Музыкальное мышление
статья на тему

Едлина Надежда Викторовна

В статье рассматриваются два компонента музыкального мышления, непосредственно затрагивающих процесс развития у детей дошкольного возраста музыкального восприятия и основ творчества в музицировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_myshlenie.docx17.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ   МЫШЛЕНИЕ

        Современное музыкознание выделяет два основных компонента музыкального мышления: репродуктивный, связанный с восприятием и анализом существующей музыки, и продуктивный, лежащий в основе создания новой музыки.

        Восприятие и анализ музыки – наиболее всеобъемлющая музыкальная деятельность. Она важна и как самостоятельная деятельность слушания и постижения музыки, и как составная часть любого вида музицирования. В связи с этим, естественно, ей принадлежит ведущая роль в музыкальном воспитании.

        Музыкальное восприятие – сложный эмоционально окрашенный познавательный процесс, включающий восприятие и анализ музыкального произведения. В.В. Медушевский предложил термин «музыкальное восприятие-мышление», который достаточно точно отражает специфику этого процесса и, в сущности, является синонимом термина «репродуктивный компонент музыкального мышления».

        В разработке психологических основ современной теории музыкального восприятия особую роль сыграла монография Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» (1947). В ней музыкальное восприятие рассматривается как интонационно-образное, направленное прежде всего на содержательную, смысловую сторону музыки. Подходя таким образом к музыкальному восприятию, Б.М. Теплов следовал лучшим традициям отечественного музыкознания, которые создавали и отстаивали Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский. Эти идеи получили блестящее подтверждение и развитие в музыковедческих работах Е.В. Назайкинского, Д.Б. Кабалевского, В.В.Медушевского, в психологических и педагогических исследованиях.

        Е.В. Назайкинский писал: «Музыкальное восприятие направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен».

        В работах В.В. Медушевского дан анализ современного научного контекста проблемы музыкального восприятия-мышления. В них утверждается тезис об активной природе этого процесса, определено понятие «адекватное восприятие» музыкального произведения как видение в тексте не только музыкально-языковых, жанровых, стилистических и духовно-ценностных принципов культуры, но и глубоко личностного смысла. С этим связано положение о неоднозначности смысла художественного произведения, принципиальной множественности его исполнительских, музыковедческих и слушательских интерпретаций. Это положение имеет исключительно важное значение для практики музыкального воспитания, помогая правильно оценить высказывания детей о музыке, которую они слушают.

        В.В. Медушевский говорит о двух слоях содержания музыкального произведения: слое «ближайших» и слое «дальнейших» значений. «Ближайшие» значения – это слой явно выраженного смысла, который закреплён в интонационной форме музыки. «Ближайшее» содержание неоднородно: наряду с неповторимым тематическим, сюда входит обогащённое содержание стиля, жанра. «Дальнейшие» значения – это слой глубинных социокультурных интерпретаций музыкального произведения, которые возникают при взаимодействии «ближайшего» содержания музыки с историческим культурным и жизненным личностным контекстом слушателя. В диалектике «ближайшего» и и «дальнейшего» содержаний кроется источник индивидуального творчества слушателя.

        Формирование и развитие у детей музыкального восприятия-мышления и всей системы музыкальности может происходить как в условиях организованных занятий (в детском саду, музыкальных и общеобразовательных школах, центрах эстетического развития и др.), так и стихийно, под влиянием существующего музыкального окружения.

        В каждом из видов музыкальной деятельности развивается вся система музыкальных способностей. Однако некоторые виды деятельности являются наиболее благоприятными для становления той или иной способности. Так, интересующее нас восприятие-мышление наиболее прямо и эффективно развивается в слушании музыки. В нём дети получают самый большой объём разнообразных музыкальных впечатлений и знаний. Слушание музыки рассматривается как активный процесс музыкального восприятия-мышления. На занятиях оно должно проходить в двух формах: как самостоятельная музыкальная деятельность и как составная часть других видов музыкальной деятельности. Прослушивание (в фортепианном, оркестровом или вокальном исполнении) и элементарный анализ музыкального произведения неизменно должен предшествовать работе над ним в любом виде детского музицирования.

        Организуя слушание музыки, можно использовать последовательность этапов работы над произведением, которую Н.Л. Гродзенская образно называла «схемой сонатного аллегро»: 1. «Вступление» - короткое вводное слово; 2. «Экспозиция» - слушание произведения; 3. «Разработка» - анализ, разбор произведения; 4. «Реприза» - повторное слушание музыки на новом, более высоком сознательном и эмоциональном уровне; 5. «Кода» - повторение, закрепление музыки в памяти. Внимание детей направляется сначала на образно-содержательную сторону произведения в целом, и только после этого анализируются отдельные его части и средства музыкальной выразительности.

        Усложнение предлагаемых детям музыкальных произведений идёт по следующим напрвлениям: 1) от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам с доминированием выразительности; 2) от малых по объёму, простых по форме и музыкальным образам ко всё более сложным; 3) от содержащих одну ведущую тему к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений. Если вначале слушание проходит как синтетическая деятельность (слушание и игровые моменты, слушание и восприятие игрушек, картинок соответствующего содержания), то затем оно постепенно становится всё более свободным, самостоятельным и внутренним процессом.

        Методика диагностических заданий включает два задания: определить жанр произведения (марш, песня, танец); охарактеризовать общее настроение пьесы, а в старшем возрасте ещё и рассказать о ней.

        Результаты проведённых исследований позволяют наметить общую линию развития репродуктивного компонента музыкального мышления в дошкольном детстве. Эта музыкальная способность развивается в единстве и взаимодействии двух её основных составляющих: собственно интонационного восприятия и осознания музыки; её индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом дошкольника. Первая из них идёт от восприятия и осознания ребёнком отдельных компонентов музыкальной ткани к их комплексу и, наконец, к восприятию и осознанию мелодико-интонационной стороны музыки. Вторая – линия интерпретации, внемузыкальных образов и ассоциаций – движется от единичных, сугубо конкретных (и односложно названных) образов, возникающих под влиянием музыки, к развёрнутым, ярким картинам и сюжетным рассказам.

        Воспринимаемые и осознаваемые дошкольником первоначально отдельные компоненты музыкальной ткани, средства музыкальной выразительности становятся для него ориентирами при восприятии музыкального произведения, определении его настроения, характера. У большинства детей от трёх до пяти лет это         темп. Что касается тембра и динамики, то они занимают более скромное место. В последующие два года значение темпа как ведущего средства музыкального восприятия резко снижается и одновременно возрастает ориентирующая роль комплекса средств музыкальной выразительности (сначала одновременно два, а затем три-четыре компонента). Преодоление ориентировки на отдельные средства музыкальной выразительности и увеличение роли их комплексов – первая из отмеченных тенденций в развитии музыкального восприятия-мышления.

        Ещё более значима вторая тенденция – появление ориентации на мелодию и составляющие её интонации. Она впервые была отмечена у отдельных детей на пятом году жизни, а в последующие два года проявилась более рельефно, но тоже у очень небольшого числа детей. Её появление делает восприятие содержания музыки более адекватным, а интерпретацию – значительно более широкой и индивидуализированной.

        Столь яркий качественный скачок в развитии музыкального восприятия-мышления, который связан с появлением мелодического слышания, и тот факт, что оно было отмечено у очень небольшого количества детей даже в подготовительной к школе группе, приводят к предположению, что разработка специальной методики формирования мелодической ориентации музыкального восприятия, включающей «словарь мелодий-интонаций», будет способствовать более успешному становлению этой способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные игры на развитие мышление.

Игры, представленные в данном материале, помогают  в музыклаьной игре развивать  мышление ребенка...

«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...

Музыкальное мышление и ТРИЗ

Музыкальное мышление — это процесс моделирования отношений человека к реальной действительности в интонируемых звуковых образах. Оно возникает в процессе и как результат активного, эстетически о...

Музыкальная игра на развитие музыкального мышления "Танцующие музыкальные инструменты".

Цель: развитие музыкального мышления, танцевального творчества,эмоциональной отзывчивости на инструментальную музыку....

Конспект музыкального занятия по теме: «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование» Старшая группа.

Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка – детский сад № 18города Кропоткин муниципального образования Кавказский район...

Индивидуальный план самообразования на 2023 - 2027 год по теме «Развитие музыкальных способностей и творческого мышления детей посредством музыкально-ритмических игр и упражнений»

Индивидуальный план самообразования на 2023 - 2027 год по теме «Развитие музыкальных способностей и творческого мышления детей посредством музыкально-ритмических игр и упражнений»...