Модель социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения как средства обеспечения позитивно-безопасной информационной среды в ДОУ.
методическая разработка (подготовительная группа)

В статье раскрыта тема «Модель социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения как средства обеспечения позитивно-безопасной информационной среды в ДОУ».

Автор рассматривает культурные практики как инструмент личностного развития дошкольника. В тексте раскрывается роль  социально-культурной деятельности в развитии образовательной мотивации дошкольников и формировании у них  умений и способностей, необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsiya-dekabr.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида № 2

города Ставрополя

Модель социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения

как средства обеспечения позитивно-безопасной

информационной среды в ДОУ.

Подготовила:  музыкальный руководитель Ивлева С.Н.

г. Ставрополь, 2022г.

Технология построения социально-культурного пространства как средства создания вариативной образовательной среды в ДОУ.

        Тема очень актуальна и  заложена в Федеральном Государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования.

        В этот период ребёнок активно входит  в социальный мир, где устанавливаются разнообразные взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, формируется их мировоззрение, происходит становление художественно-эстетической культуры.

        Социально-культурная среда - это социально-культурное пространство, которое влияет на развитие ребенка.

ФГОС ДО направлен на решение задач:

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах ребёнка, семьи, общества;
  • формирование социально-культурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим, физиологическим особенностям дошкольников;
  • создание новой модели образовательной деятельности детского образовательного учреждения (ДОУ), ориентированной на социально- культурное образование детей.

        Социально-культурная среда образовательного учреждения - это совокупность  созданных условий, которые обеспечивают  процесс развития  культуры ребенка и родителей.

        Социально-культурная среда – среда, которая обеспечивает личностное  сопровождение ребенка дошкольного возраста.

        Социально-культурная среда образовательного учреждения - целостное единство:

- происходящих в ней социально-культурных событий, много значимых для детей, педагогов, родителей;

- существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия между детьми, педагогами, родителями;

- предметно-пространственной среды образовательного учреждения.

        Основные направления работы в создании и регулировании социально-культурного пространства ДО:

- воспитательные задачи  педагогической деятельности на основе анализа цели воспитания и модели воспитательной системы образовательного учреждения;

- анализ состояния социально-культурной среды образовательного учреждения;

- проведение социально-культурных мероприятий (совместные досуги, праздники, тематические выставки);

- создание принципов, правил, норм взаимодействия между детьми, педагогами, родителями.

        Процесс развития социально-культурной среды ДО подразумевает весь период деятельности ДОУ и  состоит из 3-х этапов:

1) этап возникновения и установления: создание группы, объединенной на основе определенных интересов развития ДО: формирование образа настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его социально-культурной среды;

2) этап активного развития: разработка плана действий по построению модели социально-культурной среды образовательного учреждения.

3) этап преобразования: появление новых носителей идей, возвращение к возникновению и установлению.

Механизмы развития социально-культурной среды: содержательные  и технологические.

Управленческие механизмы:

- организационно-управленческое,

- научно-методическое,

- психолого-педагогическое обеспечение.

        К мотивационным механизмам  относятся: ценностные ориентации, интересы, готовность к преобразованиям, стимулы активности личности.

        Понимание социально-культурной среды как совокупности условий, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности ребенка, повышению уровня педагогической культуры не только педагогов ДО, но и родителей воспитанников ДО, говорит о необходимости обязательного ее проектирования.

        Главная цель  состоит в моделировании социально-культурной и пространственно-предметной развивающей среды.

Проектирование социально-культурной среды развития ребенка:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. 

2. Принцип активности. 

3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. 

4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. 

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. 

6. Принцип открытости — закрытости. 

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. 

 Итак, развивающая среда — это  организованное социально-культурное и педагогическое пространство, где структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

                Согласно ФГОС дошкольного образования вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно – пространственной среды, которая предполагает наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,  двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комфортная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, как ресурс обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника»

Комфортно-развивающая среда обеспечивает различные виды активности, что является основой для самостоятельной деятельности, условием для обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкол...

Проектное управление развитием дошкольного образовательного учреждения как средство повышения эффективности деятельности

Сегодня к современному ДОУ предъявляются требования, при которых повышение уровня управления становится объективной необходимостью. ДОУ представляет собой подсистему общества, которая несет перед ним ...

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...

Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Реализовать общение в мини-музее можно на интересном материале и для дошкольников, и для родителей. Здесь происходит развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопер...

«Модель комфортной адаптации к дошкольному образовательному учреждению»

В статье рассматривается актуальность проблемы адаптации ребенка к доу...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В данной статье рассматривается вопросс воспитания интеллектуально- творческой личности...