Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Азбука безопасности»
рабочая программа по обж (старшая группа) на тему

Гаврилова Юлия Анатольевна


       Одним из основных направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является создание условий развития ребенка, открывающих  возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками и, соответствующими возрасту видами деятельности.      Одним из условий для полноценного развития подрастающего поколения является воспитание физически здорового ребенка. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.  Решение этой задачи неразрывно  связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon erohina_programma_azbuka_bezopasnosti.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Ерохина Ю.А.  
воспитательМБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24 «Светлячок»
г Мичуринска
Тамбовской области

                Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного         
                                      образования  «Азбука безопасности»
        





       

      Одним из основных направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является создание условий развития ребенка, открывающих  возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками и, соответствующими возрасту видами деятельности.      Одним из условий для полноценного развития подрастающего поколения является воспитание физически здорового ребенка. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.  Решение этой задачи неразрывно  связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья ребенка.        
      Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей, стремлением к самостоятельности, что нередко приводит к возникновению травм и опасных ситуаций.        
      Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развитие понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.        
       Программа кружка базируется на программе Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы» и посвящена актуальной проблеме: формированию у детей осознанного отношения к собственной безопасности и позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей ответственного отношения к выполнению правил безопасности.        
Ведущая идея программы - создание комфортной среды, обогащение знаний для формирования у детей привычки здорового образа жизни, формирование умений правильного поведения в любой ситуации.        
Цель программы - формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.        
Задачи:
1. Формировать представления  и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания.        
2. Формировать целостную картину  мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.        
3. Формировать  первичные представления о себе, гендерных особенностях,  семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.        
4. Формировать  первичные ценностные представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.        
5. Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек  - часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.         
6. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, правил поведения в стандартных опасных ситуациях в части формирования основ экологического сознания.        
7. Выработать у дошкольников нормы поведения,  уверенность в себе.                
Принципы, лежащие в основе программы:        
Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);        
Наглядности (использование ИКТ - технологий, раздаточного и практического материала);
Деятельности (действия - как способа познания);        
Креативности (организация инновационной деятельности);        
Вариативности (использование разных способов решения проблемных задач);        
• Систематичности и непрерывности;         
• Постепенности (от простого к сложному);        
• Тактичности, доброжелательного отношения к каждому.        
Формы и методы работы кружка        
Рассказ воспитателя с использованием медиапрезентаций.        
Просмотр видеофильмов.        
Знакомство с произведениями художественной литературы.        
Рассматривание иллюстраций, картин.        
Заучивание стихов.        
Беседы.
Создание ситуаций и практическое решение.        
Продуктивная деятельность .        
Практические упражнения для закрепления навыков.        
Инсценировка.
Развлечения, викторины и КВН.

Содержание занятий кружка
• упражнения для физического развития детей;
• развивающие игры по ОБЖ;
•  задания на укрепление здоровья.
• просмотры фильмов; презентаций;
• дидактические игры для закрепления навыков;
• практические задания  (способы решения задачи в любой ситуации);
• практические действия (оценка ситуации и поведения окружающих);
• игры-драмматизации;
• подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок (по теме ОБЖ).

Предполагаемые результаты освоения программы:        
В качестве целевых ориентиров социально - коммуникативного развития во ФГОС ДО представлены:        
- самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий как интегративные качества, раскрывающие возможность ребенка без участия взрослого выбирать вид деятельности, способы взаимодействия с другими людьми, пути решения прикладных  и творческих задач, определять цели деятельности и выбирать действия по ее осуществлению в соответствии  с заранее определяемым результатом;        
- «эмоциональный интеллект» как способность распознавать, осознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и  чувства других и самого себя;          
- «социальный интеллект» как способность, проявляющаяся в умении использовать  знания  основ социальной культуры и объяснении и аргументации социального взаимодействия, в понимании мыслей и чувств, намерений других в ситуации межличностного диалога, в прогнозировании последствий общения;        
- «эмоциональная отзывчивость» (эмпатия), проявляющаяся в сопереживании, сочувствии, сострадании, содействии сверстникам, литературным персонажам, взрослым людям в ситуации социальной коммуникации.        
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного  образования «Азбука безопасности»  может быть полезной  педагогам дошкольных учреждений и родителям воспитанников. Определяя основное содержание и направление развития детей,  программа оставляет за педагогами  право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий. При этом основным ориентиром должен стать  жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтения.        
      Срок  реализации  программы - 1 год и  предполагает   проведение цикла занятий с детьми 6-7 лет в рамках  кружка «Азбука безопасности». Курс рассчитан на  31  самостоятельное занятие, которые  проводятся течение всего учебного года 1 раз в неделю продолжительностью  30  минут. Число воспитанников кружка 8 -10 человек.        

