Программа старшей группы для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ульянова Елена Николаевна

Эта программа включает в себя все разделы работы с детьми сЗПР(кроме математики) ,которую ведет учитель-дефектолог в течение года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_gr_prilozh_nov_vsya.docx106.44 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Лексическая тема

Развитие высших психических функций.

Развитие связной речи.

Словарь.

Совершенствование грамматического строя речи, навыков словообразования.

Формирование звукопроизношения, звукового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Развитие мелкой моторики и координации движения

Сентябрь. III неделя

«Овощи. Огород»

Развитие  восприятия, внимания, памяти.

Учить различать овощи по вкусу, на ощупь. Формировать сенсорные эталоны.

Игры: «Вершки-корешки» ,«Чудесный мешочек» , «Загадки Зайца» ,«Какой овощ пропустили?»,

«Поваренок» .

 Развитие мышления через соотношение понятий, образование аналогий «Разложи овощи, фрукты в порядке увеличения (уменьшения) раз-мера»;

Закрепить и уточнить представления детей об овощах.

Учить составлять рассказ –описание по схеме.

Сущ.:  овощ, вершки, корешки, грядка, огород,  помидор, огурец, перец,  кабачок, морковь, картофель, капуста, лук;

Прил. крупный, мелкий, , горький, солёный, толстый, тонкий, круглый, овальный,

Глаголы: ухаживать, поливать, засолить,  расти, выдёргивать.

1.Овладение навыками составления простых предложений. 2.Практическое усвоение форм в. п. (н-р, сажу свеклу ).

3.Согл. сущ. с числ. и прил. в роде, числе, падеже. 3.Подбор местоимений к сущ.(Мой огурец.)

4.Подбор признаков к предмету (Огурец какой? зеленый, свежий).

 

Звук [а]: звучание, артикуляция, выделение голосом из слова.

Буква А.

Соотнесение

звука с буквой.

Нахождение звука А в прямых слогах,  в начале слова под ударением.

Термин слово.

Игры и игровые упражнения: «У врача», «Ищи предмет» (со звуком [а]), «Произнеси слово», «Какое слово потерялось?» .

«Хозяйка однажды с базара пришла»

 (См. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР)стр. 258

Сентябрь. IV неделя.

«Фрукты. Сад.»

Развитие  восприятия, внимания ,мышления.

Развивать дифферентность восприятия фруктов по цвету, форме, величине, вкусу. Уметь соотносить часть с целым  фруктом.

«Съедобное- несъедобное»  , «Загадай- мы отгадаем»,    «Что в корзинке?»,

«Соберем фрукты в саду»,

   «Где половинка, а где целое?».  

Увеличение объёма слуховой памяти, развитие способности вспоминать «Я положил в мешок»;

Закреплять названия фруктов и их частей.

Название основных и промежуточных цветов. Учить составлять сравнительный рассказ: яблоко-банан.

Сущ.: фрукт,   косточка, кожица, сад, банан, дыня, мандарин, апельсин, груша, яблоко, лимон, садовод;

Прил. сладкий, толстый, тонкий, гладкий, круглый, овальный, шершавый, твердый, мягкий;

Глаголы: заготовить, засушить, заморозить, сорвать, пересадить, убирать.

1.Составление словосочетания с опорой на зрительный образ (яблоко красное). 2.Образование сущ. мн. числа от сущ. ед. ч. .

3.Подбор существительных к глаголам    

( Режу…лимон).

4.Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа (Яблоко упало – яблоки упали).

Звук [о]: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета.

Буква О. Соотнесение звука с буквой. Выделение ударного звука О в начале слова.

Игры и игровые упражнения: «Магазин» («покупаем» предметы со звуком [о]), «Играем с обручем» (дети в кругу перекатывают обруч, по сигналу бубна — остановка, у кого обруч, тот говорит слово со звуком [о]).

«Компот.»  №118

(См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.)


Октябрь. I неделя.

«Осень. Овощи. Фрукты.»

Развивать  восприятие, мышление.

Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Учить определять время года по основным признакам.

Формирование пра-вильных представлений о

вкусе продуктов с помощью органов осязания, обоняния.  

Развитие способности к переключению внимания

«Хлопни в ладоши, если услышишь заданное слово»;

 Соотносить пейзажную или сюжетную картинку со временем года.

Уточнить различия между овощами и фруктами (где растут, какие на вкус, что из них готовят и т.д.),

почему об осени говорят «золотая».

Сущ.: осень, дождь, небо, тучи, зонт, листья, ветер, птицы, юг, деревья, урожай, овощи, фрукты.

Прил.: осенний, холодный, теплый, сухой, мокрый, грязный, сильный, (дождь).

Глаголы: наступить, желтеть, идти, дуть, улетать, убирать, находить, собирать ,готовиться (к зиме).

Наречия: холодно, тепло, поздно, рано.

1.Согласование сущ. с прил. в роде, числе, падеже/ 

2.Образование сущ. с уменьш.-ласк. суффиксами .

3.Изменение времени глаголов с будущего на прошедшее.

4.Образование приста-вочных глаголов сов. вида.

 5.Составление предложений по демонстрации действий, отвечая на вопросы: что делает? Что делал(а)?

Звуки [а], [о]. Условное обозначение  гласных  звуков  фишками красного цвета.

Буквы А,  О. Артикуляционная гимнастика. Придумывание слов с заданным звуком.

Термин предложение.

Игры и игровые упражнения: «С какого звука начинается слово?» (Поднять соответствующую букву А, О.), «Найди игрушку» (а, о), «Знакомимся с предложением», «Из чего можно выложить буквы О, А?».

Сухой бассейн.

«Разложите по корзинкам овощи и фрукты.»

 

Октябрь. II неделя.

«Одежда. Обувь.»

Работать над   расширением зрительного  и тактильного восприятия. Развивать  внимание ,память.

 «Нарядим куклу», «Кто во что одет?»,«Чего не хватает?»,«Магазин». «Одежда для Оли и Толи»,  «Разложим вещи по местам»,

«Надевай – обувай», «Подбери пару».

Развитие мышления через соотношение понятий, образование аналогий «Разложи одежду в порядке увеличения (умень-шения) размера»;

Уточнить названия одежды, обуви и их частей.

Формировать представление о видах одежды в соответствии со временем года. Познакомить с материалами, из которых изготавливают одежду, обувь.

Сущ.:, пальто, куртка, свитер, кофта, рубашка, платье, юбка, штаны, шарф, варежки, брюки  платок, шапка, рукав, карман, воротник,  пуговица, юбка;

Прил.: женский, детский, мужской, чистый, грязный, новый, старый, длинный, короткий, нижний, широкий,   узкий,   кожаный,   меховой,   вяза-

ный    ;

Глаголы: надевать, шить, пришивать, снимать;

Наречие: красиво, нарядно, чисто.

1.Различение гл. «одевать - надевать» и их практическое употребление. 2.Различение и образование грамм. ф. ед. и мн. ч. сущ. с окончанием -ы-, -и- (Носок – носки).

3.Образование уменьш.-ласк. ф. сущ.(Юбка-юбочка,).

4.Несклоняемые сущ.(пальто).

5.Согласование сущ. с числительными.

6. Предлоги за, перед, из — практическое употребление.

7.Составление предло-жений по вопросам, предметным картинкам.

Звук [у]. Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать звук [у] и выделять из начала слова. Особенности артикуляции и звучания.

Определение наличия звука в слове.

Буква У. Соотнесение звука и буквы. Анализ звукового ряда типа АОУ , УА, АУ.

Игры и игровые упражнения: «Паровоз», «Загрузим машину» (в кузов машины положить только  картинки, в названии которых есть звук [у]). «Кто где живет?» таблицы с изображением изученных букв в разном положении (на боку, по диагонали и пр.), «Узнай букву».

«Новые кроссовки»

  (См. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР) стр.274


Октябрь. III неделя.

«Наше тело. Предметы личной гигиены.»

Развивать внимание, память. Работать над пространственным восприятием:  правая сторона — левая.

Развивать умение восстанавливать связь между видимыми и не- видимыми объектами и развитие глазомера.

Учить показывать  и называть органы чувств, определять их функцию. Развитие базовых эмоций.

«Два и две», «Вспомни, что делает» ,«Олины помощники» , «Делай как я», «Узнай контурное изображение»,

«Что мы делаем руками (ногами, глазами..)», «Расскажи, что сделал, делаешь, будешь делать».

Сущ.: голова, лицо, глаза, уши, нос, рот, зубы, губы, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, ладони, пальцы, кулак; мыло, мыльница, расческа, полотенце, платок, салфетка, зеракало.

Прилаг.: чистый, грязный, красивый, некрасивый, горячий, холодный, скользкий, приятный.

   Глаголы: мыть, вытирать, полоскать, чистить, расчесывать, держать, брать, ходить, бегать, поднимать, опускать, поворачивать, смотреть, слушать, дышать.

Наречия: чисто, грязно, много, мало, вверху, внизу, справа, слева.

1.Подбор и согл. сущ. с мест. (Моя рука, мой нос).

2.Образование сущ. в ед. и мн. ч. (Нога – ноги, ухо – уши).

3.Образование сущ.с уменьш.-ласк. суфф.. -к-, -ик-  –ушк-, -ошк-, ышк- (Нос-носик, ухо-ушко).

4.Образование срав. ст. прил. (Грязный-грязнее).

5.Составление предложений по выполняемому действию.

 

 Звук [ы]. Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова.

Буква Ы. Соотнесение звука и буквы.

Составление предложений по картинкам из двух слов. Выделение слов из предложения.

Игры и игровые упражнения:

«Подскажи Петрушке звук» . «Отбери картинки, в названии которых есть звук [ы]» . «Я назову два слова, а вы повторите только слово со звуком [ы]», «Составь предложение».

«Умывалочка. Зубная щетка.»  № 20,19 (См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.)

Октябрь. IV неделя.

«Поздняя осень. Лес.Деревья..»

Развитие точности восприятия. Развитие наглядно-образного мышления с элементами словесно-логического.

Осенний ковёр для куклы»;

«Возьми названные предметы»,  «Отгадай, с какого дерева  листок»,

«На что похож листок»,

«Подбери осеннее слово», «Сюрпризы из осеннего леса», «Что в корзинке лишнее».

Развитие творческого воображения «На что похожи лужи, облака?».

Обобщить, систематизировать знания о признаках ранней и поздней осени. Учить соотносить пейзажную или сюжетную картинку со временем года;

- устанавливать связи между природными явлениями: стало холодно - исчезают насекомые, птицы улетают на юг;

  • названия осенних месяцев;
  • почему об осени говорят «золотая».

Уточнить и расширить представления о деревьях, познакомить с отдельными частями деревьев. 

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Сущ.: лес, корзина, листопад, осень, погода, тучи, дожди, дерево,  корень, ствол, кора, ветка, листья, ель, сосна, береза, дуб, рябина, шишка, желудь.

Прил.: лесной, дождливый, тёплый, холодный, лесной, высокий, низкий, толстый, тонкий.

 Глаголы: облетать, моросить, улетать, лить.

1. Подбор и согласование прилагательных с существительными (Высокое дерево, тонкий ствол).

2. .Образование сущ. с уменьш.-ласк. суффиксами (сосна -сосенка).

3.Понимание предложных конструкций (предлоги В, НА, ПОД) и вопросов косвенных падежей.

4.Практич. усвоение глаголов 3 лица ед.ч. и мн.ч. несовершенного вида. (птицы что делают? Улетают).

5.Согласование числительных с существительными (Две березы, два дуба).

6.Образование наречий и прил. в  сравн. степени(темно-темнее, низко-ниже).

7.Составление предложений с обстоятельством места (Шишка упала с ветки).

Звуки [а], [о], [у], [ы],

соответствующие им буквы. Отличительные особенности гласных.

 Слово, предложение.

Место звука в слове.

Игры и игровые упражнения: «Слушай внимательно» (педагог бросает мяч и называет разные звуки, на заданный звук — мяч не ловим), «Найди на ощупь букву среди других» (а, о, у, ы).

«Вышел дождик погулять.»

  (См. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР).стр. 255

Ноябрь. I неделя.                                                                                                                        

«Помещение д/с. Игрушки»

Развитие воображения,  мышления. Развитие внимания, быстроты реакции.

«Кто встречает нас в саду», «Покажи и назови», «Что я делаю в саду», «Спроси у друга, как его зовут», «Магазин игрушек», , «Мои любимые игрушки», «Что у кого», «Не пропусти  игрушку», «Что лишнее» .

Увеличение объёма слуховой памяти, развитие способности вспоминать «Любимые игрушки»;

Закрепить знания о

 названиях, расположении  и назначении помещений детского сада. Учить узнавать и называть по сюжетной картинке профессию людей, которые работают в детском саду.

Систематизировать знания детей об игрушках, формировать обобщающее понятие «игрушки», совершенствовать умение описывать предмет и узнавать его по описанию.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шалун».

   Сущ.: заведующая,  дефектолог, воспитатель, повар, группа, спальня,  раздевалка, туалет ,мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка;

Прил.: большая, светлая, чистая, широкая, высокий, низкий, круглый,  деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, яркая, нарядная;

Глаголы: бросать, катать, , лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать,  кушать,  рисовать, лепить, резать, клеить,  сидеть.

1.Образование уменьш.-ласкат. формы сущ.(машина-машинка)

2. Образование формы мн. числа от сущ. ед. числа.

3.Подбор личных мест. к сущ.(Моя кукла, мой мяч).

4.Согласование прилагательных и числительных с существительными (Круглый мяч,  два мишки).

5. Практическое

усвоение глаголов с приставками (шел, ушел, зашел, пришел).

6.Образование прилагательных с помощью суффикса -ин-(Петина машина).

7.Составление простого предложения по демонстрации действий, по  сюжетной картинке (по вопросам, по образцу).

 Звук [м]. Артикуляция, звучание, выделение из слов. Сопоставление с артикуляцией гласных звуков.

Буква М. Соотнесение звука и буквы.

Термин согласный звук, отнесение звука м к согласным. Условное обозначение твердого согласного фишкой синего цвета.

Ознакомление с условно-графической схемой звукового состава слова.

Анализ и синтез обратных слогов типа АМ, ОМ, УМ, ЭМ.

Различие на слух слов, близких по звуковому составу: мышка-мишка.

Игры и игровые упражнения: «На что похожа буква?», «Запрещенный звук»,

«Придумай имя кукле, в котором был бы звук [м]».

 «Наша группа»

  (См. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР) стр.306

Ноябрь. II неделя.

«Посуда.»

Развитие концентрации внимания, зрительного  восприятия, мышления .

 «Раскрась вторую половинку так же».

«Что для чего», «Назови посуду, у которой есть ручки, крышки, донышко, носик», «Какой части не хватает» (чашка без ручки), «Правильно - неправильно»,  

Развитие восприятия, мышления, тонкой моторики

«Чашка разбилась» (разрезные картинки).

