2021-2022 Консультация для воспитателей:"Проблемы развития музыкальности.Музыка как средство коррекции.Развитие у детей музыкально ассоциативного мышления."
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Полезная информация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_problemy_razvitiya_muzykalnosti.docx | 19.33 КБ |
3m_uzyka_kak_sredstvo_korrektsii.docx | 19.26 КБ |
4razvitie_u_detey_muzykalno_assotsiativnogo_myshleniya.docx | 16.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проблемы развития музыкальности
Музыкальные способности у детей проявляются по-разному. У одних – очень рано (уже на первом году жизни) и развиваются очень легко и быстро. У других детей – позднее (в четырёх – пятилетнем возрасте, в меньшей степени - позже) и развиваются труднее и медленнее. Раннее проявление способностей не всегда свидетельствует об одарённости, так же как и отсутствие проявления таковых в раннем возрасте не всегда является показателем их отсутствия. Известно, что успеха порой добивается не тот, у кого способности выше, а тот, кто имеет силу воли, веру в себя и огромное трудолюбие. Часто задают вопрос: «Стоит ли развивать музыкальные способности ребёнка, если они не проявляются?» однозначно, стоит. Даже если ребёнок в будущем не будет профессиональным музыкантом (ведь это и необязательно), занятия музыкой помогут развить мышление ребёнка, интеллект, другие его способности.
Одной из распространённых проблем, в том числе и у одарённых детей, является недоразвитость музыкального слуха. Иногда встречается сильный звонкий голос, но ребёнок с трудом осваивает совсем не сложную по мелодической линии песню. Примером недоразвитости слуха может служить и то, как ребёнок на слух определяет высоту звука. На вопрос, какой звук выше – первый или второй, он отвечает правильно, или может отличить неправильное пение другого ребёнка, но сам не мо-жет воспроизвести мелодию даже в удобном для него диапазоне. Эта проблема легко поддаётся коррекции путём тренировок в дошкольном возрасте. У взрослого или даже у старшего школьника она часто неразрешима.
Для развития звуковысотного слуха рекомендуются следующие упражнения:
«Гудок» - умение сливаться с голосом взрослого на длинной ноте.
«Дразнилка» - повторение звуков с голоса педагога или инструмента на разные сло-ги в тонах доступного диапазона, постепенно расширяя диапазон звучания на тон или полтона вверх и вниз
«Точка» - закончить последний (тонический звук) пропетой педагогом мелодии. По-чувствовать устойчивость завершения
«Капельки» - пение на слог «кап» одной ноты, повторяя её много раз (капли дож-дя). Нота должна быть удобной ребёнку по высоте. Затем необходимо на тон или полтона опускаться и подниматься. Подпевать взрослому, затем петь самостоятельно попевки в интервале - полтона, тон, полтона, два тона. Например, «Я шагаю, я гуляю, никому я не мешаю, никого не замечаю. Ох!». На «Ох!» выдох сильный, полный сброс дыхания.
После совершенствования звуковысотной проблемы следует работать над проблемой развития мелодического слуха. Для коррекции подходят следующие упражнения:
- Развивать умение определять движение мелодии вверх и вниз
- Использовать простейшие попевки для запоминания мелодии
- Работать вначале над освоением попевки или песни без текста, на слоги с гласными («у», «ю», «я», «е», «и»), что укрепляет все виды памяти (слуховую, логическую, двигательную) и автоматизирует вокальную моторику
- Отказаться от механических бесцельных повторов запоминания мелодии
К одной из распространенных проблем музыкального воспитания дошкольников относится выработка певческого дыхания, которое является основой певческого звукообразования. Часто несформированный навык певческого дыхания является препятствием, тормозом в развитии певческого звучания голоса. И наоборот, освоив правильное дыхание при пение, ребёнок легче и с интересом занимается, результат занятий становится намного выше.
При постановке правильного певческого дыхания важно помнить, что процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха, и при пении особенно важен выдох, во время которого мы поём. Детей нужно учить с самого начала понять, как правильно ды-шать при пении.
Учимся вдыхать через нос – представим, что наш живот – это шарик, который нам необходимо надуть. На мгновение задерживаем дыхание, не выпускаем воздух, который вдохнули, фиксируем его мышцами живота и диафрагмы – создаём опору дыханию. Затем медленно через рот (на звук «пф») выпускаем воздух, который вдох-нули («шарик нужно сдуть»), постепенно втягиваем живот («шарик уменьшается»).
