственной культуре, тогда естественно предположить, что облагораживание, одухотворение жизни проявляется через реализацию в ней добра в его разных модификациях. Как бы по-разному ни проявлялись и ни понимались вообще нравственность и, в частности, добро в конкретных культурах, этносах, социальных слоях, - отсутствие нравственной культуры это все же именно неспособность человека к различению добра и зла, неумение, да и нежелание творить добро. Это такое состояние, при котором добро еще или уже не выступает как жизненно значимое для человека, как действенная ценность. В цивилизованных обществах такое дочеловеческое или монстрообразное состояние практически невозможно ни для отдельного человека, ни для социальных групп. Другое дело, что считается добром, а что злом в каждом частном случае? Цивилизованное общество требует хотя бы минимума нравственности. Поэтому вопрос о сути нравственной культуры является вопросом о ее характере и степени, то есть об ее уровне. А уровень культуры, в том числе и нравственной, определяется тем, какие базовые потребности доминируют в жизни данного человека, данной группы людей.
1.2. Особенности эмоционально-нравственной культуры детей в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.
Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств.
Динамика и содержание представлений о нравственных качествах в дошкольном возрасте:
- 3-4 года. Складываются элементарные представления о том, что «такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков, развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
- 4-5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
- 5-6 лет. Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости и, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах.
- 6-7 лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость и т.д.
Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальным поведением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям.
Альтруистическое поведение связано не с полнотой понимания и принятия моральной нормы как правила поведения, а с особым отношением к другому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в различных ситуациях межличностного взаимодействия. Такое отношение предполагает эмпатию: переживания другого воспринимаются через непосредственное эмоциональное заражение, через принятие чужих переживаний. Суть отношения к другому сводится, прежде всего к эмоциональной отзывчивости, и именно чувства являются первичными по отношению к пониманию и действию. Основой нравственного отношения к другому является способность увидеть и услышать именно другого человека, а не только себя в нем.
Мощным фактором развитие гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действия и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.
Когда дети соревнуются друг с другом в игре, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревновательных играх главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.
Сопереживание сверстнику в игре во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количеств негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу снижается.
Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5 летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, к тому симпатизирует и сочувствует. Взрослый организует совместную деятельность с дошкольником и в игре идет накопление первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо». Ребенок соотносит их со своими действиями и поступками.
Механизмом усвоения нравственных норм выступает идентификация - как в форме сочувствия, так и форме соотнесения себя с этическими эталонами. С.Г.Якобсон в своих исследованиях подчеркивает роль этического эталона в нравственном развитии личности ребенка. "Источником становления нравственной регуляции являются особые отношения со взрослыми, который формирует у ребенка его образ себя как соответствующего положительному эталону и одновременно строит действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном". В.С.Мухина указывает, что «нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка» [20, с. 228].
В.С.Мухина подчеркивает, что стремление дошкольника следовать нравственному эталону опосредованно притязанием на признание со стороны других людей. Таким образом, уже в дошкольном детстве мир социальных отношений «требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка». В.С.Мухина указывает на то, что «нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка».
Д.Б.Эльконин подчеркивал, что игра имеет социальный характер, так как ее содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений между людьми. «Игра социальна по своему содержания именно потому, что она социальна по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе» [22, с. 36]. С.Л.Рубинштейн так характеризует значение ролевой игры в жизни ребенка: «…в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются, через нее формируются все стороны психической жизни личности: в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению».
На социальный характер игры указывает В.В.Зеньковский, который замечает, что в игре ребенок завоевывает социальное пространство: «… в играх дитя хочет быть таким, каким оно видит взрослых, невольно подражает им, невольно видит в них пример и образец… С другой стороны, игры, в которых дитя играет какую-либо роль, расширяют круг переживаний ребенка».
В играх у детей развиваются такие отношения, которые вне игры им недоступны. Так, в игре дети часто становятся в отношения соподчинения и взаимной помощи. [21, с. 493].
Выводы по 1 главе
Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. Но одними из самых привлекательных, важных и сложных объектов познания являются культура и ее носитель и творец - человек.
Создание необходимых условий эмоционального комфорта, психологического благополучия способствует развитию и становлению личности. С точки зрения современной педагогики это означает установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития нравственных качеств, удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характер собственных поступков. Одна из наиболее трудных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей» [26, с. 4].
Установлено, что эмоционально чувственные люди лучше прогнозируют реакции, поступки, мнения окружающих, легче адаптируются в социуме, свободно контактируют. Эмоциональные переживания лежат в основе нравственных чувств.
