Модель социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения как средства обеспечения позитивно-безопасной информационной среды в ДОУ.
методическая разработка (подготовительная группа)
В статье раскрыта тема «Модель социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения как средства обеспечения позитивно-безопасной информационной среды в ДОУ».
Автор рассматривает культурные практики как инструмент личностного развития дошкольника. В тексте раскрывается роль социально-культурной деятельности в развитии образовательной мотивации дошкольников и формировании у них умений и способностей, необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsiya-dekabr.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2
города Ставрополя
Модель социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения
как средства обеспечения позитивно-безопасной
информационной среды в ДОУ.
Подготовила: музыкальный руководитель Ивлева С.Н.
г. Ставрополь, 2022г.
Технология построения социально-культурного пространства как средства создания вариативной образовательной среды в ДОУ.
Тема очень актуальна и заложена в Федеральном Государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования.
В этот период ребёнок активно входит в социальный мир, где устанавливаются разнообразные взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, формируется их мировоззрение, происходит становление художественно-эстетической культуры.
Социально-культурная среда - это социально-культурное пространство, которое влияет на развитие ребенка.
ФГОС ДО направлен на решение задач:
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах ребёнка, семьи, общества;
- формирование социально-культурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим, физиологическим особенностям дошкольников;
- создание новой модели образовательной деятельности детского образовательного учреждения (ДОУ), ориентированной на социально- культурное образование детей.
Социально-культурная среда образовательного учреждения - это совокупность созданных условий, которые обеспечивают процесс развития культуры ребенка и родителей.
Социально-культурная среда – среда, которая обеспечивает личностное сопровождение ребенка дошкольного возраста.
Социально-культурная среда образовательного учреждения - целостное единство:
- происходящих в ней социально-культурных событий, много значимых для детей, педагогов, родителей;
- существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия между детьми, педагогами, родителями;
- предметно-пространственной среды образовательного учреждения.
Основные направления работы в создании и регулировании социально-культурного пространства ДО:
- воспитательные задачи педагогической деятельности на основе анализа цели воспитания и модели воспитательной системы образовательного учреждения;
- анализ состояния социально-культурной среды образовательного учреждения;
- проведение социально-культурных мероприятий (совместные досуги, праздники, тематические выставки);
- создание принципов, правил, норм взаимодействия между детьми, педагогами, родителями.
Процесс развития социально-культурной среды ДО подразумевает весь период деятельности ДОУ и состоит из 3-х этапов:
1) этап возникновения и установления: создание группы, объединенной на основе определенных интересов развития ДО: формирование образа настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его социально-культурной среды;
2) этап активного развития: разработка плана действий по построению модели социально-культурной среды образовательного учреждения.
3) этап преобразования: появление новых носителей идей, возвращение к возникновению и установлению.
Механизмы развития социально-культурной среды: содержательные и технологические.
Управленческие механизмы:
- организационно-управленческое,
- научно-методическое,
- психолого-педагогическое обеспечение.
К мотивационным механизмам относятся: ценностные ориентации, интересы, готовность к преобразованиям, стимулы активности личности.
Понимание социально-культурной среды как совокупности условий, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности ребенка, повышению уровня педагогической культуры не только педагогов ДО, но и родителей воспитанников ДО, говорит о необходимости обязательного ее проектирования.
Главная цель состоит в моделировании социально-культурной и пространственно-предметной развивающей среды.
Проектирование социально-культурной среды развития ребенка:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
2. Принцип активности.
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.
4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
6. Принцип открытости — закрытости.
7. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Итак, развивающая среда — это организованное социально-культурное и педагогическое пространство, где структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Согласно ФГОС дошкольного образования вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно – пространственной среды, которая предполагает наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комфортная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, как ресурс обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника»
Комфортно-развивающая среда обеспечивает различные виды активности, что является основой для самостоятельной деятельности, условием для обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкол...
Проектное управление развитием дошкольного образовательного учреждения как средство повышения эффективности деятельности
Сегодня к современному ДОУ предъявляются требования, при которых повышение уровня управления становится объективной необходимостью. ДОУ представляет собой подсистему общества, которая несет перед ним ...
Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...
Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...
МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Реализовать общение в мини-музее можно на интересном материале и для дошкольников, и для родителей. Здесь происходит развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопер...
«Модель комфортной адаптации к дошкольному образовательному учреждению»
В статье рассматривается актуальность проблемы адаптации ребенка к доу...
Статья "Системная модель маркетинговой службы в дошкольном образовательном учреждении"
В настоящее время отмечается интенсивное развитие маркетинговой системы дошкольного образования, что обусловлено изменением ее нормативно-правовой базы, демографической ситуацией, запросам...