Консультация "Сотрудничество воспитателя с родителями в период адаптации детей к детскому саду".
консультация на тему

Образцова Ирина Анатольевна

Период адаптациии сложный этап в жизни не только детей раннего возраста, но и их родителей. Как сделать так, чтобы адаптация прошла успешно, дети чувствовали себя комфортно в новой обстановке, о родители не переживали за своих деток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1opisanie_opyta.docx802.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Консультация.

Тема: «Сотрудничество  воспитателя с родителями в период адаптации

                                      детей к детскому саду».

« Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,  а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от  того,  кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от  этого в решающей степени зависит, каким человеком  станет  сегодняшний  малыш».

                                                                      В.А.Сухомлинский.

Можете себе представить, какие первые впечатления ребёнка, попавшего в детский сад? Его  окружают  незнакомые взрослые – воспитатели, няня,  медсестра, психолог, дети, и не просто окружают, а ещё и что – то спрашивают , о чём – то разговаривают, что – то требуют. Ребёнку трудно освоиться в этой ситуации сразу; со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, режимом и правилами поведения в детском саду. Кто–то с первых дней почувствует себя « как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведёт к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с воспитателем и детьми. Поэтому одной из важных задач адаптационного периода – помочь каждому ребёнку, как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймёт, что люди, окружающие его – добры к нему.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателем и детьми; знакомство с группой (игровая, спальня и т.д.), знакомство с детским садом; знакомство с педагогами и персоналом детского сада; знакомство и дружба с детьми из других групп.

Поэтому, основным видом деятельности  в адаптационный период являются разнообразные игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем. Например,  игра «Давайте познакомимся», « Раздувайся пузырь», «Чей голосок», «Лови – лови», «Расскажи стихи руками», «Зайка», « Мишка», «Зарядка» и т. д. Игры, направленные на освоение окружающей среды ребёнком  - « Найди игрушку», « Чьи вещи?», « Как пройти?».

Период адаптации – тяжёлое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Первым этапом подготовки малышей в детский сад я начинаю со сбора информации о воспитанниках, их семьях.  Для этого приглашаю родителей в детский сад, беседую с ними, собираю общие сведения о ребёнке ( Ф.И.О ребёнка, дата его рождения) и дополнительные сведения: как малыша ласково называют в семье, какая у него любимая игрушка, во что он любит играть и т. д. А также собираю сведения о родителях ( Ф.И.О, возраст, образование, увлечения, интересы). Записываю есть ли другие члены семьи, проживающие с ребёнком ( бабушка, дедушка, братья, сёстры).Также оговариваю жилищно - бытовые условия( наличие своей комнаты или уголка в общей комнате, своей кроватки).Далее я предлагаю анкету, которая направлена на изучение потребностей родителей, дети которых скоро станут воспитанниками детского сада. Цель анкеты – понять интересы и потребности родителей в вопросах сотрудничества с детским садом. Ответы позволяют мне построить мою работу так, чтобы она максимально соответствовала ожиданиям родителей. Кроме того, готовлю памятку для родителей «Подготовка ребёнка к посещению детского сада». Это своего рода рекомендации для того, чтобы малыш, вступая в новую жизнь, был увереннее, общительнее, радостнее. Проанализировав полученные данные, я составляю перспективный план работы с родителями на период адаптации. А также  приглашаю родителей на заседание  клуба « Мама 21 века», где они могут ознакомиться с интересующими их вопросами по организации жизни малышей в детском саду, режимом дня и питанием, с образовательной программой, с воспитанием культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода.

                             Сентябрь.

1.Анкета «Познай себя как родителя».

2.Консультация « Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения».

3.Беседа « Значение режима дня для воспитания».

4.Тест «Я и мой ребёнок».

                   Октябрь.

1.Консультация «Профилактика простудных заболеваний».

2.Беседа «Гигиенические требования к одежде малыша».

3.Выставка художественной  и развивающей литературы для детей раннего возраста».

4.Анкета «Проявление творческих способностей у детей».

                  Ноябрь.

1.Консультация «Закаливание в семье».

2.Семинар- практикум «Пальчиковая гимнастика».

3.Анкета «Оценка взаимодействия воспитателя группы с семьёй».

Группа адаптации комплектуется за два месяца до поступления детей в детский сад. Уникальность  опыта состоит в том, что в течение сентября ребёнок с мамой находится в группе адаптации, а с октября переходит на регулярное пребывание в детский сад. Работа в группах адаптации, в первую очередь, направлена на укрепление здоровья ребёнка и создание комфортных условий для родителей и малышей. С начало  я отсылаю каждому моему будущему воспитаннику именное  приглашение в детский сад  , где  в стихотворной форме рассказываю о том , как живётся детям в саду, что они там делают и чем интересным занимаются. Родителям  рассказываю и показываю ,как проводить пальчиковую гимнастику, подвижные игры и.т.д. На начальном этапе работы в группе адаптации я только даю советы родителям, указания, а мамы действуют в соответствии с этими указаниями. Впервые дни использую музыку и музыкальные игры, как фактор улучшающий  эмоциональное  состояние и самочувствие малыша, а медицинская сестра учит мамочек делать своим деткам расслабляющий массаж, рассказывает о адаптогенах, которые способствуют тому, чтобы период адаптации перенести легче. Вместе с психологом и медсестрой, я ежедневно веду контроль за состоянием здоровья каждого малыша, за эмоциональным состоянием, аппетитом, сном. С этой целью заполняется « адаптационный лист» на каждого ребёнка. Для успешной адаптации к условиям ДОУ необходимо сформировать положительную установку на детский сад. Поэтому в первый день родителей и малышей знакомлю с группой, показываю игрушки, спальню с детскими кроватками на которых сидят игрушки принесённые родителями заранее, провожу игры, читаю потешки, использую пальчиковый театр и куклы Бибабо. Старшие дети помогают малышам в разных жизненных ситуациях, вместе играют, гуляют, приходят к друг другу на праздники, дарят  поделки  изготовленные своими руками. Адаптационный период заканчивается балом, на котором малышей принимают в полноправные члены большой страны - детского сада.

 

                      2. Наиболее значимые авторские проекты, программы.

                                    Маленькая родина всё равно большая,

                                    ведь она единственная.                  

                                                                                                  Ж.Ренар

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!

С ранних лет, в детском саду , формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко- культурными, национальными, природными особенностями Адыгеи. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности ребёнка, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о обществе, культуре, человеке. Очень важно привить детям любовь  и привязанность к природным ценностям родного края, т.к. на этой основе воспитывается патриотизм.

При ознакомлении детей с родным краем, с культурным обликом города, станицы, его достопримечательностями, историческим прошлым важно учитывать , что рассмотрение любого социального явления не возможно без культурных ценностей. Поэтому сегодня воспитателю важно творчески подойти  к проблеме развития социокультурной  компетентности детей. Следует уделять внимание истории Адыгеи, подчёркивать связь прошлого с настоящим и будущим, комплексному изучению природы, населения, экономики. Таким образом , через систему знаний о природе, обществе, культуре, в которой человек является фигурой центральной, формируются знания об окружающем мире и о нём самом.

В основу технологии ознакомления детей с родным краем взяты  такие принципы: -энциклопедичность, уникальность места проживания, комплексность, единство методов и содержания.

Методы, повышающие познавательную активность:

                      - экспериментирование и опыты;

                      - элементы новизны;

                      - сравнение.

Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

                      - придумывание сказок;

                       -игровые, воображаемые ситуации;

                      - игры – драматизации;

                      - сюрпризные моменты;

                      - элементы новизны;

                      - шутки и юмор.

