Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» для детей подготовительной группы
рабочая программа по обж (подготовительная группа) по теме

Окрушко Валентина Владимировна

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okrushko_vv_plan_kruzhka_azbuka_bezopasnosti.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«Азбука безопасности»

для детей подготовительной группы

на 2018 – 2019 год

Воспитатель высшей категории МКДОУ ЦРР-д/с№18 г. Россоши

Окрушко Валентина Владимировна

Пояснительная записка

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Особенно необходимо заботиться о безопасности маленьких детей, ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.

К. Д. Ушинский писал, что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей. Только через образование, как отмечают М. А. Котик, Л. А. Михайлов, С. А. Проскурин, Ю. В. Репин, можно подготовить человека нового склада мышления, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками располагающего нужной информацией, имеющего желание, интерес и потребность к обеспечению своей собственной безопасности.

Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Если же правила кем-то нарушаются, забываются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка дошкольного возраста к логичности становится союзником взрослого в обучении его правилам безопасности.

      Федеральный государственный образовательные стандарт предполагает реализацию образовательной области “Безопасность”, содержание которой направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

     Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Цель программы: Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения, знаний, представлений по вопросам безопасности жизнедеятельности и их осмысленное применение в повседневной жизни.  

Форма: Фронтальная, подгрупповая.

Направленность программы: Практико-информационная              

Задачи программы:

1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;

2. Расширять представления о своём организме, ценности здорового образа жизни;

3. Формировать и развивать умения, навыки безопасного поведения;

4. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.

Актуальность

Для нашего ДОО также актуальны задачи сохранения жизни и здоровья детей, формирования знаний основ безопасности жизнедеятельности. Поэтому я, изучив и отобрав необходимый материал по основам безопасности жизнедеятельности, решила внести посильный вклад в развитие культуры личной безопасности дошкольников, т.к. у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников программы.

Гипотеза- если следовать определённым правилам поведения и учить этому ребёнка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.

 Нормативно-правовое обеспечение.

Вся работа по программе дополнительного образования регламентируется:

 Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;  

 Конвенцией о правах ребенка;

 Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17.10. 2013 года.

 СанПиН 2.4.1.3049-13 к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

 Инструктивно-методическим письмом МО РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» № 65/23 от 14.03.2000.

Принципы организации работы.

Принцип интеграции - решение задач способствующих формированию навыков безопасного поведения в системе всего учебно-воспитательного процесса.  

Принцип полноты - содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип взаимодействия - с ребёнком, родителями, социальной средой. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.  Принцип эмоциональной заинтересованности-развивать эмоциональное отношение к той или иной опасной ситуации, весь процесс познания должен вызывать у ребёнка интерес к познанию.

 Принцип индивидуального подхода - при работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: используются методы, соответствующие возрастным особенностям детей.  

Принцип систематичности и последовательности - работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.

Формы организации работы с детьми.

Возраст детей

6-7 лет

Форма ОД

групповая

Продолжительность ОД

30 мин

Количество ОД в месяц

4

Количество ОД в год

36

Ожидаемый результат:

-сформированы знания, представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях, соответственно их возрасту и программе обучения;

-поведение детей стало более осознанноек потенциально опасным ситуациям для жизни и здоровья человека;

-дети могут применять полученные знания и умения в повседневной жизни;

-подобран и разработан дидактический и наглядный материал в соответствии с программой обучения;

-разработан консультативный материал для родителей;

-развита предметная среда в группе по ОБЖ при активном участии родителей

Перспективный план работы кружка «Азбука безопасности»

для детей подготовительной группы.

Сентябрь

Безопасность в доме  

1. Использование и хранение опасных предметов. Продолжение конца сказки «Про Ивана и Митрофана» (Авдеева, стр.58)

Цель: Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

2. Осторожно – электроприборы (Т.А. Шорыгина, стр.36). Чтение сказки «Кот Федот»  

Цель: Закрепить у детей представление об электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими. Дать представление об электричестве, об опасности тока для человека.

3. Кухня и место для игр. (Т.А.Шорыгина, стр.41). Чтение сказки «Пир мышей»  

Цель: Предостеречь детей от несчастных случаев в быту. Развить умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности.

4. Открытое окно, балкон как источник опасности. (Авдеева, стр.18) Рисование «Береги себя»  

 Цель:Обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Отразить в своих рисунках сюжеты угрожающие жизни и здоровью.

Октябрь

Пожарная безопасность  

1.Огонь – друг или враг (Аралина, стр.9)  Чтение Житкова «Пожар»

Цель: Показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки.

