Методическое пособие «Занимательная математика»
учебно-методическое пособие на тему
Данное методическое пособие содержит игровой материал
для работы с детьми 3-7 лет по развитию элементарных
математических представлений, описание игр, являющихся
своеобразной «умственной гимнастикой», подробное
описание методики их проведения. Игры нацелены
исключительно на развитие мыслительных способностей
ребенка, находчивость, смекалку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mu_tsimto.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ ЦИМТО «Ельниковского
Муниципального района»
Методическое пособие
«Занимательная
математика»
Игровой материал
Для работы с детьми 3-7 лет
Ельники 2010
Методическое пособие «Занимательная математика»
Составила: Тужилкина Н.М.
Данное методическое пособие содержит игровой материал
для работы с детьми 3-7 лет по развитию элементарных
математических представлений, описание игр, являющихся
своеобразной «умственной гимнастикой», подробное
описание методики их проведения. Игры нацелены
исключительно на развитие мыслительных способностей
ребенка, находчивость, смекалку.
Пояснительная записка.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появились программы нового поколения, расширился спектр применяемых методических пособий. Успешное обучение детей в дошкольном возрасте зависит от уровня развития мышления ребенка, умение обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать свои проблемы.
Развитие математического мышления не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективным для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку максимально доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Велик поток информации, который обрушивает на маленького ребенка окружающая жизнь. Знакомство с окружающим миром начинается у ребенка уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.
Важной составляющей программного материала по использованию занимательных игр по математике у дошкольников является специально разработанная совокупность занимательных игр, направленных как на более осмысленное усвоение математики.
Для удобства занимательный материал предлагается в определенной системе и последовательности, что очень важно для развития способностей детей. Игровые упражнения помогают избежать сухого дидактизма при ознакомлении детей с математическими понятиями (число, цифра, геометрические фигуры и т.д.).
Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологами доказано, что игровые упражнения помогают ребенку адаптироваться в учебном процессе и овладевать основами математики. Занимательный материал самым тесным образом связан с учебно – воспитательным процессом. Обучающие игры – это вид деятельности, занимаясь которыми дети учатся. Это средство для расширения, углубления и закрепления знаний.
Материал, собранный в методической разработке «Занимательная математика» способствует внедрению современных подходов к обучению детей дошкольного возраста: таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемных ситуаций, умение понимать предложенные им задачи и разрешать их самостоятельно; в ходе выполнения заданий у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями.
Дидактические игры и упражнения, загадки, головоломки предлагаются в определенной системе и последовательности, что очень важно для развития способности детей.
Задачи.
1. Научить думать, рассуждать, выполнять умственные операции, самостоятельно решать задачи.
2. Развивать у детей смекалку, определенную умственную нагрузку, находчивость.
3. Проявлять инициативу в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
4. Дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и поэтому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
5. Воспитывать у детей потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
6. Воспитывать у детей уверенность в своих силах, развивать познавательный интерес.
Цели.
1. Вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает.
2. Последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение и применять самостоятельные решения.
3. Приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенку.
Пути реализации.
Практический материал может использоваться как в свободное от занятий время, на занятиях, как часть занятия, на прогулке, при проведении различных мероприятий, досугов, КВНов, в индивидуальной работе с детьми, занятий по подгруппам.
Методы обучения.
1. Проблемно–поисковый метод.
2. Метод самостоятельного анализа (когда знания не даются в готовом виде, а постигаются путем самостоятельного анализа, сопоставляя существенные признаки предметов и явлений, установления взаимозависимостей).
3. Метод поощрения познавательной активности детей, эмоциональный настрой.
Ожидаемый результат.
1. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величин и характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
2. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.
3. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное освоению способов познания.
Содержание
Раздел 1. Геометрические фигуры
Младший дошкольный возраст.
«Что изменилось?»
«Найди пару»
«Подбери заплатку»
«Гаражи»
«Доскажи словечко»
Средний дошкольный возраст:
«Чудесный мешочек»
«Найди и назови»
«Игровое упражнение»
Старший дошкольный возраст:
«Назови фигуры»
«Сосчитай, сколько каких геометрических фигур»
«Что бывает такой формы?»
«Кто больше увидит?»
«Картинка из геометрических фигур»
«Составление геометрических фигур из счетных палочек»
«Игры с треугольниками»
«Загадки о геометрических фигурах»
Раздел 2. Величина
Младший дошкольный возраст:
«Подбери мост»
«Карлики и великаны»
«Кто большой»
Средний дошкольный возраст:
«Игра на нахождение места в ряду»
«Домики и дорожки»
Старший дошкольный возраст:
«Закончи предложение»
«Скажи наоборот»
Раздел З. Количество и счет
Младший дошкольный возраст:
«Что изменилось?»
«Один лишний»
«Посчитай хлопки»
Средний дошкольный возраст:
«Какой цифры не стало?»
«Подумай и ответь»
«Прятки»
Старший дошкольный возраст.
«Реши и раскрась»
«Покажи столько же, сколько»
«Необычные билеты»
«Живой счет»
«Расселим в домики соседей»
«Составим поезд»
«Лучший космонавт»
«Найди отличия»
Раздел 4. Танграм
Средний дошкольный возраст:
«Дом»
«Чайник»
Старший дошкольный возраст:
«Лиса»
«Ракета»
«Собака»
«Заяц»
«Человек»
«Кораблик»
«Корабль»
«Якорь»
«Машина»
«Вертолет»
«Ракета»
«Гусь»
Раздел 5. Задачи — шутки
Раздел 6. Задачи в стихах
Раздел 7. Пословицы и крылатые выражения, загадки
Раздел 8. Конспекты открытых занятий, консультации
Раздел 9. Список используемой литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно-методическое пособие "Занимательные картинки"
Дидактическая игра на классификацию - закрепление знаний о растительном и животном мире...
Консультация: Развитие математического мышления при помощи методического пособия «Занимательная математика»
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве и на занятиях по математике. Ведь математике заложены огромные возможности для развития математического мышления детей, в проц...
Учебно-методическое пособие по математике на тему: Занимательная расскраска по математике для детей 4-6 лет. Часть 1-улитки
В этом пособии я предлагаю педагогам помочь детям в запоминании цифр, подготовке руки к письму. Эта веселая расскраска поможет многим разнообразить их занятие. Конечно можно скачать любую расскраску и...
Мастер-класс методического пособия «Занимательный Аквариум». Авторы: Ковальчук Анастасия Владимировна, Ермолина Нина Николаевна.
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"10418760","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"722","width":"1280"}}]]Дети в жизни сталкиваются с огромным разнообразием красок,...
Методические рекомендации по формированию элементарных математических способностей у детей младшего дошкольного возраста, используя дидактическое пособие « Занимательная математика »
Настоящие рекомендации по работе с дидактическим материалом «Занимательная математика» могут быть использованы в работе педагогов дошкольного образовании при организации непосредстве...
Презентация "Наглядно-методическое пособие "Занимательная ширма"
Презентация "Наглядно-методическое пособие "Занимательная ширма"...
Дидактическое пособие «Занимательная математика» для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.Задачи:формировать представление о числе и количестве предметов;формировать пр...