Консультация для воспитателей "Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников"
консультация на тему
В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федерации, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennosti_pravoslavnoy_kultury_v_sisteme_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников
В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федерации, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени.
В ежегодном Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию отмечается, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, и эти цели не только материальные, но и духовные и нравственные.
Сегодня для подрастающего поколения доминирующими становятся ценности западного образа жизни, западная модель поведения и потребление. На передний план выдвигаются прагматизм, материальные потребности, карьерные устремления любыми способами. Духовный кризис общества проявляется в ошибочном понимании свободы как вседозволенности.
Плоды безнравственности встречаются на каждом шагу. Обесцениваются такие высокие нравственные категории, как чувство коллективизма, гражданская и социальная ответственность личности за свое поведение и поступки, за свой образ жизни, чувство сострадания к слабым, милосердие. Их место занимают такие категории, как агрессивный индивидуализм, безнаказанность, бессердечие, жажда наживы любой ценой, сделкой с собственной совестью.
Анализ современных исследований и примерных образовательных программ свидетельствует о доступности детям дошкольного возраста знаний о событиях истории, культуры, народных обычаях, обрядах, традициях, если они даются в занимательной форме, затрагивают чувства и вызывают интерес.
В свою очередь, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, традиции своего народа и малой родины.
Актуализация проблемы возрождения духовно-нравственных ценностей осуществляется через приобщение детей к православной культуре.
Работа в данном направлении ориентирована на реализацию следующих принципов организации педагогической деятельности с детьми:
- Интеграция материала по содержанию и видам детской деятельности при обучении (взаимосвязь различных образовательных областей, частая смена видов деятельности детей по разным направлениям).
- Деятельностный подход к проведению мероприятий с детьми ( дети не являются пассивными созерцателями и слушателями, а все время заняты какой-либо деятельностью).
- Подключение эмоционально-чувственной сферы детей пробуждение эмоционального отклика на предметы искусства и исторические события, который «действует в механизме нравственной оценки и выбор, который формирует нравственную позицию».
- Обеспечение связи изучаемого материала с жизнью (привидение примеров из жизни людей ближайшего окружения).
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
У детей дошкольного возраста в процессе проводимой работы расширяются и углубляются понятия о семье, добродетелях, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, формируются понятия святости, любви, доброты, соединяющих человека с Богом и всем миром. Именно потеря веры привела к бездуховности, к утрате многих принципов нравственности. Воспитание детей на вере тот стержень души, который удерживает от всякого порочного и бесчестного поступка.
Средством приобщения детей к системе моральных норм всегда служили народные обычаи, обряды, традиции. Участвуя в обряде, каждый человек втягивался в особый, необычайно психологически насыщенный мир и становился неотъемлемой частью всего коллектива. С помощью обряда регулировалось поведение всех членов, формировалось моральное единство. Работа по организации духовно - нравственного воспитания детей на основе использования материалов православной культуры осуществляется по следующим направлениям:
- духовно -образовательное (занятия, беседы, педагогические ситуации);
- воспитательно - оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, ролевые и строительные игры, прогулки, экскурсии);
- культурно0познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видео);
- нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка групп и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Воспитательная система включает в себя следующие виды детской деятельности, способствующие удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей:
- игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
- разнообразные виды творческой художественно-продуктивной деятельности детей;
- чтение и обсуждение художественной литературы;
- проведение совместных праздников;
- просмотр слайд-фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
- благотворительные акции;
- виртуальные путешествия;
- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
- постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания;
- поисково-познавательная деятельность (проекты).
Остановимся на некоторых из них.
Педагогические ситуации наиболее простая по организации короткая по протяженности во времени форма работы.
Вся жизнь человека – это непрерывное, совокупное поле его деятельности. Каждая ситуация – часть бытия человека. Ситуации побуждают его к действиям, но оставляют свободу выбора в том, как именно действовать.
Диапозон ситуаций, которые можно использовать в педагогических целях, достаточно велик: воспитывающие, педагогические, проблемные, игровые, жизненные ситуации, ситуации общения, морального выбора, этически значимые ситуации и др. Они могут быть специально созданные и возникшие стихийно.
При формировании у детей нравственных понятий, нравственных чувств и нравственного поведения широко применяются ситуации морального выбора. Они побуждают ребенка откликнуться на проблемы другого или предпочесть личные интересы, проявить равнодушие. Моделирование ситуаций морального выбора является важным, так как социально-нравственное поведение детей проявляется в выборе из двух альтернативных линий поведения, часто оно связано с ущемлением собственных интересов ради интереса другого.
Ситуации морального выбора часто выступают как возникшие стихийно в процессе взаимодействия. На эффективны и специально созданные ситуации, когда дети принимают решение публично, обосновывают мотивы выбора.
Проектная поисково-познавательная деятельность – это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, анализировать его и преобразовывать. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который несет ответственность за результаты своей деятельности, свои поступки.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает им действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Примерная тематика: «Я – личность», «Я и мой детский сад», «Моя безопасность», «Моя страна, мой дом», «Святки. Рождество. Крещение», «Мальчики и девочки. День Защитника Отечества», «Праздник Пасхи», «Цивильск - мой родной город», «Охраняем природу» и др.
В течении учебного года могут быть осуществлены как общие, так и подгрупповые и индивидуальные комплексные тематические проекты, а так же детско-родительские проекты по духовно-нравственному воспитанию: «Недаром помнит вся Россия» (Отечественная война 1812 г.), «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Встреча с удивительными словами», «Любит народ играть круглый год» (народные подвижные игры к православным праздникам годичного цикла), « Фестиваль семейных традиций» (родительский проект по изучению истории семьи).
Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследие от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому родная православная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Литература
- Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я» №6 - 2015г.,
статья Т.Р.Арзуманова, Ж.Н.Мысливцева «Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания»
Материал о духовно-нравственном воспитании детей...
Сказки в системе духовно-нравственного развития младших дошкольников
Сказки в системе духовно-нравственного развития младших дошкольников.1 слайдСказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...
«Основы православной культуры, как средство духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников».
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников...