Консультация: Развитие математического мышления при помощи методического пособия «Занимательная математика»
консультация на тему
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве и на занятиях по математике. Ведь математике заложены огромные возможности для развития математического мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Она может и должна играть особую роль в воспитании и развитии личности. Это объясняется тем, что результатами обучения математики является не только знания, но и определенный стиль мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация:
Развитие математического мышления при помощи методического пособия
«Занимательная математика»
Мышление – высшая степень человеческого познания. Период дошкольного детства относительно всей жизни недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное. Велик поток информации, который обрушивается на маленького человечка. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть большой предмет, чтобы получилось несколько одинаковых фигурок из бумаги, необходимо сложить полоску бумаги определенное количество раз... И многое, многое другое.
Математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве и на занятиях по математике. Ведь математике заложены огромные возможности для развития математического мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Она может и должна играть особую роль в воспитании и развитии личности. Это объясняется тем, что результатами обучения математики является не только знания, но и определенный стиль мышления.
Математика не должна стать «скучным» предметом для детей, поэтому нужно заинтересовать их занимательным материалом через игру. Весь комплекс занимательных игр и упражнений на развитие математических способностей, следовательно на развитие логического мышления – это длинная лестница, а сами игры и упражнения – её ступеньки. Чем выше поднимаешься, тем больше усилий прилагаешь, тем больше удовлетворения в душе. Важно не погасить это желание, а двигаться дальше, а для этого его надо заинтересовать, поощрить, вовремя ему помочь.
Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поисков способов действий уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Этому всему способствует занимательный, математический интерес.
И как бы ни были малы знания из области математики, которые приобретают дети до школы, они должны усложняться постепенно, с учетом того, что можно и необходимо дать именно на данном этапе развития детей.
Вот почему обучение на занятиях является основной, ведущей формой развития у детей математических представлений. А упорядоченные представления и правильно сформированные первые понятия так же, как вовремя развитие мыслительные способности, служат залогом дальнейшей успешной работы детей в школе.
Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании.
Загадки, задачи-шутки уместны в ходе решения задач, действий над числом, при формировании представлений о времени.
В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9.)
Как в решете воды принести? (Заморозить.)
В физкультурном зале висит канат. Мальчик поднялся по нему на З м и достиг половины. Какой длины канат? (б м.)
В 10 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если проспал 2 часа? (В 8 часов.)
Сколько орехов в пустом стакане? (Стакан пустой, значит, в нем ничего нет.)
Такие задачи-шутки способствуют развитию внимания и сообразительности, предостерегают ребенка от поспешных ответов и необоснованных выводов. Их не следует решать как обычные, используя то или иное арифметическое действие. Эти задачи должны побуждать ребенка рассуждать, мыслить, находить ответ, используя ранее полученные знания. Не всегда ребенок может без труда найти ответ, понимая, что есть «секрет». Пытаясь думать, рассуждать, приводя различные доводы и опровергая сам себя, нащупывая правильный путь рассуждения, ребенок развивает свое логическое мышление.
Использование задач-шуток поможет разнообразить и оживить занятия. Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления. Для этого подходит такой вид занимательного материала, как загадки. Они настраивают детей на внимание, умение запомнить ее содержание, а также аргументировать свой ответ. Народные загадки всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления. В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет. Загадки - это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета. Для математики подбираются такие загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с другими находится сам предмет.
В вечернее время при необходимости можно раздать индивидуальные задания, с помощью которых проверяется, как каждый ребенок усвоил материал. Задание построено так, чтобы умение считать было необходимым условием выполнения какой-то интересной для ребенка работы. Это задание «Реши и раскрась». Здесь ребенок не только должен уметь считать, решать, но и знать цвета и использовать по назначению. Это игра очень привлекательна. Она вселяет уверенность в собственные силы, показывает, что он может достигнуть положительных результатов и испытывать удовольствие от этого процесса.
Игра «Танграм» направлена на проявление старшими дошкольниками самостоятельности в создании плоскостных изображений. В такой игре детей увлекает цель – составить увиденное на образце или самостоятельно задуманное силуэтное изображение. Дошкольники с интересом включаются в активную практическую деятельность с целью создания силуэтного образа.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие «Занимательная математика»
Данное методическое пособие содержит игровой материал для работы с детьми 3-7 лет по развитию элементарных...
Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики
Логическое мышление – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое....
Программа дополнительной образовательной услуги «Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики для детей 5-7 лет»
Программа по дополнительной платной образовательной услуге «Логика» разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя...
Учебно- методическое пособие: Лэпбук по использованию занимательного материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»
Лепбук по математике...
Методические рекомендации по формированию элементарных математических способностей у детей младшего дошкольного возраста, используя дидактическое пособие « Занимательная математика »
Настоящие рекомендации по работе с дидактическим материалом «Занимательная математика» могут быть использованы в работе педагогов дошкольного образовании при организации непосредстве...
Консультация "Развитие логического мышления с помощью игры " Крестики нолики"".
Играя в знакомую с детсва игру, развиваем умственные способности ребенка дошкольника....
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста средствами занимательной математики
Материал посвящен вопросу развития логического мышления у детей дошкольного возраста средствами занимательной математики...