Программа старшей группы для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС
методическая разработка (старшая группа) на тему
Эта программа включает в себя все разделы работы с детьми сЗПР(кроме математики) ,которую ведет учитель-дефектолог в течение года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st_gr_prilozh_nov_vsya.docx | 106.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц | Лексическая тема | Развитие высших психических функций. | Развитие связной речи. Словарь. | Совершенствование грамматического строя речи, навыков словообразования. | Формирование звукопроизношения, звукового анализа и синтеза, обучение грамоте. | Развитие мелкой моторики и координации движения |
Сентябрь. III неделя | «Овощи. Огород» | Развитие восприятия, внимания, памяти. Учить различать овощи по вкусу, на ощупь. Формировать сенсорные эталоны. Игры: «Вершки-корешки» ,«Чудесный мешочек» , «Загадки Зайца» ,«Какой овощ пропустили?», «Поваренок» . Развитие мышления через соотношение понятий, образование аналогий «Разложи овощи, фрукты в порядке увеличения (уменьшения) раз-мера»; | Закрепить и уточнить представления детей об овощах. Учить составлять рассказ –описание по схеме. Сущ.: овощ, вершки, корешки, грядка, огород, помидор, огурец, перец, кабачок, морковь, картофель, капуста, лук; Прил. крупный, мелкий, , горький, солёный, толстый, тонкий, круглый, овальный, Глаголы: ухаживать, поливать, засолить, расти, выдёргивать. | 1.Овладение навыками составления простых предложений. 2.Практическое усвоение форм в. п. (н-р, сажу свеклу ). 3.Согл. сущ. с числ. и прил. в роде, числе, падеже. 3.Подбор местоимений к сущ.(Мой огурец.) 4.Подбор признаков к предмету (Огурец какой? зеленый, свежий). |
Звук [а]: звучание, артикуляция, выделение голосом из слова. Буква А. Соотнесение звука с буквой. Нахождение звука А в прямых слогах, в начале слова под ударением. Термин слово. Игры и игровые упражнения: «У врача», «Ищи предмет» (со звуком [а]), «Произнеси слово», «Какое слово потерялось?» . | «Хозяйка однажды с базара пришла» (См. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР)стр. 258 |
Сентябрь. IV неделя. | «Фрукты. Сад.» | Развитие восприятия, внимания ,мышления. Развивать дифферентность восприятия фруктов по цвету, форме, величине, вкусу. Уметь соотносить часть с целым фруктом. «Съедобное- несъедобное» , «Загадай- мы отгадаем», «Что в корзинке?», «Соберем фрукты в саду», «Где половинка, а где целое?». Увеличение объёма слуховой памяти, развитие способности вспоминать «Я положил в мешок»; | Закреплять названия фруктов и их частей. Название основных и промежуточных цветов. Учить составлять сравнительный рассказ: яблоко-банан. Сущ.: фрукт, косточка, кожица, сад, банан, дыня, мандарин, апельсин, груша, яблоко, лимон, садовод; Прил. сладкий, толстый, тонкий, гладкий, круглый, овальный, шершавый, твердый, мягкий; Глаголы: заготовить, засушить, заморозить, сорвать, пересадить, убирать. | 1.Составление словосочетания с опорой на зрительный образ (яблоко красное). 2.Образование сущ. мн. числа от сущ. ед. ч. . 3.Подбор существительных к глаголам ( Режу…лимон). 4.Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа (Яблоко упало – яблоки упали). | Звук [о]: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Буква О. Соотнесение звука с буквой. Выделение ударного звука О в начале слова. Игры и игровые упражнения: «Магазин» («покупаем» предметы со звуком [о]), «Играем с обручем» (дети в кругу перекатывают обруч, по сигналу бубна — остановка, у кого обруч, тот говорит слово со звуком [о]). | «Компот.» №118 (См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.) |
Октябрь. I неделя. | «Осень. Овощи. Фрукты.» | Развивать восприятие, мышление. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Учить определять время года по основным признакам. Формирование пра-вильных представлений о вкусе продуктов с помощью органов осязания, обоняния. Развитие способности к переключению внимания «Хлопни в ладоши, если услышишь заданное слово»; | Соотносить пейзажную или сюжетную картинку со временем года. Уточнить различия между овощами и фруктами (где растут, какие на вкус, что из них готовят и т.д.), почему об осени говорят «золотая». Сущ.: осень, дождь, небо, тучи, зонт, листья, ветер, птицы, юг, деревья, урожай, овощи, фрукты. Прил.: осенний, холодный, теплый, сухой, мокрый, грязный, сильный, (дождь). Глаголы: наступить, желтеть, идти, дуть, улетать, убирать, находить, собирать ,готовиться (к зиме). Наречия: холодно, тепло, поздно, рано. | 1.Согласование сущ. с прил. в роде, числе, падеже/ 2.Образование сущ. с уменьш.-ласк. суффиксами . 3.Изменение времени глаголов с будущего на прошедшее. 4.Образование приста-вочных глаголов сов. вида. 5.Составление предложений по демонстрации действий, отвечая на вопросы: что делает? Что делал(а)? | Звуки [а], [о]. Условное обозначение гласных звуков фишками красного цвета. Буквы А, О. Артикуляционная гимнастика. Придумывание слов с заданным звуком. Термин предложение. Игры и игровые упражнения: «С какого звука начинается слово?» (Поднять соответствующую букву А, О.), «Найди игрушку» (а, о), «Знакомимся с предложением», «Из чего можно выложить буквы О, А?». | Сухой бассейн. «Разложите по корзинкам овощи и фрукты.» |
Октябрь. II неделя. | «Одежда. Обувь.» | Работать над расширением зрительного и тактильного восприятия. Развивать внимание ,память. «Нарядим куклу», «Кто во что одет?»,«Чего не хватает?»,«Магазин». «Одежда для Оли и Толи», «Разложим вещи по местам», «Надевай – обувай», «Подбери пару». Развитие мышления через соотношение понятий, образование аналогий «Разложи одежду в порядке увеличения (умень-шения) размера»; | Уточнить названия одежды, обуви и их частей. Формировать представление о видах одежды в соответствии со временем года. Познакомить с материалами, из которых изготавливают одежду, обувь. Сущ.:, пальто, куртка, свитер, кофта, рубашка, платье, юбка, штаны, шарф, варежки, брюки платок, шапка, рукав, карман, воротник, пуговица, юбка; Прил.: женский, детский, мужской, чистый, грязный, новый, старый, длинный, короткий, нижний, широкий, узкий, кожаный, меховой, вяза- ный ; Глаголы: надевать, шить, пришивать, снимать; Наречие: красиво, нарядно, чисто. | 1.Различение гл. «одевать - надевать» и их практическое употребление. 2.Различение и образование грамм. ф. ед. и мн. ч. сущ. с окончанием -ы-, -и- (Носок – носки). 3.Образование уменьш.-ласк. ф. сущ.(Юбка-юбочка,). 4.Несклоняемые сущ.(пальто). 5.Согласование сущ. с числительными. 6. Предлоги за, перед, из — практическое употребление. 7.Составление предло-жений по вопросам, предметным картинкам. | Звук [у]. Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать звук [у] и выделять из начала слова. Особенности артикуляции и звучания. Определение наличия звука в слове. Буква У. Соотнесение звука и буквы. Анализ звукового ряда типа АОУ , УА, АУ. Игры и игровые упражнения: «Паровоз», «Загрузим машину» (в кузов машины положить только картинки, в названии которых есть звук [у]). «Кто где живет?» таблицы с изображением изученных букв в разном положении (на боку, по диагонали и пр.), «Узнай букву». | «Новые кроссовки» (См. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР) стр.274 |
Февраль. III неделя. | «День защитника отечества.» | Развитие произвольной регуляции, формирование наглядно-образного представления. Совершенствование навыка осмысленного запоминания. «Кто служит в Армии?», «Один – много», «Посчитай военную технику», «Кто чем управляет», «Летит – плывет – едет», «Кто где служит», «Поздравление». Развитие зрительного восприятия «Отгадай предмет по контуру». | Сформировать представление о значении праздника и людях, которых поздравляют в этот день; военных профессиях (летчик, танкист, ракетчик, пограничник); военной технике (танки, самолеты и т.д.). Пересказ текста с опорой на предметные картинки. Сущ.: Армия, Родина, солдат, танкист, летчик, моряк, герой, враг, земля, небо, море, танк, корабль, самолет, вертолет, автомат, пистолет. Прил.: смелый, опасный, трудный, воздушный, морской, наземный. Глаголы: служить, защищать, охранять, воевать, заботится, плыть, ехать, лететь, догонять, находить, стрелять, ловить. Наречия: мирно, спокойно, далеко, близко, тихо, громко храбро, метко, смело . | 1.Подбор предмета к действию (Стоит солдат, машина). 2.Образование мн. числа сущ. в им. и род. падежах (Боец – бойцы - много бойцов). 3.Образование новых слов с помощью суффикса (Танк – танкист). 4.Согласование сущ. с числ. (Три летчика). 5.Образование глаголов с разными приставками (Отплыть, подплыть). Подбор антонимов (высоко - низко),. 6.Составление предложений с обстоятельством места (Летчик летит в самолете). | Дифференциация звуков Д-Т. Слоговой синтез двух-сложных слов. Игры и игровые упражнения: «Кто пришел в гости?», «Договори словечко»(слоги да, та). | По лекалам нарисовать любой вид военной техники и раскрасить. |
Февраль. IV неделя. | «Мебель.» | Развитие аналитико - синтетической деятельности, цветового и тактильного восприятия. Развитие концентрации и объёма внимания. - Развитие наглядно-образного мышления. «Найди такой же предмет», «Что забыл нарисовать художник?», «Разрезные картинки», «Какая бывает мебель», «Угадай мебель по названию частей», «В мебельном магазине», «Путаница», «В гостях у трех медведей», «Что для чего?» . | Уточнить и расширить представления об основных видах мебели .Учить узнавать мебель по названию основных ее частей с опорой на рисунок и без него , определять и называть материал, из которого изготовлена мебель, его свойства. Выполнение много-ступенчатой инструкции (3 ступени), рассказ о том, что выполнял товарищ. Сущ.: стол, стул, диван, шкаф, кровать, кресло, полка, ножки, сиденье, спинка, дверцы; Прил.: книжный, мебельный, круглый, квадратный, красивый, гладкий, мягкий, твердый, удобный, деревянный. прочный, журнальный, обеденный, письменный; Глаголы: сидеть, спать, лежать, передвигать, закрывать, открывать, вытирать, продавать, покупать. | 1.Различение и образование существительных мн. числа (Стул - стулья). 2Образование уменьш. – ласк. форм существительных (Стул-стульчик). 3.Согласование существительных с числительными в роде (Пять диванов, два стула). 4.Употребление предло-гов из, с/со, из-под, из-за, («Где взял игрушку?»). 5.Образоние глаголов с разными приставкам (Подвинул, передвинул). 6.Образование сравн. степени прилагательных (Мягкий- мягче). 7. Оречевление своих действий в процессе их выполнения или после совершения (Я ставлю стул. Я поставил стул.). | Звуки [п], [п']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов. Условное обозначение твердого согласного звука фишкой синего цвета и мягкого согласного звука фишкой зеленого цвета. Место звука в слове. Буква П. Соотнесение звука и буквы. Звуковой анализ слов пол, суп. Замена в схемах звукового состава слова фишек, обозначающих гласные звуки, буквами. Игры и игровые упражнения: «Жучок-буквоед» , «Кто больше найдет?» (звук [п]), «Поймай птичку за хвост» (определение последнего звука в слове). | «Много мебели в квартире» № 131 (См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.). |
Март. I неделя. | «Женский праздник.» | Развитие произвольной регуляции деятельности, творческого воображения, внимания, цветового восприятия. Развитие концентрации и объёма внимания. «Раскрась бусы для мамы», «Узнай, кто это» (по набору слов - действий отгадывать объект), «Подбери ласковые слова», «Чья вещь?», «Выполни мою просьбу». », «Как я маме помогаю», «Кем работает моя мама?». | Сформировать представления о празднике «8 марта», о значении праздника, о людях, которых поздравляют в этот день; о профессиях людей, деятельность которых близка социальному опыту детей. Составление рассказа по серии картин с проигрыванием ситуации общения. Сущ.: мама, бабушка, дочь, сестра, семья, поздравление, подарок, открытка, радость, праздник. Прил.: милая, красивая, добрая, ласковая, хорошая, веселая, грустная, заботливая, весенняя, солнечный. Глаголы: любить, помогать, поздравлять, уважать. Наречия: нарядно, красиво, празднично, тепло, светло, весело, честно. | 1.Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Мама – мамочка, солнце - солнышко). 2.Употребление сущ. в форме род. падежа (Подарю маме, бабушке;), тв. падежа (Горжусь мамой, бабушкой.). 3.Образование сущ. с помощью суффиксов –ниц-, -иц- (Учительница, певица). 4.Согласование сущ. с глаголом (Мама пришла, папа пришел). 5.Образование глаголов сов. и несов. вида (Покупаю – купила, ). 6.Закрепление представлений о многозначности слов (весна идет, дождь идет, автобус идет, мама идет). 7.Составление сложноподчиненного предложения с союзом «для того, чтобы», «потому что». (Папа купил цветы, чтобы поздравить маму). | Звуки [б], [б']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов. Условное обозначение твердого согласного звука фишкой синего цвета и мягкого согласного звука фишкой зеленого цвета. Место звука в слове. Буква Б. Соотнесение звука и буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов БАК, БИМ. Игры и игровые упражнения: «Бим и Бом» , «Учимся последовательно выделять звуки» «Кто где живет». | «Помощники» №133 (См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.). |
Март. II неделя. | «Конец зимы, приход весны.» | Развитие словесно-логического мышления, Развитие переключения и распределения внимания, объема памяти. «Запомни, повтори», «Весна», «Что бывает весной?», «Кораблик», «Разрезная картинка» ,«Назови ласково», «Найди такой же предмет», «Что сначала, что потом». | Расширить представления о весне, закрепить знания о приметах весны (капель, снег рыхлый, ярче светит солнце, звонче поют птицы). Закрепить представление о признаках весны. Учить определять время года по характерным признакам . Договаривание слов в стихотворениях, рассказах. Составление описательного рассказа по, по плану-схеме. Сущ.: весна, солнце, небо, снег, сосулька, прилет, птица, птенец, гнездо, ручьи, кораблики, дерево, почка, трава, цветы, подснежник. Прил.: весенний, теплый, жаркий, яркий, первый, грязный, мокрый, веселый, длинный. Глаголы: греть, таять, бежать, капать, прилетать, строить, петь, появляться, пускать (кораблики). Наречия: рано, поздно, тепло, жарко, холодно, сыро. | 1.Изменение сущ. по числам (Лужа – лужи). 2Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ. (Трава – травка). 3.Образование глаголов сов. и несов. вида (Идет – пришла, тает – растаял). 4.Подбор и согласование прил. с сущ. (Зеленая трава). 6.Образование сравнительной степени прил. (Старший – старше). 7.Образование наречий от прил. (Теплый – тепло). 8.Распространение предложения однородными определениями (Весной солнышко теплое, яркое, ласковое). | Дифференциация звуков Б-П. Слоговой анализ двух-сложных и односложных слов. Длинное-короткое слово. Игры и игровые упражнения: «Кто в каком вагоне едет?», «Договори словечко»(слоги ба, па) . | «Кап-кап» № 151 (См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.). |
Март. III неделя. | «Наша Родина.» | Развитие способности к переключению внимания, воображения, зрительного и пространственного восприятия. «Скажи наоборот», «Расскажи о своей Родине», «Скажи наоборот» , «Складывание разрезной картинки», «Один-много», «Доскажи словечко». | Расширить представления о стране, в которой мы живем; о Москве, как главном городе нашей страны. Составление высказы-ваний на тему «Страна, в которой я живу»; Сущ.: страна, Родина, народ, богатство, природа, горы, реки, леса, столица, Москва, площадь, улица, герб, памятник, город. Прил.: Красная, чистая, красивая, огромная, богатая, большая, древний. Глаголы: смотреть, любоваться, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, работать, живет, охранять. | 1.Образование глаголов движения с приставками. 2.Закрепить употребление падежных окончаний существительных ед. числа. 3.Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных. 4.Распространение предложений однокоренными словами.( В России много городов, рек, лесов…) | Повторение изученных звуков и букв. Последовательное выделение звуков в словах типа ком, кот с опорой на схему. Выделение слов из предложения. Игры и игровые упражнения: «Нагрузим машины» , «Найди ошибку» , «Какую букву мы показываем?» (один или двое детей изображают букву, остальные отгадывают). | «Дорисуй флаг» |
Март. IV неделя. | «Город. Улица.» | Развитие пространственной ориентировки, внимания, скорости реакции. Развитие аналитико-синтетической деятельности, умения исключать лишний объект из ряда. Закрепить понятия «далеко», «близко», «около», «рядом». «Путешествие по городу», «Научим Незнайку правилам поведения на улице», «Четвертый лишний», ««Светофор», «Разложи картинки в нужной последовательности», «Что появилось?», «Пешеходы – пассажиры» . | Сформировать представление у детей о том : -как называется город, в котором они живут;
Закрепить знание адреса. Составление высказы-ваний на тему «Улица, на которой я живу»; Сущ.: город, улица, адрес, дом, квартира, клумба, парк, двор, школа, детский сад, магазин, больница, кафе, театр, кинотеатр, дорога, светофор. Прилаг.:, чистый, широкий, узкий, детский, городской, одноэтажный, многоэтажный, Глаголы: жить, приезжать, ходить, стоять, кричать, бегать, кататься, строить, делать, покупать, продавать. Наречия: долго, медленно, чисто, грязно, аккуратно, красиво, осторожно. Предлоги: в, на, от, из, до, с, без. | 1. Различение и употребление слов, выражающих пространственные отношения (вверху - внизу, впереди - сзади, слева – справа). 2.Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ. (Дом-домик). 3.Различение и образование единственного и множественного числа сущ. (Улица-улицы-много улиц). 4.Согласование сущ. с числительными(две улицы, пять улиц).. 5.Образование глаголов с разными приставками (Зашел, вышел, перешел, обошел, прошел). 6.Образование сравнительной степени прилагательных. 7.Составление предложений с простыми предлогами. (Подъехал к дому, зашел в дом ). | Звуки [г], [г']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов. Условное обозначение твердого согласного звука фишкой синего цвета и мягкого согласного звука фишкой зеленого цвета. Место звука в слове. Буква Г. Соотнесение звука и буквы. Деление слов на слоги. Развитие фонема-тических представлений (подбор слов с заданным звуком). Игры и игровые упражнения: «Узнай букву на ощупь», «Учимся последовательно выделять звуки» «Кто где живет» «Закончи предложение (с опорой на картинки)». | «Вышел дождик на прогулку» №112 (См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.). |
Апрель. I неделя. | «Транспорт.» | Развитие концентрации и объёма произвольного внимания, способности к переключению внимания. Развитие наглядно-образного мышления с элементами логического . «Кто больше назовет действий», «Назови части машины», «Покажи круглые (квадратные) части машины», «Что забыл нарисовать художник», «Летит-едет – плывет», «Четвертый лишний», «Кто едет впереди, а кто – позади» , «Мы едем, едем, едем». | Уточнить названия видов транспорта, его назначение ; основных частей машины. Учить осуществлять классификацию транспорта по способу передвижения, по назначению. Активизировать словарь детей по данной теме. Составление рассказа – описания по опорной схеме. Сущ.:,автобус, троллейбус, трамвай, машина, грузовик, самолет, вертолет, корабль, лодка, билет, шофер, пассажир, пешеход, кабина, кузов, колеса, фары, мотор, руль; дорога, остановка. Прил.: пассажирский, грузовой, водный, на-земный, подземный, воздушный, внимательный, дорожный. Глаголы: ехать, везти, лететь, плыть, садиться, уступать, пропускать, спускаться, подниматься, , управлять, уезжать,. Наречия: высоко, низко, глубоко, мелко, далеко, близко, быстро, медленно. | 1.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (Машина – машинка). 2.Различение и образование единственного и множественного числа существительных (Самолет – самолеты – много самолетов). 3.Согласование существительных с числительными (Два корабля, пять машин). 4.Изменение глагола по лицам и числам (Я еду, ты едешь, они едут, мы едем). 5.Различение значения префиксальных глаголов (Какая машина подъезжает, а какая – отъезжает). 6.Составление сложносочиненных предложений с союзом «а» (Я поеду на машине, а ты на поезде). | Звуки [ф], [ф']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов. Условное обозначение твердого согласного звука фишкой синего цвета и мягкого согласного звука фишкой зеленого цвета. Место звука в слове. Буква Ф. Соотнесение звука и буквы. Подбор слов к схемам скс, , зкс; Слоговой синтез и анализ двухсложных слов и трехсложных слов. Игры и игровые упражнения: «Кто больше» (придумать слова со звуком Ф), «Звуковая цепочка», «Прошагай слово». | «Самолет», «Теплоход» (См. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР) стр.302 |
Апрель. II неделя. | «День космонавтики.» | Развитие переключения и распределения внимания. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие концентрации и объёма произвольного внимания, способности к концентрации, переключению. Отгадывание загадок. «Что лишнее?» , «Сложи разрезанную картинку», «Найди одинаковые предметы». | Сформировать представление у детей о космосе и планетах. Закрепить знания о профессии космонавта. Развитие диалогической речи, умения самостоя-тельно и полно отвечать на вопросы. Сущ.: Солнце, Земля, телескоп, звездочет, астроном, облако, корабль, спутник, планета, ракета, Юрий Гагарин, космонавт, невесомость, космос, луноход, восход, закат, небо, звезда ,утро, вечер. Прил.: космический, межпланетный, звёздное, далекая, яркая, быстрый, смелый, храбрый, , мужественный, трудная , опасная, героический, отважный, необходимый. Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться, светить, восходит. заходит. | 1.Изменение сущ. по числам (ракета-ракеты). 2.Подбор и согласование местоимений с сущ. (Мой робот, моя ракета). 3.Употребление сущ. в единственном и множественном числе (планета-планеты). 4.Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ.(звезда-звездочка) 5.Образование глаголов движения с приставками (улетел,приле-тел,облетел) 6.Практическое употребление простых предлогов места (В, НА, ЗА, ПОД, НАД) и движения 7.Распространение предложения однородными определениями (В небе солнышко теплое, яркое, ласковое). | Твердые и мягкие согласные звуки. Последовательное выделение звуков в односложных словах (мак, лук) по готовой условно-графической схеме. Игры и игровые упражнения: «Звуко-едик», «Кто больше найдет букв по таблице и сложит из палочек?», «Кулак-ладонь.». | «Ракета» (См. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР) стр.329 |
Апрель. III неделя. | «Перелетные птицы» | Развитие зрительных представлений. Увеличение объёма слуховой памяти. Развитие познавательных способностей на основе упражнений в классификации и обобщении. «Четвёртый лишний», «Кто маленький, а кто большой», «У кого длиннее хвост, клюв», «Узнай птицу по описанию», «Чего не хватает», «Сложи птицу из частей», «К нам прилетели…», «Рассели по разным домикам(перелётные – зимующие птицы)». | Расширить представления о перелётных птицах, об условиях жизни птиц. Учить называть и различать птиц по внешним признакам. Дифференциация перелётных – зимующих птиц. Составление описательных загадок о перелётных птицах. Сущ.: ласточка, скворец, грач, аист, цапля, журавль, ноги, клюв крылья, перья, хвост, когти, глаза, скворечник, гнездо. Прил.: перелетные, дикие, хищные, голосистые, трудолюбивые, веселые, звонкие, заботливые, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушистый, долгий, трудный,. Глаголы: щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать, кормить, выводить, вить, клевать крякать, гоготать, прыгать, ловить, кружить, опускаться, взлетать, нырять, грести. | 1.Образование сущ. мн. числа (Аист –аисты). 2.Образование мн.ч. сущ(грач-грачи-много грачей). 3.Согласование сущ, с порядковыми числи-тельными (две ласточки, пять скворцов). 4. Подбор действий к предмету (Ласточка что делает? кружится). 5.Употребление гл. ед . и мн. числа (клюет – клюют). 6.Образование глаголов с разными приставками (Улетают, вылетают, перелетают). 7.Практическое упот-ребление предлогов на – с, под – из-под, за – из-за. 8.Распространение предложения определениями (Красивая маленькая ласточка ловит комаров). | Звуки [х], [х']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов. Место звука в слове. Буква Х. Соотнесение звука и буквы. Звуковой анализ слов: гуси, утки . Замена в схемах звукового состава слова фишек, обозначающих гласные звуки, буквами. Игры и игровые упражнения: «Испорченный телефон», «Закончи предложение (с опорой на картинки)», «Узнай букву на ощупь». | «Дрозд-дроздок» № 152 (См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.). |
Апрель. IV неделя. | «Домашние птицы и их птенцы.» | Совершенствование навыков зрительного восприятия различных свойств предметов. Развитие способности к концентрации внимания, скорости реакции. «Сложи птицу по образцу (из геометрических фигур), «На птичьем дворе», «Кто в пруду, кто у пруда», «Наседка и цыплята», «Назови кто спрятался»(контурное изображение), «Найди ошибки». | Сформировать представление о домашних птицах. Уточнить названия домашних птиц. месте обитания, приспособительных особенностях. Учить называть особенности внешнего вида . Упражнять в составлении описательных рассказов. Сущ.: петух, курица, цыплёнок, гусь, гусыня, гусёнок, утка, утёнок, лапки, хвост, клюв, гребешок, шея, крылья, перья, птенец, курятник, пруд; Прил.: мокрый, сухой, птичий; Глаголы: гоготать, крякать, кудахтать кукарекать, шипеть, клевать, плавать, нести(яйца), выводить (птенцов) . | 1.Согласование местоимений с существительными (Моя курица). 2.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (Петух-петушок.). 3.Образование однокоренных слов (утка - утки-уточки). 4.Образование и правильное употребление окончаний глаголов мн. числа от глаголов ед. числа (кукарекает – кукарекают). 5.Составление предло-жений с заданными сло-вами. | Дифференциация звуков Г-К. Слоговой анализ двух-сложных и трехсложных слов. Игры и игровые упражнения: «Лишнее слово», «Звуковые часы» , «Любопытный» (отвечать на вопрос только словами ,начинающимися на К или Г). | «У Матрешиной сестрицы.» № 123 (См. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.). |
Май. I неделя. | «Весенние работы на участке.»» | Развитие логического мышления – формирование понимания причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы. Развитие концентрации внимания. Увеличение объёма слуховой памяти. Совершенствовать полноту, точность восприятия. «Придумай весенние слова», «Весеннее пробуждение», «Почему промокли ботинки?», «Веселые ручейки», «Как встретим птичек». «Почини берёзовый листочек, который прогрызла гусеница»,» «Мы посадим…». | Расширить представления о весне, закрепить знания о весенних сельскохозяйственных работах . Уточнить названия весенних месяцев, характерные признаки поздней весны. Составление и пересказ рассказа по серии сюжет-ных картинок «Мы сажаем огород.» Сущ.: месяц, весна, март, апрель, май, почки, листочки, трава, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, грабли, носилки, мусор,погода. Прилаг.:ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая. Глаголы: наступила, ,просыпаться, пригревать, сеять, зеленеть, светить, греть, почернеть, таять, пробиваться, набухать, лопаться, расцветать, распускаться, мести, уносить. | 1.Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ.(лист-листочек). 2.Усвоение форм Р. п. ед. и мн. ч. «Что мы видели весной? (Весной мы видели много…)». 3.Изменение существительных по числам (клумба- клумбы ). 4.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида (Идет – пришла, тает – растаял). 5.Подбор и согласование прилагательных с существительными (Зеленая трава). 6.Подбор признаков к предметам, действий к предметам (распрост-ранение предложений). | Обобщающее занятие. Звуковой анализ слов изученных структур. Умение выделять звук из слова, называть выделенный звук, относить к гласным или согласным, обосновывать это на основе чувственно воспринимаемых признаков звуков. Условное обозначение гласных и согласных звуков. Буквы, обозначающие изученные звуки. Последовательное выделение звуков из слов типа кот, дом, замена в проанализированных словах фишек, обозначающих гласные звуки, буквами. «Чтение» (синтез) проанализированных слов. | «Клен» (См. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР) стр.318 |
Май. II неделя. | «День Победы.» | Развитие зрительной памяти, слухового внимания, наглядно-образного мышления с элементами словесно-логического. Развитие творческого воображения «Поздравление ветеранам», «Военная история», «Смелый поступок» (составление рассказа по серии картинок), «Как бы ты поступил?», «Салют Победы», «Сложи по памяти фигуру- военную технику». | Систематизировать и обобщить знания детей о празднике «Дне Победы». Сформировать представления о значении праздника, о личностных качествах воинов-освободителей. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра», дра-матизация разговора между медсестрой и бойцом. Сущ.: День Победы, война, Родина, солдат, защитник, раненый, госпиталь, память, памятник, фашист, мина граната, винтовка, танк, танкист, пехотинец, море, моряк, ракета, ракетчик, самолёт, лётчик, пулемёт, пулемётчик, граница, пограничник. Прил.: храбрый, смелый, бесстрашный, доблестный, отважный, фашистский. Глаголы: защищать, воевать, охранять, беречь, перевязывать, спасать, стрелять. | 1.Употребление в предложениях предлогов: за, над, под, перед. 2. Образование сущ. мн. числа(танк-танки-много танков). 3.Подобрать слова-определения (герой, ветеран какой?); 4.Употребление антони-мов. 5.Образование сущ., обозначающих воинов-защитников различных военных профессий. 6.Составление предложения с предлогом. | Обобщающее занятие. Термины: звук, слог, слово, предложение. Длинное-короткое слово. Слоговой анализ двух-сложных и трехсложных слов. Игры и игровые упражнения: «Какое слово задумано?» , «Скажи тихо — громко — шепотом», «Рыболовы» («поймай» букву, назови, придумай слово), «Запомни» . | Обвести по трафарету предмет и заштриховать его вертикальными линиями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: « волшебные цветы .» в соответствии с ФГОС.
Цель: Развить творческие способности детей посредством изобразительной деятельности.Задачи приоритетной образовательной области:«Художественно - эстетическое»:•Побуждать к созданию оригинального образ...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)
Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию, познакомит дошкольников с жизнью детей во время войны....
"Именины на лесной полянке\'\' план-конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР в соответствии с ФГОС ДО
Задачи:-закрепить состав числа 6 из двух меньших цифр (познание);-упражнять в прямом и обратном счёте в пределах второго десятка (познание);-закрепить знание геометрических фигур (познание);-развивать...
Рабочая образовательная программа старшей группы, возраст детей 5-6 лет
Рабочая образовательная программастаршей группы «Салгалдар», возраст детей -5-6 летМБДОУ Детский сад «Ромашка» с.Теве-Хая Дзун-Хемчикского района...
Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Комнатные растения - наши друзья» в соответствии с ФГОС)
Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат...
Рабочая программа для старшей группы на 2016 - 2017 г в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа...
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «9 Мая. День Победы» в соответствии с ФГОС
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «9 Мая. День Победы» в соответствии с ФГОС...