Консультация для воспитателей "Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников"
консультация на тему

В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федерации, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников

        В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федерации, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени.

        В ежегодном Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию отмечается, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, и эти цели не только материальные, но и духовные и нравственные.

        Сегодня для подрастающего поколения доминирующими становятся ценности западного образа жизни, западная модель поведения и потребление. На передний план выдвигаются прагматизм, материальные потребности, карьерные устремления любыми способами. Духовный кризис общества проявляется в ошибочном понимании свободы как вседозволенности.

        Плоды безнравственности встречаются на каждом шагу. Обесцениваются такие высокие нравственные категории, как чувство коллективизма, гражданская и социальная ответственность личности за свое поведение и поступки, за свой образ жизни, чувство сострадания к слабым, милосердие. Их место занимают такие категории, как агрессивный индивидуализм, безнаказанность, бессердечие, жажда наживы любой ценой, сделкой с собственной совестью.

        Анализ современных исследований и примерных образовательных программ свидетельствует о доступности детям дошкольного возраста знаний о событиях истории, культуры, народных обычаях, обрядах,  традициях, если они даются в занимательной форме, затрагивают чувства и вызывают интерес.

        В свою очередь, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, традиции своего народа и малой родины.

        Актуализация проблемы возрождения духовно-нравственных ценностей осуществляется через приобщение детей к православной культуре.

        Работа в данном направлении ориентирована на реализацию следующих принципов организации педагогической деятельности с детьми:

  1. Интеграция материала по содержанию и видам  детской деятельности при обучении (взаимосвязь различных образовательных областей, частая смена видов деятельности детей по разным направлениям).
  2. Деятельностный подход к проведению мероприятий с детьми ( дети не являются пассивными созерцателями и слушателями, а все время заняты какой-либо деятельностью).
  3. Подключение эмоционально-чувственной сферы детей пробуждение эмоционального отклика на предметы искусства и исторические события, который «действует в механизме нравственной оценки и выбор, который формирует нравственную позицию».
  4. Обеспечение связи изучаемого материала с жизнью (привидение примеров из жизни людей ближайшего окружения).

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

У детей дошкольного возраста в процессе проводимой работы расширяются и углубляются понятия о семье, добродетелях, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, формируются понятия святости, любви, доброты, соединяющих человека с Богом и всем миром. Именно потеря веры привела к бездуховности, к утрате многих принципов нравственности. Воспитание детей на вере тот стержень души, который удерживает от всякого порочного и бесчестного поступка.

Средством приобщения детей к системе моральных норм всегда служили народные обычаи, обряды, традиции. Участвуя в обряде, каждый человек втягивался в особый, необычайно психологически насыщенный мир и становился неотъемлемой частью всего коллектива. С помощью обряда регулировалось поведение всех членов, формировалось моральное единство.        Работа по организации духовно - нравственного воспитания детей на основе использования материалов православной культуры осуществляется по следующим направлениям:

  1. духовно -образовательное (занятия, беседы, педагогические ситуации);
  2. воспитательно - оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, ролевые и строительные игры, прогулки, экскурсии);
  3. культурно0познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видео);
  4. нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка групп и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Воспитательная система включает в себя следующие виды детской деятельности, способствующие удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей:

- игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

- разнообразные виды творческой художественно-продуктивной деятельности детей;

-  чтение и обсуждение художественной литературы;

- проведение совместных праздников;

- просмотр слайд-фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;

- благотворительные акции;

- виртуальные путешествия;

- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

- постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания;

- поисково-познавательная деятельность (проекты).

        Остановимся на некоторых из них.

        Педагогические ситуации наиболее простая по организации  короткая по протяженности во времени форма работы.

Вся жизнь человека – это непрерывное, совокупное поле его деятельности. Каждая ситуация – часть бытия человека. Ситуации побуждают его к действиям, но оставляют свободу выбора в том, как именно действовать.

        Диапозон ситуаций, которые можно использовать в педагогических целях, достаточно велик: воспитывающие, педагогические, проблемные, игровые, жизненные ситуации, ситуации общения, морального выбора, этически значимые ситуации и др. Они могут быть специально созданные и возникшие стихийно.

        При формировании у детей нравственных понятий, нравственных чувств и нравственного поведения широко применяются ситуации морального выбора. Они побуждают ребенка откликнуться на проблемы другого или предпочесть личные интересы, проявить равнодушие. Моделирование ситуаций морального выбора является важным, так как социально-нравственное поведение детей проявляется в выборе из двух альтернативных линий поведения, часто оно связано с ущемлением собственных интересов ради интереса другого.

        Ситуации морального выбора часто выступают как возникшие стихийно в процессе взаимодействия. На эффективны и специально созданные ситуации, когда дети принимают решение публично, обосновывают мотивы выбора.

        Проектная поисково-познавательная деятельность – это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, анализировать его и преобразовывать. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который несет ответственность за результаты своей деятельности, свои поступки.

        Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает им действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

        Примерная тематика: «Я – личность», «Я и мой детский сад», «Моя безопасность», «Моя страна, мой дом», «Святки. Рождество. Крещение», «Мальчики и девочки. День Защитника Отечества», «Праздник Пасхи», «Цивильск - мой родной город», «Охраняем природу» и др.

        В течении учебного года могут быть осуществлены как общие, так и подгрупповые и индивидуальные комплексные тематические проекты, а так же детско-родительские проекты по духовно-нравственному воспитанию: «Недаром помнит вся Россия» (Отечественная война 1812 г.), «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Встреча с удивительными словами», «Любит народ играть круглый год» (народные подвижные игры к православным праздникам годичного цикла), « Фестиваль семейных традиций» (родительский проект по изучению истории семьи).

        Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследие от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому родная православная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Литература

  1. Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я» №6 - 2015г.,

статья Т.Р.Арзуманова, Ж.Н.Мысливцева «Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания»

Материал о духовно-нравственном воспитании детей...

Сказки в системе духовно-нравственного развития младших дошкольников

Сказки в системе духовно-нравственного развития младших дошкольников.1 слайдСказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...

«Основы православной культуры, как средство духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников».

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников...