обобщения опыта работы по экологическому воспитанию
материал на тему

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления попадает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, привязанности к тому месту, где родился, и в конечном счете, любовь к Отечеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида  № 5 «Колокольчик»  

г. Альметьевска

Обобщения опыт работы

по экологическому воспитанию

Выполнила: Петрова О.П.

г.Альметьевск

«Любовь к природе, как впрочем, и

 всякая человеческая любовь, несомненно,

закладывается в нас с детства».

И.С. Соколов-Микитов

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления попадает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, привязанности к тому месту, где родился, и в конечном счете, любовь к Отечеству.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно-правильного отношения я явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями  в благоприятных условиях.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. 

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода к экологическому воспитанию является создание среды, в которой взрослые личным примеров демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы и методы работы:

- наблюдение в природе;

- опытно-экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;

- работа в огороде, на клумбе;

- экскурсии по экологической тропе;

- занятия;

- дидактические игры;

- ознакомление с художественной литературой;

- участие в конкурсах;

- работа с родителями;

- методическая деятельность.

Таким образом, проводимая мною работа по экологическому воспитанию связана со всеми видами детской деятельности.

В группе создан уголок природы,  который знакомит детей с комнатными растениями,  условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную  функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше  и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нем разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку  за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель, то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматривая обсуждают, анализируем и т.д., но все свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями в природе по сезонам (продолжительность дня, погоды, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулке я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, труд людей). Именное на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме того используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растет», «Узнай и назови», «Вершки-корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных.

При этом важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении.

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

Познавательная и речевая деятельность – важная составляющая экологического воспитания, ведь именно знания позволяют правильно сформировать экологическую картину мира ребёнка.
Воспитание чувства ответственности. Любить – значит, беречь. Помогают в этом уголки экологического воспитания и специальная экологическая комната.

Обращение к теме природы в танцах, в музыкально-театрализованных постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ.

Художественная и энциклопедическая литература, книги, позволяют знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.

Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на занятиях. Занятия были построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы, а также на совершенствование речи старших дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на мой взгляд, является организация развивающей предметной среды.

В нашей группе экологически развивающая среда организована как традиционный уголок природы и Лаборатория природы.

Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. В нашем уголке природы собрано много разнообразных комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.

Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. А также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.

Лаборатория это новый элемент нашей развивающей предметной среды. В ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории имеются стеклянные колбы, пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты. Для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования в лаборатории и на прогулках имеются лупы на каждого ребенка. Также есть микроскоп, барометр, термометры (для измерения температуры воздуха и воды, песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, миски и другие ёмкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой и т. д. В сборе материала для лаборатории принимают активное участие и дети и родители.

В нашей группе организован игровой уголок: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры. Имеется библиотека, в которой находится познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического уголка дети читают, рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляли соответствующие стенды, проводили консультации, экскурсии, собрания. Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке «осенняя, зимняя фантазия». В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи, животные, цветы, птицы. Большую помощь родители оказывают при содержание природного уголка. Принимают участие в весеннее – осенних работах на цветнике и огороде, оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей.

Основные задачи педагога - вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. 

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Здесь представлено обобщение моего опыта работы по экологическому воспитангию детей дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию...

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Истоки экологической культуры берут свое начало  в многовековом опыте народа – традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. Человек всецело зависит от природн...

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников

   Обобщение опыта   работы по экологическому воспитанию дошкольников  Поймите, люди, что природаНа всех на нас она однаПусть хорошеет год от годаОна ведь всем нам...