Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию «Мир - прекрасное творенье» на 2021-2024 учебные года
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию «Мир - прекрасное творенье» на 2021-2024 учебные года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kashchaeva_dop_mir_-_prekrasnoe_tvorene.docx | 634.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
ПРИНЯТА на Педагогическом совете Протокол № __ от_________ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда» ______________В.А.Кузнецова Приказ № ____ от ______________ |
Программа дополнительного образования
по духовно-нравственному воспитанию
«Мир - прекрасное творенье»
для детей 4-5 лет
на 2021-2024 учебные года
Разработала:
воспитатель Кащаева М.Ю.
г. Смоленск, 2021 г.
Пояснительная записка
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Ключевые моменты, которые определены в Концепции: национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития.
Актуальность.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Как отмечает кандидат философских наук: «Современное российское общество, несомненно, духовно и нравственно больно, причем очень тяжелым заболеванием, ибо пораженными, разрушенными или размытыми оказались важнейшие центры общественного и личного сознания — ценностные ориентиры, духовно-нравственные идеалы и ценности, без которых ни одно общество просто не может существовать». [3]
Дошкольный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.
Поэтому в настоящее время необходима целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию, что и обуславливает актуальность программы по духовно-нравственному воспитанию.
Направленность программы.
Программа направлена на:
- формирование начал патриотизма и гражданственности, гуманного отношения к людям и окружающей природе, духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, понимание традиционных ценностей российского народа; воспитание уважительного отношения к труду.
Новизна программы заключается в использовании православных традиций, культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения и интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, художественно–эстетическую в единое образовательное содержание. В программе предполагается сочетание разнообразных методов и приемов: бесед, рассказов педагога, работа с аудио – видео материалом, рисование, презентации с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию.
Педагогическая целесообразность данной программы, заключается в том, что она построена в соответствии с отечественным педагогическим наследием и основывается на научные теории о единстве духовного и материального бытия мира и человека, направлена на организацию процесса духовно-нравственного воспитания ребенка. Она призвана обеспечить целостное развитие личности ребенка, благодаря включенности его в отечественную культуру, что содействует сохранению духовного здоровья детей.
Цель программы: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа.
Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:
Обучающие задачи:
- способствовать развитию представлений и понятий о мироустроении и миропорядке; обществе, о российском народе и его культуре;
- познакомить детей с правилами этикета, правилами доброй, совестливой нравственной жизни с людьми и миром.
- знакомство с формами традиционного семейного уклада.
Воспитательные задачи:
- формировать и воспитывать духовно-нравственные качества (добродетели) и чувства, навыки доброжелательного и добродетельного поведения; любовь к семье, к родной природе и к Родине, уважительное отношение к труду.
Развивающие задачи:
- содействовать развитию творческой личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно-нравственную жизнь.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней присутствует православный компонент и в основу ее изучения положен православный календарь праздников и естественное включение в жизнь ребенка специально подобранных сказок, игр, труда, продуктивной художественной деятельности. Такой порядок освоения программы удобен при планировании, а также способствует развитию традиционного духовного уклада жизни семьи и ребенка.
Особенности возрастной группы детей, которой адресована программа.
Средний дошкольный возраст (4–5 лет) является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, вспоминать о событиях личной жизни.
В социальной психологии детства известно, что гуманные отношения ребенка в пять-шесть лет в детской группе развиваются из непосредственных реакций, опосредствованные содержанием совместной деятельности. Позже в семь-восемь лет, складывается внутренняя обусловленность добрых отношений. У детей формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело.
Дети старшего дошкольного возраста (5–6 лет) достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают всеми видами мышечной деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, их речь становится правильной и грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение составлять небольшие рассказы. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением.
Если главным приобретением раннего возраста является доверие и эмоциональная чувствительность детей, то основными психологическими новообразованиями среднего и старшего дошкольного возраста (4–6 лет) являются любознательность и общительность. Этот возраст называется возрастом почемучек, потому что в этот период заметно проявлена потребность в познании мира, в освоении основных принципов мировосприятия и мироустройства. Она реализуется в процессе духовно-нравственного развития ребенка в бытовой, игровой и изобразительной деятельностях.
К 6-7-летнему возрасту происходит обобщение конкретных значимых нравственных содержаний в трех видах: сознании (и познании), деятельности, личностных отношениях. Именно по отношению к обобщенным формам внешнего нравственного содержания выделяется осознание своего «Я».
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения по 36 часов в год.
Формы и режим занятий.
Форма организации занятия – групповая, подгрупповая;
Формы проведения занятий:
Беседы Прогулки Игры Праздники Досуги Экскурсии Выставки Чтение художественной литературы Встречи с интересными людьми.
Программа предполагает работу с детьми от 4 до 7 лет с письменного согласия родителей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия с детьми среднего дошкольного возраста – 20 мин., старшего дошкольного возраста – 25 мин., подготовительной группы – 30 мин., что соответствует требованиямСанПиН2.4.1.3049-13.
Данная программа разработана в соответствии с законом «Об образовании», требованиями ФГОС ДО, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; на основе программ «Мир прекрасное творение», «Истоки» педагогического коллектива г. Вологды под руководством , «Добрый мир» ,«Дорогою добра» и др.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу обучения дети должны:
Знать:
- основные понятия и представления о мироустроении и миропорядке в православной культуре; правила этикета, правила доброй, совестливой нравственной жизни в семье, с людьми и миром;
- историю своей семьи, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего;
- историю своего города, достопримечательности и памятные места в городе; православные традиции своего народа; знать свою национальную культуру, развивать национальное самосознание, уважение к своему народу; основные понятия о патриотизме, ответственности, долге и чести и любви к Родине.
