Методическое пособие «Занимательная математика»
учебно-методическое пособие на тему

         

Данное методическое пособие содержит игровой  материал

         для работы с детьми 3-7 лет по развитию элементарных

         математических представлений, описание игр, являющихся  

         своеобразной «умственной гимнастикой», подробное

         описание методики их проведения. Игры нацелены

         исключительно на развитие мыслительных способностей

         ребенка, находчивость, смекалку.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_tsimto.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУ ЦИМТО «Ельниковского

Муниципального района»

Методическое пособие

«Занимательная

математика»

Игровой материал  

Для работы с детьми 3-7 лет

Ельники 2010

Методическое пособие «Занимательная математика»

                     Составила:     Тужилкина Н.М.

         Данное методическое пособие содержит игровой  материал

         для работы с детьми 3-7 лет по развитию элементарных

         математических представлений, описание игр, являющихся  

         своеобразной «умственной гимнастикой», подробное

         описание методики их проведения. Игры нацелены

         исключительно на развитие мыслительных способностей

         ребенка, находчивость, смекалку.

                                 

Пояснительная записка.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появились программы нового поколения, расширился спектр применяемых методических пособий. Успешное обучение детей в дошкольном возрасте зависит от уровня развития мышления ребенка, умение обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать свои проблемы.

           Развитие математического мышления не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективным для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку максимально доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

           Велик поток информации, который обрушивает на маленького ребенка окружающая жизнь. Знакомство с окружающим миром начинается у ребенка уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

           Важной составляющей программного материала по использованию занимательных игр по математике у дошкольников является специально разработанная совокупность занимательных игр, направленных как на более осмысленное усвоение математики.

           Для удобства занимательный материал предлагается в определенной системе и последовательности, что очень важно для развития способностей детей. Игровые упражнения помогают избежать сухого дидактизма при ознакомлении детей с математическими понятиями (число, цифра, геометрические фигуры и т.д.).

           Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологами доказано, что игровые упражнения помогают ребенку адаптироваться в учебном процессе и овладевать основами математики. Занимательный материал самым тесным образом связан с учебно – воспитательным процессом. Обучающие игры – это вид деятельности, занимаясь которыми дети учатся. Это средство для расширения, углубления и закрепления знаний.

           Материал, собранный в методической разработке «Занимательная математика» способствует внедрению современных подходов к обучению детей дошкольного возраста: таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемных ситуаций, умение понимать предложенные им задачи и разрешать их самостоятельно; в ходе выполнения заданий у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями.

           Дидактические игры и упражнения, загадки, головоломки предлагаются в определенной системе и последовательности, что очень важно для развития способности детей.

Задачи.

1. Научить думать, рассуждать, выполнять умственные операции, самостоятельно решать задачи.

2. Развивать у детей смекалку, определенную умственную нагрузку, находчивость.

3. Проявлять инициативу в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

4. Дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и поэтому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

5. Воспитывать у детей потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

6. Воспитывать у детей уверенность в своих силах, развивать познавательный интерес.

Цели.

1. Вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает.

2. Последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение и применять самостоятельные решения.

3. Приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенку.

Пути реализации.

 

   Практический материал может использоваться как в свободное от занятий время, на занятиях, как часть занятия, на прогулке, при проведении различных мероприятий, досугов, КВНов, в индивидуальной работе с детьми, занятий по подгруппам.

Методы обучения.

1. Проблемно–поисковый метод.

2. Метод самостоятельного анализа (когда знания не даются в готовом виде, а постигаются путем самостоятельного анализа, сопоставляя существенные признаки предметов и явлений, установления взаимозависимостей).

3. Метод поощрения познавательной активности детей, эмоциональный настрой.

Ожидаемый  результат.

1. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величин и  характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

2. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.

3. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное освоению способов познания.  

                                          Содержание
Раздел 1. Геометрические фигуры
Младший дошкольный возраст.

«Что изменилось?»
          «Найди пару»
          «Подбери заплатку»
          «Гаражи»
          «Доскажи словечко»
Средний дошкольный возраст:
          «Чудесный мешочек»
         «Найди и назови»
         «Игровое упражнение»
         
Старший дошкольный возраст:
          «Назови фигуры»
         «Сосчитай, сколько каких геометрических фигур»
         «Что бывает такой формы?»
         «Кто больше увидит?»
         «Картинка из геометрических фигур»
         «Составление геометрических фигур из счетных палочек»
         «Игры с треугольниками»
         «Загадки о геометрических фигурах»
Раздел 2. Величина
Младший дошкольный возраст:
          «Подбери мост»
         «Карлики и великаны»
         «Кто большой»
Средний дошкольный возраст:

«Игра на нахождение места в ряду»

           «Домики и дорожки»
Старший дошкольный возраст: 
         
«Закончи предложение»
         «Скажи наоборот»
Раздел З. Количество и счет
Младший дошкольный возраст:
          «Что изменилось?»
         «Один лишний»
         «Посчитай хлопки»
Средний дошкольный возраст:
          «Какой цифры не стало?»
         «Подумай и ответь»
         «Прятки»
Старший дошкольный возраст.
         «Реши и раскрась»
       «Покажи столько же, сколько»

        «Необычные билеты»
       «Живой счет»
       «Расселим в домики соседей»
       «Составим поезд»
       «Лучший космонавт»
       «Найди отличия»
Раздел 4. Танграм
Средний дошкольный возраст:
       
«Дом»
       «Чайник»
Старший дошкольный возраст:
       
«Лиса»
       «Ракета»
       «Собака»
       «Заяц»
       «Человек»
       «Кораблик»
       «Корабль»
       «Якорь»
       «Машина»
       «Вертолет»
       «Ракета»
       «Гусь»
Раздел 5. Задачи шутки
Раздел 6.  Задачи в стихах

Раздел 7. Пословицы и крылатые выражения, загадки
Раздел 8
. Конспекты открытых занятий, консультации
Раздел 9. Список используемой литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методическое пособие "Занимательные картинки"

Дидактическая игра на классификацию - закрепление знаний о растительном и животном мире...

Консультация: Развитие математического мышления при помощи методического пособия «Занимательная математика»

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве и на занятиях по математике. Ведь  математике заложены огромные возможности для развития математического мышления детей, в проц...

Учебно-методическое пособие по математике на тему: Занимательная расскраска по математике для детей 4-6 лет. Часть 1-улитки

В этом пособии я предлагаю педагогам помочь детям в запоминании цифр, подготовке руки к письму. Эта веселая расскраска поможет многим разнообразить их занятие. Конечно можно скачать любую расскраску и...

Мастер-класс методического пособия «Занимательный Аквариум». Авторы: Ковальчук Анастасия Владимировна, Ермолина Нина Николаевна.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"10418760","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"722","width":"1280"}}]]Дети в жизни сталкиваются с огромным разнообразием красок,...

Методические рекомендации по формированию элементарных математических способностей у детей младшего дошкольного возраста, используя дидактическое пособие « Занимательная математика »

Настоящие рекомендации по работе с дидактическим материалом «Занимательная математика» могут быть использованы в работе педагогов дошкольного образовании  при организации непосредстве...

Презентация "Наглядно-методическое пособие "Занимательная ширма"

Презентация "Наглядно-методическое пособие "Занимательная ширма"...

Дидактическое пособие «Занимательная математика» для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.Задачи:формировать представление о числе и количестве предметов;формировать пр...