Варианты игровых упражнений к сюжетно-ролевой игре «Доктор»
методическая разработка по теме

Слизкина Анна Борисовна

Формирование у детей умения сюжетно-ролевого взаимодействия друг с другом и со взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uprazhneniya.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Варианты игровых упражнений к

сюжетно-ролевой игре «Доктор»

 Воспитатель:  «Я буду врачом. Приходите ко мне лечить своих кукол-дочек».    

Врач: Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.

Кира: Здравствуйте, дочка моя заболела.

Врач: Давайте послушаем вашу дочку. Дыши глубже! Хорошо. Теперь повернись спиной. Дыши.

Дети внимательно наблюдают за действиями врача, слушают, как он разговаривает с больными.

Врач: Ваша дочка простудилась, я выпишу ей лекарства. Она скоро поправится. До свидания.

Кира: До свидания.

     Все дети приходят на прием со своими любимыми игрушками и зверятами.

Также использовали и такие игровые упражнения: « Доктор».

Цель: формировать у детей умение сюжетно-ролевого взаимодействия друг с другом и со взрослым.

В группу заходит воспитатель в белом халате доктора, в шапочке на голове и медицинским чемоданчиком.

-  Здравствуйте, дети! Я доктор. Была я в других группах сада, лечила ребятишек, кукол, мишек, зайцев. Проверяла горлышко, перевязывала лапку, ставила градусник. А сейчас пришла очередь помочь вашим игрушкам. Покажите,  дети, где я могу открыть свою больницу?

- Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

( Выкладывает из чемоданчика мед. принадлежности)

Это шпатель - горлышко смотреть.

Это градусник -  температуру измерять.

Бинт для перевязки.

Кто у нас будет первым больным?

Если кто-то задержится, пусть позвонит мне по телефону.

- Егор, ты как будто больной, а я доктор, буду тебя лечить. Надо измерить температуру. Болит у тебя голова?

- Откройте рот. Какое у вас красное горло! Когда глотаете, больно?

- Посмотрим, что показывает градусник. Да, у вас высокая температура. Кашель вас беспокоит?

- Давайте я вас послушаю трубочкой - фонендоскопом. Дышите. Не дышите. Хрипы прослушиваются.  

-  Вам необходим постельный режим. Через 2 часа полощите горло и принимайте таблетки. Рецепт я вам выпишу сейчас. До свидания.

 

Игровое упражнение   «На приеме у врача»

Цель: Переводить детей к совместной ролевой игре  с партнёром-сверстником; учить обозначать принятую роль партнёру, понимать, какую роль взял на себя партнёр и разворачивать в соответствии с принятыми ролями игровые ролевые действия и ролевые диалоги.

 «ДОКТОР»  …………………………..   «БОЛЬНОЙ»

   ребёнок                                               воспитатель + ребёнок

 Воспитатель, выбрав момент, когда ребёнок играет с куклой, подходит к нему.

-Влада! Это твоя дочка?

-Ты знаешь, а у меня Мишутка заболел, жалуется, что у него горло болит. А твоя дочка здорова?

-Я хочу пойти с ним к доктору. Пойдём, он и твою дочку посмотрит.

Подходят к уголку «Доктор». Если там сидит ребёнок-доктор, воспитатель сразу обращается к нему, в противном случае он обращается к детям.

-Ребята! Вы не знаете, когда придёт доктор?

-Когда ребёнок-доктор (по желанию) займёт место врача, воспитатель обращается к нему.

-Очень хорошо, доктор, что вы пришли, а то у нас дети заболели. Мой Мишутка недавно ходил в гости к своему другу и съел там очень много мороженого. Вы не посмотрите его горлышко?

-Мишенька!  Открой пошире рот, скажи  «А-А-А».

-Ну, что, доктор,  воспалённое горло? Наверное, очень красное?

-Может, горло нужно помазать лекарством? А полоскать горло не нужно?

-Хорошо, я так и сделаю. Вы знаете, доктор, у меня дома разбился градусник. Вы не измерите  ему температуру?

-Сиди, Мишенька, спокойно, а то опять разобьёшь градусник. Вот так, хорошо. Наверное, уже можно вынуть?

-Ну что, высокая температура?

-Вы, наверное, ему укол от температуры будете делать?

-Не плачь, Мишенька, доктор сделает укол не больно. Вечером дома мне нужно будет дать ему таблетку от  температуры?

-Только дома у меня нет таких таблеток, мне их в аптеке купить?

-Вы знаете, доктор, он у меня ещё очень сильно кашляет, особенно ночью. Надо его, наверное, послушать трубочкой?

-Дыши, Мишутка, хорошо, что бы доктор мог тебя послушать. Ну что, хрипы в груди есть? Сильные?

-Как же  нам лечиться от кашля? Может,  микстуру попить?