У некоторых дошкольников, в том числе и с хорошими голосовыми данными, встречается так называемая «зажатая нижняя челюсть». При пении она как бы не-подвижна. Поэтому важно именно в дошкольном возрасте откорректировать этот недостаток упражнениями, которые предполагают пение «на зевке» (с хорошо откры-тым ртом) на гласные («а», «о», «ы»), затем на эти же гласные в сочетании с сог-ласными («м», «д», «г», «з»). После нескольких таких упражнений ребёнок успешно, как правило, справляется с заданием и легко решается проблема, которая с большим трудом поддаётся коррекции (а иногда и не поддаётся) у старших школьников.
Если в системе дошкольного учреждения будет постоянно проводиться работа как с музыкально одарёнными детьми, так и с остальными, то результат обязательно будет положительным.
Предварительный просмотр:
Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников
Роль и возможности общения как в образовательном, так и в процессах интеллектуального и психического развития дошкольников огромны. Общение позволяет ребёнку, через сравнение себя со сверстниками, выработать самооценку, найти своё место, что весьма часто бывает одной из главных проблем личности. Ведь коммуникабельность – одна из составляющих успешности. Навыки поведения начинают формироваться в раннем возрасте.
Поведение зависит от суммы накопленных знаний, которые каждая личность пропускает через своё сознание. А оно, в свою очередь, определяет способ поведения.
Признание за музыкальным мышлением функции общения, коммуникации, даёт повод рассматривать музыку как один из самых мощных информационных процес-сов, охватывающих, в принципе, всё общество. Существует мнение, что музыка не может считаться «языком… с чётко зафиксированным значением». Однако его отсутствие не мешает музыке выполнять основные языковые функции. А это значит, что музыка может и является одним из мощных средств общения, развития коммуникативных качеств ребёнка.
Для того, чтобы влиять на формирование личности дошкольника, педагог дол-жен уметь среди смен его настроений и различных проявлений характера, распоз-нать лучшие для последующего закрепления, худшие – для нейтрализации в процессе восприятии музыки. Восприятие музыки преображает человека, ведь каждый одну и ту же музыку чувствует по-разному. Можно сказать, что восприятие музыки носит личностно значимый смысл, который зависит от многих причин:
- личного жизненного опыта
- уровня развития образного мышления
- общей культуры восприятия
- уровня развития ситуативного мышления
- уровня развития устойчивого внимания, таких его характеристик , как концентрированность и распределённость, переключаемость и др.
- различных видов памяти (кратковременной, долговременной, оперативной, музыкальной и др.)
- склада нервной системы, т.е. темперамента
Важность и главная ценность музыки как вида искусства в том, что через её восприятие человек познаёт себя. Воспринимая музыку, ребёнок может испытать те чувства, которые не всегда удобно выставлять напоказ, посредством музыки может приблизиться к пониманию чувств, которые он ещё не испытывал в жизни, но ко-торые уже готовы к пробуждению, однако пока невостребованны.
Наука показала, что музыка, её выразительные средства, такие как динамика, темп, тембр голоса или инструмента, акценты, пульсации, последовательность аккор-дов, развитие мелодической линии могут воздействовать на частоту пульса и дыха-ния, биологические процессы в крови, биоритмы мозга, мышечное напряжение или расслабление, что в комплексе определяет эмоциональное состояние, а порой и общее самочувствие слушателя.
Проявления восприятия музыки могут быть различными:
- внутреннее подпевание, вызывающее непроизвольное движение голосовых связок, настраивание дыхания к мелодической линии произведения
- покачивание головой, движения пальцев рук или ног, тактирование рукой или ногой
- изменение мимики (напряжение или расслабление определённых мышц)
- подвижность глазных яблок, слёзы, улыбка (при слушании с закрытыми глазами)
Эти и другие проявления восприятия музыки педагогам необходимо использо-вать в своей работе.
Как известно, слушать музыку – ещё не значит воспринимать её. Способность к восприятию музыки можно и нужно развивать у дошкольника как на занятиях, так и при индивидуальной работе по развитию способностей. Ценность умения воспри-нимать музыку в том, что ребёнок чувствует произведение по-своему, обращаясь к своему внутреннему миру, в котором безоговорочно доверяет эмоциям. Музыка не требует от ребёнка жизненного опыта и его подтверждения, весь арсенал её средств является для юного слушателя откровением и, возможно, истиной. Ребёнок восприни-мает через музыку духовность и учится принимать её.
