Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» на 2013-2014 учебный год
рабочая программа (средняя группа) на тему
Кружок «Азбука безопасности» нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Сказка»
Согласован: Утверждаю:
На Педагогическом Совете Заведующий Г.Л. Гологузова
Протокол № ________________________
от «____» _____________2013г. от «___» ___________ 2013г.
Приказ № _______________
Программа
дополнительного образования
«Азбука безопасности»
на 2013-2014 учебный год
(для воспитанников 4-5 лет)
Руководитель :
Т.Ф. Замыслова,
воспитатель
г. Семёнов
Пояснительная записка.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Люди очень часто страдают из - за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Они забывают принимать необходимые меры, чтобы оградить себя и свои семьи от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказываются дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.
Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.
Рабочая программа кружка разработана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», в которой рассматривается шесть блоков, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка.
1. «Ребёнок и другие люди».
Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать, стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций .
2. Ребенок и природа.
Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.
3. Ребенок дома.
Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы.
4. Здоровье ребенка.
Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.
5. Эмоциональное благополучие ребенка.
Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых – родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.
6. Ребенок на улице.
Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.
Кружок «Азбука безопасности» нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Цель программы: обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.
Задачи программы:
• Создавать условия для сознательного изучения детьми правил ОБЖ.
• Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах ОБЖ, формировать привычки их соблюдения.
• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
• Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить стихию, бедствие.
• Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил ОБЖ.
• Расширить знания детей о профессиях (пожарный, инспектор ППС, водитель, полицейский, спасатель, врач) .
• Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, соблюдать режим дня, заботиться о своём здоровье.
• Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в кружковой деятельности.
Принципы программы
1. Интеграция в разные виды деятельности
2. Доступность
• учет возрастных особенностей
3. Систематичность и последовательность
• постепенная подача материала от простого к сложному;
• повторение усвоенных правил и норм в течение всего года;
• индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Наглядность.
• учет особенностей мышления
5. Опора на внутреннюю мотивацию, интересы детей.
Продолжительность непосредственной
организованной образовательной деятельности
по дополнительному образованию
в средней группе:
- группа 20 человек
- 1 НООД в неделю по 20 минут
- 4 НООД в месяц; 36 НООД в год
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Цель | Средства |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | «Улицы города» | уточнить и закрепить знания воспитанников о правилах дорожного поведения на улице, о видах транспорта, сформировать умение быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях; формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях на дороге; воспитывать внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому. | Макет улицы, деревья, автомобили, куклы- пешеходы, светофор, дорожные знаки, игрушки, киндер- сюрпризы. |
2 | «Культура пешехода» | расширить знания воспитанников о правилах поведения на дороге, развивать речевое общение, активно участвовать в беседе; воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать их. | плакат «Внимание дорога», режиссерская игра «Улицы города». |
3 | «Игры во дворе» | обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх в неположенном месте, познакомить с необходимыми мерами предосторожности. | Сюжетные картинки «Дети играют во дворе», кубики для постройки дома с аркой, игрушечные машинки |
4 | Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль» | Развивать умение понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную часть и завершающую часть; оценивать поступки героев; развивать пантомимические навыки, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации; воспитывать навыки коллективной творческой деятельности; формировать умения анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном. | |
5 | «Если ты потерялся…» | Формировать представление как вести себя в случае, если ты потерялся; к кому можно обратиться за помощью в такой ситуации; закреплять умение называть свой домашний адрес или хотя бы обозначать ориентиры (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости). | Картинки полицейского, продавца, военного, прохожего, женщины, альбом, карандаши, схема общего вида улицы |
6 | «В городском транспорте» | Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте | Картинки серии «Правила поведения воспитанных детей» |
7 | «Осторожно, незнакомец!» | Формировать у воспитанников представление о том, как правильно вести себя в ситуациях обнаружения незнакомых предметов и при встрече с незнакомыми людьми; развивать умение объективно оценивать положительные качества людей; воспитывать у детей внимательность, осторожность. | |
8 | «Внешность обманчива…» | Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. | Картинки разных людей, сюжетные картинки сказок, альбом, карандаши |
9 | «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице» | Рассмотреть и обсудить с воспитанниками типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, формировать умение правильно вести себя в таких ситуациях. | Картинки членов семьи, продавца, почтальона, прохожего; мяч; альбом, карандаши |
10 | «Опасные ситуации: насильственные действия незнакомого взрослого на улице» | Рассмотреть и обсудить с воспитанниками ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, формировать умение правильно вести себя в таких ситуациях. | Сюжетные картинки к сказкам «Гуси-лебеди», «Петушок-золотой гребешок» |
11 | «Ребёнок и его старшие приятели» | Формировать умение говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь в опасную ситуацию. | Картинки ситуации «Старший приятель предлагает…» |
12 | Игра – драматизация «Путешествие в сказку» | Продолжать развивать у воспитанников умения при помощи вербальных и невербальных средств передавать образы сказочных героев; развивать интонационную выразительность речи, воображение, творческое восприятие, формировать представления о безопасности в быту; воспитывать умение общаться в игре. | сундучок, настольная ширма, клубок ниток, плоскостные фигуры героев сказки «Волк и семеро козлят», разноцветные платочки. |
13 | «Безопасность на льду» | формировать представление о правилах безопасности на водоёмах в зимний период времени года; закреплять знания о зимних явлениях природы; развивать умение отвечать на поставленные вопросы. | |
14 | «Безопасность в нашем доме» | формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям; обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования; соблюдать безопасность жизнедеятельности; воспитывать ответственность, осторожность. | |
15 | «Не открывай чужой тёте, если мама на работе» | Познакомить с правилами личной безопасности в квартире при появлении незнакомого человека и при разговоре с ним по телефону; побуждать детей участвовать в беседе, развивать диалогическую речь; развивать образное мышление путем включения в ход беседы художественного слова. | иллюстрации на тему «Опасные ситуации», телефон, плакат с изображением номеров телефонов, по которым можно позвонить в опасной ситуации. |
16 | «Службы 01, 02, 03 всегда на страже» | Формировать умения детей пользоваться телефоном для вызова служб «01», «02», «03» | Картинки с номерами телефонов и сюжеты «Пожар», «Незнакомые люди», «Опасные предметы» |
17 | «Приключения домовёнка Кузи»» | закрепить представление детей об опасных для жизни и здоровья предметах; формировать умение самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. | игрушка «Кузя», картинки с изображением опасных ситуаций, мяч, каска, 2 телефона, мешок с игрушками и с опасными предметами, игольница, коробка, книга «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях». |
18 | «Спички - детям не игрушка» | формировать представление о том, какую опасность таят в себе спички; развивать память, речь, внимание; воспитывать у детей осторожность с огнем. | коробок спичек, домик кошки, игрушка кошка, маски для детей, атрибуты для театрализованной игры «Кошкин дом». |
19 | «Встреча с пожарным инспектором» | Продолжать знакомить с профессией работников МЧС, закреплять представления о пожарной безопасности, развивать наблюдательность, умение слушать, вызывать чувство гордости за людей, данной профессии, благодарности им. | плакаты с правилами пожарной безопасности, телефоны, картинки с изображением одежды пожарного, гимнастическая скамейка; канат, кубик; лоскут ткани; картинки с изображением пожарных машин. |
20 | «Один дома» | Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах); развивать навыки диалогической речи; формировать представления о правилах безопасного поведения; воспитывать ответственность, осторожность. | игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки); картинки с изображением детей в опасной ситуации. |
21 | «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» | Расширять представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; формировать понятие ,что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там. | Картинки с пожароопасными предметами, комнаты с открытым окном и балконом |
22 | «Экскурсия в пожарную часть» | расширить знания детей о профессии пожарного, познакомить с противопожарной техникой; систематизировать знания о пожарной безопасности; развивать умения самостоятельно распознавать опасность и принимать меры предосторожности; воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного, формировать негативное отношение к нарушителям правил пожарной безопасности. | |
23 | «Что я знаю о себе» | развивать представления о себе -человеке и признаках здоровья человека, интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, рост, движение, картина здоровья и т.д.), к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения | Картинки тела человека, разных людей (высокие и низкие, старые и молодые, дети) |
24 | «В здоровом теле –здоровый дух» | Способствовать становлению у воспитанников ценностей здорового образа жизни: занятие спортом очень полезны для здоровья человека. | Иллюстрации к теме «Здоровый образ жизни» |
25 | «Откуда берутся болезни?» | Формировать элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах); развивать желание заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. | иллюстрации на тему «Опасные ситуации», картинка с изображением врача |
26 | «Друзья Мойдодыра» | Развивать у воспитанников понимание значения и необходимости гигиенических процедур. | Картинки средств личной гигиены, иллюстрации к книгам «Мойдодыр», «Девочка чумазая» |
27 | «Режим дня» | Сформировать у воспитанников представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. | Картинка с часами, показывающая, что в какое время делают ребята |
28 | «Витамины и здоровый организм» | Рассказать воспитанникам о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. | Набор муляжей фруктов и овощей. |
29 | «Детские страхи» | Формировать умение у детей справляться со своими страхами | Альбом, цветные карандаши |
30 | «Конфликты между детьми» | Развивать умения самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами - регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерёдность, извиниться). | Картинки по тематике, схематические рисунки с эмоциональными состояниями |
31 | «Безопасность на природе» | Формировать представление о безопасном поведении с незнакомыми животными; познакомить с дикими животными, с ядовитыми растениями, ягодами; воспитывать интерес, заботливое отношение к представителям живой природы. | Картинки с изображением луга, леса, реки, поляны. |
32 | «Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье» | Развивать у воспитанников понимание того, что планета Земля -наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, человек; воспитывать природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению. | Картинки с изображением «весёлого» и «грустного» луга, леса, реки, поляны. |
33 | «Чтение сказки «Добрая Ивушка»». | Продолжать формировать у воспитанников правила безопасного поведения на воде посредством художественной литературы; развивать умение понимать образное содержание и идею произведения; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать осторожность в мире природы. | |
34 | «Съедобные ягоды и ядовитые растения» | Познакомить воспитанников со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, развивать умение различать их и правильно называть. | Набор картинок с изображением ягод и растений, настольная игра «Сбор грибов и ягод» |
35 | «Безопасное общение с домашними животными» | объяснить ,что контакты с животными иногда могут быть опасны; сформировать правила безопасного обращения с животными; познакомить с повадками животных; не забывать об осторожности. | Набор картинок «Домашние животные» |
36 | Игра «Что? Где? Когда?» | Повторить и закрепить правила безопасного поведения, подвести итоги. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ литературы позволил составить характеристику ребенка, обладающего опытом безопасного поведения:
- это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом.
- это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту;
- это ребенок, который знает: свое имя, фамилию, домашний адрес; предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка), стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначение и правила обращения;
- знает, что порядок в доме и ДОУ не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свое место;
- возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами;
- знает, что дома и в ДОУ можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность);
- как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой;
- умеет пользоваться с осторожностью: самостоятельно - столовыми приборами; с разрешения взрослых - иголкой, теркой, молотком, гвоздями; совместно со взрослыми - мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей);
- обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов; в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных (01);
- оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью;
- выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах; различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы;
- проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными;
- соблюдать правила дорожного движения;
- держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде;
- правильно вести себя на солнце;
- элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;
- как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;
- оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью), приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах.
Методика проведения диагностики:
1.Тема: «Ребёнок и другие люди».
Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;
обсуждение конкретных ситуаций;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».
2.Тема: «Ребёнок и природа».
Беседы по картинкам, плакатам;
наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды).
3.Тема: «Ребёнок один дома».
Занятие – практикум «Спешим на помощь»;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?», «Скорая помощь», «Помогите полиция!».
4.Тема: «Здоровье ребёнка».
Дидактические игры: «Четвёртый лишний»(что вредно, что полезно), «Загадай мы отгадаем»(об органах человека, их функции), «Валеология или здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши»(закаливание, ЗОЖ);
Занятия, беседы, наблюдения.
5.Тема: «Эмоции».
Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;
рисование тематическое и свободное; игры-кляксы;
дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и эмоции»,
тесты
6.Тема: «Ребёнок на улицах города».
Занятие-практикум «Мы пешеходы»;
сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и пассажиры»;
дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки», «Найди ошибку».
Ответы детей оцениваются в баллах:
3 балла - высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).
Высокий уровень с 16 – 18 баллов
Средний уровень с 13 – 15 баллов
Низкий уровень с 12 баллов
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 144с.
- ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработки занятий. Изд. 2-е переработанное. / Сост. М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. – 96с.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников ДОУ. – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2007. – 176с.
- Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.
- Хидтунен Е. Помоги мне стать самостоятельным. – М.: «Издательский Дом «ЮНИОН-паблик», 2005 г.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникоам. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: безопасность малышей»- М.: Книголюб, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа дошкольного образования группы «Колобок» на 2013-2014 учебный год
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования группы «Колобок». Срок реализации - 2013-2014 учебный год. Целевая аудитория: Воспитанники группы общеразвивающей направленности 3-4 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Азбука безопасности»
Одним из основных направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является создание условий развития ребенка, открываю...

Программа по дополнительному образованию "Азбука безопасности"
Пояснительная запискаЧасто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение ...

Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» для детей подготовительной группы
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной,...

Программа дополнительного образования "Азбука безопасности"
Программа дополнительного образования направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде....
Итоговое занятие в подготовительной группе по программе дополнительного образования «Азбука безопасности» «Страна Светофория!»
Цель: Закрепить знания детей о Правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах поведения на дорогах и в автотранспорте, развивать мышление, внимательность. Задачи: Образовательные:Зак...

Модифицированная программа "Казачонок", Программа дополнительного образования "Азбука безопасности"
Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.Обеспечение выпо...