Развитие связной речи дошкольников
методическая разработка на тему

Развитие связной речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи дошкольников, через

 дидактическую игру и игровые приемы»

        Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

       В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны.

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект. Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая развивающая технология, направленная на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонематическую, лексическую, грамматическую, и в итоге обеспечивающая развитие связной монологической речи.

       По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнений, дидактической игры.

      Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и учения, переход от игры - забав через игры- задачи и учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий. В качестве основных средств обучения развития связной речи выделила для себя дидактическую игру и игровые приемы.  

         Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию («Какого цвета предмет?», «Собери в желтую сумочку предметы желтого цвета», «Чудесный мешочек» ). Формирование грамматического строя речи, словаря, звукопроизношения, развития связной речи  - по коммуникации и социализации  («Кто позвал?», «Куда что положить»,  «Помогите,  доктор!»,  «Какой?  Какая?  Какое?»).  Ознакомление с явлениями общественной жизни, с предметным окружением, природой позволило созданию дидактических игр на познание («Что в коробке?», «Добрая хозяюшка», «Покажем мишке уголок природы», «Найди такой же листок»).  

     Т.е. из всего выше сказанного следует, что дидактическая игра носит полифункциональный характер. В зависимости от цели её использования она может быть:

  1. средством (как деятельность);
  2. методом;
  3. формой обучения и воспитания детей .

    Ведущая роль в развитии речи принадлежит игре. Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания. У дошкольников формируется нравственные представления о бережном отношении к предметам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр воспитатель повышает эффективность физического развития дошкольников. Он создает у детей радостное настроение через игру. А положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, и, вместе с тем, условие воспитания жизнерадостного характера. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к человеку- труженику, вызывает интерес к труду взрослых, желание трудиться самим. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Если дети сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Таким образом, дидактическая игра   представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

        В процессе обучения планированию высказываний можно задать схему, называя начало предложения, подсказать последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей. »). Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

     В качестве наглядной опоры можно предложить  детям «Схему описания игрушек». Эти игры побуждают детей к активному речевому участию. С целью усложнения игры можно использовать  загадки-описания. Так, сначала учим детей отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. Здесь побуждала детей использовать схему самостоятельно.

Также включать  в работу и рассматривание сюжетных картин. Для рассказывания отобрать картины с упрощенным сюжетом и дать образец своего рассказа по картине. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики.

     В результате речь детей станет  грамматически правильной , расширится их словарный запас, дети легко пользуются  схемами - моделями, свободно пользуются структурой сюжетного повествования. Речь детей будет логична и последовательна. Дети станут  проявлять интерес к самостоятельному сочинению, отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета, пользоваться разнообразными средствами выразительности. Безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...