Уметь:
- рассказать о своей семье, опираясь на такие нравственные качества, как любовь к самым близким людям; уметь заботиться о пожилых членах семьи; называть традиции родного края, достопримечательности родного города; рассказывать об основных православных праздниках; основных нравственных понятиях; рассказывать о народной культуре, её богатстве и красоте, ценности народной мудрости; рассказывать о воинах и защитниках русской земли, иметь представление о том, что они будущие защитники Родины, уметь любить Родину, уважать историческое прошлое.
Результативность программы определяется следующими исследованиями:
-педагогическое наблюдение;
-беседа;
-анкетирование родителей;
- диагностика.
Педагогическое наблюдение направлено на изучение межличностных отношений в коллективе, отношений с родителями.
Позволяет отслеживать рост в формировании умений и навыков, понимании и принятии основных нравственных ценностей.
Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:
1.Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
2.Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
3. Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
4.Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;
5.Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
6.Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
7.Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;
8.Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;
9.Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.
Уровни развития: высокий, средний, низкий.
Беседа, опрос проводятся в ходе всего занятия для выявления первоначального уровня знаний на духовно-нравственную тематику, отношения к изучаемому материалу, уровня полученных знаний.
Анкетирование родителей на темы:
- «Актуальность духовно-нравственного воспитания» (приложение 2) - проводится в начале обучения.
- «Критерии духовно-нравственной воспитанности ребенка» (Приложение 3) - проводится в начале и конце учебного курса.
При проведении диагностики можно предложить использовать следующие методики (приложение 4):
Для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок» - Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки. Для диагностики эмоционально - нравственного компонента – Методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках». Для диагностики самооценки старших дошкольников - методика «Какой Я?».
Критериями развития: адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников.
Для диагностики эмоционально-нравственного развития – методика «Сюжетные картинки».
Критерии оценки эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Для диагностики развития нравственной сферы дошкольников методика «Что такое хорошо и что такое плохо».
Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников и младших школьников.
У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается:
Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.
Диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии».
В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.
Диагностика представлений детей о нравственных качествах - метод «Беседа».
Формы подведения итогов реализации программы
Формами ежегодного подведения итогов реализации Программы являются:
- итоговая выставка (май) совместных творческих работ воспитанников и их родителей;
- организация и проведение праздничных мероприятий, досугов и развлечений, таких как «Яблочный спас», «Покров», «Рождественский звон колоколов», «Светлая Пасха», «Троица»;
- организация тематических выставок, согласно графику проводимых мероприятий («Яблочный спас», «Покров», «Рождественский звон колоколов», «Светлая Пасха», «Троица» и т. д.);
-участие воспитанников в конкурсах различного уровня духовно-нравственного содержания;
- выступление педагога на групповых и общих родительских собраниях в детском саду на темы духовно-нравственного воспитания детей («Дорогою добра», «Забота в семье», «Не спорь – прости», «О важности детского послушания», «Детская сказка в жизни ребенка» и т. д.);
- предоставление родителям информации по итогам реализации Программы в виде фотоотчета (информационный стенд).
Учебно-тематический план:
Первый год обучения
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Мир вокруг нас | 4 | 2 | 2 | |
1 | Вот и лето прошло. Вводное занятие. | 1 | 0,5 | 0.5 | Беседа, опрос |
2 | Как прекрасен этот мир… | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
3 | Покормите птиц зимой | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
4 | Птицы прилетели | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
2 | Человек среди людей | 23 | 11,5 | 11,5 | |
1 | С кем я живу. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
2 | Там где дружат живут не тужат (по сказке «Репка») | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
3 | Забота о близких | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
4 | Лучше горькая правда, чем сладкая ложь (по сказке «Колобок») | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
5 | Идем в гости | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
6 | О послушании в семье (по сказке «Петушок и курочка») | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
7 | «Как помириться?» (по сказке «Лиса и журавель) | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
8 | Долг платежом красен (по сказке «Муравей и голубка»). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
9 | Вежливые слова | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
10 | Друг познается в беде (по сказке «Кот и петух») | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
11 | В согласии жить никто не одолеет. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
12 | Правда дороже денег (по сказке «Петух и волки»). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
13 | Сестрица Аленушка и братец Иванушка | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
14 | Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
15 | «Кто зазнается, без друзей остается» (по сказке «Черепаха и заяц»). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
16 | Беседа по сказке «Два жадных медвежонка» | 1 | 0,5 | 0.5 | Беседа, опрос |
17 | «Подарок для самого слабого» | 1 | 0,5 | 0.5 | Беседа, опрос |
18 | Злой язычок | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
19 | Семейные праздники | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
20 | Доброе дело – правду говорить смело! | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
21 | Не сиди сложа руки, не будет и скуки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
22 | Доброе братство дороже богатства | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
23 | Скромность (по мультфильму «Какой чудесный день» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
3 | Православная культура | 6 | 3 | 3 | |
1 | Знакомство справославным храмом. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
2 | Скоро православный праздник Рождества Христова | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
3 | Праздничное мероприятие «Рождественский звон колоколов» | 1 | 0,5 | 0,5 | Праздничное мероприятие |
4 | Скоро православный праздник Пасхи | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
5 | Праздничное мероприятие «Пасхальный звон колоколов» | 1 | 0,5 | 0,5 | Праздничное мероприятие |
6 | Православный праздник Троицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
4 | Моя Родина | 3 | 1,5 | 1,5 | |
1 | Мой любимый город | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
2 | Национальная одежда | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
