План проведения игр по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми средней группы
календарно-тематическое планирование на тему
План проведения игр по развитию эмоционально-волевой сферы
с детьми средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_provedeniya_igr_s_detmi_sredney_gruppy.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения игр по развитию эмоционально-волевой сферы
с детьми средней группы
№ n/n | Название игры | Цель и содержание игры | Неделя месяца |
Сентябрь | |||
1 | Упражнение «Снежный ком» | Цель: способствование запоминанию имен всех участников группы, знакомство их друг с другом. Содержание игры: Первый ребенок (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий - повторяет его, затем называет свое. Третий ребенок повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый ребенок назовет по именам всю группу. | 1 неделя |
2 | Упражнение «Мое имя» | Цель: способствование созданию комфортной обстановки для каждого ребенка. Содержание игры: Каждый ребенок говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Лена, Леночка, Алена, Елена ...), и как не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе. После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т.д.) | 2 неделя |
3 | Упражнение «Надоедливая муха» | Цель: снятие эмоционального напряжения. Содержание игры: Психолог говорит: — Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лоб села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружится возле глаз — поморгайте ими, перелетает со щеки на щеку — надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок — подвигайте челюстью и т.д. | 3 неделя |
4 | Игра «Запретное движение» | Цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание; стимулирование общения; развитие способности различать команды; высвобождение энергии. Содержание игры: Дети стоят полукругом напротив педагога. Педагог говорит: — Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного. Сначала психолог показывает разные движений: (например, руки вверх, в стороны и др.) Дети повторяют их. Затем психолог называет и показывает «запретное движение (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Дается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения психолога, кроме «запретного». Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует. | 4 неделя |
Октябрь | |||
1 | Телесно-ориентированное упражнение «Насос и мяч» | Цель: cнижение эмоционального напряжения; создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого ребенка. Содержание игры: Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой — насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью. «Мяч сдутый» — ребенок сидит на корточках. «Насос надувает мяч» — ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с...». «Мяч становится все больше» — ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх. | 1 неделя |
2 | Упражнение "Корабль и ветер" | Цель: создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого ребенка. | 2 неделя |
3 | Упражнение "Драка" | Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук; cнижение эмоционального напряжения. | 3 неделя |
4 | Игра «Кричалки — шепталки — молчалки» | Цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание; стимулировать общение; высвобождение энергии. Содержание игры: Психолог говорит: — Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат — можно прыгать, бегать и кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий — нужно замереть на месте и замолчать. Психолог показывает квадраты, дети выполняют инструкцию. | 4 неделя |
5 | Упражнение «Лимон» | Цель: расслабление мышцы рук, пальцев; cнижение эмоционального напряжения. Содержание игры: Педагог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой, затем дети садятся на стульчики. | 5 неделя |
Ноябрь | |||
1 | Упражнение "Штанга" | Цель: расслабление мышцы спины; cнижение эмоционального напряжения. | 1 неделя |
2 | Игра «Изобрази явление» | Цель: cнижение эмоционального напряжения; создание положительного го настроения и атмосферы принятия каждого ребенка. Содержание игры: психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям: «Дует ветер » - дует, вытянув губы. «Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками. «Падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз. «Идет дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз. «Появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой. Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет психолог. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению. | 2 неделя |
3 | Упражнение "Шалтай-болтай" | Цель: расслабление мышцы рук, спины и груди; cнижение эмоционального напряжения. Шалтай-Болтай Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз". | 3 неделя |
4 | Игра «Самолеты» | Цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание; стимулирование общения; развитие способности различать звуки; высвобождение энергии. Содержание игры: Дети сидят на корточках далеко друг от друга — «самолеты на аэродроме». Психолог говорит: — Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели. Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны. — Полетели, полетели и сели. Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю» — дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы не задевать друг друга. | 4 неделя |
Декабрь | |||
1 | Упражнение "Винт" | Цель: снятие мышечных зажимов в области плечевого пояса; cнижение эмоционального напряжения. Содержание игры: "Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!" Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка". | 1 неделя |
2 | Игра «Кто тебя позвал? Узнай» | Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии. Содержание игры: Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза - водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего - отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос. | 2 неделя |
3 | Игра «Вежливые слова» | Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами. Содержание игры: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения. | 3 неделя |
4 | Упражнение «Потягушечки» | Цель: создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого ребенка. Содержание игры: Дети собираются в круг, садятся на корточки и закрывают глаза. Психолог говорит: — Вот мы и проснулись, сладко потянулись. Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки. — Сладко потянулись, друг другу улыбнулись. | 4 неделя |
Январь | |||
1 | Игра «Клеевой дождик» | Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими. Содержание игры: Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т.д. | 1 неделя |
2 | Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик» | Цель: расслабление мышцы рук, спины и груди; cнижение эмоционального напряжения. — Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал и падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобразить снеговика. Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте. — Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять. Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки. Упражнение повторяется 3 раза. | 2 неделя |
3 | Игра «Клубочек» | Цель: установление контакта, дружеских взаимоотношений. Содержание игры: Дети садятся в круг, психолог, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры. Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается психологу. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются. ЗАМЕЧАНИЕ: Если психолог вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, — у психолога с ними будут двойные, тройные связи. | 3 неделя |
