Познавательное занятие "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Познакомить детей со свойствами воздуха ( упругость, сжимаемость, вес), закрепить знания о его невидимости прозрачности; способы обнаружения и роли воздуха в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozdukh_nevedimka.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами воздуха ( упругость, сжимаемость, вес), закрепить знания о его невидимости прозрачности; способы обнаружения и роли воздуха в жизни человека.
Развивающие задачи: развивать умение понимать значение поговорки.
Речевые задачи: Закрепить в словаре детей слова: «прозрачный», «упругий», «прохладный», умение произносить звук «ш» со сменой голоса.
Воспитательные задачи: Воспитывать аккуратность при проведении оп
Предшествующая работа : Наблюдения на прогулке за ветром с помощью шаров, вертушек, чтение стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри».
Материал к занятию: стаканы пластиковые, тарелки пластиковые, трубочки, полиэтиленовые мешочки, воздушные шары, мячи, обручи, мыльные пузыри на каждого ребёнка.
Воспитатель включает запись с шумом ветра. Загадывает загадку: Не вода, не хлеб, но без него никто не проживёт, что это? (воздух).Чем дышит человек? Как вы думаете. Нужен ли нам воздух? Можем ли мы прожить без воздуха?(ответы) Давайте убедимся в этом .Сделайте глубокий вдох, а затем выдох(дети выполняют указание воспитателя)Человек вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ .Когда мы вдыхаем кислород, он задерживается в лёгких. Лёгкие перерабатывают кислород, превращая в углекислый газ - мы его и выдыхаем. Когда в лёгких воздух кончается, нам становится трудно дышать. Мы задыхаемся, кожа краснеет.
Есть ли в группе воздух? Почему мы его не видим? (он невидимый, прозрачный)
Вывод: нам воздух очень необходим.
Существует такая поговорка: «Нужен как воздух». Как вы понимаете значение этого высказывания ?(ответы детей).Хотите побольше узнать про воздух, каков он?
Для этого мы отправимся в лабораторию, превратившись в учёных (надевают маски).
Опыт 1 невидимость, прозрачность.
(Предлагает осмотреть пустой стакан) Есть ли что-нибудь в стакане? (ответы) Сейчас мы это проверим(поворачивает стакан верх дном и медленно, ровно опускает в миску с водой, обращая внимание детей на то, что держать стакан нужно ровно).Попадает ли вода в стакан? Почему не попадает? (высказывания)
Вывод :В стакане есть воздух ,он не пускает воду в стакан, так как невидимый, прозрачный, «прячется» от нас.
Опыт 2-упругость, сжимаемость.
Всё же воздух можно обнаружить.(предлагает взять пустые мешочки)Что-нибудь в мешочках ест?(пустые .,потому что плоские). Сейчас мы надуем пакеты, побегаем, держа пакеты раскрытыми. Закрываем пакеты, закручиваем, сжимаем, какие они?(упругие, как мяч).Есть ли вокруг упругие предметы, игрушки?
Вывод: Воздух упругий, сжимаемый.(предлагаю поиграть с шарами, покатать мячи, поскакать на них).
Опыт 3.
(Предлагает подуть в стакан с водой через трубочку для коктейля, понаблюдать за пузырьками воздуха). Откуда появляются пузырьки?
Вывод: Выдыхаемый нами воздух через трубку попадает в воду, появляются пузырьки.
Физминутка (Хороводная игра »Пузырь»)
Опыт 4.Лёгкость, прозрачность.
Звучит запись с чтением стихотворения «Мыльные пузыри» Самуила Маршака). Что находится внутри пузырьков?(воздух).Мыльные пузыри лёгкие, прозрачные, потому что внутри них находится воздух(дети пытаются поймать воздух).
Вывод: воздух лёгкий.
Опыт 5:
(Воспитатель даёт детям по воздушному шару, предлагает надуть, поиграть, выпускать воздух). Когда мы выпускали воздух, услышали звук.
Воздух можно услышать.
Опыт 6:
(Предлагает подносить ладошки ко рту, к носу, подуть) Что вы почувствовали? (высказывания). Когда ещё мы наблюдали теплоту воздуха?(летом на прогулках).Каким он был в жаркую погоду?(жарким, прохладным, охлаждающим).Каким был воздух в холодную зимнюю погоду?(морозный, холодный).При большом желании воздух можно не только почувствовать, услышать, но и обнаружить(предлагает подойти к окну, понаблюдать за деревьями).Почему деревья качаются? (ветер качает).Что такое ветер?(ветер-это движение воздуха)
Обобщение: побывали в лаборатории, о чём мы узнали?(Что воздух бывает лёгкий, прозрачный, невидимый, упругий, сжимается, Через опыты и наблюдения эти свойства можно обнаружить).
Тем, кому понравились опыты, воспитатель предлагает брать шарики с улыбками, а кому не понравились - без рисунков, предлагает собираться на улицу понаблюдать за ветром с помощью выбранных шаров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.
В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду
материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...
Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности»
Уважаемые коллеги! Может быть эта консультация пригодится вам в практической работе....
ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные
ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...