3 | Русская матрешка | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
Итого: | 36 | 18 | 18 | Второй год обучения | |
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Мир вокруг нас | 6 | 3 | 3 | |
1 | Вводное занятие «Осень на пороге» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
1 | Православное учение о сотворении видимого мира. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
2 | Невидимый мир вокруг нас в православном представлении. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
3 | Покормите птиц зимой. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
4 | Подснежника глянул глазок голубой | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
5 | Птицы возвращаются на родину | 1 | 0,5 | 0.5 | Беседа, опрос |
2 | Человек среди людей… | 11 | 5,5 | 5.5 | |
1 | Мой дом. Семьи большие и маленькие. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
2 | За большим погонишься и малое потеряешь. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
3 | Добрые дела и плохие поступки. | 1 | 0.5 | 0,5 | Беседа, опрос |
4 | Волшебные слова. | 1 | 0.5 | 0,5 | Беседа, опрос |
5 | Мудрость рядом с нами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
6 | «Без труда нет плода» (по сказке «Морозко»). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
7 | Учимся быть отзывчивыми. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
8 | Доброе дело (по сказке «Цветик – семицветик»). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
9 | «За добро добром платят» (по сказке Сивка – Бурка»). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
10 | «Долг платежом красен» (по сказке «Царевна-Несмеяна»). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
11 | В правде сила. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
3 | Православная культура | 12 | 6 | 6 | Беседа, опрос |
1 | Православный праздник «Рождество Пресвятой Богородицы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
2 | Светлый образ. Детство Преподобного Сергия Радонежского | 1 | 0,5 | 0.5 | Беседа, опрос |
3 | Понятие об иконе в православном учении. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
4 | Православный праздник «Введение во храм пресвятой Богородицы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
5 | Скоро православный праздник Рождества Христова | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
6 | Праздничное мероприятие «Рождественский звон колоколов» | 1 | 0,5 | 0,5 | Праздничное мероприятие |
7 | Занятие на масленицу («Сказка о петушке»). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
8 | Скоро праздник Пасхи | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
9 | Праздничное мероприятие «Пасхальный звон колоколов» | 1 | 0,5 | 0,5 | Праздничное мероприятие |
10 | Небесный покровитель русского воинства в православной культуре. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
11 | День славянской письменности и культуры | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
12 | Православный праздник «Троица» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
4 | Моя Родина | 7 | 3,5 | 3,5 | |
1 | Русское народное творчество. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
2 | День Единения - день богатырской славы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
3 | «Кукла-закрутка» и колыбельная | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
4 | Устройство и украшение жилища | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
5 | Ремесло и рукоделие. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
6 | Название городов и улиц. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
7 | Национальная одежда | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
Итого: | 36 | 18 | 18 | ||
Третий год обучения | |||||
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Мир вокруг нас | 5 | 2,5 | 2,5 | |
1 | Вводное занятие «Расскажем друг другу о лете…» | 1 | 0,5 | 0.5 | Беседа, опрос |
2 | Православное учение о сотворении видимого мира. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
3 | Православное учение о сотворении человека. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
4 | Невидимый мир ангелов в православном представлении. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
5 | Наши меньшие друзья | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
2 | Человек среди людей | 15 | 7,5 | 7,5 | |
1 | Они всегда в моем сердце… | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
2 | Забота в семье. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
3 | Тайное всегда становиться явным. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
4 | Совесть добрый помощник. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
5 | «Придет беда - не купишь ума» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
6 | «Смекалка - второе счастье» (по сказке «Каша из топора»). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
7 | Дорогою добра | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
8 | «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам». | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
9 | «Труд кормит, труд греет» (по сказке «Два Мороза»). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
10 | «Доброму Бог помогает» (по сказке «Двенадцать месяцев») | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
11 | Не спорь. Прости. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
12 | «Сам пропадай, а товарища выручай» (по сказке «Иван-царевич и серый волк»). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
13 | С чего начинается дружба. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
14 | Кому работа не в тягость, тому доступна и радость» (по сказке «Как рубашка в поле выросла»). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
15 | Кого называют милосердным. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
3 | Православная культура | 11 | 5,5 | 5,5 | |
1 | Православный праздник: «Рождество пресвятой Богородицы». | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
2 | Жизнь преподобного Сергия Радонежского. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
3 | Как человек стал непослушным. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
4 | Устройство православного храма. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
5 | Скоро праздник Рождества Христова | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
6 | Праздничное мероприятие «Рождественский звон колоколов» | 1 | 0,5 | 0,5 | Праздничное мероприятие |
7 | «Блаженно сердце способное миловать (о жизни прп. Серафима Саровского). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
8 | Подготовка к празднику Пасхи | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
9 | Праздничное мероприятие «Звон пасхальных колоколов» | 1 | 0,5 | 0,5 | Праздничное мероприятие |
10 | «Без книги, как без окон». Занятие ко дню славянской письменности и культуры. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
11 | Православный праздник «Троица» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
4 | Моя Родина | 5 | 2,5 | 2,5 | |
1 | Мой родной город | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
2 | Русские богатыри - защитники Отечества. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
3 | Государственные символы России | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
4 | Колокольные звоны России. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
5 | Моя Родина и ее заступники. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
36 | 18 | 18 |
Содержание учебного плана.
