Развитие межкультурных коммуникаций в системе социально - культурной деятельности
статья на тему

Асадуллина Алла Альбертовна

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon asadullina.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

    Развитие межкультурных коммуникаций в системе социально - культурной деятельности

Какими мы хотим видеть наших детей? Всесторонне развитыми. В век стремительных технологий и скоростей.  Но само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека  его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.  

Социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, показывают, что самыми ценными качествами детей, несмотря па увлечение интеллектуальным ранним развитием,  считают доброту и отзывчивость.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

По мнению советских психологов, потребности ребенка, даже самого маленького, не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже  первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера.

Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьёзную педагогическую проблему. При всём многообразии программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

Вероятно, датой рождения межкультурной коммуникации как академической дисциплины следует считать 1954 год, когда вышла в свет книга Э. Холла и Д. Трагера «Culture as Communication» («Культура как коммуникация»), в которой авторы впервые предложили для широкого употребления термин «межкультурная коммуникация», отражавший, по их мнению, особую область человеческих отношений.

Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне как соотношение таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, экология средств коммуникации.

Как научная дисциплина, межкультурная коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель — облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.

В связи с переходом от знаниево-ориентированного подхода к личностно-ориентированному образованию в подготовке учащихся дошкольного и младшего школьного возраста необходимо выделить такие тенденции, как гуманитаризация.

Основываясь на психологических и когнитивистских теориях, разнообразных культурологических концепциях, достижениях в области коммуникативистики, О.В. Чупина определяет следующие характеристики межкультурной коммуникации:

- многоплановость,

- информативность,

- гармоничное сочетание познавательной и практической деятельности,

- эмпатии,

- диалогичность.

        При личностном общении предметом обсуждения является человек (сообщение ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии и расположения, интимные сообщения ребенка, попытки расспросить взрослого о нем самом).

 Исследуя особенности воспитания  детей  дошкольного возраста нравственного поведения, использую следующие методы:

  1. Беседа. Проводя беседу с детьми, побуждаю их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, даю ребятам высказаться. Это позволяет мне узнать мысли малышей, какой имеют личный опыт. Учимся оценивать поступки своих сверстников.
  2. Чтение и анализ художественных произведений, согласно программе «Детство». Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Формируется взгляд  со «стороны». В дальнейшем, ребята инсценируют сказки, проигрывая ситуацию, ощущая эмоциональный настрой литературных героев, в соответствии с их поступками.
  3. Игра. При помощи игры  можно решать самые разные коррекционные задачи. Одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками.

Могу порекомендовать использование таких игр и упражнений:

«Ласковые лапки» - подобрать 3-4 мелких предметов разные по фактуре; кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, или вату. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк», и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, ласковыми. Эта игра развивает чувственное восприятие, гармонизирует отношения между ребёнком и взрослым.

 «Передай по кругу» - дети идут по кругу. По ходу передают  (пантомимой) горячую картошку, ледышку, карандаш, жучка и т.д.

 «Попугайчики» - ведущий  произносит слова или имитирует голоса животных и выбирает глазами «попугайчика». «Попугайчик» повторяет слова и голоса с той же интонацией, как у ведущего.

 «Обзывалки» - дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Эта игра способствует разрядке гнева.

Чтобы сплотить детский коллектив, проводились «Минутки вхождения», игры, рекомендованные психологом на развитие социальных отношений: «Давайте говорить друг другу комплименты», «Передай мяч», «Обзывалки», « Поводырь» и другие...

Были даны начальные правовые знания «Я имею право», «Я не должен», «Как поступить правильно». Эти знания помогли детям координировать свою деятельность и поведение. Соблюдение норм поведения закреплялось и в подвижных играх, где требовалось четко соблюдать правила игры, и  одновременно развивались быстрота движения, координация, чувство коллективизма.

Проводились беседы: « Хорошо ли быть жадным? Почему?», «Как вести себя на улице?», «Мое настроение, почему оно такое?», «Добрые слова» и другие. В этих беседах дети могли выслушать товарищей и поделиться своим мнением, что помогло лучше понять друг друга.

Были подобраны и прочитаны произведения В.Осеевой, Д.Ушинского, Л.Толстого, Н.Носова, С.Маршака, С. Михалкова и других детских писателей, в которых описывались отношения между детьми, между детьми и взрослыми. После прочтения велось обсуждение положительных, либо отрицательных поступков литературных героев. Что тоже имело результат накопления опыта и умения давать оценку героям с точки зрения ребят.

Положительное развитие оказала на детей музыкально-театрализованная деятельность. Ребята слушали произведения отечественных и зарубежных композиторов и убеждались в необычайной красоте мелодий. Дети знакомились с играми разных народов,  одинаково переживали азарт победы от любой национальной игры.  В игровой форме ребята открывали и развивали  в себе новые возможности физического,  интеллектуального, речевого и  музыкального направлений.

В результате проведенной работы, наши выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции).  Им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

Самым важным считаю, что дети с желанием идут в свою группу.  Под влиянием положительных факторов, таких как сохранение здоровья, психологический настрой на успешность, взаимопонимание и поддержка товарищей в дальнейшем дадут положительный  результат и эти дети овладевают необходимыми коммуникативными навыками, таким необходимым условием развития  личности в современном мире.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как  «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...

Средства, методы и формы социально-культурной деятельности, направленные на формирование здорового образа жизни старших дошкольников.

Специфической функцией социально-культурной деятельности является рекреативно – оздоровительная. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, ценности здорового образа жизн...

Система социально-педагогической деятельности по взаимодействию всех субъектов образовательного процесса в ДОУ

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным....

«Развитие межкультурной коммуникации в ДОУ через использование игр социально-нравственной направленности».

Современному обществу требуются люди, обладающие развитым чувством эмпатии и толерантности.  Поэтому в построении образовательного процесса в ДОУ возникает необходимость проведения работы по соци...

Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности

Методическая разработка "Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности"...

Модель социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения как средства обеспечения позитивно-безопасной информационной среды в ДОУ.

В статье раскрыта тема «Модель социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения как средства обеспечения позитивно-безопасной информационной среды в ДОУ».Автор рас...