Познавательное занятие "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Познакомить детей со свойствами воздуха ( упругость, сжимаемость, вес), закрепить знания о его невидимости прозрачности; способы обнаружения и роли воздуха в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozdukh_nevedimka.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами воздуха ( упругость, сжимаемость, вес), закрепить знания о его невидимости прозрачности; способы обнаружения и роли воздуха в жизни человека.

Развивающие задачи:  развивать умение понимать значение поговорки.

Речевые задачи: Закрепить в словаре детей слова: «прозрачный», «упругий», «прохладный», умение произносить звук «ш» со сменой голоса.

Воспитательные задачи: Воспитывать аккуратность при проведении оп

Предшествующая работа : Наблюдения на прогулке за ветром с помощью шаров, вертушек, чтение стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри».

Материал к занятию: стаканы пластиковые, тарелки пластиковые, трубочки,  полиэтиленовые мешочки, воздушные шары, мячи, обручи, мыльные пузыри на каждого ребёнка.

Воспитатель включает запись с шумом ветра. Загадывает загадку: Не вода, не хлеб, но без него никто не проживёт, что это? (воздух).Чем дышит человек? Как вы думаете. Нужен ли нам воздух? Можем ли мы прожить без воздуха?(ответы) Давайте убедимся в этом .Сделайте глубокий вдох, а затем выдох(дети выполняют указание воспитателя)Человек вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ .Когда мы вдыхаем кислород, он задерживается в лёгких. Лёгкие перерабатывают кислород, превращая в углекислый газ - мы его и выдыхаем. Когда в лёгких воздух кончается, нам становится трудно дышать. Мы задыхаемся, кожа краснеет.

Есть ли в группе воздух? Почему мы его не видим? (он невидимый, прозрачный)

Вывод:  нам воздух очень необходим.

Существует такая поговорка: «Нужен как воздух». Как вы понимаете значение этого              высказывания ?(ответы детей).Хотите побольше узнать про воздух, каков он?

Для этого мы отправимся в лабораторию, превратившись в учёных (надевают маски).

Опыт 1 невидимость, прозрачность.

(Предлагает осмотреть пустой стакан) Есть ли что-нибудь в стакане? (ответы) Сейчас мы это проверим(поворачивает стакан верх дном и медленно, ровно опускает в миску с водой, обращая внимание детей на то, что держать стакан нужно ровно).Попадает ли вода в стакан? Почему не попадает? (высказывания)

Вывод :В стакане есть воздух ,он не пускает воду в стакан, так как  невидимый, прозрачный, «прячется» от нас.

Опыт 2-упругость, сжимаемость.

Всё же воздух можно обнаружить.(предлагает взять пустые мешочки)Что-нибудь в мешочках ест?(пустые .,потому что плоские). Сейчас мы надуем пакеты, побегаем, держа пакеты раскрытыми.  Закрываем пакеты, закручиваем, сжимаем, какие они?(упругие, как мяч).Есть ли вокруг упругие предметы, игрушки?

Вывод: Воздух упругий, сжимаемый.(предлагаю поиграть с шарами, покатать мячи, поскакать на них).

Опыт 3.

(Предлагает подуть в стакан с водой через трубочку для коктейля, понаблюдать за пузырьками воздуха). Откуда появляются пузырьки?

Вывод: Выдыхаемый нами воздух через трубку попадает в воду, появляются пузырьки.

        Физминутка (Хороводная игра »Пузырь»)

Опыт 4.Лёгкость, прозрачность.

Звучит запись с чтением стихотворения «Мыльные пузыри» Самуила Маршака). Что находится внутри пузырьков?(воздух).Мыльные пузыри лёгкие, прозрачные, потому что внутри них находится воздух(дети пытаются поймать воздух).

Вывод: воздух лёгкий.

Опыт 5:

(Воспитатель даёт детям по воздушному шару, предлагает надуть, поиграть, выпускать воздух). Когда мы выпускали воздух, услышали звук.

Воздух можно услышать.

 Опыт 6:

(Предлагает подносить ладошки ко рту, к носу, подуть) Что вы почувствовали? (высказывания). Когда ещё мы наблюдали теплоту воздуха?(летом на прогулках).Каким он был в жаркую погоду?(жарким, прохладным, охлаждающим).Каким был воздух в холодную зимнюю погоду?(морозный, холодный).При большом желании воздух можно не только почувствовать, услышать, но и обнаружить(предлагает подойти  к окну, понаблюдать за деревьями).Почему деревья качаются? (ветер качает).Что такое ветер?(ветер-это движение воздуха)

Обобщение: побывали в лаборатории, о чём мы узнали?(Что воздух бывает лёгкий, прозрачный, невидимый, упругий, сжимается, Через опыты и наблюдения эти свойства можно обнаружить).

Тем, кому понравились опыты, воспитатель предлагает брать шарики с улыбками, а кому не понравились - без рисунков, предлагает собираться на улицу понаблюдать за ветром с помощью выбранных шаров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...