Сформировать представление о названиях и назначениях предметов посуды, совершенствовать умение описывать предмет и узнавать его по описанию. Учить обследовать посуду, выделяя основные признаки. Составление описательного рассказа по схеме.

Сущ.: сковорода, чайник, чашка, нож, вилка, ложка, тарелка, кастрюля, стакан, сахарница, мясорубка;

Прил.: стеклянный, деревянный, пустой, полный, чистый, грязный, глубокий, мелкий, острый, тупой;

Глаголы: наливать,

накрывать, подавать, чистить, мыть, убирать, вытирать.

1.Употребление сущ. в ф. тв. п. (Ем вилкой).

2.Образование уменьш.-ласк. сущ. (Чашка – чашечка).

3.Образование мн. ч. сущ. ф. вин. и род. п. (Стакан – стаканы – стаканов).

4.Образование сущ. с помощью суф. –ниц- со значением вместилища (Сахарница, хлебница).

5Образование сравнительной степени прил. (Сладкий –слаще,). 

6. Распространение предложений определениями.

Звук [к]. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов.

Буква К. Соотнесение звука и буквы.

Определение места звука в слове. Обозначение слова полоской. Выкладывание условно-графической схемы слов типа КОМ.

Игры и игровые упражнения: «На что похожа буква?»,  «Хлопни, не ошибись», «Доскажи словечко».

 «Помощники.» №133

(См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.).

Ноябрь. III неделя

«Продукты питания.»

Развитие познавательных способностей на основе сравнения, обобщения, классификации. Формирование временных представлений.  «Съедобное-несъедобное», «Незнайка за столом», «Когда мы кушаем», «У нас гости», «Разложи по полкам», «Найди

сходства и различия».

 Развитие способности к переключению внимания

«Хлопни в ладоши, если услышишь заданное слово».

Пополнить знания детей о продуктах питания, их отличии , назначении.

Уточнение  времени приема пищи (утром- завтрак, днем - обед, вечером - ужин). Составление рассказа «Мама варит обед». Экскурсия на кухню, рассказ повара.

Сущ.: обед, завтрак, полдник, ужин, суп, борщ, уха, каша, щи, блины, запеканка, котлета, чай, компот, молоко, хлеб, салат, пирог, печенье. Прил.: вермишелевый, куриный, рыбный, вкусный, ароматный, свежий, сытный.

Глаголы: пил, выпил, ел, съел, варил, сварил, ставил, поставил, резал, нарезал, выпекать, готовить, жарить, печь, солить, дежурить.

1.Подбор и согласование прил. муж. и жен. рода в им. п. ед. ч. с сущ. (вкусный суп, горячий чай).

2.Образование уменьш.-ласкат. существительных(суп-супчик).

3.Образование сравнительной степени прилагательных (Сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, большой - побольше). 

4.Согласование числительных с существительными (Два пряника, пять блинов).

5.Составление предложений  по демонстрации действия, употребляя приставочные глаголы (лить, наливать, выливать, подливать, переливать).

Звук [н]. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов.

Буква Н. Соотнесение звука и буквы.

Позиционный анализ слов (определение местоположения н в словах). Подбор слов с заданным звуком.

Составление предложений по картинкам из трех слов.

Игры и игровые упражнения: «Определи, есть ли в названии посуды звук [н]», «Магазин».

«Повар.» №136

(См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.).

Ноябрь. IV неделя

«Рыбы.»

Развитие произвольной регуляции деятельности, пространственного восприятия, тонкой моторики.

 Увеличение объёма слуховой памяти. Развитие логического мышления.

 «Узнай рыбу в аквариуме», «Рыбалка», «Сосчитай рыбок в аквариуме»,

«Выложи рыбок по образцу»,«Четвёртый лишний», «Кого не стало», «В реке плавает много…»,«Разложи картинки в нужной последовательности».

Расширить представления о рыбах, об их условиях обитания. Учить выделять и показывать части тела рыбы;

называть место обитания рыб в природной среде и домашней обстановке.

Составление описатель-ных рассказов о рыбах по схеме.

Сущ: рыбы, щука, окунь, лещ, судак, налим, сом, акула, рыбак, рыболов, уха, плавники, жабры, чешуя, удочка, сеть, невод, мальки, река море, аквариум.

Прилаг.: водный, речной, морской, блестящая, опасный, скользкая.

Глаголы: плавать, глотать, ловить, кормить, удить.

1.Употребление сущ. в тв. Падеже.(удочкой, сетью).

2.Согласование числ. с сущ. (Три щуки, пять щук).

3.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (сом-сомик).

4.Подбор и согласование прилагательных с существительными (Хищная рыба).

5.Образование множественного числа существительных (окунь-окуни-много окуней).

6.Образование гл. с разными приставками (Подплыла, отплыла, переплыла).

7.Составление предложений с местоимениями меня, мне в родительном и дательном падежах. (У меня рыба. Дай мне корм).

   Звук [и]. Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Особенности артикуляции и звучания.

Определение наличия  и места звука в слове.

Буква И. Соотнесение звука и буквы. Выкладывание условно-графической схемы слов типа: ИА, ИВА.

Придумывание слов с заданным звуком.

Игры и игровые упражнения: «Вкусные звуки», «Поднимай буквы и или ы», «Узнай букву на ощупь».

«Рыбы» №162

(См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.).

Декабрь.  I неделя.

«Зима»

 Развитие зрительной памяти ,концентрации внимания. Развитие наглядно-образного мышления с элементами логического .

«Выложи такую же фигуру», «Найди отличия на картинках», «Бывает – не бывает», «Доскажи словечко», «Что нарисовал мороз», «Кто больше придумает зимних слов».

Складывание разрезной картинки «Снеговик» .

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы . Определять свойства и состояние снега(в практической деятельности). Активизировать словарь детей по данной теме.

Творческий пересказ рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы» по плану .

Сущ.: зима, снег, зимовье, снежок, лёд, ледянка, зи-мушка, снежинка, морозы, Дед Мороз;

Прил.: холодный, морозный, суровый, снежный;

Глаголы: тает, кружится, падает, ложится, сверкает, скользит, холодит, скрипит, мерзнуть.

1.Согласование гл. с сущ. ( ветер – дует, воет,  снежинки – летят, порхают).

2.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных с помощью суффикса –ушк- (Зимушка, головушка).

3.Употребление прил. с сущ. ( снег – белый, пушистый) 4.Понимание взаимосвязи и образование однокоренных слов (Снежок – снежинка – снежный).

5.Развитие понимания явления многозначности слов. (Идет /кто?что?/ кот, мальчик, снег, дождь. Падает ...снег, сосулька, бабушка).

6.Составление сложноподчиненного предложения с союзом «потому что» .

Звуки [т], [т']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным. Условное обозначение твердого согласного звука фишкой синего цвета и мягкого согласного звука фишкой зеленого цвета.

Буква Т. Соотнесение звука и буквы.

Игры и игровые упражнения:

«Тим и Том» , «Что же здесь не так?» , «Учимся последовательно выделять звуки».

«Снежинки.» №141

(См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.).

Декабрь . II неделя .

« Зимние забавы.»

Развитие переключения и распределения внимания. Развитие конструктивного мышления.

Отгадывание загадок.  Игра с бумагой «Сделай снежок».

 «Что лишнее?» ,

«Что возьмем с собой на улицу», «Что мы видели на горке», «Кто быстрее», «Помоги другу»,  «Почему не едут санки».

Развитие воображения и творческих способностей

«Изобрази пантомимой действия (катание на коньках, лыжах, метание снежков);

Развитие мышления через соотношение понятий, образование аналогий «Разложи лыжи в порядке уменьшения длины»;

Расширить знания о зимних видах спорта. Закрепить понятие «спортивная одежда».

Рассматривание и описание картин  с зимними развлечениями. Составление рассказов-миниатюр по представлению (из личного опыта) на тему: «Моё самое любимое зимнее развлечение»;

Сущ.: зима, забавы, горка, коньки, лыжи, санки, снеговик, игры, веселье, смех, радость

Прил.: весёлый, задорный, радостный, снежный, морозный, зимний, холодный;

Глаголы: пришла, на-

ступила, падать, бегать, кататься, съезжать, подниматься, лепить, играть.

1.Различение и употребление ед. и мн. числа глаголов и существительных, изменение глаголов по числам и лицам (Падает – падают, играет – играют, лепит снежок – лепят снежки).

2.Образование глаголов сов. и несов. вида (Еду – съехал).

3.Образование глаголов с разными приставками (Покатился, прокатился, скатился).

4.Образование прилагательных от существительных (Снег – снежный, лед – ледяной, зима – зимний, елка – елочный).

5.Составление предложения: обращение + глагол ед. числа повелительного наклонения +существительное в вин. падеже. (Таня, дай лыжи. Коля, вези санки). 

Звук [э]. Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Особенности артикуляции и звучания.

Определение наличия  и места звука в слове.

Буква Э. Соотнесение звука и буквы. Выкладывание условно-графической схемы слов типа:  ЭХО.

Игры и игровые упражнения: «Вкусные звуки», «Узнай букву на ощупь».

«Мы во двор пошли гулять» №140

 (См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.).

Декабрь.  III неделя.

«Зимующие птицы»

Развивать навыки группировки и классификации (на базе овладения основными речевыми понятиями). Совершенствовать быстроту, полноту, точность восприятия.

 «Скажи наоборот», «Четвёртый лишний», «Кто маленький, а кто большой», «Назови части тела птицы», «У кого длиннее хвост, клюв», «Кто как кричит», «Почему птицы не улетели на юг», «Узнай птицу по описанию». Увеличение объёма слуховой памяти «В кормушке сидят…».

Расширить представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц  Закрепить и уточнить название зимующих птиц. Учить составлять описательный рассказ по схеме .

Сущ.: сорока, ворона, воробей, дятел, сова, снегирь, синица, кормушка, гнездо, клюв, крылья, шейка, когти, лапки, хвост, перья;

Прил.: трудолюбивый,

работящий,  старатель-

ный, неугомонный;

Глаголы: подлетел,

вылетел,  залетел, об-летел, слетел, влетел, вылетел.

1.Образование уменьш.-ласк. ф. сущ.. с помощью суффиксов -к– (синичка), –ышк -(перышко).

2.Образование мн.ч. сущ.(Синица – синицы - много синиц).

3.Подбор и согласование прилагательных с существительными (Быстрый воробей, красивая синичка).

4.Согласование числительных с существительными в роде, числе (Один воробей).

5.Образование глаголов с разными приставками рилетела, подлетела, перелетела.

6.Различение и подбор противополож. По значению прил. (Белый-черный).

7.Составление простого предложения с предлогом (Птичка села на окошко).

Различение твердых и мягких согласных звуков. Последовательное выделение звуков в словах типа КИТ на основе громкого проговаривания, заполнения схемы фишками соответствующего цвета.

Игры и игровые упражнения: «Звуко-едик» , «Фонарики.» (выделение твердых и мягких согласных из рядов звуков, из начала слова; нужный звук в словах педагог произносит утрированно),

«Птички.» №145

(См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.).

Декабрь. IV неделя.

«Новый год»

Развитие произвольной регуляции, формирование наглядно-образного представления. Совершенствование навыка осмысленного запоминания.  

«Раскрась новогодние игрушки (шарики – красные, сосульки – голубые)», «Сложи картинку», «Имена сказочных гномов»;

«Нарядим елку», «Конкурс на лучший подарок»,

«Снежинки и ветер», «Мороз – красный нос».

Разучивание новогодних стихов и песенок.

Закрепить представление о Новом годе.

Учить устанавливать элементарные связи между временем года и праздниками, между временем года и состоянием природы.

Составление рассказа из личного опыта «Как мы наряжали новогоднюю ёлку»;

Сущ.: ёлка, наряд, смех, веселье, праздник, утренник, подарки, Снегурочка, Дед Мороз, танцы, сосульки, фонарики, шишки, шарики, гирлянды, хоровод;

Прил.: ёлочный, но-вогодний, праздничный, украшенный, нарядный, весёлый, блестящий;

Глаголы: дарить, , наряжать, украшать, танцевать, веселиться, радоваться, отмечать.

 1.Практическое усвоение прилаг., обозначающих материал, из которого сделан предмет (стеклянный шар, резиновый заяц).

2.Различение и употребление ед. и мн. Числа глаголов и существительных, изменение глаголов по числам и лицам (Поет песню- поют песни, играет в игру – играют в игры, танцует- танцуют).

3.Составление предложения: обращение + глагол ед. ч. Повел. Наклонения +сущ. В в. П.. (Таня, дай шар. Коля, вешай на елку). 

Повторение изученных звуков и букв.

Составление предложений по картинкам из трех слов.

Понятие звук, слово, предложение.

Нахождение слов с заданным звуком. Последовательное выделение звуков из слов.

Место звука в слове. Обозначение звуков фишками.

Различение твердых и мягких согласных звуков.

«Подарки» №143

(См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.).

                                                                                               Январь. IV неделя.

«Дикие животные и их детеныши.»

Развитие переключения и распределения внимания, памяти, фонематического восприятия, воображения. Развитие мышления через соотношение понятий.

«Расставь животных в порядке увеличения (уменьшения) размера»,

«Назови ласково», «Кто где живет», «Кто у кого», «Кто как голос подает», «Кто спрятался», «Небылицы», «Найди такую же картинку»,  «Четвертый лишний».

Закрепить знания о диких животных и их детенышах.

Учить выделять отличительные признаки животного. Уточнить, почему они называются дикими животными. Расширить словарь по теме. Составление описательного рассказа по схеме.

Сущ.: заяц, зайчиха, зайчонок, лис, лиса, лисёнок, ёж, ежиха, ежонок, волк, волчица, волчонок, медведь, медведица, медвежонок, мышь, мышонок, усы, лапы, когти, нора, берлога, дупло;

Прил.: дикий, хищный, слабый, сильный, трусливый., пушистый, бурый, косолапый, голодный.

Глаголы: зимовать, запасаться, просыпаться, фыркать, прятаться, дрожать, догонять;

Наречия: быстро, ловко, опасно, холодно, страшно.

1.Употребление существительных в форме родительного падежа (Нет ежа).

2.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных ( Еж-ежик).

3.Образование мн. Числа существительных (Волк – волки).

4.Образование существительных ед. и мн. Числа с помощью суффиксов –онок-, -енок- в именительном и родительном падежах (Ежонок- ежат).

5.Согласование прилагательных и числительных с существительными в падеже, числе (Серый волк, пять волков)

6. Образование и правильное употребление окончаний глаголов мн. Числа от глаголов ед. числа (Рычит – рычат).

7.Составление предложений с простыми предлогами. (Лиса вылезла из норы).

Звуки [в], [в']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов. Опознавательные признаки гласных и согласных звуков.

Место звука в слове.

Последовательное выделение звуков в словах типа ЛИС на основе громкого проговаривания, заполнения схемы фишками соответствующего цвета.

Замена в схемах звукового состава слова фишек, обозначающих гласные звуки, буквами.

Буква В. Соотнесение звука и буквы. 

Игры и игровые упражнения:

«Какой звук потерялся?», «Сложи буквы из ниток», «Покажу букву — придумай слово».

«Кто же это» № 149

(См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.).

Февраль. I неделя.                                                      

«Домашние животные и их детеныши.»

 Развитие базовых эмоций. Развитие способности конструктивного мышления.

Классификация предметов по тематическим категориям.

Увеличение объёма слуховой памяти. Закрепление представлений о величине предметов.

Жестовое изображение

животных, отзеркаливание движений. «Кто живёт на ферме?»,

«Назови одним словом», «Угадай, кто это?» (по части определять животное),

«Найди маму», «Кто как голос подает»,  «Чей хвост, чья голова, чьи лапы», « День рожденье» (кого чем угостим).

Развитие наглядно-об-разного мышления «Разрезные картинки».

Уточнить и расширить представления о домашних животных и их детенышах. Формировать умение узнавать и называть домашних животных. Учить обращать внимание на внешние признаки.

Составление рассказа – описания по образцу, по опорной схеме.

Сущ.: корова, бык, телёнок, коза, козёл, козлёнок,  конь, лошадь, жеребёнок, поросёнок, свинья, собака,  щенок,  кошка, котёнок, кролик, крольчиха,    крольчонок,    морда,    клыки,   рога, лапы, ноги, копыта,

когти, шерсть, свинарник, конюшня, коровник, конура;

Прил.:  домашний, мягкий, пушистый, ласковый, острый, верный;

Глаголы: блеять, мычать, рычать, ржать,

мяукать, хрюкать, лаять, жевать, щипать, лакать, грызть, кусать, сторожить,

Наречия:  быстро, медленно, впереди, позади.

1.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (Кот-котик).

 2.Образование существительных ед. и мн. Числа с помощью суффиксов –онок-, -енок- в именительном и родительном падежах. (Котенок- котят).

3. Согласование прилагательных и числительных с существительными в падеже, числе  (Серый кот, пять котов).

4.Образование форм родительного падежа (теленок без рогов), винительного падежа (котенок лакает молоко), творительного падежа (махает хвостом), предложного падежа существительных (о животных).

5.Составление предложения с однородными дополнениями (Я покормила кошку, собаку, корову).

Анализ звукового состава односложных слов без стечения согласных типа КОМ,  по готовой схеме. Замена в схемах звукового состава слова фишек, обозначающих гласные звуки, буквами.

Замена в схемах звукового состава слова фишек, обозначающих гласные звуки, буквами.

Придумывание слов на пройденные буквы.

 Игры и игровые упражнения: «От картинки к букве» , «Начерти в воздухе», «Найди свою картинку».

«Буренушка»

 (См. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР) стр.290

Февраль. II неделя.                                                      

«Дом и его части.»

Развитие способности к переключению внимания, зрительного воображения, зрительного и  пространственного восприятия.

 «Дорисуй», «Скажи наоборот», «Назови части дома», «Расскажи о своем доме», «Найди дом по описанию, по номеру», «Какой дом самый высокий (длинный, прочный)», «В гостях у трех поросят», «Скажи наоборот» «На строительной площадке», «Построим дома из разных материалов».

Уточнить и расширить представления о доме. Сформировать представление о частях дома, их расположении относительно друг друга, о материалах, из которого строятся дома и их свойствах.

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Сущ.: дом, этаж, квартира, комната, спальня, зал, кухня, коридор, туалет, ванная, лифт, ступени, лестницы, стены, крыша, потолок, пол, окно, стекло, дверь, кирпич, дерево, камень, строитель, маляр;

Прил.: высокий, низкий, новый, старый, светлый, темный, многоэтажный, каменный, деревянный, кирпичный.

Глаголы: строить, жить, входить, выходить, подниматься, спускаться, убирать, мыть, красить, чинить.

 

1.Различение и образование существительных мн. числа от существительных ед. числа (Дом – дома).

2.Образование уменьш. – ласкательной формы существительных (Дом – домик).

3.Подбор однокоренных слов (Дом, домик, домище, домовой, домашний).

4.Употребление глаголов единственного числа в трех лицах (Я строю, ты строишь, он строит).

5.Согласование существительных с числительными в роде (Пять этажей, два окна).

6.Образование наречий от прилагательных (Высокий – высоко).

7.Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что». (Я люблю свой дом, потому что он красивый).

Звуки [д], [д']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов.

Условное обозначение твердого согласного звука фишкой синего цвета и мягкого согласного звука фишкой зеленого цвета. Место звука в слове.

Буква Д. Соотнесение звука и буквы. Деление слов на слоги.

Звуковой анализ слов ДЫМ, ДОМ.

Игры и игровые упражнения: «Тим и Том» , «Учимся последовательно выделять звуки» «Кто где живет».

Выложить из палочек дом по образцу.


Февраль. III неделя.                                                      

«День защитника отечества.»

Развитие произвольной регуляции, формирование наглядно-образного представления. Совершенствование навыка осмысленного запоминания.  

 «Кто служит в Армии?», «Один – много», «Посчитай военную технику», «Кто чем управляет», «Летит – плывет – едет», «Кто где служит», «Поздравление».

Развитие зрительного восприятия «Отгадай предмет по контуру».

Сформировать представление о значении праздника и людях, которых поздравляют в этот день;

 военных профессиях (летчик, танкист, ракетчик, пограничник);

военной технике (танки, самолеты и т.д.).

Пересказ текста с опорой на предметные картинки.

Сущ.: Армия, Родина, солдат, танкист, летчик, моряк, герой, враг, земля, небо, море, танк, корабль, самолет, вертолет, автомат, пистолет.

Прил.: смелый, опасный, трудный, воздушный, морской, наземный.

Глаголы: служить, защищать, охранять, воевать, заботится, плыть, ехать, лететь, догонять, находить, стрелять, ловить.

Наречия: мирно, спокойно, далеко, близко, тихо, громко храбро, метко, смело  .

1.Подбор предмета к действию (Стоит солдат, машина).

2.Образование мн. числа сущ. в им. и род. падежах (Боец – бойцы - много бойцов).

3.Образование новых слов с помощью суффикса (Танк – танкист).

4.Согласование сущ. с числ. (Три летчика).

5.Образование глаголов с разными приставками (Отплыть, подплыть).

Подбор антонимов (высоко - низко),.

6.Составление предложений с обстоятельством места (Летчик летит в самолете).

Дифференциация звуков  Д-Т.

Слоговой синтез двух-сложных слов.

Игры и игровые упражнения: «Кто пришел в гости?», «Договори словечко»(слоги да, та).

По лекалам нарисовать любой вид военной техники и раскрасить.

Февраль. IV неделя.                                                      

«Мебель.»

Развитие аналитико - синтетической деятельности, цветового и тактильного восприятия. Развитие

концентрации и объёма внимания. - Развитие наглядно-образного мышления.

«Найди такой же предмет», «Что забыл нарисовать художник?»,

«Разрезные картинки», «Какая бывает мебель», «Угадай мебель по названию частей», «В мебельном магазине»,  «Путаница», «В гостях у трех медведей», «Что для чего?» .

Уточнить и расширить представления об основных видах мебели .Учить узнавать мебель по названию основных ее частей с опорой на рисунок и без него , определять и называть материал, из которого изготовлена мебель, его свойства.

Выполнение много-ступенчатой инструкции (3 ступени), рассказ о том, что выполнял товарищ.

Сущ.: стол, стул, диван, шкаф, кровать,  кресло, полка,  ножки, сиденье, спинка,  дверцы;

Прил.: книжный, мебельный, круглый, квадратный, красивый, гладкий, мягкий, твердый, удобный, деревянный.

 прочный, журнальный, обеденный, письменный;

Глаголы: сидеть, спать, лежать, передвигать, закрывать, открывать, вытирать, продавать, покупать.

1.Различение и образование существительных мн. числа (Стул - стулья).

2Образование уменьш. – ласк. форм существительных (Стул-стульчик).

3.Согласование существительных с числительными в роде (Пять диванов, два стула).

4.Употребление предло-гов из, с/со, из-под,     из-за, («Где взял игрушку?»).

5.Образоние глаголов с разными приставкам

(Подвинул, передвинул).

6.Образование сравн. степени прилагательных (Мягкий- мягче).

7. Оречевление своих действий в процессе их выполнения или после совершения (Я ставлю стул. Я поставил стул.).

Звуки [п], [п']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов.

Условное обозначение твердого согласного звука фишкой синего цвета и мягкого согласного звука фишкой зеленого цвета. Место звука в слове.

Буква П. Соотнесение звука и буквы. 

Звуковой анализ слов пол, суп.

Замена в схемах звукового состава слова фишек, обозначающих гласные звуки, буквами.

Игры и игровые упражнения: «Жучок-буквоед» , «Кто больше найдет?» (звук [п]), «Поймай птичку за хвост» (определение последнего звука в слове).

«Много мебели в квартире» № 131

(См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.).

Март. I неделя.                                                      

«Женский праздник.»

Развитие произвольной регуляции деятельности, творческого воображения, внимания, цветового восприятия.

Развитие концентрации и объёма внимания.

  «Раскрась бусы для мамы», «Узнай, кто это» (по набору слов - действий отгадывать объект), «Подбери ласковые слова», «Чья вещь?», «Выполни мою просьбу». », «Как я маме помогаю», «Кем работает моя мама?».

Сформировать представления о празднике «8 марта», о значении праздника, о людях, которых поздравляют в этот день;

о профессиях людей, деятельность которых близка социальному опыту детей.

Составление рассказа по серии картин с проигрыванием ситуации общения.

Сущ.: мама, бабушка, дочь, сестра, семья, поздравление, подарок,  открытка,  радость, праздник.

Прил.: милая, красивая, добрая, ласковая, хорошая, веселая, грустная,  заботливая, весенняя, солнечный.

Глаголы: любить, помогать, поздравлять, уважать.

Наречия: нарядно, красиво, празднично, тепло, светло, весело, честно.

1.Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Мама – мамочка, солнце - солнышко).

2.Употребление сущ. в форме род. падежа (Подарю маме, бабушке;), тв. падежа (Горжусь мамой, бабушкой.).

3.Образование сущ. с помощью суффиксов –ниц-, -иц- (Учительница, певица).

4.Согласование сущ. с глаголом (Мама пришла, папа пришел).

5.Образование глаголов сов. и несов. вида (Покупаю – купила, ).

6.Закрепление представлений о многозначности слов (весна идет, дождь идет, автобус идет, мама идет).

7.Составление сложноподчиненного предложения с союзом «для того, чтобы», «потому что». (Папа купил цветы, чтобы поздравить маму).

Звуки [б], [б']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов.

Условное обозначение твердого согласного звука фишкой синего цвета и мягкого согласного звука фишкой зеленого цвета. Место звука в слове.

Буква Б. Соотнесение звука и буквы. Деление слов на слоги.

Звуковой анализ слов БАК, БИМ.

Игры и игровые упражнения: «Бим и Бом» , «Учимся последовательно выделять звуки» «Кто где живет».

 «Помощники» №133

(См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.).

Март. II неделя.                                                      

«Конец зимы, приход весны.»

Развитие словесно-логического мышления, Развитие переключения и распределения внимания, объема памяти.

«Запомни, повтори», «Весна», «Что бывает весной?», «Кораблик»,

«Разрезная картинка» ,«Назови ласково», «Найди такой же предмет», «Что сначала, что потом».

Расширить представления о весне, закрепить знания о приметах весны (капель, снег рыхлый, ярче светит солнце, звонче поют птицы). Закрепить представление о признаках весны.

Учить определять время года по характерным признакам .

Договаривание слов в стихотворениях, рассказах.

Составление описательного рассказа по, по плану-схеме.

Сущ.: весна, солнце, небо, снег, сосулька, прилет, птица, птенец, гнездо, ручьи, кораблики, дерево, почка, трава, цветы, подснежник.

Прил.: весенний, теплый, жаркий, яркий, первый, грязный, мокрый, веселый, длинный.

Глаголы: греть, таять, бежать, капать, прилетать, строить, петь, появляться, пускать (кораблики).

Наречия: рано, поздно, тепло, жарко, холодно, сыро.

1.Изменение сущ. по числам (Лужа – лужи).

2Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ. (Трава – травка).

3.Образование глаголов сов. и несов. вида (Идет – пришла, тает – растаял).

4.Подбор и согласование прил. с сущ. (Зеленая трава).

6.Образование сравнительной степени прил. (Старший – старше).

7.Образование наречий от прил. (Теплый – тепло).

8.Распространение предложения однородными определениями (Весной солнышко теплое, яркое, ласковое).

Дифференциация звуков  Б-П.

Слоговой анализ двух-сложных и односложных слов.

Длинное-короткое слово.

Игры и игровые упражнения: «Кто в каком вагоне едет?», «Договори словечко»(слоги ба, па) .

«Кап-кап» № 151

(См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.).

Март. III неделя.                                                      

«Наша Родина.»

Развитие способности к переключению внимания, воображения, зрительного и  пространственного восприятия.

 «Скажи наоборот», «Расскажи о своей Родине», «Скажи наоборот» , «Складывание разрезной картинки», «Один-много», «Доскажи словечко».

Расширить представления о стране, в которой мы живем; о Москве, как главном городе нашей страны.

Составление высказы-ваний на тему «Страна, в которой я живу»;

Сущ.: страна, Родина, народ, богатство, природа, горы, реки, леса, столица, Москва,  площадь, улица, герб, памятник, город.

Прил.: Красная, чистая, красивая, огромная, богатая,  большая, древний.

Глаголы: смотреть, любоваться, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, работать, живет, охранять.

1.Образование глаголов движения с приставками.

 2.Закрепить

употребление падежных окончаний существительных ед. числа.

3.Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.

4.Распространение предложений однокоренными словами.( В России много городов, рек, лесов…)

Повторение изученных звуков и букв. Последовательное выделение звуков в словах типа ком, кот с опорой на схему. Выделение слов из предложения.

Игры и игровые упражнения: «Нагрузим машины» , «Найди ошибку» , «Какую букву мы показываем?» (один или двое детей изображают букву, остальные отгадывают).

«Дорисуй флаг»

Март. IV неделя.                                                      

«Город. Улица.»

Развитие пространственной ориентировки, внимания, скорости реакции. Развитие аналитико-синтетической деятельности, умения исключать лишний объект из ряда. Закрепить понятия

«далеко», «близко», «около», «рядом».

