«Роль математических знаний в умственном развитии дошкольников»
статья на тему
Умственное развитие ребенка – важнейшая составная часть его общего психического развития. «Психическое развитие человека – это становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов» (В.В.Давыдов). А, следовательно, умственное развитие ребенка зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_mat.v_um.razv_.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль математических знаний в умственном развитии дошкольников»
«Ум – хорошо организованная система знаний,
способность видеть мир в действенности и многообразии».
К.Д.Ушинский
Умственное развитие ребенка – важнейшая составная часть его общего психического развития. «Психическое развитие человека – это становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов» (В.В.Давыдов). А, следовательно, умственное развитие ребенка зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную.
Ядром умственного развития является развитие умственных способностей ребенка, т.е. тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их применения для решения новых задач.
С понятием умственных способностей тесно связано понятие «математические способности» - это такие специфические особенности мыслительного процесса как нешаблонность, неординарность; умение варьировать способы решения познавательных проблем; легкость перехода от одного пути решения к другому; умение выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые пути решения проблемы; умение проникать в сущность каждого изучаемого факта; умение видеть их взаимосвязи с другими фактами; выявлять специфические особенности в изучаемом материале; способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская деталей. Т.е. математическое мышление характеризуется гибкостью, глубиной и целенаправленностью.
Т.обр., приведенный анализ категории «математическое мышление» показывает, что она обусловлена наличием специальных знаний; развитием сенсорных способностей; развитием интеллектуальных способностей.
Умственное развитие как процесс и уровень включает в себя три компонента:
1. Накопление системы знаний и умений.
В дошкольном возрасте дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величинах, форме, временных и пространственных отношениях.
Важнейшую роль в развитии математических представлений играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристике окружающего.
Одно из основных понятий математики – множество. Дети учатся устанавливать отношения между множествами (равенство, неравенство по количеству, независимость от пространственных характеристик, подчинение, пересечение, объединение, соподчинение и др.). На этой основе формируются понятия «число» и «натуральный ряд».
Дети знакомятся с рядом математических зависимостей: между количеством и числом; между количественным и порядковым значением числа; между компонентами измерительной деятельности; между компонентами арифметических действий; между количеством и величиной; между количеством углов и названием геометрических фигур и др.
Особое внимание уделяется овладению практическими действиями: приложение, наложение, построение упорядоченных рядов, измерение, счет, вычисление, графические построения, умение пользоваться измерительными приборами, моделирование и др. При этом сами действия изменяются: А) наложение – приложение – счет – вычисление; Б) счет с перекладыванием – счет с дотрагиванием – счет «глазами»; В) практическое сопоставление – сравнение «на глаз» - измерение условной меркой – измерение общепринятыми эталонами – установление зависимостей между единицами измерения – выполнение арифметических действий с именованными числами; Г) сенсорное обследование геометрических фигур – анализ свойств геометрических фигур – решение задач геом.характера – измерение периметра и площади.
2. Освоение логических операций мышления, которые включаются в процесс овладения математическим содержанием.
Л.С.Выготский: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».
Анализ и синтез – выделение элементов данного объекта, его признаков и свойств и соединение различных свойств в единое целое. В мыслительной деятельности человека они дополняют друг друга.
Способность к аналитико-синтетической деятельности предполагает не только умение выделять и соединять свойства, но и включать их в новые связи, видеть их новые функции. Например:
- Как по-разному назвать квадрат? Прямоугольник? Многоугольник?
- Что ты знаешь о числе «5»?
- Сколько треугольников в рисунке?
- Из каких геометрических фигур составлена картинка?
- Каким арифметическим действие решается задача (обратная)?
- Подбери схему к условию задачи: «У Миши 5 марок. 3 марки он отдал Пете. Сколько марок осталось у Миши?». Предлагается переделать условие в соответствии со схемой.
- Игра «Когда это бывает?», «Что в мешочке?»
Сравнение – выделение признаков сходств и отличий между предметами. Например:
- Чем похожи и чем отличаются?
- Что изменилось?
- Чего не хватает?
- Продолжи ряд.
- Что к чему подходит?
- Разложи по порядку.
- Что лишнее?
- Чем похожи, чем отличаются?
- Назови противоположное.
- Найди четвертое.
- Хорошо – плохо.
- И др..
Классификация есть операция разбиения множества на классы с соблюдением определенных условий (множества не являются пустыми, не пересекаются, объединением является универсальное множество) на основе сравнения:
- По каким признакам можно разложить пуговицы в коробки?
- Найди место фигуре (игры с обручами).
- Разложи, что к чему подходит.
В ходе этой работы дети должны научиться выполнять классификацию а) по предложенному основанию (разложи пуговицы по форме); б) самостоятельно выбирать основание (разложи пуговицы в коробочки так, чтобы в каждой коробочке лежали одинаковые); в) менять основание (как по-другому можно разложить пуговицы?).
- Отбор.
Обобщение есть умение выделять существенные признаки математических объектов и объединять их в один класс.
Существует два типа обобщения:
А) эмпирическое, при этом обобщение является результатом индуктивных умозаключений (от частного к общему)
Б) теоретическое, при этом обобщение является результатом дедуктивных умозаключений (от общего к частному)
Необходимыми условиями формирования правильных обобщений являются:
А) рассматривание большого количества объектов, где повторяется свойство, закономерность
Б) варьирование несущественных признаков при постоянстве существенных.
Например, дети учатся обобщать группы предметов по количеству, геометрические фигуры, части суток, величины (дина – ширина), принцип образования числа, частные случаи, из которых выводятся свойства арифметических действий.
- Назови одним словом.
Абстрагирование – процесс выделения одних признаков при отвлечении от всех других, несущественных в данных условиях. На основании абстрагирования складывается представление о понятии.
3. Усвоение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связности речи.
Словарь: количественные наречия, числительные, прилагательные, глаголы, обозначающие способы действий, наречия, предлоги, существительные, названия свойств арифметических действий и др.
Грамматический строй: согласование в роде, числе, падеже («двумями руками», «первый, второй… (о матрешках), «к пять матрешек прибавить три матрешки», «карандашов», «один, два, три – всего два конфеток»; «заливаем двухсот граммами…»).
Связная речь (доказательная речь).
?
- Одним из эффективных способов формирования логических операций мышления являются логические вопросы, задачи-шутки, логические задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр в умственном развитии дошкольника.
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и ...
Роль игры в умственном развитии дошкольника
Умственное развитие ребенка- важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к обучению в школе, ко всей будущей жизни....
"Роль игры в умственном развитии дошкольника."
Опубликовано 21.01.2014 - 12:11 - Кузьменко Елена СергеевнаВведение...
"Роль игры в умственном развитии дошкольника."
Опубликовано 21.01.2014 - 12:11 - Кузьменко Елена СергеевнаВведение...
Консультация для родителей на тему «Игра как средство умственного развития дошкольника и роль сюжетно-ролевой игры в этом возрасте»
информация для родителей...
Консультация для педагогов: Роль знаний об окружающей действительности в умственном развитии дошкольников
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возрастаУмственное развитие ребенка-дошкольника не сводится к развитию познавательных процессов – восприятия, представл...
Роль систематизированных, системных и экологических знаний в умственном развитии детей и в формировании их отношения к окружающему.
Роль систематизированных, системных и экологических знаний в умственном развитии детей и в формировании их отношения к окружающему....