Экспериментирование как метод развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
статья на тему
Экспериментирование – особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей. Оно служит одной из основных предпосылок становления у детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedina_e._i._statya.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование как метод развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
Экспериментирование – особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей. Оно служит одной из основных предпосылок становления у детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие.
Актуальной задачей является создание в образовательном процессе современного детского сада условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка, что предусмотрено федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.
В настоящее время детское экспериментирование приобретает особую актуальность, так как в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Исследовательская деятельность рассматривается как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников. Поэтому необходимо внедрять развитие исследовательской деятельности, уже начиная с младшего дошкольного возраста. Так как на четвертом году жизни (вторая младшая группа) у детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы. Необходимо не давать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели, взрослый помогает ребенку продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия, так как дети второй младшей группы еще не могут работать самостоятельно. Например, ребенок спрашивает: «Кошка ест помидоры?» Вместо краткого «Нет» можно предложить ему проверить самому. Потом взрослый задает ребенку его же вопрос: «Ну что, съела?» - и тот хорошо понял: нет.
Во время работы можно предложить детям выполнить не одно, а два действия подряд: «Оля, вылей водичку и налей новую.» Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательный результат своих действий, поэтому реагируют на предупреждение взрослого более осмысленно; однако сами следить за правилами безопасности не могут.
В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно.
В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Например, «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» - «Потому что он имеет черный цвет.» Так же в средней группе можно попытаться проводить уже длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментальными в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.
При правильной организации работы детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Роль воспитателя как умного друга и советника возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию и фиксированию результатов. Дети, поддерживаемые доброжелательным интересом, учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять описательный рассказ об увиденном. Ребятам старшей группы становятся доступными двух-, трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее число вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов такого типа свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления.
Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше соблюдать правила безопасности. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
В подготовительной к школе группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, сами же его выполняют и делают выводы. В таком случае роль воспитателя сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдению правил безопасности.
Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтверждена. Семилетки способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
При организации экспериментальной деятельности, необходимо учитывать следующие особенности:
- Детское экспериментирование свободно от обязательств. Нельзя принуждать и заставлять детей делать опыты. Необходимо заинтересовать их с помощью игровых моментов, проблемных вопросов и т.д.
- Не следует жестко регламентировать продолжительность опытов. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. Так же, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют опыты с живыми объектами.
- Необходимо учитывать право ребенка на ошибку. Нельзя требовать, чтобы ребенок совершал всегда только правильные действия и всегда имел правильную точку зрения. Дошкольники не всегда правильно воспринимают задания и указания взрослых, поэтому ошибаются. Поэтому необходимо позволять детям самостоятельно на практике убеждаться в неверности своих предположений (если, конечно, при этом никому не будет причинен вред). Такой методический прием не только сделает знания детей более реальными и осознанными, но и укрепит авторитет воспитателя, который таким образом окажется правым.
- Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности в работе. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результат своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всем. Поэтому воспитателю необходимо следить за правилами безопасного поведения во время работы и проговаривать их с детьми перед началом экспериментирования.
- Особенностью детского экспериментирования является и способ введения ребенка в целостный педагогический процесс. Взрослому следует в процессе работы с детьми незаметно включать эксперименты во все виды деятельности и составлять с ними единое целое. Особенно часто это проявляется на прогулках. Дети подбегают, задают множество вопросов, а я на них не отвечаю, а предлагаю детям самим попробовать и в этом убедиться.
Например, гуляя на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем копнуть палочкой и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться.
- Фиксирование результатов экспериментов. Необходимо постоянно фиксировать результаты проведенных наблюдений, опытов и экспериментов. Существует много способов фиксации:
- зарисовывание объекта;
- схематическое зарисовывание;
- использование условных знаков;
- фотографирование;
- запись рассказа ребенка воспитателем;
- запись наблюдений детьми воспитателем;
- Анализ результатов и формулирование выводов. Необходимо детям совместно с воспитателем подвести итог эксперимента и сделать выводы.
Каждый ребенок уже с рождения – исследователь. Дети, научившиеся исследованиям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы. У них наблюдается высокий уровень развития познавательных способностей по сравнению с теми, кто такой школы не прошел. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, чем послушно проглатывать порции заготовленных кем-то знаний именно поэтому внедрять развитие исследовательской деятельности необходимо уже в детском саду начиная с младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:·...
СТАТЬЯ на тему: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование
Китайская пословица гласит: «Расскажи–и я забуду, покажи–и я запомню, дай попробовать, и я пойму»....
Обобщенный опыт работы: " Технология экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Для педагогов....
«Технология экспериментирования – метод развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира....
ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарен...
Консультация "Особенности детского экспериментирования как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Во многом это зависит...