Музыка на групповых занятиях выступает как средство:
- общения
- познания нового
- развития общей культуры
- развития духовности
Она способствует умению:
- сосредоточиться
- выслушать другую точку зрения и высказать свою
- вести спор
Английский писатель У.Теккерей писал: «Посейте поступок – и вы пожнёте привычку, посейте привычку – и вы пожнёте характер, посейте характер – и вы пожнёте судьбу». Так и музыку можно и нужно использовать на всех этапах развития ребёнка как воспитательное средство, как средство общения, средство, которое даёт возможность почувствовать красоту и гармонию не только музыкального искусства, но и всего мира.
Предварительный просмотр:
Развитие у детей музыкального ассоциативного мышления.
(Комиксы)
Рекомендации. Цель комиксов - развитие у детей музыкального ассоциативного мышления. Комиксы обобщают предыдущие сказки. После каждого короткого стихотворения можно предложить детям передать голос героев стиха: мышки, кота, петуха, курицы; если в стихотворении два героя, то двое детей изображают их голоса по очереди.
Сынка учила мышка-мать На скрипке полечку играть. Сынок старательный был оченьИграл с утра допоздней ночи То громко он играл, то тише, А рыжий кот плясал на крыше | Кот Мурлыка спит весь день, Ведь ему проснуться лень. По ночам ему не спится - Бегает и веселится. - Мяу-мяу, - громко кот На всю комнату поет. А потом бежит на крышу, Его песни любят мыши. |
Хор котят поет искусно, Оттого, что ели вкусно: Молочко, паштет, сосиски. Хороши певуньи-киски. Рты котята открывают, Лапки дружно поднимают. И звучит кошачий хор, Кошка - главный дирижер. | Васька-кот с хохлаткой в паре На концерте выступали. Пели слаженно в дуэте. Она про хлеб, он - о котлете. Пели каждый - кто о чем, Все им было нипочем. Только слушатели в зале Ничего не понимали. |
Вечерняя музыка
Рекомендации. Обратите внимание на то, что лягушки от разговора переходят к пению,
потому что у них хорошее настроение. Детям нужно запомнить речь («слова») первой и
второй лягушек. Когда лягушки будут «петь», предложите детям самим исполнить их песни - старательно, нараспев.
Вечером Галя сидела с мамой на крылечке и слушала, как в пруду квакают лягушки.
- Мама, давай посчитаем, сколько лягушек живет в нашем пруду?
- Давай! Нам нужно хорошо прислушаться к их голосам.
Галя с мамой стали внимательно слушать.
- Ква-ква-ква...
- Квакс-квакс-квакс...
- Сейчас разговаривали две лягушки, - сказала Галя.
- Интересно, о чем они говорят? - добавила мама.
- Наверное, первая говорит о том, какой хороший теплый вечер, - стала фантазировать Галя, - а вторая лягушка - о том, что у нее прекрасное настроение и она хочет спеть песню.
И тут вторая лягушка запела:
- Квакс-квакс-квакс, квакс-квакс-квакс, Квакс-квакс-квакс...
- Лягушка поет песню на своем лягушачьем языке, - заметила мама.
- Интересно, что будет делать первая лягушка? – задумчиво сказала Галя.
А первая лягушка будто услышала Галины слова и стала подпевать своей подружке:
- Ква-а-а, ква-а-а, ква-а-а-а-а.
- Действительно, целый концерт устроили, - сказала мама.
- Вот какая сегодня была вечерняя музыка!
- Ну а теперь, Галя, пора спать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Познавательные экологические сказки как активное средство в умственном воспитании детей дошкольного возраста.
Познавательные экологические сказки формируют у детей осознанно-правильное отношение к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые рядом с ними. Сказки не уводят дошкольник...
Консультация для воспитателей Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений
Консультация для воспитателейПроблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений...
Консультация для воспитателей "Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя"
Материал представлен в виде темы для круглого стола, где на обсуждение выносятся проблемные ситуации, возникающие в образовательном процессе при взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя ...
Консультация для воспитателей «Проблемы сенсорного развития детей в дошкольном возрасте в рамках реализации ФГОС»
В ФГОС дошкольного воспитания, формируется возможность для дальнейшего волевого, эмоционального и познавательного развития детей. Важную роль заслуживает проблема умственного воспита...
Консультация для воспитателей "Проблемы развития музыкальности"
Полезные консультации и методические разработки для воспитателей по музыкальному воспитанию...
Консультация для воспитателей "Развитие у детей музыкального ассоциативного мышления"
Полезные консультации и методические разработки для воспитателей по музыкальному воспитанию...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование музыки как средства активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»
В данной консультации раскрыты теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, обосновано использование музыки в активизации творческого воображения старших дош...