Предлагаемый курс включает занятия следующих разделов: «Мир вокруг нас», «Человек среди людей», «Православная культура», «Наша Родина».
«Мир вокруг нас».
Занятия данного раздела открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.
«Человек среди людей».
Занятия данного раздела в большей части на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним. Также дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье.
«Православная культура»
Занятия данного раздела знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.
Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.
«Наша Родина».
Занятия данного раздела знакомят детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской. А также происходит знакомство с особенностями быта в русских и мордовских семьях
Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое мордовского края, русского государства.
Первый год обучения.
Мир вокруг нас.
1.1 Вот и лето прошло. Вводное занятие.
Теория: Знакомство. Беседа о признаках уходящего лета и наступающей осени.
Практика: Игра «Ласковое имя», коллективная творческая работа «Флаг нашей группы»
1.2 Как прекрасен этот мир…
Теория: Рукотворный и нерукотворный мир вокруг нас.
Практика: Игра рукотворный и нерукотворный мир.
Покормите птиц зимой.
Теория: забота о птицах зимой.
Практика: поделка птичка на витом шнурке.
«Воротились пташки».
Теория: забота о птицах весной.
Практика: Игра «Кто где живет?»
Человек среди людей
2.1 С кем я живу. Моя семья.
Теория: что такое семья. Члены семьи.
Практика: дидактическая игра «Одень ладошку».
Забота о близких.
Теория: беседа о взаимоотношениях в семье.
Практика: игра «Помощники в семье».
Там, где дружат живут не тужат (по сказке «Репка»)
Теория: беседа о дружбе, помощи, взаимовыручке. Чтение сказки «Репка».
Практика: Театрализация сказки «Репка» детьми.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь (по сказке «Колобок»)
Теория: беседа о лжи. Последствия обманов. Чтение сказки «Колобок».
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: лепка колобка и лесных зверей.
Вежливые слова.
Теория: вспоминаем и узнаем новые вежливые слова.
Практика: Игра «Правильно - не правильно»
О послушании в семье (по сказке «Петушок и курочка»)
Теория: беседа о послушании в семье.
Практика: игра «Скажи наоборот», «Хлопаем, топаем».
«Как помириться?» (по сказке «Лиса и журавель).
Теория: сказка « Лиса и журавль». Беседа о причинах ссор.
Практика: поделка «тарелочка для лисы».
Долг платежом красен (по сказке «Муравей и голубка»).
Теория: беседа о неблагодарности по сказке «Муравей и голубка».
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: изготовление поделки из бумаги «Голубки».
Идем в гости.
Теория: правила поведения в гостях.
Практика: сюжетно – ролевая игра «Идем в гости».
Друг познается в беде ( по сказке «Кот и петух»).
Теория: беседа о дружбе, взаимовыручке. Чтение сказки «Кот и петух».
Практика: игра «Выбери себе друга».
«В согласии жить - никто не одолеет» (по сказке «Зимовье зверей»).
Теория: беседа о дружбе и взаимовыручке.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: лепка животных по теме сказки.
Правда дороже денег (по сказке «Пастух и волки»).
Теория: беседа о правдивости.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: конструирование овечек на тему сказки.
Кто гневу смиряет тот сильным бывает.
Теория: почему плохо гневаться.
Практика: игра «Пол, потолок».
Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Теория: о пользе послушания.
Практика: игра «Потопаем, похлопаем».
«Кто зазнается, без друзей остается» (по сказке «Черепаха и заяц»).
Теория: почему плохо зазнаваться.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: конструирование из половинки грецкого ореха и пластилина изображений черепахи и зайца.
Беседа посказка «Два жадных медвежонка»
Теория: беседа о жадности
Практика: игра «Подарок»
«Подарок для самого слабого»
Теория: трусливость и храбрость.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: рисование «Подарок для самого слабого».
Злой язычок.
Теория: грубые и обидные слова.
Практика: игра «Смена мест».
Семейные праздники.
Теория: беседа о семейных праздниках.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: рисование любимого семейного праздника.
Не сиди, сложа руки, не будет и скуки.
Теория: рассказ «На что тебе?». Беседа «Чему доброму научили взрослые».
Практика: игра «Царь Горох прими работу» .
Доброе братство дороже богатства.
Теория: трудолюбие. Чтение сказки «старик и сыновья».
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: декоративное конструирование на тему сказки – украшение маленького веника бусинами и связывание его декоративной ленточкой.
Скромность (по мультфильму «Какой чудесный день»).
Теория: нравственное понятие скромность.
Практика: игра «Похлопаем, потопаем».
Православная культура. Знакомство с православным храмом и правилами поведения в нем.
Теория: беседа о православном храме, правилами поведения в нем.
Практика: аппликация «храм».
Скоро православный праздник – Рождества.
Теория: евангельское событие праздника Рождества Христова.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: изготовление поделки к Рождеству
Праздничное мероприятие «Рождественский звон колоколов».
Теория: закрепление знаний о евангельских событиях Рождества Христова. Знакомство с традицией празднования Рождества.
Практика: игра с детьми у Рождественской елки.
Скоро праздник Пасхи.
Теория: евангельское событие праздника Пасхи. Народные обычаи, связанные с этим праздником.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: изготовление поделки к Пасхе.