«Путешествие по городу», «Научим Незнайку правилам поведения на улице», «Четвертый лишний»,

««Светофор», «Разложи картинки в нужной последовательности», «Что появилось?», «Пешеходы – пассажиры» .

Сформировать представление у детей о том :

-как называется город, в котором они живут;

  • какие в нем находятся достопримечательности, чем он знаменит.

Закрепить знание адреса.

Составление высказы-ваний на тему «Улица, на которой я живу»;

Сущ.: город, улица, адрес, дом, квартира, клумба, парк, двор, школа, детский сад, магазин, больница, кафе, театр, кинотеатр, дорога, светофор.

Прилаг.:, чистый, широкий, узкий, детский, городской, одноэтажный, многоэтажный,

Глаголы: жить, приезжать, ходить, стоять, кричать, бегать, кататься, строить, делать, покупать, продавать. Наречия: долго, медленно, чисто, грязно, аккуратно, красиво, осторожно.

Предлоги: в, на, от, из, до, с, без.

1. Различение и употребление слов, выражающих пространственные отношения (вверху - внизу, впереди - сзади, слева – справа).

2.Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ. (Дом-домик).

3.Различение и образование единственного и множественного числа сущ. (Улица-улицы-много улиц).

4.Согласование сущ. с числительными(две улицы, пять улиц)..

5.Образование глаголов с разными приставками (Зашел, вышел, перешел, обошел, прошел). 

6.Образование сравнительной степени прилагательных.

7.Составление предложений с простыми предлогами. (Подъехал к дому, зашел в дом ).

Звуки [г], [г']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов.

Условное обозначение твердого согласного звука фишкой синего цвета и мягкого согласного звука фишкой зеленого цвета. Место звука в слове.

Буква Г. Соотнесение звука и буквы. Деление слов на слоги.

Развитие фонема-тических представлений (подбор слов с заданным звуком).

Игры и игровые упражнения: «Узнай букву на ощупь»,  «Учимся последовательно выделять звуки» «Кто где живет»  «Закончи предложение (с опорой на картинки)».

«Вышел дождик на прогулку» №112

(См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.).

Апрель. I неделя.                                                      

«Транспорт.»

Развитие концентрации и объёма произвольного внимания, способности к переключению внимания. Развитие наглядно-образного мышления с элементами логического .

«Кто больше назовет действий», «Назови части машины», «Покажи круглые (квадратные) части машины», «Что забыл нарисовать художник», «Летит-едет – плывет», «Четвертый лишний», «Кто едет впереди, а кто – позади» , «Мы едем, едем, едем».

Уточнить названия видов транспорта, его назначение ;

 основных частей машины.

Учить осуществлять классификацию транспорта по способу передвижения, по назначению.

Активизировать словарь детей по данной теме.

Составление рассказа – описания по опорной схеме.

Сущ.:,автобус, троллейбус, трамвай, машина, грузовик, самолет, вертолет, корабль, лодка, билет, шофер, пассажир, пешеход, кабина, кузов, колеса, фары, мотор, руль; дорога, остановка.

Прил.: пассажирский, грузовой, водный, на-земный, подземный, воздушный, внимательный, дорожный.

Глаголы: ехать, везти, лететь, плыть, садиться, уступать, пропускать, спускаться, подниматься, , управлять, уезжать,.

Наречия: высоко, низко, глубоко, мелко, далеко, близко, быстро, медленно.

1.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (Машина – машинка).

2.Различение и образование единственного и множественного числа существительных (Самолет – самолеты – много самолетов).

3.Согласование существительных с числительными (Два корабля, пять машин).

4.Изменение глагола по лицам и числам (Я еду, ты едешь, они едут, мы едем). 

5.Различение значения префиксальных глаголов (Какая машина подъезжает, а какая – отъезжает).

6.Составление сложносочиненных предложений с союзом «а» (Я поеду на машине, а ты на поезде).

Звуки [ф], [ф']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов.

Условное обозначение твердого согласного звука фишкой синего цвета и мягкого согласного звука фишкой зеленого цвета. Место звука в слове.

Буква Ф. Соотнесение звука и буквы.

Подбор слов к схемам скс, , зкс;

Слоговой синтез и анализ двухсложных слов и трехсложных слов.

Игры и игровые упражнения: «Кто больше» (придумать слова со звуком Ф), «Звуковая цепочка», «Прошагай слово».

«Самолет», «Теплоход»

(См. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР) стр.302

Апрель. II неделя.                                                      

«День космонавтики.»

Развитие переключения и распределения внимания. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие концентрации и объёма произвольного внимания, способности к концентрации,  переключению.

Отгадывание загадок.  

 «Что лишнее?» , «Сложи разрезанную картинку», «Найди одинаковые предметы».

Сформировать представление у детей о космосе и планетах. Закрепить знания о профессии космонавта.

Развитие диалогической речи, умения самостоя-тельно и полно отвечать на вопросы.

Сущ.: Солнце, Земля, телескоп, звездочет, астроном, облако, корабль, спутник, планета, ракета, Юрий Гагарин,  космонавт, невесомость, космос, луноход, восход, закат, небо,  звезда ,утро, вечер.

Прил.: космический, межпланетный, звёздное, далекая, яркая, быстрый, смелый, храбрый, , мужественный, трудная , опасная, героический, отважный, необходимый.

Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться, светить, восходит. заходит.

1.Изменение сущ. по числам (ракета-ракеты).

2.Подбор и согласование местоимений с сущ. (Мой робот, моя ракета).

3.Употребление сущ. в единственном и множественном числе (планета-планеты).

4.Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ.(звезда-звездочка)

5.Образование глаголов движения с приставками (улетел,приле-тел,облетел)

6.Практическое употребление простых предлогов места (В, НА, ЗА, ПОД, НАД) и движения
(В, ИЗ, К, ОТ, ПО).

7.Распространение предложения однородными определениями (В небе солнышко теплое, яркое, ласковое).

Твердые и мягкие согласные звуки. Последовательное выделение звуков в односложных словах (мак, лук) по готовой условно-графической схеме.

Игры и игровые упражнения: «Звуко-едик», «Кто больше найдет букв по таблице и сложит из палочек?»,

«Кулак-ладонь.».

«Ракета»

(См. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР) стр.329

Апрель. III неделя.                                                      

«Перелетные птицы»

Развитие зрительных представлений. Увеличение объёма слуховой памяти. Развитие познавательных способностей на основе упражнений в классификации и обобщении.

«Четвёртый лишний», «Кто маленький, а кто большой», «У кого длиннее хвост, клюв», «Узнай птицу по описанию», «Чего не хватает», «Сложи птицу из частей», «К нам прилетели…», «Рассели по разным домикам(перелётные – зимующие птицы)».

Расширить представления о перелётных  птицах, об условиях жизни птиц. Учить называть и различать птиц по внешним признакам. Дифференциация перелётных – зимующих птиц.

Составление описательных загадок о перелётных птицах.

Сущ.: ласточка, скворец, грач, аист, цапля, журавль, ноги, клюв   крылья, перья,  хвост, когти, глаза, скворечник, гнездо.

Прил.: перелетные, дикие, хищные, голосистые, трудолюбивые, веселые, звонкие, заботливые,  крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушистый, долгий, трудный,.

Глаголы: щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать,

кормить, выводить, вить, клевать крякать, гоготать, прыгать, ловить, кружить, опускаться, взлетать, нырять, грести.

 1.Образование сущ. мн. числа  (Аист –аисты). 

2.Образование мн.ч. сущ(грач-грачи-много грачей).

3.Согласование сущ, с порядковыми числи-тельными (две ласточки, пять скворцов).

4. Подбор действий к предмету (Ласточка что делает? кружится).

5.Употребление гл. ед . и мн. числа (клюет – клюют).

6.Образование глаголов с разными приставками (Улетают, вылетают, перелетают).

7.Практическое упот-ребление предлогов на – с, под – из-под, за – из-за.

8.Распространение предложения определениями (Красивая маленькая ласточка ловит комаров).

Звуки [х], [х']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов.

Место звука в слове.

Буква Х. Соотнесение звука и буквы. Звуковой анализ слов: гуси, утки .

Замена в схемах звукового состава слова фишек, обозначающих гласные звуки, буквами.

Игры и игровые упражнения: «Испорченный телефон», «Закончи предложение (с опорой на картинки)», «Узнай букву на ощупь». 

«Дрозд-дроздок»

№ 152

(См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.).

Апрель. IV неделя.                                                      

«Домашние птицы и их птенцы.»

Совершенствование навыков зрительного восприятия  различных свойств предметов. Развитие способности к концентрации внимания,  скорости реакции.

 «Сложи птицу по образцу (из геометрических фигур), «На птичьем дворе», «Кто в пруду, кто у пруда», «Наседка и цыплята», «Назови кто спрятался»(контурное изображение), «Найди ошибки».

Сформировать представление о домашних птицах. Уточнить названия домашних птиц. месте обитания, приспособительных особенностях.  Учить называть особенности внешнего вида . Упражнять в составлении описательных рассказов.

Сущ.: петух, курица, цыплёнок, гусь, гусыня, гусёнок, утка, утёнок,  лапки, хвост, клюв, гребешок,  шея, крылья, перья, птенец,  курятник, пруд;

Прил.:  мокрый, сухой, птичий;

Глаголы: гоготать, крякать, кудахтать кукарекать, шипеть, клевать, плавать, нести(яйца), выводить (птенцов) .

1.Согласование местоимений с существительными (Моя курица).

2.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (Петух-петушок.).

3.Образование однокоренных слов (утка - утки-уточки).

4.Образование и правильное употребление окончаний глаголов мн. числа от глаголов ед. числа (кукарекает – кукарекают).

5.Составление предло-жений с заданными сло-вами.

Дифференциация звуков  Г-К.

Слоговой анализ двух-сложных и трехсложных слов.

Игры и игровые упражнения: «Лишнее слово», «Звуковые часы» , «Любопытный»

(отвечать на вопрос только словами ,начинающимися на К или Г).

«У Матрешиной сестрицы.»

№ 123

(См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.).

Май. I неделя.                                                      

«Весенние работы на участке.»»

Развитие логического мышления – формирование понимания причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы. Развитие концентрации внимания. Увеличение объёма слуховой памяти. Совершенствовать полноту, точность восприятия. 

 «Придумай весенние слова», «Весеннее пробуждение», «Почему промокли ботинки?», «Веселые ручейки», «Как встретим птичек».

«Почини берёзовый листочек, который прогрызла гусеница»,» «Мы  посадим…».

Расширить представления о весне, закрепить знания о весенних сельскохозяйственных работах . Уточнить названия весенних месяцев, характерные признаки поздней весны.

Составление и пересказ рассказа по серии сюжет-ных картинок «Мы сажаем огород.»

Сущ.: месяц, весна, март, апрель, май, почки, листочки, трава, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, грабли, носилки, мусор,погода.

Прилаг.:ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая.

Глаголы: наступила, ,просыпаться,  пригревать, сеять, зеленеть, светить, греть, почернеть, таять, пробиваться, набухать, лопаться, расцветать, распускаться, мести, уносить.

1.Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ.(лист-листочек).

2.Усвоение форм Р. п. ед. и мн. ч. «Что мы видели весной? (Весной мы видели много…)».

3.Изменение существительных по числам

(клумба-   клумбы ).

4.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида (Идет – пришла, тает – растаял).

5.Подбор и согласование прилагательных с существительными (Зеленая трава).

6.Подбор признаков к предметам, действий к предметам (распрост-ранение предложений).

Обобщающее занятие.

Звуковой анализ слов изученных структур. Умение выделять звук из слова, называть выделенный звук, относить к гласным или согласным, обосновывать это на основе чувственно воспринимаемых признаков звуков. Условное обозначение гласных и согласных звуков. Буквы, обозначающие изученные звуки. Последовательное выделение звуков из слов типа кот, дом, замена в проанализированных словах фишек, обозначающих гласные звуки, буквами. «Чтение» (синтез) проанализированных слов.

«Клен»

(См. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР) стр.318

Май. II неделя.                                                      

«День Победы.»

Развитие зрительной

памяти, слухового внимания, наглядно-образного мышления с элементами словесно-логического. Развитие творческого воображения «Поздравление ветеранам», «Военная история», «Смелый поступок» (составление рассказа по серии картинок), «Как бы ты поступил?», «Салют Победы», «Сложи по памяти фигуру- военную технику».

Систематизировать и обобщить знания детей о празднике «Дне Победы». Сформировать представления о  значении праздника, о личностных качествах воинов-освободителей.

Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра», дра-матизация разговора между медсестрой и бойцом.

Сущ.: День Победы, война, Родина, солдат, защитник,  раненый, госпиталь, память, памятник, фашист, мина граната, винтовка, танк, танкист, пехотинец, море, моряк, ракета, ракетчик, самолёт, лётчик, пулемёт, пулемётчик, граница, пограничник. Прил.:  храбрый, смелый, бесстрашный, доблестный, отважный, фашистский.

Глаголы: защищать, воевать, охранять, беречь, перевязывать, спасать, стрелять.

1.Употребление в предложениях предлогов: за, над, под, перед.

2. Образование сущ. мн. числа(танк-танки-много танков).

3.Подобрать слова-определения (герой, ветеран какой?);

4.Употребление антони-мов.

5.Образование сущ., обозначающих воинов-защитников различных военных профессий.

6.Составление предложения с предлогом.

Обобщающее занятие.

Термины: звук, слог,

слово, предложение.

Длинное-короткое слово.

Слоговой анализ двух-сложных и трехсложных слов.

 Игры и игровые упражнения: «Какое слово задумано?» , «Скажи тихо — громко — шепотом», «Рыболовы» («поймай» букву, назови, придумай слово), «Запомни» .

Обвести по трафарету предмет и заштриховать его вертикальными линиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: « волшебные цветы .» в соответствии с ФГОС.

Цель: Развить творческие способности детей посредством изобразительной деятельности.Задачи приоритетной образовательной области:«Художественно - эстетическое»:•Побуждать к созданию оригинального образ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)

Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию,  познакомит  дошкольников с жизнью детей во время войны....

"Именины на лесной полянке\'\' план-конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР в соответствии с ФГОС ДО

Задачи:-закрепить состав числа 6 из двух меньших цифр (познание);-упражнять в прямом и обратном счёте в пределах второго десятка (познание);-закрепить знание геометрических фигур (познание);-развивать...

Рабочая образовательная программа старшей группы, возраст детей 5-6 лет

Рабочая образовательная программастаршей группы «Салгалдар», возраст детей -5-6 летМБДОУ Детский сад «Ромашка» с.Теве-Хая Дзун-Хемчикского района...

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Комнатные растения - наши друзья» в соответствии с ФГОС)

Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат...

Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «9 Мая. День Победы» в соответствии с ФГОС

Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе  «9 Мая. День Победы» в соответствии с ФГОС...