Перспективный план работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре. ( для всех возрастных групп)
календарно-тематическое планирование на тему

Подробный план  работы по темам по приобщению к народной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Задачи

Материал

Методы, приемы в разных видах деятельности

Работа с родителями

Младшая группа

« Семейное гнездышко»

«Фотографию свою в эту книгу помещу…»

«Девочка и мальчик»

«Мы без дела не сидим»

«Дом, в котором мы живем»

Сформировать первоначальное представление о семье, как о дружном коллективе

Воспитывать любовь и уважение  к своим родным

Классифицировать предметы одежды, обуви  в зависимости от принадлежности к полу.

Дать представление о видах деятельности разных членов семьи и предметах необходимых для реализации деятельности в определенное время суток

Альбом «Мама, папа и я  - дружная семья»

Картотека «Домашние животные»

 Настольная дидактическая игра « Что такое хорошо и что такое плохо»

 Альбом «От девочки к бабушке»

Иллюстрации с разными видами деятельности людей.

Иллюстрации предметов быта, бытовой техники

Иллюстрации домов,

Иллюстрации «Времена суток», часы «Время суток»

Социальный мир

Работа с альбомом  семейных фотографий

Рассматривание иллюстраций  с изображениями людей разного пола и возраста

Развитие речи

Беседа «Расскажи о своей семье», «Расскажи, что ты делаешь утром, днем, вечером?»

Интервью  ко дню Матери

«Как мама с тобой играет?»

Хороводная игра «Как у бабушке Маланьи»

Игровая деятельность

Ролевая игра «Семья»

Мир музыки

Пение песен о маме, папе, семье, дом. животных.

Художественно – продуктивная деятельность

 Аппликация «Шарфик для куклы», «Полотенце для котенка»

Ручной труд «Одноэтажный дом»

Лепка «Печенье  и калачи»

Художественная литература

Потешки о домашних животных (Как у нашего кота)

Сказки «Репка», «Заюшкина избушка»

Физическая культура

Пальчиковая гимнастика «Братец Егорка»

Игра  «День и ночь»

«Сова и цыплята»

Мир природы

Работа с народным месяцесловом.

Народные праздники

Изготовление визитных карточек на шкафчики в раздевалку (содержание фотография ребенка, предпочитаемое имя)

Совместно с воспитателями изготовление визитной карточки группы

«Группа – это наша большая семья»

        

Средняя группа

«Дом, улица, на которой я живу»

«Предметы, которые облегчают нам жизнь»

«Что сначала, а что потом?»

(последовательность в одевании одежды)

«Сундучок сказок»

Продолжать знакомить

 с понятием  «семья», дом , улица . Классификация домов, разные виды  в зависимости от географического местонахождения дома. Времена года.

Учить составлять рассказ о своей семье, доме и улице на которой живешь, используя карточки - символы

Закреплять знания  о предназначении предметов быта, одежды, обуви.

Последовательность одевания

На примере русских народных сказок показать уклад жизни семьи

Иллюстрации разных видов домов, улиц. Иллюстрации «Времена года»

Карточки – символы для  составления рассказа

Иллюстрации предметов быта (ложка, лопата, молоток, вязальные спицы)

Карточки – символы с изображением одежды  по сезонам. Зимний комплект: колготки, носки, кофта, брюки, шапка, обувь, куртка, шарф, варежки.

Иллюстрации к сказкам «Теремок», «Волк и семеро козлят», …

Социальный мир

Выставка фотографий «Дом, в котором я живу», картины природы

Развитие речи

Составление рассказов о семье, доме, своей комнате. Загадки  о временах года, природных явлениях. Пословицы, поговорки.

Игровая деятельность

Ролевая игра  «Семья»

Постройки домов  из крупного и мелкого конструктора.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Игра «Стоим новый дом»

Мир музыки

Пение песен о семье.

Развлечения «Полянка сказок»

 Сладкий вечер

«Я и мама – мы хозяйки»

( приготовление любимого блюда ребенка совместно  с мамой)

Утро радостных встреч «  Моя бабушка – мастерица»

Художественно- продуктивная деятельность

Аппликация

Рисование «Моя семья»

Лепка

Художественная литература

Мир природы

Работа  с «Райским деревом», часами «Времена года», работа  с месяцесловом

( народные приметы)

Физическая культура

Подвижные и хороводные игры

Народные праздники

Изготовление макета большого дома  с окошками, в которых, представлены визитные карточки семьи.

Презентация визитной карточки семьи.

Старшая группа

«Наша родина – Россия»

«Наши предки»

«Разговор через века»

«Транспорт  с древности до наших дней»

Одежда с древности до наших дней

«Посуда с древности до наших дней»

Формировать представление о  нашей стране, ее символике, гербе государства, города, края, семьи, народах, ее населяющих.

Закрепить знания о своем домашнем адресе, имени, имени, отчестве родителей.

Дать представление о наших предках, их традициях, обычаях на основе фольклорного материала (былины). Родословном дереве, принципом его построения

Дать представления о способах общения с древности до наших дней (жесты, звуки, письменность, появление русского алфавита, необычные азбуки, почта, Интернет)

Дать представление о видах транспорта, дорожные знаки, правила уличного движения)

Дать представление о посуде и одежде наших предков с древности до современной бытовой техники. Росписи посуды.

Воспитывать бережное отношение к предметам старины и прошлому.

Иллюстрации гербов разных стран, городов.

Фотография президента РФ, карта мира, России.

Схема родословного дерева

Лента времени транспорта, одежды, посуды.

Экспонаты из музея «Русская изба» (предметы старины: самовар, рукомойник, утюг, рубель, зеркало, корзина, сковороды, кувшины, чугунок).

Семафорная азбука, азбука Морзе.

Календарь профессий. Расписанные предметы посуды  (гжель, городец, дымка)

Картотека «Предметы старины»

Куклы в русских народных костюмах.

Картины природы.

Социальный мир

Рассматривание иллюстраций о семье, городе, селе, стране в которой живем.

Рассматривание экспонатов музея «Русская изба)

Рассматривание картины «Три богатыря»

Родословное дерево.

Предметный мир

Беседы о профессиях, о труде. Атрибуты разных профессий.

 Мир природы

Дидактическая игра « Деревья», «Плоды какого дерева»,               « Родословная»,

«Профессии», «Веселая азбука», «Зоологическое лото»

«Парочки»

Работа с пособием  «Мировое дерево», «Календарь профессий»

Развитие речи     

Рассказывание о стране, Родине, столице Москве, крае, главном городе  Перми, селе в котором живешь.

Заучивание стихов о России, родине, своем крае.

Рассказывание по картине «Три богатыря»

Слушание былин, просмотр мультфильмов о богатырях

Художественно – продуктивная деятельность

Аппликация

Посуда «Чайный и кофейный набор»

Рисование

Обрабатывание разных росписей

Лепка

Разные способы лепки ваз, чашек, кружек

Художественная литература

Чтение произведений о семье, родине, России.

Заучивание пословиц, поговорок о семье, доме, предках

Мир музыки

Развлечения

Пение песен о маме, бабушке, семье.

Сладкий вечер

«Блюда национальной русской кухни»

Мир природы

Работа с месяцесловом (народные приметы)

Работа с « Райским деревом».

Физическая культура

Подвижные игры, хороводы

Народные праздники

Рассказывание о своей профессии детям.

Создание родословного дерева, герба семьи, презентация своей работы.

Мастер – классы по росписям, плетениям, вязанию, вышиванию, резьбе по дереву.( утро радостных встреч)

Подготовительная группа

«Я живу в Прикамье»

 «Народы Пермского края»

 «Достопримечательности  моей малой Родины»

«Мои права»

Формировать представления  о своей малой родине, как о месте, где ты родился.

