РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет художественное слово.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samsonova_i.v.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Самсонова И.В., воспитатель

МБДОУ детский сад № 45 «Радуга»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет художественное слово.

Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову и определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть. Речь появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка – это немаловажно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования. Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед взрослым стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Читающий должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям Известная пословица гласит: «Иная книга ума прибавит, а иная и последний отшибёт».

Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Художественная литература воздействует на чувства и мышление ребенка, способствует развитию децентрации и эмоциональной эмпатии, развивает его восприимчивость и гуманное отношение к социальной действительности.

Художественная литература позволяет ребенку осознать мир человеческих взаимоотношений, способствует развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольника становлению личностного отношения к социальной действительности, оказывает большое влияние на развитие самосознания ребенка и улучшения его положительного самоощущения.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Итак, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Список литературы:

#1043;алигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020г.

2. Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы ДОУ: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019г.

#1058;урченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. — М.: Флинта, 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в театрализованной деятельности дошкольников.

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного язы...

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы,...

Консультация для воспитателей "Роль художественной литературы в эмоциональном развитии дошкольников"

Консультация для воспитателей"Роль художественной литературы в эмоциональном развитии дошкольников"Воспитатель:Мохова Г.В.Проведено:20.10.2022г....

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников»

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников»...