Именно дошкольный возраст является сензитивным для развития детей. Этот период во многом предопределяет будущий облик человека и то же время исключительно благоприятен для взаимодействия взрослого и ребенка. У детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Мир эмоции, чувств и нравственных переживаний у дошкольника тесно взаимосвязаны. В общении детей формируется их способность выражать свои чувства, давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию. «Коммуникативная глухота», то есть невосприимчивость к чувствам и желаниям сверстника, их потребностям может стать причиной конфликтов в дошкольном возрасте, и негативно сказаться на эмоционально-нравственном развитии ребенка.
Глава 2. Исследование эмоционально – нравственной культуры дошкольников
2.1 Уровни эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе МДОУ. В нем участвовала группа из 10 человек детей старшего дошкольного возраста. Исследование включало в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
1.этап. Констатирующий эксперимент.
Цель: выяснить уровни эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста.
Методика: «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Калининой Р.М) [26, с.38], предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам (см. приложение 1).
Исследование проводилось индивидуально. Перед ребенком раскладывались картинки. Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии (табл. 1).
По результатам диагностики (табл. 2) были выявлены следующие результаты: только 30 % детей самостоятельно и правильно называют эмоциональное состояние человека (например, Катя П., 6 л., 5 мес. - гнев): «Я думаю, что это царица. У нее злое такое настроение, лицо все злое. Она очень сердится. Она думала, что они победят, а победили наши. Ее в тюрьму посадили за то, что она правила страной со своим королем».
60 % детей понимают эмоциональное состояние через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию; дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой (например, Матвей М., 5г., 12 мес. – гнев): «Она услышала гром какой-то, хотела выйти, а дверь закрыта… Наверно, сердится, что закрыли ее».
Еще 10 % детей не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.
Таблица 1
Оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников по методике «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Калининой Р.М)
п/п | Испытуемый | Раскладывание картинок | Обоснование своих действий | Эмоциональные реакции | Количество баллов |
1 | Олег Н. | + | + | - | 2 |
2 | Рома Л. | + | + | + | 3 |
3 | Витя Г. | + | + | + | 3 |
4 | Аня Е. | + | + | - | 2 |
5 | Вера Щ. | + | + | - | 2 |
6 | Максим Т. | + | + | + | 3 |
7 | Катя П. | + | + | + | 3 |
8 | Сережа К. | + | - | - | 1 |
9 | Леня М. | + | + | - | 2 |
10 | Илья К. | + | + | - | 2 |
Таблица2
Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Калининой Р.М)
Уровень | ||
Кол-во детей | % | |
Низкий | 1 | 10% |
Средний | 5 | 50% |
Высокий | 4 | 40% |
Итого | 10 | 100% |
Методика: «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М) [26, с.39] предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм (см. приложение 2). Анализ результатов по данной методике (табл.3). свидетельствует, что дети знают нравственные нормы, но не всегда владеют культурой поведения.
Таблица 3
Оценка осознания детьми нравственных норм по методика: «Закончи историю»
(модифицированный вариант Калининой Р.М)
п/п | Испытуемый | Называет нравственную норму | Оценка поведения детей | Мотивировка оценки | Количество баллов |
1 | Олег Н. | + | + | + | 3 |
2 | Рома Л. | + | + | - | 2 |
3 | Витя Г. | + | + | + | 3 |
4 | Аня Е. | - | - | + | 1 |
5 | Вера Щ. | + | + | - | 2 |
6 | Максим Т. | + | + | + | 3 |
7 | Катя П. | + | + | - | 2 |
8 | Сережа К. | - | - | + | 1 |
9 | Леня М. | + | + | - | 2 |
10 | Илья К. | - | + | + | 2 |
Так у большинства детей (50%) сформированность культуры поведения на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные нормы, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку. Высокое осознание нравственных норм у 30% детей. Они правильно называют нравственную норму, и не всегда правильно оценивают поведение. Низкий уровень осознания нравственных норм у 20 % детей. Эти дети не называют нравственную норму поведения, и не смогли оценить правильно поведение (табл. 4).
Таблица 4
Результаты диагностики по методике «Закончи историю» автор Р.Р Калинина.
Уровень | ||
Кол-во детей | % | |
Низкий | 2 | 20% |
Средний | 5 | 50% |
Высокий | 3 | 30% |
Итого | 10 | 100% |
Исследование поведенческого компонента.
Цель: выявить степень осознанности поступков на отрицательные и положительные, а так же умение аргументировать их определить.
В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.
Из 10 детей, принимавших участие в эксперименте, верно оценили все неправильные поступки Миши 6 человек. Эти дети дружно играют, делятся игрушками. Двое детей определили как неправильные 3 поступка из пяти, и делятся они своими игрушками только с лучшими друзьями Один ребенок выделил лишь две ситуации с неправильными поступками («пролил молоко и не извинился».
По данным исследования (табл.5) можно сказать, что 60% детей знают норму поведения, у 30% детей сформирована устойчивая привычка поведения, и лишь 10% детей знают норму поведения, но привычка не сформирована.
Таблица 5
Результаты исследования поведенческого компонента
Уровень | ||
Кол-во детей | % | |
Низкий | 1 | 10% |
Средний | 3 | 30% |
Высокий | 6 | 60% |
Итого | 10 | 100% |
2. этап. Формирующий эксперимент.
Цель: проведение занятий для повышения уровня эмоционально – нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нами, были подобраны и проведены занятия с использованием следующих методов и приемов:
1. Беседа на темы: «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «Как можно узнать настроение человека?» (см. приложение3), «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму».
Цель: развитие у детей умения передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния. Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрыми и отзывчивыми.
2.Чтение и анализ художественных произведений, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница».
Цель: познакомить дошкольников с нормами и правилами нравственного поведения. Научить устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких, друзей и окружающих.
3. Разыгрывание ситуаций и игровых упражнений (см. приложение 4):
«Поводырь».
Цель: развитие внимания к друг к другу, чувство доверия.
«Комплименты».
Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.
«Волшебный магазин».
Цель: развитие внимания к другим, доброты.
4.Ритуалы начала и окончания занятий (см. приложение 5).
Цель: в начале занятия, что бы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других, в конце занятий, что бы показать, что занятие закончено и дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.
3.этап. Контрольный эксперимент.
Цель: выявить изменения в воспитании эмоционально – нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Контрольный эксперимент включал варианты заданий методик, использовавшихся в констатирующем эксперименте: методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Калининой Р.М), исследование поведенческого компонента, методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М).
В результате мы увидели, что после проведенных занятий по воспитанию эмоционально - нравственной культуры большая часть испытуемых показала высокое осознание нравственных норм 70% и лишь маленький процент испытуемых 30% показали низкий уровень осознания нравственных норм. Хотя до проведения специальных занятий по нравственному воспитанию детей у них эти показатели были совсем другими.
Также нами было обследована оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников. В результате повторной диагностики мы увидели, что после занятий по воспитанию эмоционально - нравственной культуры большинство протестированных детей 50% имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей 40 % имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 10 % детей.
Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей после специальных занятий по воспитанию эмоционально - нравственной культуры уровень эмоционального отношения к нравственным нормам повысился. Хотя до специальных занятий по воспитанию эмоционально - нравственной культуры у данной группы детей показатели были намного ниже, чем до занятий.
Из этого можно сделать вывод, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на развитие эмоционально - нравственной культуры у детей.
2.2 Методы и приемы воспитания эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста
Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании.
Воспитательные воздействия педагогов и родителей на детей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства — жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.
При воспитании детей внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети дошкольного возраста уже способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они используют в новых для них ситуациях.
В возрасте 4-5 лет навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Педагог, например, не только заботится о четкой организации уклада жизни своей группы, поддержании привычных для детей условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучает их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановке.
Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий.
Эти приемы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм, и воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно.
Таким образом, для воспитания эмоционально – нравственной культуры у детей дошкольного возраста в детском саду, используются следующие методы:
1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
2. Чтение и анализ художественных произведений. Эмоциональный фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности воспитатель включает детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, воспитатель организует выставки работ.
3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
Можно порекомендовать использование таких игр и упражнений: [22, с. 38].
- направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»);
-направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»);
-направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были – вам не скажем, а что делали - покажем»);
-направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями);
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают») и др.
4. Наблюдения за деятельностью детей в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование эмоционально - нравственных качеств личности ребенка.
Остановимся на соблюдении некоторых важных условий, способствующих наиболее эффективному воспитанию эмоционально – нравственной культуры и формированию привычек поведения у дошкольников.
Крайне важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, необходимо снова вернуться к изучаемому правилу, но на более высоком уровне. Для воспитания привычек нравственного поведения необходимы следующие условия:
1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей
2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть, направлены на достижение главной цели – создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
3. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек. Всю эту работу по формированию у дошкольников эмоционально – нравственной культуры необходимо проводить вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам эмоционально - нравственного воспитания в семье.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании эмоционально - нравственной культуры можно порекомендовать использование следующих методов:
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации
- дни открытых дверей
- папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений.
Воспитание культуры поведения, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Здесь необходимо помнить про единство следующих принципов обучения и этикета:
- принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.
- принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие,.
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Выводы по 2 главе
Проведенное исследование свидетельствует, что детям дошкольного возраста присущи следующие уровни эмоционально – нравственной культуры: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень эмоционально - нравственной культуры характеризовался: в вербальном поведении. В достаточном понимании и осознании дошкольником чувства сопереживания и сочувствия. В выделении разного рода ситуаций неблагополучия. Проявлениия по отношению к пострадавшему разнообразных способов сопереживания и сочувствия. Дети самостоятельно отбирали и применяли различные способы сопереживания и сочувствия по отношению к другим, независимо от предпочтений и симпатий.
Средний уровень воспитания эмоционально - нравственной культуры прослеживался, в вербальном поведении - положительным отношением дошкольника к чувствам сопереживания и сочувствия, выделением только реальных ситуаций неблагополучия другого, однотипным способом проявления сопереживания и сочувствия; в реальном - активным эмоциональным реагированием на затруднения и неблагополучия внешнего характера, однообразными и подражательными способами сопереживания и сочувствия, а также ситуативиостью и избирательностью чувств по отношению к другому.
Низкий уровень эмоционально – нравственной культуры проявлялся: в вербальном поведении - рядом затруднений. В характеристике и оценке чувства сопереживания и сочувствия в выделении типичных ситуаций неблагополучия другого, способах проявления сопереживания и сочувствия; в реальном - трудностью в выявлении неблагополучия сверстника, пассивным характером эмоциональных реакций, эпизодичностью и фрагментарностью сопереживания и сочувствия по отношению к другому.
Выявленные уровни эмоционально – нравственной культуры детей отличаются различной степенью выраженности имеющихся представлений о сопереживании и сочувствии и их реальным соотношением в конкретных поступках.
Результаты контрольного эксперимента показали эффективность проведенной работы по воспитанию эмоционально - нравственной культуры дошкольников.
Таким образом, мы видим, что для повышения уровня эмоционально – нравственной культуры должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на воспитание эмоционально – нравственной культуры у детей.
Заключение
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально - психологических особенностей в системе отношении с другими людьми.
Учитывая, что в период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное накопление представлений о самом себе, педагогу важно позаботится о том, чтобы эти знания носили позитивный характер [26, с. 4].
Воспитание эмоционально - нравственной культуры у детей дошкольного возраста происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Исследование доказало, что одним из условий, определяющих уровень эмоционально – нравственной культуры дошкольника, является сама организация воспитательно-образовательного процесса в группе детского сада. Уровень эмоционально – нравственной культуры дошкольника напрямую зависит от характера взаимодействия педагога с ребенком, где ведущее место занимает его позиция. "Условно-динамическая" позиция педагога способствует высокому уровню становления и развития чувства сопереживания и сочувствия, а "фактическая" – низкому.
Таким образом, мы видим, что для повышения уровня эмоционально – нравственной культуры должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на воспитание эмоционально – нравственной культуры у детей.
Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоционально – нравственную культуру.
Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь - один из решающих факторов Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств - в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, взрослому необходимо уметь "смотреть на себя со стороны", проявляя эмоциональную культуру и такт. Педагог - образец для ребенка. "Яркие впечатления найдут не менее яркий эмоциональный отклик" Д. Б. Эльконин [24, с. 385].
Всю работу по формированию у дошкольников эмоционально – нравственной культуры необходимо проводить вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам эмоционально - нравственного воспитания в семье.
В результате чего пришли к выводу, что для успешного эмоционально - нравственных представлений и поступков необходимо:
- полное понимание сущности эмоционально - нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;
- умение планировать работу по формированию эмоционально – нравственной культуры;
- уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства эмоционально - нравственного воспитания.
Для повышения уровня эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста были использованы различные методы и приемы воспитания. Методы и приемы воспитания эмоционально - нравственной культуры дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.
Эффективность воспитания эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Итак, рассмотрев вопрос о воспитании эмоционально – нравственной культуры дошкольников, мы можем сделать следующие выводы.
Воспитание эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста основывается на известных принципах педагогики:
- самоценность личности;
- уважение личности ребенка;
- природосообразность воспитания;
- добро и ласка как основное средство воспитания.
Иными словами, воспитание эмоционально – нравственной культуры - это организация воспитательного процесса на основе:
- глубокого уважения личности ребенка;
- учета особенностей его индивидуального развития;
- отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, были изучены особенности детей дошкольного возраста, методы и приемы воспитания эмоционально – нравственной культуры.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что воспитание эмоционально – нравственной культуры будет организовано успешно, если будут учтены все возрастные особенности детей, использование определенных методов и приемов воспитания, а также организация совместных коллективных усилий и переживаний и обеспечение эмоциональной насыщенности общей деятельности, из этого следуют, что наша гипотеза исследования подтвердилась.