Сформировать и упорядочить представления о традициях, обрядах, занятиях  народов, населяющих Пермский край и достопримечательностях Прикамья.

 Познакомить с животным и растительным миром  Прикамья через фольклорные произведения.

Развивать основы правового сознания.

Познакомить в игровой форме с «Всеобщей декларацией прав человека».

Способствовать развитию у детей терпимости   к  людям другой национальности, вероисповедания.

Способствовать развитию у ребенка чувства ответственности (за начатое дело, данное слово)

Карта Пермского края, Карта города, села.

Видеозапись. «Достопримечательности села Курашим».

Альбом «Народы Прикамья».

Альбом «Животные Прикамья».

Альбом « Растения Прикамья»

Альбом « Ремесла  в Пермском крае»

Символы «Мои права»

Социальный ряд

Фотографии и картины улиц, домов, районов Пермского края.

Фотографии достопримечательностей Пермского края (Кунгурская ледяная пещера…)

Дидактическая игра «Мои права»,

Развитие речи

Чтение стихов, сказок пермских авторов.

Чтение  и рассказывание татарских, коми – пермяцких, башкирских, русских народных сказок, потешек.

Рассказывание  об образе  жизни народов Прикамья по карточкам - символам

Мир природы

Работа по месяцеслову,

Художественно – продуктивная деятельность 

Рисование

«Животные и растения Урала»

«Моя улица и мой дом»

Физическая деятельность

Подвижные игры , хороводы.

Мир музыки

Песенки, игровые приревы

Народные праздники

Стенд «Наши достопримечательности»

Консультации для родителей « Правила поведения в лесу»

Сладкий вечер

«Национальные блюда народов Прикамья»

МДОУ «Курашимский детский сад»                                                                                                                                           Перспективный план работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре.

( для всех возрастных групп)

Цель: развитие у дошкольника представлений о человеке в истории и  культуре.

 В государственных образовательных стандартах  имеется раздел «Ч» - развитие представлений о человеке в истории и культуре, в программе «Радуга» этот раздел представлен частично, поэтому мной составлен перспективный план работы по этой проблеме. В программе в отдельное занятие реализация раздела «Ч» не выделено, поэтому считаю возможным достигнуть поставленную цель через следующие занятия: познавательное развитие, развитие речи, физическая культура, музыкальное развитие, ознакомление с художественной литературой. В какие режимные моменты можно проводить работу: прогулка, гигиенические процедуры, сладкий вечер, утро радостных встреч.

В детском саду имеется музей «Русская изба», в  котором собраны предметы старины и экспозиция выстроена таким образом, что повторяет внутреннее убранство старинной русской избы.  Благодаря этому музею можно строить занятия, используя подлинные предметы. Кроме того, в группе  в уголке природы представлена модель «Времена года».  

Также в группе создаются мини – музей «Делу время, а потехе час», « Куклы моей мамы», временные экспозиции « История утюга», «Такие разные полотенца».

В детском саду проводятся фольклорные досуги и народные праздники для всех возрастных групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с русскими народными традициями

Материал можно использовать для работы с детьми разного дошкольного возраста....

Перспективный план работы по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы на учебный год детей старшего дошкольного возраста....

Примерное перспективное планирование по приобщению дошкольников к русской народной культуре в средней группе

Интегрирующая тема периодаСодержаниеИтоговое мероприятиеОсень(1 – 4 неделя сентября)- Рассматривание картины И. Шишкина « Рожь»,  В. Поленова « Золотая осень»;- игра...

4. План самообразования «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» на 2023-2024 уч.г

В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных...

Перспективный план Музейной деятельности (приобщение к истокам русской народной культуры) старшей группы Б «Мечтатели» На 2022-2023 год

Музейная деятельность (приобщение к истокам русской народной культуры) месяцСЕНТЯБРЬвозрастная группаСтаршая группатеманеделя «Вот какие мы стали большие».«Милости просим в нашу...

План самообразования по теме: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с культурой нашего народа. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревож...