Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников
календарно-тематическое планирование
Обобщение опыта работы
по экологическому воспитанию дошкольников
Поймите, люди, что природа
На всех на нас она одна
Пусть хорошеет год от года
Она ведь всем нам так нужна!
***
Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры у дошкольников.
Программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрено воспитание у дошкольников любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – достаточно новое направление, целью которого является формирование начал экологической культуры. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно правильного отношения:
- непосредственно к самой природе во всем ее разнообразии;
- к людям, охраняющим и созидающим ее;
- к себе, как части природы;
-к пониманию ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;
-к осознанию своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Перед нами стоит проблема: какие формы и методы работы по формированию у детей экологической культуры будут способствовать осознанному правильному отношению к природе.
Объект исследования: процесс воспитания осознанного правильного отношения детей дошкольного возраста к природе.
В качестве предмета исследования заявлена экологическая культура, как средство воспитания осознанного правильного отношения к природе.
Цель исследования: определение эффективных форм и методов работы по воспитанию осознанного правильного отношения детей к природе.
Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы: воспитание осознанного правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:
1. Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
2. Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.
3.Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.
4.Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.
Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся идти в школу.
Экологическое воспитание – это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения к природе вырабатывает в нем нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его поведения.
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине
Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.
Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.
Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Мною определены следующие задачи:
- Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;
– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);
– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;
- Воспитание элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
- Формирование элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
- Формирование понятий о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- Формирование понятий о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
- Комплекс познавательных интегрированных занятий.
- Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе.
- Оформлен уголок экспериментирования с необходимым оборудованием
- Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.
В методическом кабинете имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Создана комната природы, которая знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Дети с удовольствием помогают ухаживать за обитателями живого уголка. На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, мы старались использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь ребята стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показывала детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и поговорила о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы можем посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке я провожу наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. С нашими детьми были организованы очень интересные экскурсии. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках Я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», » Разноцветные ленточки». Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Результативность опыта - заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировываются трудовые навыки. Дети усваивают основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Осваивают нормы поведения в природном окружении. Учатся давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогает мне наладить контакт с семьями воспитанников. Новизну опыта я проявляю в оригинальном построении занятий, основанном на игровой мотивации, в удачно подобранных и необычных приёмах, связанных с ассоциативным мышлением детей. Вывод. Экологическое воспитание и исследовательские способности воспитанников могут, быть развиты только когда ребёнок каждый день будет открывать для себя при активном участии взрослого что-то новое, расти, исследователем чтобы каждый его шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю. Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по экологическому воспитанию дошкольников
В данном материале я рассказала о большом значении экологического воспитания детей в дошкольном возрасте. Какие методы и приемы я применяла для того чтобы дети лучше усвоили материал.Дидактические игр...
Обобщение опыта "Духовно - нравственное воспитание дошкольников на примере фольклора"
Очень часто в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жёсткие: «деградация общества», «падение нравственных устоев», «потерянное поколение»....
Обобщение опыта по экологическому воспитанию «Я хочу дружить с природой»
В связи с этим особенно актуальным в экологическом воспитании детей считаю формирование у них познавательного интереса : интерес же является стимулом бережного отношения к природе. У дошкольников из с...
Обобщение опыта по экологическому воспитанию "Я хочу дружить с природой".
В данном материале представлен опыт работы педагога Гордеевой Н.А. по экологическому воспитанию....
Обобщение опыта работы: "Экологическое воспитание дошкольников средствами экологической тропы ДОУ"
В настоящее время активно ведется поиск путей развития экологической ответственности человека, в связи с чем, перед образовательными учреждениями поставлена важная педагогическая задача – эколог...
Обобщение педагогического опыта "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента".
Развитие у детей стремления и желания интересоваться растительным и животным миром родного края....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРБОТКА на тему: «ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ»
Раскрывается обзор методов и приемов для формирования экологического воспитания в условиях ДОУ....