Консультация "Сотрудничество воспитателя с родителями в период адаптации детей к детскому саду".
консультация на тему
Период адаптациии сложный этап в жизни не только детей раннего возраста, но и их родителей. Как сделать так, чтобы адаптация прошла успешно, дети чувствовали себя комфортно в новой обстановке, о родители не переживали за своих деток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1opisanie_opyta.docx | 802.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация.
Тема: «Сотрудничество воспитателя с родителями в период адаптации
детей к детскому саду».
« Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский.
Можете себе представить, какие первые впечатления ребёнка, попавшего в детский сад? Его окружают незнакомые взрослые – воспитатели, няня, медсестра, психолог, дети, и не просто окружают, а ещё и что – то спрашивают , о чём – то разговаривают, что – то требуют. Ребёнку трудно освоиться в этой ситуации сразу; со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, режимом и правилами поведения в детском саду. Кто–то с первых дней почувствует себя « как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведёт к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с воспитателем и детьми. Поэтому одной из важных задач адаптационного периода – помочь каждому ребёнку, как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймёт, что люди, окружающие его – добры к нему.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателем и детьми; знакомство с группой (игровая, спальня и т.д.), знакомство с детским садом; знакомство с педагогами и персоналом детского сада; знакомство и дружба с детьми из других групп.
Поэтому, основным видом деятельности в адаптационный период являются разнообразные игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем. Например, игра «Давайте познакомимся», « Раздувайся пузырь», «Чей голосок», «Лови – лови», «Расскажи стихи руками», «Зайка», « Мишка», «Зарядка» и т. д. Игры, направленные на освоение окружающей среды ребёнком - « Найди игрушку», « Чьи вещи?», « Как пройти?».
Период адаптации – тяжёлое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Первым этапом подготовки малышей в детский сад я начинаю со сбора информации о воспитанниках, их семьях. Для этого приглашаю родителей в детский сад, беседую с ними, собираю общие сведения о ребёнке ( Ф.И.О ребёнка, дата его рождения) и дополнительные сведения: как малыша ласково называют в семье, какая у него любимая игрушка, во что он любит играть и т. д. А также собираю сведения о родителях ( Ф.И.О, возраст, образование, увлечения, интересы). Записываю есть ли другие члены семьи, проживающие с ребёнком ( бабушка, дедушка, братья, сёстры).Также оговариваю жилищно - бытовые условия( наличие своей комнаты или уголка в общей комнате, своей кроватки).Далее я предлагаю анкету, которая направлена на изучение потребностей родителей, дети которых скоро станут воспитанниками детского сада. Цель анкеты – понять интересы и потребности родителей в вопросах сотрудничества с детским садом. Ответы позволяют мне построить мою работу так, чтобы она максимально соответствовала ожиданиям родителей. Кроме того, готовлю памятку для родителей «Подготовка ребёнка к посещению детского сада». Это своего рода рекомендации для того, чтобы малыш, вступая в новую жизнь, был увереннее, общительнее, радостнее. Проанализировав полученные данные, я составляю перспективный план работы с родителями на период адаптации. А также приглашаю родителей на заседание клуба « Мама 21 века», где они могут ознакомиться с интересующими их вопросами по организации жизни малышей в детском саду, режимом дня и питанием, с образовательной программой, с воспитанием культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода.
Сентябрь.
1.Анкета «Познай себя как родителя».
2.Консультация « Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения».
3.Беседа « Значение режима дня для воспитания».
4.Тест «Я и мой ребёнок».
Октябрь.
1.Консультация «Профилактика простудных заболеваний».
2.Беседа «Гигиенические требования к одежде малыша».
3.Выставка художественной и развивающей литературы для детей раннего возраста».
4.Анкета «Проявление творческих способностей у детей».
Ноябрь.
1.Консультация «Закаливание в семье».
2.Семинар- практикум «Пальчиковая гимнастика».