                            Конспект занятия «Средства пожаротушения»        
Программное содержание:         знакомить  детей с огнем и его свойствам; расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность; закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах  возникновения пожара и правила поведения при пожаре.

Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:  письмо инспектора  Пожаркина;  костюм пожарника; материал для опытов с огнем (металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, снегом); плакаты и иллюстрации на  тему «Дошкольникам о пожарной безопасности»; игрушечные  огнетушители, кегли.

Ход: 1.Организационный момент:

Воспитатель: - Ребята, сегодня в наш детский садик пришло письмо. Давайте его прочитаем, вдруг там что – то очень важное!  (Читает  письмо) «Дорогие дети! Я - инспектор Пожаркин.  Хочу попросить  вас оказать помощь в тушении пожара, так как все  мои пожарные  заняты  на других  объектах. Жду вашей помощи!»  Вы согласны помочь пожарным? (Ответы детей)        
Ребенок читает стихотворение:         
                           Пусть мы маленького роста,        
                           Только рост здесь ни при чем!        
                           Мы всегда готовы взрослым        
                           Помогать в борьбе с огнем!

Воспитатель:   Прежде, чем  помогать  пожарным надо пройти специальную подготовку.  Я предлагаю не терять времени даром. Мы с вами повторим правила поведения при пожаре, изучим  свойства огня, узнаем,  чем можно потушить огонь.

Воспитатель:  Ребята, мы попали на необычную выставку (плакаты и иллюстрации  на тему  «Дошкольникам о пожарной безопасности»).   На каждой  картине нарисованы  правила безопасного  поведения при пожаре. Мы их сейчас с вами рассмотрим.

2. Дидактическое упражнение  «Объясни почему»        
Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод:        
• Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же потушить его, набросив плотную ткань или одеяло или залив водой.        
•  Если огонь сразу не  погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
•  Если не можешь убежать из горящей квартиры (дома), сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес своей квартиры (дома). После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.        
•  При пожаре дым гораздо опаснее огня. Продвигаться к выходу нужно ползком - внизу дыма меньше.        
• При пожаре в подъезде никогда не заходи в лифт. Он может отключиться. Спускаться можно только по лестнице.        
•  Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
•  Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся.

Воспитатель:  Если   мы будем соблюдать эти правила, то  с нами никогда не случится беды.
Воспитатель:   - А сейчас мы переместимся в нашу лабораторию и выясним, как же мы можем в случае опасности справиться с огнем, чем его можно потушить.
3. Опыты с огнем.        
На металлическом подносе воспитатель зажигает свечи.        
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает  к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Почему? (Можно обжечься) Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар. Огонь –  яркий, привлекательный, но очень опасный.  Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить).
- Чем же можно потушить огонь? (Ответы детей).         
- А давайте проверим. У нас в специальных контейнерах  есть вода, снег, земля и песок. Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды.  Что происходит? Почему?  (Огонь погас, потому что он боится воды).         
Аналогично  проводятся опыты с другими материалами: песком, землей, снегом.         
Итак, огонь боится воды, земли, песка и снега, так как снег это замерзшая вода.
Воспитатель: -  Ребята, запомните, нельзя тушить электрические приборы водой! Почему? (Ответы детей)        
- Правильно. Потому, что может ударить электрическим током.        
Давайте немного разомнемся!        
4. Физкультминутка «Насос»        
А теперь насос включаем,        
Воду из реки качаем.        
Влево - раз, вправо - два        
Потекла ручьем вода        
Раз, два, три, четыре (2-3 раза)        
Хорошо мы потрудились        
А теперь давайте поиграем.        
5. Игра «Не ошибись».        
Ход   игры: дети встают около своих стульчиков. Воспитатель называет разные предметы. Если воспитатель называет предмет, которым можно тушить пожар, дети  поднимают руки вверх и хлопают в ладоши. Если называется предмет, которым нельзя тушить пожар, то дети топают ногами.         
Предметы: вода, пироги, земля, пена, бумага, огнетушитель, спички, компьютер, песок, блины, рваные галоши, пироги, вода, птички, компот, бабочка, песок, грибы.         
Воспитатель:      - Ребята, отгадайте загадку.        
                            Если  вдруг огонь – злодей        
                            Разгорится у дверей,        
                            Он всегда помочь успеет,        
                            И злодея одолеет.        
                            И ребенок, и родитель        
                               Знают, он – …..        
                                                                                (Огнетушитель)

Воспитатель:  Правильно, это огнетушитель. Если начался пожар, он наш самый главный помощник. Но пользоваться огнетушителем могут только взрослые.        
Появляется инспектор Пожаркин.        
Инспектор Пожаркин:  - Здравствуйте, ребята! Я инспектор Пожаркин. Нам очень нужна ваша помощь. Но прежде, чем приступить к тушению пожара, ответьте на мои вопросы:
-  По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)        
- Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за неосторожного обращения  может возникнуть пожар)        
- Можно включать самостоятельно электроприборы? (Без помощи взрослого нельзя).
- Что нельзя бросать в огонь? (Бумагу, сухие листья, картон)  Почему? (от этого огонь разгорится еще сильнее).        
Инспектор  Пожаркин:     Давайте поиграем.

6. Игра с огнетушителями.        
Дети делятся на 2 команды. Каждой команде выдается «огнетушитель».
Невдалеке ставятся предметы, которые нужно тушить (кегли). По команде дети бегут каждый  к своему предмету, обегают его (тушат), возвращаются, ставят  «огнетушитель»  рядом и отбегают в сторону.  Как только огнетушитель коснется пола – бежит следующий участник игры. Победа присуждается  той команде, которая первой  «потушит» « пожар».
Инспектор  Пожаркин: Молодцы, ребята. Потрудились мы недаром, славно справились с пожаром! Мне пора возвращаться в пожарную часть. На прощанье хочу напомнить:
                                                Кто с огнем неосторожен,        
                                            У того пожар возможен!         
Инспектор Пожаркин прощается с детьми и уходит.        
Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось наше занятие?         
    Мы познакомились со свойствами огня,  поговорили о причинах  возникновения пожара,  вспомнили правила поведения при пожаре, помогли инспектору  Пожаркину  потушить пожар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неу...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"

Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-личностной направленности «Безопасный социальный мир» для детей дошкольного возраста, находящихся в социально опасном положении на 2020-2021 учебный год

Программа создана с целью поддержки ребенка в преодолении трудных жизненных ситуациях. Главная направленность программы: повышение адаптивных возможностей ребенка, предотвращение возможного эмоциональ...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования "Азбука финансов"

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы       Финансовая грамотность, это н...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования пооказанию дополнительных платных образовательных услуг «Золотая рыбка»

Цель программы:Оздоровление подрастающего поколения; создание условий для укрепления здоровья детей посредством водной среды; улучшение деятельности сердечно – сосудистой  и дыхательн...

Дополнительная общеобразовательная программа по формированию основ безопасного поведения на дорогах «Школа Светофорика»

Дополнительная общеобразовательная программапо формированию основ безопасного поведения на дорогах«Школа Светофорика»...