2. Инсценировка «Лисичка со спичками» (Ж/Д/пед. № 1 за 2009 г., стр.9) С.Маршака

Цель: Формировать у детей чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

3. Пожарный герой – он с огнем вступает в бой  

Цель: Воспитывать в детях уважение к такой профессии как пожарный, почтительное отношение к их нелегкому труду, осознание опасности этой профессии

4. Пожар в квартире (Т.А. Шарыгина., стр.18)  

Цель: Обобщить у детей знания основных мер пожарной безопасности

Ноябрь

Пожарная безопасность  

5. Пожарная безопасность в природе. Чтение «Лесной пожар», стр.49  

Цель: Обучение детей мерам пожарной безопасности на природе во время прогулок. Дать элементарные знания детям о мерах предосторожности в лесу.

6. Чем опасен – Дым . Чтение сказки Житкова «Вороненок», «Дым», стр. 21)

Цель: Дать детям понятие как опасен дым, почему он ядовит. Как следует вести себя, если в квартире много дыма и как домашние животные могут помочь своим хозяевам.

7. Горючие вещества. (стр.45)

Цель: Познакомить детей с горючими веществами, чем тушат горючие жидкости.

8. Пожарная Викторина

Декабрь

Ребенок и другие люди

1. Внешность человека может быть обманчива (Н.Н.Авдеева, стр.40)  

Цель: Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.  

2. Опасные ситуации с незнакомыми людьми на улице, дома. «Дядя на улице», «Заброшенный дом», «Один дома»  

Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми. Научить их правильно вести себя в таких случаях.

3. Насильственные действия незнакомого взрослого. Рассмотрение иллюстраций сказки «Петушок золотой гребешок» (стр.50)  

Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице. Научить их соответствующим правилам поведения. Обсуждение поведения героя сказки.

4. Конфликты между детьми (Авдеева, стр.111)

Цель: Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться).

Январь

Ребенок на улицах города

1. О работе ГИБДД (Авдеева, стр.30)

Цель: Познакомить детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

2. Улицы города (Романова «Правила дорожного движения для

дошкольников» 2006 г., стр.12)

Цель: Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице.

Февраль

3. Светофор на улицах города. (Степанкова, стр.24)

Цель: Закрепить знания детей о четырехстороннем светофоре. Довести до сознания детей к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Воспитать у детей внимательность.

4. Милиционер - регулировщик

Цель: Познакомить с работой регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров.

5. Знай и выполняй правила уличного движения

Цель: Закрепить у детей знания о правилах уличного движения.

Март

Ребенок на улицах города

6. В городском транспорте

Цель: Закрепить знания детей о городском транспорте. Закрепить правила культуры поведения пассажиров.

7. Если ребенок потерялся на улице (Авдеева, стр.129)

Цель: Дети должны усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

8. Викторина: «Пешеход на улице». (Романова «Правила дорожного движения для дошкольников» 2006 г., стр.25)  

Цель: Организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми. Закрепить правила дорожного движения.

Апрель

Ребенок и природа

1. На природе. (Авдеева, стр.73)  

Цель: Воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.

2. Когда домашние животные могут быть опасны. (Авдеева, стр.83)  

Цель: Закрепить с детьми правила поведения при контакте с животными.

3. Ядовитые растения

Цель: Учить детей узнавать ядовитые растения дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

Май

4. Насекомые  

Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. Формировать представление о разнообразных насекомых.  

5.Олимпиада по ОБЖ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» на 2013-2014 учебный год

Кружок «Азбука безопасности» нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности з...

Программа дополнительного образования "Азбука безопасности"

Программа дополнительного образования  направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде....

Итоговое занятие в подготовительной группе по программе дополнительного образования «Азбука безопасности» «Страна Светофория!»

Цель: Закрепить знания детей о Правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах поведения на дорогах и в автотранспорте, развивать мышление, внимательность. Задачи: Образовательные:Зак...

Модифицированная программа "Казачонок", Программа дополнительного образования "Азбука безопасности"

Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.Обеспечение выпо...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Азбука безопасности" для детей подготовительной группы

Рабочая программа по дополнительному образованию "Азбука безопасности" для детей подготовительной группы...

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей подготовительной группы

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей подготовительной группы...

Программа дополнительного образования "Ступеньки творчества" для детей подготовительной группы

Программа дополнительного образования "Ступеньки творчества" для детей подготовительной группы...