Февраль | |||
1 | Упражнение «Солнечный лучик» | Цель: создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого ребенка. Содержание игры: Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Психолог говорит: — Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик: коснулся глаз — откройте глаза; коснулся лба — пошевелите бровями; коснулся носа — наморщите нос; коснулся губ — пошевелите губами; коснулся подбородка — подвигайте челюстью; коснулся плеч — приподнимите и опустите плечи; коснулся рук— потрясите руками; коснулся ног — лягте на спину и подрыгайте ногами. Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся — вставайте, ребята. | 1 неделя |
2 | Игра «Утка, утка, гусь» | Цель: создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого ребенка. Содержание игры: Дети встают в круг. Психолог — внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от психолога сторону. Задача обоих — быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному месту. Замечание: психолог следит за тем, чтобы каждый ребенок побывал в роли «гуся». Приветствия и реверансы должны выполняться четко и громко. | 2 неделя |
3 | Игра «Поварята» | Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими. Содержание игры: Психолог говорит: Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Психолог выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо — просто объедение. | 3 неделя |
4 | Упражнение «Дружба начинаемся с улыбки» | Цель: создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого ребенка. Содержание игры: Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди. По желанию спеть песню «От улыбки». | 4 неделя |
Март | |||
1 | Игра «Доброе животное» | Цель: создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого ребенка. Содержание игры: Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». | 1 неделя |
2 | Игра «Комплименты» | Цель: установление контакта, дружеских взаимоотношений. Содержание игры: Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: 1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», молочное » слово. 2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами. | 2 неделя |
3 | Игра «Передай мячик» | Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими. Содержание игры: Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил — выбывает. ЗАМЕЧАНИЕ: Усложнить упражнение можно усложнить, попросив детей закрыть глаза. | 3 неделя |
4 | Упражнение "Зеркало" | Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими. Содержание игры: В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть пеждагог или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно. | 4 неделя |
Апрель | |||
1 | Игра "Зайцы и слоны" | Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. | 1 неделя |
2 |
Упражнение "Театр масок" | Цель: расслабление мышцы лица, снятие мышечного напряжения, усталости. Содержание игры: "Ребята! Мы с вами посетим "Театр Масок". Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга". Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. "Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят. А теперь изобразите Ворону (из басни "Ворона и Лисица") в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр". Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. "Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка", когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком". Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. "Замрите! Спасибо! А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!" Психолог на свое усмотрение хвалит особо тревожных детей, например так: "Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!" "Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Давайте посидим молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!" | 2 неделя |
3 | Упражнение «Мышка» | Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми. Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок. Содержание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях. Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д. Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки, как и люди, также имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать. После игры с первым участником нужно поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний. | 3 неделя |
4 | Упражнение «Радость и грусть» | Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей. Необходимые приспособления: рисунки. Содержание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы. Комментарий: основная задача психолога — помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой — грустным. | 4 неделя |
Май | |||
1 | Игра «Передай мячик» | Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими. Содержание игры: Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил — выбывает. ЗАМЕЧАНИЕ: Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза. | 1 неделя |
2 | Игра «Лови-лови!» | Цель: снятие эмоционального напряжения. Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте. Содержание игры: выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников Комментарий: игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло. | 2 неделя |
3 | Игра «Гнездышко» | Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими. Содержание игры: Дети присели в кругу, взявшись за руки — это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел — ведущий. | 3 неделя |
4 | Игра «Пес Барбос» | Цель: развитие произвольности, самоконтроля. Необходимые приспособления: платок. Содержание игры: выбирается ребенок, который будет «собакой». Он завязывает глаза и уши платком, сворачивается в клубок и делает вид, что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожиданно «собака» просыпается и с лаем ловит побеспокоивших ее детей. Пойманный ребенок становится «собакой». | 4 неделя |
Педагог-психолог: Гаврилова М.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно – развивающее занятие по развитию эмоционально – волевой сферы с детьми дошкольного возраста « Радуга настроения»
Коррекционно – развивающее занятие по развитию эмоционально – волевой сфер...
Из опта работы:"Коррекционно – развивающее занятие по развитию эмоционально – волевой сферы с детьми дошкольного возраста"
Развивать способности к определению эмоционального состояния своего и окружающих ; корректировать поведение и эмоциональное состояние с помощью психогимнастических упражнений и ролевых игр....
План коррекционно-развивающей работы по эмоционально-волевой сфере с детьми дошкольного возраста
План коррекционно-развивающей работыпо эмоционально-волевой сферес детьми дошкольного возраста...
План проведения игр по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми старшей группы
План проведения игр по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми старшей группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в книгу сказок».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в книгу сказок»....
Конспект индивидуального занятия по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку Теремок».
Конспект индивидуального занятия по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста«Путешествие в сказку Теремок»....
Сценарий педагогического мероприятия (непрерывно образовательной деятельности) на развитие эмоционально – волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста . Тема: «Мы артисты»
Цель:1. Учить детей выразительно произносить фразу несущее различную эмоциональную окраску (грустно, весело);2. Развивать психофизические способности детей (мимику, жесты, имитацию);3. Развивать мышле...