План проведения игр по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми старшей группы
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
План проведения игр по развитию эмоционально-волевой сферы
с детьми старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_provedeniya_igr_s_detmi_starshey_gruppy.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения игр по развитию эмоционально-волевой сферы
с детьми старшей группы
№ n/n | Название игры | Цель и содержание игры | Неделя месяца |
Сентябрь | |||
1 | Упражнение «Давайте поздороваемся» | Цель: создание психологически непринужденной атмосферы. Содержание: Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия). | 1 неделя |
2 | Игра «Лото настроений» | Цель: развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции. Содержание: На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию. | 2 неделя |
3 | Игра «Продолжи фразу» | Цель: развитие умения выражать собственные эмоции. Содержание: Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д. | 3 неделя |
4 | Упражнение «Секрет» | Цель: установление контакта, дружеских взаимоотношений. Содержание игры: Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. Замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником. | 4 неделя |
Октябрь | |||
1 | Игра «Поводыри» | Цель: установление контакта, дружеских взаимоотношений. Содержание игры: Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, « слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, траектория и скорость движения увеличиваются. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями. | 1 неделя |
2 | Игра «Уходи, злость, уходи» | Цель: обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния. Содержание: ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!» Через три минуты дети по сигналу психолога ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку. | 2 неделя |
3 | Игра «Клубочек» | Цель: установление контакта, дружеских взаимоотношений. Содержание игры: Дети садятся в круг, психолог, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры. Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается психологу. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются. ЗАМЕЧАНИЕ: Если психолог вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, — у психолога с ними будут двойные, тройные связи. | 3 неделя |
4 | Игра «Кричалки — шепталки — молчалки» | Цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание; стимулировать общение; высвобождение энергии. Содержание игры: Психолог говорит: — Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат — можно прыгать, бегать и кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий — нужно замереть на месте и замолчать. Психолог показывает квадраты, дети выполняют инструкцию. | 4 неделя |
Ноябрь | |||
1 | Игра «Да» и «Нет» не говори | Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания. Содержание игры: Дети располагаются по кругу. Психолог, передавая предмет (игрушку, мяч) кому – то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра (например: Какого цвета зубы? Тебя зовут Таня?....). Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.) | 1 неделя |
2 | Упражнение «Сиамские близнецы» | Цель: cнизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. Содержание игры: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы:2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать СОBET: Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой. | 2 неделя |
3 | Игра «Только веселые слова» | Цель: установление контакта, дружеских взаимоотношений. Содержание игры: Дети встают в круг. Психолог определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова, передавая при этом мяч друг другу. Можно разделиться на две команды и перебрасывать мяч до тех пор, пока не иссякнут слова. Команда, назвавшая последнее слово, выигрывает. Можно сменить тему и называть только зеленые слова, только круглые, только колючие и т.д. | 3 неделя |
4 | Игра «Обзывалки» | Цель: разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств. Содержание: дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!» После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему. | 4 неделя |
Декабрь | |||
1 | Игра «Подушечные бои» | Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения. Содержание: дети по команде психолога начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за...» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается. Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения. | 1 неделя |
2 | Игра «Повтори движения» | Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого. Содержание: ребенок, слушая психолога, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть. | 2 неделя |
3 | Игра «Необычное сражение» | Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения. Содержание: дети по команде психолога начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. | 3 неделя |
4 |
Игра «Молчание» | Цель: развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением. Содержание: играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Психолог ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит. | 4 неделя |
Январь | |||
1 | Игра «Тренируем эмоции» | Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства. Содержание: психолог предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным. 1. Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама. 2. Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту. 3. Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака. | 1 неделя |
2 | Упражнение « Как ты себя чувствуешь?» | Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого. Содержание: упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет. | 2 неделя |
3 | Упражнение "Зеркало" | Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими. Содержание игры: В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть педагог или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно. | 3 неделя |
Февраль | |||
1 | Упражнение «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся» | Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение. Содержание: упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки». - Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. - Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше? | 1 неделя |
2 | Игра «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи» | Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими. Содержание игры: психолог говорит: «Все мы — львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку. Затем все встают друг за другом,, положив руки на плечи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол. | 2 неделя |
3 | Игра «Есть или нет?» | Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими. Содержание игры: играющие встают в круг и берутся за руки, психолог — в центре. Он объясняет задание: они согласны с утверждением, то поднимают вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!» Есть ли поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли хвост у петуха? | 3 неделя |
4 | Упражнение «Высвобождение гнева» | Цель: отработка негативных эмоций. Необходимые приспособления: мягкий стул или куча подушек. Содержание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева. | 4 неделя |
Март | |||
1 | Упражнение «Психологическая лепка» | Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках. Содержание игры: в этом деле многое зависит от фантазии психолога. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: « морскую звезду» (можно лежа на ковре) — и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности. | 1 неделя |
2 | Игра «Улитка» | Цель: развитие выдержки и самоконтроля. Содержание: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним. Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны. Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции. | 2 неделя |
3 | Игра «Крокодил» | Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов. Содержание: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом». Комментарий: в роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувствовать на себе смену ролевых ощущений. | 3 неделя |
4 | Игра «Осьминог» | Цель: развитие навыка работы в команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности. Необходимые приспособления: теннисные мячики. Содержание: четыре ребенка ложатся на полу по кругу, в центре соединяясь друг с другом ногами. Это «осьминог», между его щупальцами (руками детей) разложены «икринки» — мячики. Остальные дети — «рыбки». «Рыбки» «плавают» между щупальцами «осьминога» й собирают «икринки». «Осьминог» активно мешает «рыбкам». Побеждает «рыбка», которая собрала больше всех «икринок». Если «осьминог» сможет поймать какую-то «рыбку» и посадить ее в центр круга, она выбывает из игры. | 4 неделя |
Апрель | |||
1 | Игра «Жужа» | Цель: отработка отрицательных эмоций. Необходимые приспособления: полотенце. Содержание: выбирается ведущий — «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут ее. Когда «Жуже» это надоест, она вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спине. Следующей «Жужей» становится первый из обидчиков, до которого она дотронется. Комментарий: нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должна терпеть как можно дольше. | 1 неделя |
2 |
Игра «Переходы» | Цель: Развитие навыков кооперации, снятие психологической нагрузки. Содержание: Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде психолога строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д. | 2 неделя |
3 | Игра «Скучно, скучно так сидеть» | Цель: Развитие раскованности; тренировка самоорганизации. Содержание: Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной – по количеству детей, возле другой – на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Психолог читает стишок. Скучно, скучно так сидеть. Друг на друга все глядеть; Не пора ли пробежаться И местами поменяться. Как только психолог заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу. | 3 неделя |
4 | Упражнение «Рукавички» | Цель: развитие навыков невербального общения, умения согласовывать свои действия. Содержание игры: Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Психолог раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. | 4 неделя |
Май | |||
1 | Упражнение «Танец» | Цель: тренировка психомоторных функций, самовыражение индивидуальности ребенка. Содержание: психолог предлагает детям потанцевать. Причем каждый танцует, что хочет. Ребенок должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если он придумает образ сам. При затруднении ведущий предлагает следующие темы: станцуй «бабочку», «зайчика», «веселого ежика», «лошадку», «дерево», «цветок, «птичку» и т.п. Психолог следит за тем, чтобы дети именно танцевали, то есть выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, а не изображали чувства мимикой. | 1 неделя |
2 | Игра «Найди друга» | Цель: научить детей чувствовать и переживать, развитие коммуникативных навыков. Содержание: Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями. | 2 неделя |
3 | Игра «Передай по кругу» | Цель: достижение взаимопонимания, сплоченности. Содержание: Дети встают в круг, на ходу передают (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку, цветочек, пушинку и т.д. | 3 неделя |
4 | Игра «Угадай, кого не стало» | Цель: Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга. Содержание: Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты и описать его. | 4 неделя |
Педагог-психолог: Гаврилова М.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно – развивающее занятие по развитию эмоционально – волевой сферы с детьми дошкольного возраста « Радуга настроения»
Коррекционно – развивающее занятие по развитию эмоционально – волевой сфер...
План коррекционно-развивающей работы по эмоционально-волевой сфере с детьми дошкольного возраста
План коррекционно-развивающей работыпо эмоционально-волевой сферес детьми дошкольного возраста...
План проведения игр по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми средней группы
План проведения игр по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми средней группы...
ПЛАН проведения бесед на тему «Здоровье ребенка» с детьми старшей группы
Беседы с детьми старших групп по месяцам...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в книгу сказок».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в книгу сказок»....
Конспект индивидуального занятия по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку Теремок».
Конспект индивидуального занятия по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста«Путешествие в сказку Теремок»....
Сценарий педагогического мероприятия (непрерывно образовательной деятельности) на развитие эмоционально – волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста . Тема: «Мы артисты»
Цель:1. Учить детей выразительно произносить фразу несущее различную эмоциональную окраску (грустно, весело);2. Развивать психофизические способности детей (мимику, жесты, имитацию);3. Развивать мышле...