-Дома у меня есть такая микстура. Нам её нужно дома пить?Сколько раз в день пить? Наверное, три раза в день после еды, да?

-А горчичники на ночь, как вы думаете, надо поставить?

-Вот спасибо вам, доктор. Я всё буду делать, как вы сказали. Надеюсь, теперь мой Мишка быстро поправится.

-Доктор! К вам ещё тут Влада пришла с дочкой. Ей можно проходить?

Влада  у тебя дочка заболела?

Если ребёнок испытывает затруднения в речевом диалоге помочь ему вопросами:

-А что у неё болит? Может, тоже горло болит?

-А она у тебя не кашляет?

-Ты ей температуру мерила? И т. п.

Ребёнку- доктору в случае необходимости надо помочь с выполнением ролевых игровых действиях репликами типа:

-Сейчас тебе доктор горло посмотрит.

-Сейчас тебе доктор температуру измерит.

-Сейчас тебя доктор трубочкой послушает. И  т. п.

-Ну вот, доктор нас посмотрел, полечил. Давай скажем ему спасибо.

-Пойдём в аптеку за лекарством. До свидания, доктор.

 «Кукла Катя заболела»

Задачи: учить двух детей брать на себя роли мамы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Учить детей действиям врача: осмотреть больного, измерить температуру, посмотреть горло, послушать трубочкой; пользоваться в игре атрибутами по назначению, сопровождать свои действия речью, вести простые диалоги. Воспитывать чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью.

Материал: медицинская сумка, в которой находятся градусник, трубочка, шпатели, таблетки; детский белый халат, колпачок; кукла с завязанным горлом в кроватке, два телефона.

Содержание игры

Кукла с завязанным горлом лежит в постели. Педагог спрашивает детей о том, что могло случиться с куклой? Почему она не встает с постели? Почему у нее завязано горло? Выслушивает ответы детей, дает комментарии по поводу них, затем уточняет, знают ли дети, что надо делать, когда кто-то заболел? Кто лечит детей и взрослых? Предлагает детям подумать и сказать, кого надо вызвать к больной кукле.

Педагог предлагает поиграть в поликлинику. Он распределяет роли, коротко инструктирует о том, кто что должен делать во время игры. На первом занятии дети действуют по словесному побуждению.

В процессе развития сюжета мама (ребенок) вызывает врача на дом, позвонив по телефону в поликлинику: «Здравствуйте, у меня заболела дочка. Можно вызвать врача?» Врач (ребенок) отвечает, что он придет к больной. Приходит врач с медицинской сумкой, в халате и колпаке. Взрослый помогает развернуть диалог мамы и врача о болезни куклы. Затем врач измеряет температуру, слушает, смотрит горло, дает рекомендации по лечению (пить таблетки, полоскать горло). Взрослый помогает врачу-ребенку вести диалог с куклой и мамой. Мама дает дочке таблетки, питье. Ласково разговаривает с дочкой. Педагог помогает ребенку вести беседу с куклой, выполнять игровые действия.

«Папа вызывает врача»

Педагогический замысел: учить детей брать на себя роли мамы, папы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Продолжать учить действиям врача: осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой: пользоваться в игре атрибутами по назначению; сопровождать речью свои действия, вести простые диалоги. Воспитывать у детей устойчивый интерес к игре, дружеские взаимоотношения. Учить относиться к кукле, как к дочке.

Материал: медицинская сумка с инструментами, дополнительно включаются: пипетка, бутылочка с каплями, горчичники; детский белый халат, колпачок; кукла с завязанным горлом в кроватке, два телефона, умывальник, мыло, полотенце (из кукольного уголка).

Содержание игры

Педагог предлагает поиграть «в доктора». Распределяются роли врача, мамы и папы, обговариваются действия участников.

Взрослый помогает детям начать игру, распределив роли «в семье»: папа вызывает доктора по телефону к больной дочке, а мама сидит около ребенка, гладит ее по головке, дает пить и т. п.

Приходит врач в белом халате со всеми атрибутами. Папа встречает врача при входе и предлагает ему помыть руки, проводит врача к дочке. Врач спрашивает дочку о том, что у нее болит, осматривает, ставит градусник, слушает, смотрит горло. По ходу игры педагог постоянно помогает детям выполнять действия и сопровождать их речью, обращаясь к детям согласно их роли, например: «Мама, спросите у доктора, как вам лечить дочку?» или: «Доктор, скажите маме и папе, какая температура у их дочки: высокая или нормальная» и т. п.

На следующем занятии роль больного может играть ребенок, таким образом, в игру включаются четверо детей и т. д. по мере развития сюжета. Желательно, чтобы все дети по очереди играли разные роли.

«Скорая помощь»

Педагогический замысел: закрепить умение детей брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли. Учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение и действия с ним.

Материал: машина «Скорая помощь» (игрушка, напольная машина с рулем), халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, кровать-кушетка для больного.

Содержание игры

В короткой вступительной беседе педагог рассказывает о том, что надо делать, если человек тяжело заболел или заболел ночью, как ему можно оказать помощь. Предлагает сюжет игры детям. Помогает распределить роли. Начиная игру, педагог рассказывает детям о том, что заболел папа, он не может встать с кровати, чтобы пойти к врачу.

Взрослый спрашивает у детей, что надо делать в таком случае? Дети, в соответствии с предложенным сюжетом, догадываются о том, что надо вызвать скорую помощь. Дочка или сын вызывают скорую помощь по телефону, дежурный в скорой помощи принимает вызов и сообщает врачу. Приезжает врач, звонит в дверь, мама открывает, приглашает пройти в квартиру, помыть руки, дает мыло, полотенце. Врач моет руки и проходит к больному. Взрослый помогает, в случае необходимости, вести диалог больного и врача, сопровождать действия речью. По ходу игры врач осматривает больного, ставит ему градусник, предлагает сделать укол. При выполнении этого действия педагог может оказать помощь (показ, пояснения действий). Если врач пытается сразу уйти, педагог обращает внимание на то, что желательно понаблюдать за больным, посидеть у его кровати, еще раз смерить температуру и т. д.

  Врач уезжает на машине.

 

«Кукла поправилась»

Педагогический замысел: познакомить детей с новым сюжетом, закрепить игровое действие врача: измерить температуру, осмотреть горло, выслушать трубочкой и т. п. Продолжать учить детей сопровождать речью свои действия, вести простые диалоги.

Материал: белый халат, шапочка, инструменты для врача.

Содержание игры

Короткая беседа о работе врача в поликлинике, распределение ролей.

По ходу игры мамы с дочками и сыночками (куклами) приходят на прием к врачу в поликлинику.

Врач по очереди принимает посетителей. Мама с куклой входит к врачу, здоровается. Врач задает вопросы о здоровье ребенка, смотрит горло, измеряет температуру, слушает и т. п. Все действия сопровождаются речью, педагог помогает организовывать диалоги, направляя действия и вопросы врача, например: «Доктор, вы посмотрите горло, оно не красное?..» После осмотра и рекомендаций прощаются. Входит следующая мама с ребенком и так далее (2— 3 ребенка).

Данный сюжет может проигрываться в течение нескольких игр, пока все дети не побывают в роли врача и родителей больных детей.

 

«Врач и медсестра»

Педагогический замысел: познакомить детей с ролью медсестры, ее обязанностями, трудовыми действиями: делает уколы, закапывает капли в глаза, уши, ставит горчичники, компрессы, смазывает ранки, забинтовывает. Закрепить цепочку игровых действий врача, мамы, пришедшей на прием с ребенком, врача и медсестры, в которых врач дает распоряжения медсестре. Продолжать учить пользоваться атрибутами, ввести заменители. Продолжать работать над активизацией словаря детей.

Материалы: медицинские инструменты, вата, бинт, палочки для смазывания ранок, йод.

Содержание игры

Для того, чтобы обучение новым игровым действиям шло в контексте игры, роль врача педагог берет на себя. Краткое вступление педагога, объяснение хода игры, распределение ролей.

Врач и медсестра сидят за столом в поликлинике. Рядом шкаф с медицинскими инструментами. Перед кабинетом на стульях сидят посетители. Входит больной. Врач задает ему вопросы, уточняет, что болит, обращается к медсестре с рекомендацией о том, что надо сделать, например: «Промойте, пожалуйста, рану, смажьте йодом и забинтуйте». Больной подходит к медсестре, она (он) выполняет назначение врача. Врач смотрит и помогает в случае необходимости. Затем врач приглашает больного прийти на следующий день на процедуры к медсестре. Больной благодарит и уходит. Врач зовет следующего (2-3 посетителя).

В процессе последующих игр включается регистратура. Пациенты сначала приходят в регистратуру, берут карточку, потом идут на прием к врачу и медсестре. Постепенно «кабинет» медсестры оборудуется отдельно от кабинета врача, дополнительно вводятся процедурные кабинеты и т. п. Таким образом, игра расширяется и углубляется по содержанию.

«Игрушки у врача»

   Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

   Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

  Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит о том, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

Варианты игровых упражненийдля развития «чувства времени»у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка. Тренажёр пендалин. Варианты игровых упражнений

Представлена методическая разработка, направленная на формирование двигательных навыков дошкольников.Упражнения, направленные на развитие внимания, координации, построение схемы тела,  можно испо...

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений...

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)3. Непре...

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

        Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость...

Конспект НОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая задача. Формировать способность определять промежутки времени по песочным часамИгровая задача. Детям предлагается нанизывать бусы в течение минуты. Каждый ребенок сам должен оп...

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

Варианты игровых упражнений для  развития  «чувства времени» у детей старшего  дошкольного возраста...