Список используемой литературы
1. Абрамова Ю.Г. Психология среды: истоки и направления развития. [Текст] / Вопросы психологии,- 1995.- 2. - С. 130-137.
2. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. [Текст] / - М.: Знание, 1990.-62 с.
3. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание: философско-этические основы [Текст] /. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. -141с.
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. [Текст] /- М.: Издат. Центр "Академия", 1997 - 240 с.
5. Борев Ю.Б. Эстетика: 5-е изд., доп.- В 2т. [Текст] / - Смоленск: изд-во "Русич", 1997.-т. 1 -576с.
6. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. [Текст] /. - М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994.- 60с.
7. Бычкова С.С. Формирование гуманистической направленности общения у старших дошкольников. [Текст] / Липецк, 1999.
8. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / - Новосибирск: ГЦРО, 2000.
9. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. [Текст] / - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.
10. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет: ценности культуры и морали. [Текст] / - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 117с.
11. Воспитатели и дети: источники роста. [Текст] / Под ред. В.А. Петровского.- М.: АО "Аспект- Пресс", 1994. -152с.
12. Давидович В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности.[Текст] / - М., 1994.
13. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности.[Текст] /Педагогика. -1999. 22-25с.
14. Калинина P.P. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение. [Текст] / - СПб., 1998.
15. Карпова С.Н., Мурзинова Н.И. Роль игровой и учебной деятельности в усвоении нравственной нормы взаимопомощи детей 6-7 лет. [Текст]/Вестник Мос. ун-та 1989.- Сер. 14.- Психология. - 2.- С. 43-48.
16. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. [Текст] /Вопр. психол.- 1993. 33-35с.
17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. [Текст] /- М.: Педагогика, 1995. -102 с.
18. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / Дошк. восп.- 2001.-10.-С. 41-43.
19. Корниенко Н.А.Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. Автореф. дис.канд. псих. наук. [Текст] / - Новосибирск, 1992. - 208с.
20. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. [Текст] /- СПб.: Речь, 2001. - 160 с.
21. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. [Текст] /- М.: ТЦ СФЕРА, 2007. - 80 с.
22. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. [Текст] / - М.: АРКТИ, 2001. - 48с.
23. Леонова О.В. Развитие нравственно-волевых качеств личности старшего дошкольника средствами народной педагогики. [Текст] / Автореф. дис. ...канд. пед.наук. - Ст., 1998.
24. Немов Р.С. Психология.- В Зкн. Кн.1- Общие основы психологии. [Текст] / - М.: Просвещение, 1999. - 680с.
25. Нравственное воспитание: поиски новых подходов / Сост. С.А. Лощако-ва. [Текст] /- М.:3нание, 1989. - 63 с.
26. Овчаренко Е.Р. Развитие эмпатии у дошкольников. [Текст] / Волгоград 2003.
27. Панкратова Л. Воспитание нравственно-эстетических чувств[Текст]/Дошк. восп.- 2000.-4.- С. 6-8.
28. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова. [Текст] / - М.: Изд. центр "Академия", 2001.- 512 с.
29. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. [Текст] / - СПб.: Детство - Пресс, 2004. - 272с.
30. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. [Текст] /- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с. 26.
31. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. [Текст] / - М.: Владос, 2003. -160с.
32. Счастная A.M. По ступенькам нравственности (старший дошкольник). [Текст] / -Минск, 1990. - 63 с.
33. Штиммер Э.В., Рыжикова С.Е. Формирование нравственной сферы детей 6-летнего возраста [Текст] / Нач. школа. - 1989. - 4.- С. 17-19.
34. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие [Текст] / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.;
35 Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. [Текст] / – М.: «Знание», 1999. – с.64
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов - Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Презентация Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дошкольный возраст для ребенка является тем временем, когда под влиянием различных факторов и персоналий закладываются первичные эмоционально-нравственные основы культуры его личности. Эмоциональное и...
Психолого-педагогические проблемы социально-эмоционального и нравственного развития детей дошкольного возраста
Развитие социальной компетентности и нравственного воспитания - ваный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной изни и общественных отношений....
Статья "Воспитание духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста в ДОУ"
Проблема патриотического воспитания детей и молодёжи – одна из наиболее актуальных. Большую роль в её решении могут сыграть образовательные учреждения, детские и молодёжные организации, в рамках...
Родительское собрание: «Семейные традиции, как средство эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста».
Цель: Создание условий для эмоционально – нравственного развития детей дошкольного возраста, через установление традиций в семье....
Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Сообщение из опыта будет полезно воспитателям ДОУ...