Праздничное мероприятие «Пасхальный звон колоколов»
Теория: закрепление знаний о православном празднике Пасхи.
Практика: пасхальные игры.
Колокольный звон в православных традициях.
Теория: колокольня, звон колоколов.
Практика: дидактическая игра «Собери колокол».
Православный праздник «Троица».
Теория: знакомство с праздником Святой Троицы и особенностями его празднования.
Практика: композиция «Хоровод березок».
Моя Родина
4.1 Мой любимый город.
Теория: достопримечательности города.
Практика: игра «угадай где я нахожусь».
4.2 Национальная одежда.
Теория: знакомство с национальной одеждой.
Практика: игра «Одень Машу».
4.3 Русская матрешка.
Теория: история возникновения матрешки в России.
Практика: аппликация: «Матрешка».
Второй год обучения
Мир вокруг нас Вводное занятие. «Осень на пороге…»
Теория: признаки наступившей осени.
Практика: игра «Что осенью бывает».
Православное учение о сотворении видимого мира.
Теория: Православное представление о сотворении мира.
Практика: лепка красивого пейзажа с изображениями животных, рыб и птиц.
1.3 Невидимый мир ангелов в православном представлении.
Теория: беседа о мире видимом и невидимом. Мир ангелов в православном представлении.
Практика: поделка – фигурка светлого Ангела Божьего.
Покормите птиц зимой.
Теория: зимующие птицы и необходимость их подкармливать.
Практика: украшаем кормушку для птиц.
Подснежника глянул глазок голубой.
Теория: весенние изменения в природе. Первый цветок.
Практика: пластилиновые картинки с белыми подснежниками на голубом фоне.
Птицы возвращаются на родину.
Теория: о весенних изменениях в природе. Необходимости помощи птицам.
Практика: выполнить коллективную аппликацию возвращающихся на родину птиц.
Человек среди людей
2.1 Мой дом. Семьи большие и маленькие.
Теория: семья. Члены семьи. Что их объединяют.
Практика: игра «Кто живет в моей семье».
2.2 За большим погонишься и малое потеряешь(по «Сказке о рыбаке и рыбке»).
Теория: смирение – гордость, великодушие – недовольство, бескорыстие – жадность, послушание – своенравие, неблагодарность, грубость.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: лепка на тему: «Золотая рыбка».
2.3 Добрые дела и плохие поступки.
Теория: человек и его поступки.
Практика: игра «Что такое хорошо? Что такое плохо?».
Волшебное слово.
Теория: вежливость, вежливые слова.
Практика: игра «Кто больше назовет вежливых слов», «Скажи наоборот».
Мудрость рядом с нами.
Теория: беседа мудрость которой мы учимся у взрослых.
Практика: игра «Профессия папы», «Профессия мамы».
«Без труда нет плода» (по сказке «Морозко»).
Теория: нравственные категории и качества: трудолюбие – лень, послушание – своеволие, вежливость – грубость.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: рисование пластилином на тему «Владения деда Мороза».
Учусь быть отзывчивым.
Теория: отзывчивость, сочувствие.
Практика: игра «Помоги словом».
Доброе дело (по сказке «Цветик – семицветик»).
Теория: нравственные понятия милосердие и любовь.
Практика: изготовление поделки из цветной бумаги «Цветик-семицветик». Лепка, плетение или рисование «Цветика-семицветика».
За добро добром платят (по сказке «Сивка-бурка»).
Теория: послушание – непослушание, дружба – ссора, милосердие – злоба, смелость – трусость.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: лепка на тему сказки.
«Долг платежом красен» (по сказке «Царевна-Несмеяна»).
Теория: беседа о качествах: трудолюбие - лень, любовь, испытание, терпение, скромность, дружба.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: аппликация «Мозаичный ковер».
В правде сила.
Теория: правда и ложь.
Практика: игра «К нам в гости пришли…»
Православная культура
3.1 Православный праздник «Рождество Пресвятой Богородицы».
Теория: евангельская история св. прав. Иоакима и Анны.
Практика: рисование дерева, под которым св. прав. Анна, просила о даровании ей ребенка.
3.2 Светлый образ. Детство Преподобного Сергия Радонежского.
Теория: детство прп. Сергия Радонежского.
Практика: рассматривание иконы прп. Сергия Радонежского.
3.3 Понятие об иконе в православном учении.
Теория: православная традиция бережного отношения к иконе.
Практика: рассматривание икон.
3.4 Православный праздник «Введение во храм пресвятой Богородицы».
Теория: евангельская история праздника.
Практика: рассматривание икон Божией Матери.
Скоро праздник Рождества.
Теория: повествование о Рождестве Христовом.
Практика: рождественский подарок – «Кудрявая овечка».
Праздничное мероприятие «Рождественский звон колоколов».
Теория: продолжение знакомства детей с евангельским событием Рождества Христова.
Практика: рождественские игры.
Занятие на масленицу («Сказка о петушке»).
Теория: скромность как положительное нравственное качество и противоположное – гордость и хвастливость.
Практика: украшаем силуэты петушков из плотного картона.
Скоро православный праздник «Пасха».
Теория: предание о первом пасхальном яичке как символе воскресения Христова.
Практика: изготовление пасхальных подарков.
Праздничное мероприятие «Пасхальный звон колоколов»
Теория: закрепление знаний о евангельских событиях.
Практика: пасхальные игры.
Небесный покровитель русских воинств.
Теория: жизнь св. Георгия Победоносца.
Практика: рассматривание иконы св. Георгия Победоносца.
Православный праздник «Троица».
Теория: православная традиция празднования Троицы.
Практика: коллективная поделка «Березовая роща».
День славянской письменности и культуры. Наши буквицы.
Теория: роль святых Кирилла и Мефодия в обучении грамоте.
Практика: поделка «Закладка для книг».
Моя Родина Русское народное творчество.
Теория: произведения русского народного творчества.
Практика: игра «Про кого это сказано?», «Сочиняем сказку сами».
День Единения - день богатырской славы.
Теория: русский воин - защитник Отечества.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: поделка «Богатырские доспехи». Рисование, лепка, аппликация.
«Кукла-закрутка» и колыбельная.
Теория: традиции колыбельных песен.
Практика: сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
Название городов и улиц.
Теория: история происхождений названий улиц.
Практика: игра «Название улиц нашего города».
Устройство и украшение жилища человека.
Теория: жилище человека в истории.
Практика: игра «Собери и назови», «Разложи по порядку».
Ремесло и рукоделие.
Теория: ремесла и рукоделие в традиционной культуре.
Практика: игра «Ремесла на Руси»
Национальная одежда.
Теория: национальная одежда, особенности ее украшения.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: поделка пояс для Ивана, сарафан для Маши.
Третий год обучения.
1 Мир вокруг нас.
Вводное занятие. «Расскажем друг другу о лете…»
Теория: беседа о прошедшем лете и наступающей осени.
Практика: игра «В каждое время года хорошо по-своему».
1.2 Православное учение о сотворении видимого мира.
Теория: Бог, Творец мира.
Практика: коллективная работа – коллаж (рисование и аппликация).
1.3 Православное учение о сотворении человека.
Теория: сотворение Богом человека в православном понимании.
Практика: рисование сада.
Невидимый мир ангелов.
Теория: о видимом и невидимом мире. Ангел хранитель.
Практика: поделка – фигурка светлого Ангела.
Наши меньшие друзья.
Теория: забота о животных и птицах.
Практика: игра «Кто, где живет?».
Человек среди людей
2.1 Они всегда в моем сердце.
Теория: семья. Члены семьи. Семейные отношения.
Практика: игра «Радость и печаль».
Забота в семье.
Теория: как дети могут заботиться о взрослых.
Практика: игра «Плохо-хорошо».
Тайное всегда становиться явным.
Теория: правда - ложь.
Практика: игра «Бывает – не бывает», «Нелепицы», «Быль-небылица».
Совесть добрый помощник.
Теория: для чего нужна совесть.
Практика: игра «Хорошо или плохо».
«Придет беда - не купишь ума» (по сказке «Гуси-лебеди»).
Теория: послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность – безответственность.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: аппликация из бумаги и природного материала «Гуси улетают».
«Смекалка - второе счастье» (по сказке «Каша из топора»).
Теория: доброжелательность и гостеприимство.
Практика: «Как накроет стол гостеприимная хозяйка».
Дорогою добра.
Теория: добрые и злые привычки.
Практика: игра «Хорошо-плохо».
«Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам».
Теория: щедрость, жадность.
Практика: игра «К нам пришли гости».
2.9 «Труд кормит, труд греет» (по сказке «Два Мороза»).
Теория: трудолюбие – лень, простота – смекалка.
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: изготовление гирлянды с зимними картинками.
«Доброму Бог помогает» (по сказке «Двенадцать месяцев»)
Теория: беседа о доброте.
Практика: игра «У кого больше «любимок».
Не спорь! Прости!
Теория: об упрямстве и прощении.
Практика: игра « Как лучше общаться с друзьями».
«Сам пропадай, а товарища выручай» (по сказке «Иван-царевич и серый волк»).
Теория: беседа о взаимовыручке.
Практика: организация рисования пера Жар-птицы (лепки, или аппликации пера Жар-птицы).
С чего начинается дружба.
Теория: правила дружбы.
Практика: игра «Волшебник».
Кому работа не в тягость, тому доступна и радость» (по сказке «Как рубашка в поле выросла»).
Теория: работа в крестьянском быте (сельскохозяйственные работы, рукоделие).
Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: Изготовление поделки из бумаги «Рубашки» или «Кофты» с последующим изображением на них вышитого узора.
Кого называют милосердным человеком.
Теория: что такое милосердие в людях.
Практика: игра «Скажи наоборот».
Православная культура
3.1 Православный праздник «Рождество Пресвятой Богородицы».
Теория: православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
Практика: рассматривание иконы «Рождество Пресвятой Богородицы».
3.2Жизнь прп. Сергия Радонежского.
Теория: преподобный Сергий Радонежский - образец скромности и трудолюбия, внимания и доброты.
Практика: игра «Забота о родителях».
3.3Как человек стал непослушным.
Теория: первое непослушание в библейской истории.
Практика: рисуем «Дерево жизни».
3.4 Устройство православного храма.
Теория: что мы видим в православном храме. Правила поведения в храме.
Практика: игра «Что ты видишь?»
3.5 Скоро праздник Рождества Христова. Начинаем делать вертепный театр.
Теория: знакомство с традиционным видом рождественского театра – вертепом.
Практика: поделка «Вертеп».
3.6 Праздничное мероприятие «Рождественский звон колоколов».
Теория: закрепление знаний о евангельских событиях Рождества Христова. Знакомство с традицией празднования Рождества.
Практика: игра с детьми у Рождественской елки.
3.7 «Блаженно сердце миловать» (О жизни прп. Серафима Саровского)
Теория: события жизни преподобного Серафима Саровского, его отношением к людям и животным.
Практика: игра «Покормим птичек».
3.8 Подготовка к празднованию Пасхи.
Теория: подготовка к празднику Пасхи в православных традициях.
Практика: традиционные игры на Пасху.
3.9 Праздничное мероприятие «Пасхальный звон колоколов».
Теория:закрепление знаний о евангельских событиях.
Практика:пасхальные игры.
3.10 «Без книги, как без окон». Занятие ко дню славянской письменности и культуры.
3.11Православный праздник: «Троица».
Теория: народные традиции празднования праздника «Троица».
Практика: изготовление детьми подарка своим близким людям к празднику Троицы.
Моя Родина Мой родной город.
Теория: достопримечательности и памятные места города Ковылкино.
Практика: игра «Угадай место».
Русские богатыри - защитники Отечества.
Теория:повествование о русских богатырях.
Практика: украшение вырезанных из плотной серой бумаги богатырских доспехов: шлема, кольчугу, щит, меч.
Государственные символы России.
Теория: рассказ о государственных символах России.
Практика: рассматривание изображений с символами России, игра «Собери флаг».
Колокольные звоны России.
Теория: колокола и колокольные звон.
Практика: звоним в колокольчики.
Моя Родина и ее защитники.
Теория: моя Родина Россия. Защитники Родины. Покровитель Русского воинства св. Георгий Победоносец.
Практика: рисуем Георгиевскую ленточку.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для реализации программы необходима следующая материально-техническая и дидактико-методическая база:
Материально-техническое обеспечение | Дидактико-методическое обеспечение |
Видео и аудиоаппаратура Компьютер Сканер Принтер Ксерокс Проектор Мультимедийная установка Актовый зал | Подборка информационной и справочной литературы Сценарии праздников, утренников, конкурсов Диски, кассеты с музыкальными произведениями Видео и стерео записи Наглядные пособия: фотоальбомы, альбомы репродукций Диагностические методики |
Методическое обеспечение программы по основным разделам программы:
№ п/п | Название | Форма занятий | Методы и приемы | Дидактический материал |
Раздел 1 | Мир вокруг нас | Занятие - игра Занятие - беседа Занятие - практикум | Объяснительно- иллюстративны, запоминание готовой информации, проблемно - поисковый, метод создания успеха | Наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, слайдовая презентация, дидакт. материал, видеоматериал |
Раздел 2 | Человек среди людей | Занятие - игра Занятие - экскурсия занятие-беседа, занятие-практикум, занятие-инсценировка | Объяснительно- иллюстративный запоминание готовой информации проблемно - поисковый метод создания успеха | Наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, слайдовая презентация, видеоматериал, просмотр фильмов |
Раздел 3 | Основы православной культуры | Занятие-лекция, занятие-беседа, занятие-инсценировка, занятие-праздник | Объяснительно- иллюстративный запоминание готовой информации проблемно - поисковый, метод создания успеха | Наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, икон, презентация, видеоматериал, аудиоматериал |
Раздел 4 | Наша Родина | Занятие - игра занятие-беседа, занятие-практикум Занятие – путешествие Занятие-праздник | Объяснительно- иллюстративный запоминание готовой информации проблемно - поисковый метод создания успеха | Наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, презентация, видеоматериал, аудиоматериал. |
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / ред. – М.: Просвещение, 2009.
3. Духовные основы развития личности в современном российском обществе. –Уфа, 2010 г.
4. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016. – 80 с.
5. Гребеньков В, архимандрит Зиновий (), , . Основы православной культуры: учебная программа / Курск. гос. ун-т – Курск, 2010. – 92 с.
6. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015.- 64 с.
7. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов/. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.- 64 с.
8. Истоковедение. Духовно-нравственное и воспитание дошкольников в контексте истоковедения. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.- 320 с
9. Игротерапия в психологии: уроки хорошего поведения с Машей и Мишей: пособие по дошкольному этикету для педагогов, психологов и родителей.- Ростов-на-Дону:Феникс, 2015. – 126 с.
10. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/Под ред. . – М.: ТЦ Сфера, 2017.-320 с. , ,
11. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/Под ред. . – М.: ТЦ Сфера, 2016.- 192 с. , ,
12. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/Под ред. . – М.: ТЦ Сфера, 2016.- 176 с.
13. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет. – АРКТИ, 2014.- 80 с. ,
14. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. –М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с.
15. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: программа, методическое обеспечение/авт. – Волгоград: Учитель.2014 -131с. ,
16. «Практикум по детской психологии». – М.: ВЛАДОС, 2011 – 291 с.
17. Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря.-Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с. ,
18. Хухлаев /О. Е., Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2017. – 176 с.
19. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования. (Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Московской области по программе «Добрый мир»)./ Редактор составитель . – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015. – 368 с.
20. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015.- 96 с.
Приложение 1
Заведующему
__________________
__________________
__________________
от _______________
(Ф. И.О. родителя)
Согласие
родителей (законных представителей) воспитанников о разрешении посещения кружка«Мир - прекрасное творение»
Я _____________________________________________________________
(Ф. И.О. родителя (законного представителя) полностью)
разрешаю / не разрешаю (нужное подчеркнуть) своему ребенку
_______________________________________________________________
(Ф. И.ребенка, год рождения)
посещать кружок «Мир-прекрасное творение» проводимый во 2 половине дня 1 раз в неделю в ДОУ.
Число__________________ Подпись________________
Приложение 2
Анкета для родителей
«Актуальность духовно-нравственного воспитания»
Цель: выявление предпочтений родителей в духовно-нравственном воспитании детей в ДОУ
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей.
1. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?
2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовно-нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей,
б) мы все больше в этом убеждаемся,
в) с этим утверждением мы не согласны.
г) другой ответ.
3. Участие священнослужителей в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию, которые проводятся в ДОУ:
а) очень помогает, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но и родителям и педагогам,
б) дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие,
в) мы воздерживаемся от ответа,
г) другой ответ.
4. Какую информацию по теме духовно-нравственного воспитания Вы хотели бы получить?
а) о православных праздниках,
б) о традициях нашей культуры,
в) о воспитании детей на примере патриотизма русского народа.
5. Воспитываете ли Вы у своих детей нравственные чувства? Каким образом?
а) подаем пример в семье,
б) читаем духовно-нравственную литературу
в) экскурсии по культурным достопримечательностям.
6. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?
а) справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим,
б) достойным гражданином своей страны,
в) уважительным к людям,
г) патриотом своей Родины,
д) умеющим дать нравственную оценку поступкам.
Спасибо Вам за предоставленные ответы!
Приложение 3
Анкета для родителей
«Критерии воспитанности ребенка»
Цель - определение уровня воспитанности каждого ребёнка для выявления проблем в воспитании и нахождения пути их решения.
Оцените критерии воспитанности по пятибалльной системе.
Отношение к старшим:
Вежливость в общении
Послушание в выполнении заданий
Оказание посильной помощи нуждающимся в ней
Доброжелательное отношение к старшим
Отношение к сверстникам:
Активное участие в совместной деятельности и играх
Чувство эмпатии
Отношение к самому себе
Умение аргументировать свою позицию
Самокритичность; уверенность в себе
Лидерские качества
Отношение к семье:
Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам
Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости
Выполняет ли поручения старших
Проявляет ли заботу о членах семьи
Правильно ли реагирует на замечания
Вежлив ли в общении со всеми членами семьи
Критерии оценки работ детей
Самостоятельность в работе:
Самостоятельное участие и выполнение заданий, поручений
Выполнение действий с помощью взрослого
Трудоемкость:
Выполнение сложных поручений
Оригинальность работы
Оригинальность выполнения задания
Использование различных средств выразительности
Вариативность, образность
Приложение 4
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) ставит перед собой задачу исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.
Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.
Инструкция.
"Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное?
Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.
Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.
Количественный анализ.
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = (Число эмоциональных негативных выборов/14) х100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.
Cтимульный материал к тесту тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки):
Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»
Подготовка к диагностике. Подобрать картинки (фотографии), с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено, эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.
Проведение диагностики. Индивидуально с детьми 3-7 лет проводится 2 серии.
Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку».
Вторая серия вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т. д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?». Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы.
Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.
Методика «Какой Я?»
Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов.
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Протокол методики «Какой я?»
№ п/п | Оцениваемые качества личности | Оценки по вербальной шкале | |||
да | нет | иногда | не знаю | ||
1 | Хороший | ||||
2 | Добрый | ||||
3 | Умный | ||||
4 | Аккуратный | ||||
5 | Послушный | ||||
6 | Внимательный | ||||
7 | Вежливый | ||||
8 | Умелый (способный) | ||||
9 | Трудолюбивый | ||||
10 | Честный |
Выводы об уровне самооценки
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.
Методика «Сюжетные картинки» ( по )
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Методика «Выбор в действии»
Цель методики — изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.
Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т. п. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:
«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе - чуть менее желательный, а на третье - оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».
После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.
В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:
где С - статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К - количество привлекательных предметов, полученных ребёнком от товарищей по группе; п - количество детей в тестируемой группе.
Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.
Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные, т. е. показатель С.
Оценка результатов
10 баллов - показатель С ребёнка равен 100%. 8-9 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 99%. 6-7 баллов - показатель С располагается в интервале от 60% до 79%. 4-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%. 2-3 балла - показатель С располагается в пределах от 20% до 39%. 0-1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%. |
Выводы об уровне статуса ребенка
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий. |
Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах).
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему? Кого можно назвать честным (лживым)? Почему? Кого можно назвать добрым (злым)? Почему? Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"
Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к прогр...
"Әдәп төбе - яхшы гадәт" Зурлар һәм мәктәпкә хәзерлек төркемендә әхлак тәрбия бирү буенча өстәмә белем бирү программасы / Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию детей старшей и подготовительной к школе группы
Әхлак тәрбиясе процессында тәрбиячеләрнең роле зур. Бала күп вакытын бакчада үткәрә. Шуңа күрә тәрбиячеләр балаларга әхлак тәрбиясе бирүне төп эшләре итеп алырга тиешләр дип уйлыйм мин. Ләкин балага б...
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое ра...
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей
laquo;Форма работы с родителями, как привлечение к духовно- патриотическому и нравственному воспитанию дошкольников»...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Идём дорогою добра» 2018 -2019 г.
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры....
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию для детей среднего и старшего возраста «Сказка – детям подсказка»
Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного....
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» на 2019-2021 учебные годы
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»...