В ДОУ по ознакомлению с родным краем работает музей « Адыгейский хачещ», в группе  уголок « Малая родина», подобран материал о Адыгеи, альбомы, фотографии, художественная и детская литература адыгских писателей и поэтов. Детей знакомлю с названиями населённых пунктов Майкопского  района. Подобран материал о заповедных местах Адыгеи, представлена карта республики с гербом и флагом Адыгеи и России. Учитывая возрастные особенности детей, материал отбирается для каждой возрастной группы. В младшей и средней группе рассматриваются темы: «Моя семья», « Улицы станицы», «Наш детский сад». В старшей группе тематика расширяется «Азишская пещера», « Достопримечательности Майкопа». Свои впечатления о родной станице, республике дети отражают в рисунках, в совместных с родителями выставках. Работа по патриотическому воспитанию может быть эффективной только при условии привлечения к ней родителей. В группе проводятся совместные праздники « День победы», концерты для ветеранов войны и труда  проживающих в доме – интернате для престарелых ,  викторины, экскурсии. Всё это создаёт мощную мотивацию познания, дети очень эмоциональны, поэтому сложный материал усваивается легко и непринуждённо. Элемент соревнования всегда присутствует на развлечениях, праздниках и способствует стимулированию познавательной активности детей, вызывает огромный интерес и желание узнать как можно больше. Таким образом работа воспитателя выступает социокультурной средой, создающей условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к свой малой Родине. 

Тематическое планирование занятий по знакомству с родным краем.

группа

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Младшая

Моя улица

Мой детский сад

Моя станица Абадзехская

Транспорт на улицах города

Мой дом

Мой папа. Флаг Адыгеи.

Адыгейские народные игры

Природа на участке ДОУ

Мой домашний адрес

средняя

Моя станица

Природные и культурные объекты станицы Абадзехской

Сравнение города  и станицы

Архитектура города Майкопа

Сравнение транспорта в городе и станицы

Воинская слава Адыгеи

Городская и сельская природа

Народные игры

Достопримечательности станицы

старшая

Город Майкоп

История Майкопа

Памятные места нашей республики

Промышленность Майкопа

Архитектура Майкопа и села

Наше Отечество и его защитники

Музеи

Места отдыха. Лаго - Наки

Кавказский биосферный заповедник

подготовительная

Майкопский район

Происхождение герба Адыгеи

Знаменитые люди Адыгеи

Музеи и заповедники

Животный мир Адыгеи

Река Белая и Фьюнт

Легенды Адыгеи. Руфабго

Народные игры

Памятники ВОВ

3. Аналитические материалы – диагностики изучения детского коллектива.

Воспитатель в своей работе использует различные диагностики, методики, игры, занятия направленные на изучение детского коллектива, коррекцию  детского поведения.  Диагностика позволяет понять, в верном ли направлении работает воспитатель. Моя  цель – получить  информацию о реальном состоянии ребёнка, как диагностируемого объекта, а во вторую очередь качественно новые результаты. Во время обследования поддерживаю доброжелательную, доверительную атмосферу. Не высказываю своего недовольства, если дети неправильно действуют, не указываю на ошибки. Часто  хвалю и говорю слова: « Молодцы!», « Очень хорошо!».Результаты заношу в таблицу, так как они являются отправными точками  индивидуальных  образовательных  маршрутов  для  каждого ребенка

С поступлением в детский сад в жизни ребёнка происходят  большие перемены, которые не всегда бывают радостными. Как облегчить привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее – это развеселить детей с помощью игр, сближающих друг с другом и воспитателем. Так как у детей отсутствует опыт игрового общения и они воспринимают другого ребёнка не как партнёра, а как претендента на игрушку,  с первых дней  я использую совместные игры, которые обогатят  ребёнка впечатлениями и дают им новый социальный опыт. Самыми простыми являются хороводы «Карусель», « Раздувайся, пузырь!», игры « Ловишки», « Солнышко и дождик». Игры «По дорожке Валя шла», «Зайка» - готовят детей к самостоятельности и дружеским контактам.

Посещая детский сад , дети ведут себя по – разному, одни быстро осваиваются в новой обстановке, другие растеряны, испуганы, кричат. Такие отклонения в поведении говорят о неразвитой нравственно – волевой сфере личности. Моей задачей является преодоление этих негативных проявлений. Провожу игры, направленные на развитие качеств личности: способность не пугаться трудностей, уметь собрать все свои силы для достижения цели, умение соблюдать очерёдность, не мешать другим. Игры «Лохматый пёс», « Догонялки» учат детей преодолевать робость, страх перед новым, нерешительность. Игры «Пустое место», «Кто быстрее?» требуют от ребёнка мобилизации своих сил. В играх «Салочки- выручалочки», «Ай, гугу» дети учатся помогать друг другу.

На занятиях «Мыльные пузыри», « Секрет волшебных слов» формируются навыки культурного поведения,  дети учатся видеть недостатки в своём поведении и исправлять их, а также занятия способствуют снятию эмоционального напряжения и агрессии, снижению излишней импульсивности. Дети учатся устанавливать контакт друг с другом. После проведения занятий я делаю самоанализ  и отмечаю мои ошибки и результаты, чего добивалась и что получилось. Это позволяет в дальнейшем построить мою работу лучше. К концу года все дети умеют действовать по указаниям воспитателя, не пугаются трудностей, делятся игрушками и легко идут на контакт со взрослым.

В старших группах провожу тест «Страхи в домиках», который предназначен для диагностирования страхов. При благоприятных обстоятельствах страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают невротические проблемы. Детям предлагается после  выполнения задания закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбрасывают. Из 12 протестированных детей уровень страхов высокий – у 5 человек, у остальных в норме. Далее я провожу тест на тревожность, который позволяет мне выявить ситуативную тревогу детей. Ребёнку предлагаются поочерёдно 14 картинок без дополнительных рисунков, задание – нарисовать лицо грустное или весёлое. На основании данных вычисляю индекс тревожности. Из 17  тестируюмых  детей – 8 человек с высоким уровнем тревожности, 9 человек со средним и 0 человек с низким .Результаты заносятся в таблицу, которая позволяет ежегодно производить сравнительный анализ развития ребёнка, а также на основании диагностического материала  составляются коррекционные занятия, которые проводятся совместно с психологом в течении года.

   

4.Список публикаций и печатных работ.

год

Список работ

2009

Методический журнал «Диалог».Сообщение на тему « Сотрудничество воспитателя с родителями в период адаптации детей к детскому саду».

Сборник «Язык – душа народа».Конспект занятия.

2010

Методическое объединение воспитателей Майкопского района. Открытое  занятие « Чудесная мука».

Консультация для воспитателей «Развитие творчества у детей с помощью кружковой работы»

Открытые  занятия для воспитателей ДОУ « Моя станица Абадзехская», « Развитие одуванчика», « Мыльные пузыри».

2011

Выступление на педсовете «Коррекция детских страхов у детей».

Консультация для воспитателей ДОУ « Как играть с гиперактивными детьми».

Открытые занятия для педагогов ДОУ « Во саду ли, в огороде», « Кто  живёт в лесу?», « Путешествие по родному краю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Поступление в детский сад – процесс сложный и для самого малыша, и для его  родителей. Адаптация проходит крайне болезненно для ребенка, поэтому важно организовать  этот период с всесторонне...

Информация для родителей в период адаптации детей к детскому саду.

Здесь представлен материал для размещения в родительском уголке группы раннего возраста, посвященный вопросам адаптации детей и их родителей к детскому саду....

Взаимодействие воспитателя со специалистами в период адаптации детей к детскому саду

Поступление ребёнка в детский сад – процесс сложный и для самого малыша и для его  родителей. Общая задача педагогов ДОУ— помочь ребёнку адаптироваться в детском саду как можно быстрее....

Рекомендации воспитателям и родителям в период адаптации ребёнка к детскому саду.

Рекомендации воспитателям и родителям в период адаптации ребёнка к детскому саду....

Помощь родителям в период адаптации детей в детском саду

Помощь родителям в период адаптации детей в детском саду....

"работа с родителями в период адаптации детей к детскому саду"

Работа с родителями в период адаптации детей к детскому саду....

Формы взаимодействия педагога с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Как организовать взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду...