Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, подготовительная группа)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, подготовительная группа) по программе: «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» И.А.Пазухиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podg.gr_.docx | 142.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №6 «Ракета»
муниципального образования г-к. Анапа
Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие
психические функции
(старший возраст, подготовительная группа)
по программе: «Давай познакомимся!
Тренинговое развитие и коррекция
эмоционального мира дошкольников 4-6 лет»
И.А.Пазухиной
педагог-психолог
Кузьма Анна Валерьевна
План коррекционный работы
Раздел | Тема занятий | Время проведения |
| «Тайна моего имени» «Автопортрет» «Мой внутренний мир» «Мой любимый сказочный герой» | 1-я неделя октября 2-я неделя октября 3-я неделя октября 4-я неделя октября |
| «Мы так похожи» «Мы такие разные»; «Язык жестов и движений» «Давайте жить дружно» «Мальчики и девочки» | 1-я неделя ноября 2-я неделя ноября 3-я неделя ноября 4-я неделя ноября 1-я неделя декабря |
| «Радость» «Удивление» «Страх» «Гнев» «Горе» «Интерес» «Наши эмоции» (итоговое занятие) | 2-я неделя декабря 3-я неделя декабря 4-я неделя декабря 2-я неделя января 3-я неделя января 4-я неделя января 1-я неделя февраля |
| «Мой ласковый и нежный зверь» «Общение с животными» | 2-я неделя февраля 3-я неделя февраля |
| «С кем я живу» «Правила домашнего этикета» | 4-я неделя февраля 1-я неделя марта |
«Путешествие в сказку» «Я знаю, я умею, я могу» | 2-я неделя марта 3-я неделя марта | |
Игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной осведомлённости | 4-я неделя марта | |
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания, навыков группового взаимодействия, формирования умения использовать азбуку жестов | 4 недели апреля | |
Игровые упражнения, направленные на развитие способности познать себя и других людей | 4 недели мая | |
Итого: | 31 занятие |
Содержание занятий по разделу 1. «Я и я»
Задачи:
- Способствовать психическому и личностному росту детей.
- Продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я».
- Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
- Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей.
- Гармонизовать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).
Занятие «Тайна моего имени» (1-я неделя октября)
Цели:
- способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.
- Беседа с детьми об именах, чтение стихотворения В.Бокова «Дарья»
- Беседа «Что означает моё имя»
- Игра «Имя растёт»
- Игра «Взрослое имя»
- Игра «Цветок – имя»
- Игра «Мы очень любим»
- Игра «Имя шепчут волны»
- Рисунок «Ромашка с именем»
Занятие «Автопортрет» (2-я неделя октября)
Цели:
- помочь каждому ребёнку осознать его характерные особенности, дать понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
- Чтение отрывка из сказки А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- Игра «Составь фоторобот»
- Игра «Найди друга»
- Игра «Встань по порядку»
- Игра – ассоциация «На кого я похож»
- Ролевая игра «На границе»
Занятие «Мой внутренний мир» (3-я неделя октября)
Цели:
- помочь каждому ребёнку осознать свои характерные особенности, предпочтения.
- Беседа «Мой внутренний мир»
- Упражнение «Солнечный зайчик»
- Игра «Выдуманная биография»
- Игра «Угадай, кто я?»
- Рисунок «Ладошка»
Занятие «Мой любимый сказочный герой» (4-я неделя октября)
Цели:
- способствовать самовыражению ребёнка;
- продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.
- Чтение отрывка из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила»
- Игра «Знакомство со сказочным героем»
- Упражнение «Расскажи стихотворение голосом сказочного героя»
- Игра – пантомима «Кто здесь кто?»
- Рисунок «Карнавал сказочных героев»
Содержание занятий по разделу 2. «Я и другие»
Задачи:
- Развивать способность детей к эмпатии.
- Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.
- Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.
- Дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
Занятие «Мы так похожи» (1-я неделя ноября)
Цели:
- продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе;
- развивать способность детей к эмпатии.
- Чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Где тут Петя, где Серёжа?»
- Игра «Ветер дует на…»
- Игра «Снежна королева»
- Игра «Ёлочка»
- Игра «Зеркало»
- Игра «Волшебник»
- Игра «Озвучивание»
Занятие «Мы такие разные» (2-я неделя ноября)
Цели:
- закреплять у детей представление о том, что все люди непохожи друг на друга;
- развивать восприятие образа ровесника по его внешности и индивидуальным особенностям.
- Игра «Интервью»;
- Игра «Поздравляю»;
- Игра «Я – взрослый»;
- Игра «Моё будущее»;
- Игра «Угадайка»;
- Игра «Испорченный телефон»;
- Игра «Фоторобот»;
- Рисунок «Загримируй лицо человека».
Занятие «Язык жестов и движений» (3-я неделя ноября)
Цели:
- продолжать формировать у детей умение устанавливать и поддерживать контакты;
- учить понимать своего собеседника по выражению лица, жестам, движениям тела.
- Игра «Иностранец»
- Игра «Берёзки»
- Игра «Волшебный карман»
- Игра «Цирк»
- Игра «Изобрази сказку»
- Игра «Смелый мальчик»
- Игра «Сурдоперевод»
Занятие «Давайте жить дружно» (4-я неделя ноября)
Цели:
- продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации.
- Обсуждение стихотворения М.Пляцковского «Настоящий друг»
- Игра «Гомеостат»
- Игра «Живая скульптура»
- Игра «Сиамские близнецы»
- Игра «Строим цифры»
- Игра «Печатная машинка»
- Чтение стихотворения Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком»
- Игра «Камешек в ботинке»
- Игра «Сбор рукопожатий»
Занятие «Мальчики и девочки» (1-я неделя декабря)
Цели:
- дать детям представление о мужественности и женственности, о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности;
- развивать навык общения мальчиков и девочек.
- Беседа «Наши отношения»
- Игра «Кто сильнее?»
- Игра – драматизация «Кто сильнее?»
- Игра «Защитники девочек»
- Чтение стихотворения С.Маршака «О мальчиках и девочках»
- Рисунок «Мальчики и девочки»
Содержание занятий по разделу 3. «Я и мои эмоции»
Задачи:
- Закреплять полученные знания об эмоциях.
- Учить понимать относительность в оценке чувства.
- Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Занятие «Радость» (2-я неделя декабря)
Цели:
- расширять представления детей об эмоции «Радость»;
- учить понимать относительность в оценке чувств;
- формировать положительные эмоции, чувства через улыбку;
- способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).
- Чтение стихотворения Г.Остера из цикла «Вредные советы»
- Игра «Маски»
- Беседа «Относительность радости»
- Игра «Изобрази»
- Этюд «Встреча с другом»
- Рисунок «Ромашка радости»
Занятие «Удивление» (3-я неделя декабря)
Цели:
- расширять представления детей об эмоции «удивление»;
- учить детей понимать свои чувства и чувства других людей;
- развивать эмпатию.
- Чтение отрывка из произведения А.Пушкина «Сказка о царе Салтане»
- Упражнение «Зеркало»
- Игра «Изобрази»
- Упражнение «Маски»
- Игра «Фантазии»
- Игра «Театр»
- Этюд «Круглые глаза»
- Рисунок «Чудеса»
Занятие «Страх» (4-я неделя декабря)
Цели:
- расширять представления детей об эмоции «страх»;
- учить понимать относительность в оценке чувств;
- способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими);
- способствовать снятию тревожных состояний, страхов.
- Чтение стихотворения «Кто там страшный сидит в темноте?
- Упражнение «Страх – это…»
- Игра «Маски»
- Игра «Рыбаки и рыбки»
- Игра «Театр»
- Этюд «Что в углу»
- Игра «Книга страхов»
Занятие «Гнев» (2-я неделя января)
Цели:
- расширять представления детей об эмоции «гнев»;
- способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими);
- учить детей анализировать свою агрессивность и устранять её через игру и позитивное поведение.
- Чтение отрывка из произведения К.Чуковского «Краденое солнце»
- Игра «Толкование»
- Игра «Порви круг»
- Этюд «Хмурый орёл»
- Игра «Маски»
- Игра «Руки знакомятся»
Занятие «Горе» (3-я неделя января)
Цели:
- расширять представления детей об эмоции «горе»;
- способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими);
- снимать негативные настроения.
- Чтение стихотворения И.Токмановой «Мне грустно»
- Игра «Театр»
- Беседа «Мне грустно»
- Игра «Маски»
- Этюд «Золушка»
- Рисунок «Печальный человек»
- Упражнение «дружба начинается с улыбки»
Занятие «Интерес» (4-я неделя января)
Цели:
- расширять представления детей об эмоции «интерес»;
- способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).
- Чтение стихотворения А.Барто «Снегирь»
- Игра «Театр»
- Этюд «Любопытный»
- Игра «Маски»
- Изготовление ромашки «Мне интересно»
Занятие «Наши эмоции» (итоговое занятие) (1-я неделя февраля)
Цели:
- закреплять полученные знания об основных эмоциях;
- развивать умение понимать свои чувства и чувства других;
- продолжать развивать эмпатию, воображение, выразительность речи и движений.
- Игра «Угадай эмоцию
- Игра «Прочитай письмо»
- Игра «Джин»
- Игра «Встреча эмоций»
- Игра «Полярные эмоции»
- Игра «Зеркало»
- Рисунок «Поезд эмоций»
Содержание занятий по разделу 4. «Я и животные»
Задачи:
- Дать детям представление о связи и взаимозависимости человека и животного
- Продолжать учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и понимать их (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).
- Закреплять умение определять по движениям, позе, эмоциям настроение животных.
- Подводить детей к пониманию того, как важно учиться у животных доброте, чуткости и бескорыстию; формировать умение переносить всё хорошее из мира животных в общение с людьми.
Занятие «Мой ласковый и нежный зверь» (2-я неделя февраля)
Цели:
- учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой;
- дать детям представление о взаимозависимости человека и животного;
- подвести детей к пониманию того, как важно учиться у животных доброте, чуткости, верности;
- формировать у детей умение переносить всё хорошее из мира животных в общение с людьми
- Беседа «Я и животные»
- Игра «Животные»
- Игра «Зоопарк»
- Игра «Маски»
- Игра «На кого я похож»
- Рисунок «Несуществующее животное»
- Игра «Доброе животное»
Занятие «Общение с животными. Змей» (3-я неделя февраля)
Цели:
- обеспечивать адекватное ролевое развитие детей, то есть обучать детей умению принимать роли, соответствующие новым ситуациям, и развивать в детях творческое начало;
- оптимизировать общение детей со сверстниками;
- способствовать снижению страха перед животными.
- Рассказ русской былины «Добрыня и Змей» (пересказ Н.Колпакововй)
- Беседа «Злая змея»
- Упражнение «Разминка»
- Конкурс на самого страшного змея
- Игра «Змея кусает свой хвост»
- Беседа «Добрый змей»
- Рисунок «Добрый и красивый змей»
- Упражнение «Доброе слово Змею»
- Игра «Заклинатели змей»
Содержание занятий по разделу 5. «Я и моя семья»
Задачи:
- Воспитывать интерес детей к истории своей семьи.
- Продолжать формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
- Учить высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей.
Занятие «С кем я живу» (4-я неделя февраля)
Цели:
- продолжать формировать в детях чувство семейной сплочённости на основе на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях;
- воспитывать интерес к истории семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним;
- помогать ребёнку в осознании себя как полноправного любимого члена семьи.
- Беседы «Семейная фотография»
- Беседа «Обязанности в семье»
- Игра «Родители и дети»
- Чтение стихотворения М.Мазина «Простое слово»
- Этюд «Утреннее фото»
- Игра «Фантазии»
- Беседа «Как сделать родителей счастливыми?»
- Рисунок «Моё генеалогическое древо»
Занятие «Правила домашнего этикета» (1-я неделя марта)
Цели:
- продолжать учить детей ценить хорошее отношение к ним близких и отвечать им вниманием, заботой, добротой;
- учить находить социально-приемлемый выход из конфликтных ситуаций.
- Беседа «На меня в обиде мама…»
- Чтение отрывка из стихотворения Э.Мошковской «Обида»
- Беседа «Как просить прощения»
- Игра «Встань на его (её) место»
- Игра «Мы очень любим»
- Рисунок «Мы вместе»
Занятие «Путешествие в сказку. Путешествие на остров нарисованных человечков» (2-я неделя марта)
Цели:
- закреплять полученные знания, умения детей;
- развивать навыки общения детей со сверстниками;
- формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов;
- способствовать саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей.
- Введение в сказку
- Игра «Имя шепчут волны»
- Игра «Врасти в землю»
- Игра «Радуга»
- Игра «Комплименты»
- Игра «Угадай эмоцию на ощупь»
- Рисунок «Иллюстрации к сказке»
Занятие «Я знаю, я умею, я могу!» (3-я неделя марта)
Цели:
- закреплять приобретённые ранее знания и умения детей;
- развивать представление о себе и своих отличиях от других;
- формировать у детей адекватную самооценку;
- продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками.
- Чтение отрывка из рассказа Е.Шварца «Рассеянный волшебник»
- Игра «Связующая нить»
- Игра «Цветик – семицветик»
- Игра «Расколдуй девочку»
- Игра «Предмет по кругу»
- Игра «Словарик»
- Игра «Закончи предложение»
- Рисунок «Картина по кругу»
- Чтение стихотворения Дж.Чиарди «Прощальная игра
Игровые упражнения, направленные на развитие
способности познать себя и других людей (4-я неделя марта)
Цели:
- расширение представлений о добре и зле;
- обучение навыкам коллективного рисования на заданную тему;
- совершенствование самооценки и взаимооценок;
- стимулирование произвольного внимания, воображения, мышления.
- «Доброе сердце»
- «Добрые и злые люди»
- Этюд «Добрые поступки»
- Групповой рисунок
- «Какой я человек»
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания,
навыков группового взаимодействия,
формирования умения использовать азбуку жестов
(развитие ВПФ)
1-я неделя апреля
Цели:
- развитие мыслительных способностей, внимания и пространственного восприятия;
- стимулирование внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений;
- развитие восприятия и мелкой моторики;
- релаксация и развитие воображения.
- Игра «Отвечаем быстро»
- Игра «Будь внимателен»
- Задание «Чистый лист»
- Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Отдых на море»
2-я неделя апреля
Цели:
- расширение объёма внимания и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей;
- развитие навыков произвольного поведения;
- развитие внимания, зрительной памяти и мелкой моторики;
- релаксация и развитие воображения
- Задание «Расшифруй слова»
- Игра «Филя, где ты?»
- Задание «Запомни и нарисуй»
- Игра «Воздушный шарик»
3-я неделя апреля
Цели:
- развитие умения адекватно оценивать свои личностные качества, а также проявление их у сверстников;
- развитие умения детей понимать других, предвидеть их желания, стимулирование произвольного внимания, воображения;
- совершенствование навыков группового взаимодействия, умения точно выполнять правила игры, развитие произвольного внимания, ловкости, смелости;
- закрепление навыков вежливого прощания с помощью вербальных и невербальных средств общения.
- Игра «Школа»
- «Узнай мысли»
- «Проход сквозь группу»
- «До свидания»
4-я неделя апреля
Цели:
- развитие у детей устойчивого интереса к сверстникам, совершенствование навыков сотрудничества, умения устанавливать положительные взаимоотношения;
- стимулирование слуховой памяти, произвольного воображения и наглядно-образного мышления.
- «Чемодан»
- «Интервью»
- «Кто подошёл»
- «Счёт»
Игры и упражнения, направленные на развитие
эмоциональной осведомлённости
(развитие ЭВС)
1-я неделя мая
Цели:
- формирование устойчивого внимания к чувствам настроению, эмоциям, поведению другого человека;
- обучение умению читать язык жестов;
- развитие творческого воображения, произвольного внимания, зрительного восприятия и процессов памяти.
- «Угадай-ка»
- «Необычное в обычном»
- «Секреты Шерлока Холмса»
- «Передай по цепочке»
- «Змейка»
2-я неделя мая
Цели:
- расширение представлений детей о способах передачи информации, стимулирование познавательной и двигательной активности
- «Созвучие»
- «Дополни рисунок»
- «Разговор через стекло»
- «Английская песенка»
3-я неделя мая
Цели:
- обучение умению налаживать контакт с партнёром, используя вербальные и невербальные средства общения;
- снятие психологического напряжения, совершенствование навыков группового взаимодействия.
- «Фокусировка»
- «Прикосновение»
- «Подарки»
- «Дискуссия»
- «Игры индейцев»
- «Иголки и нитка»
4-я неделя мая
Цели:
- расширение объёма внимания и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей;
- развитие навыков произвольного поведения;
- развитие внимания, зрительной памяти и мелкой моторики;
- релаксация и развитие воображения.
- «Расшифруй слова»
- «Филя, ты где?»
- «Запомни и нарисуй»
- «Воздушный шарик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (младший возраст)
Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (младший возраст) по программам: «Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 детей»...
Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, старшая группа)
Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, старшая группа) по программе: «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального ми...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего возраста (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в страну Эмоций»
Конспект «Путешествие в страну Эмоций» может помочь воспитателям провести интересное занятие для детей в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитиюЦель: Развитие эмоцио...
Развиваем чувство ритма, играя (Мастер класс для педагогов старшей и подготовительной группы детского сада)
Применяя стихотворный ритм с движением и музыкой, используя музыкальные инструменты, у детей развивается и совершенствуется речь, слуховое внимание, вырабатывается правильное дыхание при исполнении пе...
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)...
Как развивать эмоционально-волевую сферу у дошкольников
Эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако, именно родители могут и должны включаться в эту работу....
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...