3.Анкета «Оценка взаимодействия воспитателя группы с семьёй».
Группа адаптации комплектуется за два месяца до поступления детей в детский сад. Уникальность опыта состоит в том, что в течение сентября ребёнок с мамой находится в группе адаптации, а с октября переходит на регулярное пребывание в детский сад. Работа в группах адаптации, в первую очередь, направлена на укрепление здоровья ребёнка и создание комфортных условий для родителей и малышей. С начало я отсылаю каждому моему будущему воспитаннику именное приглашение в детский сад , где в стихотворной форме рассказываю о том , как живётся детям в саду, что они там делают и чем интересным занимаются. Родителям рассказываю и показываю ,как проводить пальчиковую гимнастику, подвижные игры и.т.д. На начальном этапе работы в группе адаптации я только даю советы родителям, указания, а мамы действуют в соответствии с этими указаниями. Впервые дни использую музыку и музыкальные игры, как фактор улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие малыша, а медицинская сестра учит мамочек делать своим деткам расслабляющий массаж, рассказывает о адаптогенах, которые способствуют тому, чтобы период адаптации перенести легче. Вместе с психологом и медсестрой, я ежедневно веду контроль за состоянием здоровья каждого малыша, за эмоциональным состоянием, аппетитом, сном. С этой целью заполняется « адаптационный лист» на каждого ребёнка. Для успешной адаптации к условиям ДОУ необходимо сформировать положительную установку на детский сад. Поэтому в первый день родителей и малышей знакомлю с группой, показываю игрушки, спальню с детскими кроватками на которых сидят игрушки принесённые родителями заранее, провожу игры, читаю потешки, использую пальчиковый театр и куклы Бибабо. Старшие дети помогают малышам в разных жизненных ситуациях, вместе играют, гуляют, приходят к друг другу на праздники, дарят поделки изготовленные своими руками. Адаптационный период заканчивается балом, на котором малышей принимают в полноправные члены большой страны - детского сада.
2. Наиболее значимые авторские проекты, программы.
Маленькая родина всё равно большая,
ведь она единственная.
Ж.Ренар
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
С ранних лет, в детском саду , формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко- культурными, национальными, природными особенностями Адыгеи. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности ребёнка, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о обществе, культуре, человеке. Очень важно привить детям любовь и привязанность к природным ценностям родного края, т.к. на этой основе воспитывается патриотизм.
При ознакомлении детей с родным краем, с культурным обликом города, станицы, его достопримечательностями, историческим прошлым важно учитывать , что рассмотрение любого социального явления не возможно без культурных ценностей. Поэтому сегодня воспитателю важно творчески подойти к проблеме развития социокультурной компетентности детей. Следует уделять внимание истории Адыгеи, подчёркивать связь прошлого с настоящим и будущим, комплексному изучению природы, населения, экономики. Таким образом , через систему знаний о природе, обществе, культуре, в которой человек является фигурой центральной, формируются знания об окружающем мире и о нём самом.
В основу технологии ознакомления детей с родным краем взяты такие принципы: -энциклопедичность, уникальность места проживания, комплексность, единство методов и содержания.
Методы, повышающие познавательную активность:
- экспериментирование и опыты;
- элементы новизны;
- сравнение.
Методы, стимулирующие эмоциональную активность:
- придумывание сказок;
-игровые, воображаемые ситуации;
- игры – драматизации;
- сюрпризные моменты;
- элементы новизны;
- шутки и юмор.
