Роль систематизированных, системных и экологических знаний в умственном развитии детей и в формировании их отношения к окружающему.
статья (старшая группа)
Роль систематизированных, системных и экологических знаний в умственном развитии детей и в формировании их отношения к окружающему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 14.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль систематизированных, системных и экологических знаний в умственном развитии детей и в формировании их отношения к окружающему.
Во-первых, в процессе усвоения систематизированных знаний дошкольники интенсивно овладевают умениями произвольно актуализировать свои прежние знания и использовать их для более глубокого понимания вновь формируемых. Успешность обучения в значительной мере зависит от глубины и ширины взаимодействия усвоенных знаний с вновь формируемыми. Особая роль при этом принадлежит воспитателю, который обучает дошкольников способам актуализации знаний. Сложность обучения заключается в том, что требуется избирательная активизация усвоенных знаний, и не просто в том виде, как они были предложены ребенку, а в новом аспекте, который соответствовал особенностям нового учебного материала. В результате обучения у детей формировалось умение использовать в процессе усвоения новых знаний достаточно крупные по объему и приобретенные в течение длительного времени знания. Возможности произвольной актуализации детьми системных знаний оказались значительно шире, чем знаний отрывочных, фрагментарных.
Таким образом, в процессе усвоения систематизированных знаний у детей старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие способностей произвольной актуализации и оперирования в мысленном плане все более сложными по структуре знаниями.
Во-вторых, систематизированные знания значительно расширяли возможности познавательной деятельности детей и позволяли последовательно подвести их к пониманию наиболее сложных отношений окружающей действительности. Иначе говоря, такие знания выступают как основа сложных форм мыслительной деятельности дошкольников.
В-третьих, в процессе усвоения систематизированных знаний происходит формирование общей стратегии познавательной действительности. Она развертывается по определенной логической схеме: от выделения отдельного предмета к установлению его связей с другими предметами, в системе которых он существует. Затем осуществляется анализ свойств этого предмета в системе его функциональных связей с другими предметами. В этом процессе знания выступают как средства организации и регуляции данной деятельности, что поднимало ее на более высокий уровень.
Исследования ученых свидетельствуют о том, что до формирования у детей системных знаний протекание их познавательной деятельности носило импульсивный характер, отсутствовала логика познавательных процессов. Дело существенно изменилось в ходе формирования системы знаний, - она выступала как основа логической организации познавательной деятельности и установка скрытых, внутренних связей и отношений. На определенном этапе формирования у дошкольников системы знаний она начинает выступать как средство анализа окружающей действительности. От качественного и количественного состава знаний и умений зависит осмысление нового материала, глубина его понимания.
Особенно важным в формировании системы знаний, по мнению Николаевой С.Н., является то, что все отдельные звенья системы выстроены в соответствии с характером и логикой стихийно сформированных знаний дошкольников (т.е. они были по Л.С. Выготскому «программой самого ребенка») и отвечали требованиям научной логики: каждое последующее звено системы вытекает из предыдущего и развивает его.
Таким образом, психолого-педагогической основой формирования системных знаний о природе являются принципы отбора и систематизации знаний, выявленные и доказанные отечественными педагогами и психологами, а также общую стратегию познавательной деятельности старших дошкольников, выявленную и сформулированную Поддъяковым Н.Н., включающую в себя умственную операцию систематизации и классификации.
Экологические знания раскрывают зависимости, существующие в природе, и этим способствуют формировании осознанного отношения к природным объектам, и только на основе знаний можно убедить детей в необходимости заботливого отношения к богатствам природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Роль фольклора в формировании высоконравственного отношения к окружающему миру у детей третьего года жизни"
Статья на Бакушенские пед. чтения "Роль фольклора в формировании высоконравственного отношения к окружающему миру"...
«Роль математических знаний в умственном развитии дошкольников»
Умственное развитие ребенка – важнейшая составная часть его общего психического развития. «Психическое развитие человека – это становление его деятельности, сознания ...
Влияние логико-математических игр экологической направленности на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Консультация для родителей и воспитателей "Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности".
Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.Задачи:·...
Умственное развитие детей седьмого года жизни в процессе формирования экономических знаний.
В связи с новыми социально-экономическими условиями экономическое образование детей дошкольного возраста не лишено здравого смысла. Экономическое воспитание длительное время не было предметом специаль...
Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности.
Выступление на районной стажировочной площадке "Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности"....
17.03.2021 Роль духовно- нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности средствами музыки
Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ ЦРР № 87 - Туркиной М.Г. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музык...