В ДОУ по ознакомлению с родным краем работает музей « Адыгейский хачещ», в группе уголок « Малая родина», подобран материал о Адыгеи, альбомы, фотографии, художественная и детская литература адыгских писателей и поэтов. Детей знакомлю с названиями населённых пунктов Майкопского района. Подобран материал о заповедных местах Адыгеи, представлена карта республики с гербом и флагом Адыгеи и России. Учитывая возрастные особенности детей, материал отбирается для каждой возрастной группы. В младшей и средней группе рассматриваются темы: «Моя семья», « Улицы станицы», «Наш детский сад». В старшей группе тематика расширяется «Азишская пещера», « Достопримечательности Майкопа». Свои впечатления о родной станице, республике дети отражают в рисунках, в совместных с родителями выставках. Работа по патриотическому воспитанию может быть эффективной только при условии привлечения к ней родителей. В группе проводятся совместные праздники « День победы», концерты для ветеранов войны и труда проживающих в доме – интернате для престарелых , викторины, экскурсии. Всё это создаёт мощную мотивацию познания, дети очень эмоциональны, поэтому сложный материал усваивается легко и непринуждённо. Элемент соревнования всегда присутствует на развлечениях, праздниках и способствует стимулированию познавательной активности детей, вызывает огромный интерес и желание узнать как можно больше. Таким образом работа воспитателя выступает социокультурной средой, создающей условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к свой малой Родине.
Тематическое планирование занятий по знакомству с родным краем.
группа | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Младшая | Моя улица | Мой детский сад | Моя станица Абадзехская | Транспорт на улицах города | Мой дом | Мой папа. Флаг Адыгеи. | Адыгейские народные игры | Природа на участке ДОУ | Мой домашний адрес |
средняя | Моя станица | Природные и культурные объекты станицы Абадзехской | Сравнение города и станицы | Архитектура города Майкопа | Сравнение транспорта в городе и станицы | Воинская слава Адыгеи | Городская и сельская природа | Народные игры | Достопримечательности станицы |
старшая | Город Майкоп | История Майкопа | Памятные места нашей республики | Промышленность Майкопа | Архитектура Майкопа и села | Наше Отечество и его защитники | Музеи | Места отдыха. Лаго - Наки | Кавказский биосферный заповедник |
подготовительная | Майкопский район | Происхождение герба Адыгеи | Знаменитые люди Адыгеи | Музеи и заповедники | Животный мир Адыгеи | Река Белая и Фьюнт | Легенды Адыгеи. Руфабго | Народные игры | Памятники ВОВ |
3. Аналитические материалы – диагностики изучения детского коллектива.
Воспитатель в своей работе использует различные диагностики, методики, игры, занятия направленные на изучение детского коллектива, коррекцию детского поведения. Диагностика позволяет понять, в верном ли направлении работает воспитатель. Моя цель – получить информацию о реальном состоянии ребёнка, как диагностируемого объекта, а во вторую очередь качественно новые результаты. Во время обследования поддерживаю доброжелательную, доверительную атмосферу. Не высказываю своего недовольства, если дети неправильно действуют, не указываю на ошибки. Часто хвалю и говорю слова: « Молодцы!», « Очень хорошо!».Результаты заношу в таблицу, так как они являются отправными точками индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка
С поступлением в детский сад в жизни ребёнка происходят большие перемены, которые не всегда бывают радостными. Как облегчить привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее – это развеселить детей с помощью игр, сближающих друг с другом и воспитателем. Так как у детей отсутствует опыт игрового общения и они воспринимают другого ребёнка не как партнёра, а как претендента на игрушку, с первых дней я использую совместные игры, которые обогатят ребёнка впечатлениями и дают им новый социальный опыт. Самыми простыми являются хороводы «Карусель», « Раздувайся, пузырь!», игры « Ловишки», « Солнышко и дождик». Игры «По дорожке Валя шла», «Зайка» - готовят детей к самостоятельности и дружеским контактам.
Посещая детский сад , дети ведут себя по – разному, одни быстро осваиваются в новой обстановке, другие растеряны, испуганы, кричат. Такие отклонения в поведении говорят о неразвитой нравственно – волевой сфере личности. Моей задачей является преодоление этих негативных проявлений. Провожу игры, направленные на развитие качеств личности: способность не пугаться трудностей, уметь собрать все свои силы для достижения цели, умение соблюдать очерёдность, не мешать другим. Игры «Лохматый пёс», « Догонялки» учат детей преодолевать робость, страх перед новым, нерешительность. Игры «Пустое место», «Кто быстрее?» требуют от ребёнка мобилизации своих сил. В играх «Салочки- выручалочки», «Ай, гугу» дети учатся помогать друг другу.
На занятиях «Мыльные пузыри», « Секрет волшебных слов» формируются навыки культурного поведения, дети учатся видеть недостатки в своём поведении и исправлять их, а также занятия способствуют снятию эмоционального напряжения и агрессии, снижению излишней импульсивности. Дети учатся устанавливать контакт друг с другом. После проведения занятий я делаю самоанализ и отмечаю мои ошибки и результаты, чего добивалась и что получилось. Это позволяет в дальнейшем построить мою работу лучше. К концу года все дети умеют действовать по указаниям воспитателя, не пугаются трудностей, делятся игрушками и легко идут на контакт со взрослым.
В старших группах провожу тест «Страхи в домиках», который предназначен для диагностирования страхов. При благоприятных обстоятельствах страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают невротические проблемы. Детям предлагается после выполнения задания закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбрасывают. Из 12 протестированных детей уровень страхов высокий – у 5 человек, у остальных в норме. Далее я провожу тест на тревожность, который позволяет мне выявить ситуативную тревогу детей. Ребёнку предлагаются поочерёдно 14 картинок без дополнительных рисунков, задание – нарисовать лицо грустное или весёлое. На основании данных вычисляю индекс тревожности. Из 17 тестируюмых детей – 8 человек с высоким уровнем тревожности, 9 человек со средним и 0 человек с низким .Результаты заносятся в таблицу, которая позволяет ежегодно производить сравнительный анализ развития ребёнка, а также на основании диагностического материала составляются коррекционные занятия, которые проводятся совместно с психологом в течении года.
4.Список публикаций и печатных работ.
год | Список работ |
2009 | Методический журнал «Диалог».Сообщение на тему « Сотрудничество воспитателя с родителями в период адаптации детей к детскому саду». |
Сборник «Язык – душа народа».Конспект занятия. | |
2010 | Методическое объединение воспитателей Майкопского района. Открытое занятие « Чудесная мука». |
Консультация для воспитателей «Развитие творчества у детей с помощью кружковой работы» | |
Открытые занятия для воспитателей ДОУ « Моя станица Абадзехская», « Развитие одуванчика», « Мыльные пузыри». | |
2011 | Выступление на педсовете «Коррекция детских страхов у детей». Консультация для воспитателей ДОУ « Как играть с гиперактивными детьми». Открытые занятия для педагогов ДОУ « Во саду ли, в огороде», « Кто живёт в лесу?», « Путешествие по родному краю». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду
Поступление в детский сад – процесс сложный и для самого малыша, и для его родителей. Адаптация проходит крайне болезненно для ребенка, поэтому важно организовать этот период с всесторонне...
Информация для родителей в период адаптации детей к детскому саду.
Здесь представлен материал для размещения в родительском уголке группы раннего возраста, посвященный вопросам адаптации детей и их родителей к детскому саду....
Взаимодействие воспитателя со специалистами в период адаптации детей к детскому саду
Поступление ребёнка в детский сад – процесс сложный и для самого малыша и для его родителей. Общая задача педагогов ДОУ— помочь ребёнку адаптироваться в детском саду как можно быстрее....
Рекомендации воспитателям и родителям в период адаптации ребёнка к детскому саду.
Рекомендации воспитателям и родителям в период адаптации ребёнка к детскому саду....
Помощь родителям в период адаптации детей в детском саду
Помощь родителям в период адаптации детей в детском саду....
"работа с родителями в период адаптации детей к детскому саду"
Работа с родителями в период адаптации детей к детскому саду....
Формы взаимодействия педагога с родителями в период адаптации детей к детскому саду
Как организовать взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду...