Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (младший возраст)
рабочая программа (средняя группа) на тему
Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (младший возраст) по программам: «Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 детей» И.А.Пазухиной «Цветик – семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» Н.Ю.Куражевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ml._vozrast.docx | 83.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №6 «Ракета»
муниципального образования г-к. Анапа
Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции
(младший возраст)
по программам: «Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 детей» И.А.Пазухиной
«Цветик – семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» Н.Ю.Куражевой
педагог-психолог
Кузьма Анна Валерьевна
План коррекционный работы
Раздел | Тема занятий | Время проведения |
|
| 1-я неделя октября 2-я неделя октября 3-я неделя октября 4-я неделя октября 1-я неделя ноября 2-я неделя ноября 3-я неделя ноября 4-я неделя ноября |
| 2.1. Плохо быть одному 2.2. Мы разные 2.3. Мы веселимся, смеёмся, играем 2.4. Говорим руками и телом 2.5. Помогаем друг другу 2.6. Мальчики и девочки | 1-я неделя декабря 2-я неделя декабря 3-я неделя декабря 4-я неделя декабря 2-я неделя января 3-я неделя января |
|
| 4-я неделя января 1-я неделя февраля 2-я неделя февраля 3-я неделя февраля |
|
| 4-я неделя февраля 1-я неделя марта 2-я неделя марта 3-я неделя марта |
Урок общения | 4-я неделя марта | |
День смеха | 1-я неделя апреля | |
В гостях у сказки | 2-я неделя апреля | |
Сказка «Теремок». Обобщение: животные | 3-я неделя апреля | |
Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель | 4-я неделя апреля | |
Сказка «Репка». Обобщение: дружба | 1-я неделя мая | |
Сказка «Федорино горе». Обобщение: посуда | 2-я неделя мая | |
Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки | 3-я неделя мая | |
Страна Вообразилия | 4-я неделя мая | |
Итого: | 31 занятие |
Содержание занятий по разделу 1. «Я сам»
Задачи:
- Учить ребёнка идентифицировать себя со своим именем, воспитывать интерес к своим тёзкам, реальным людям или героям детских книжек.
- Учить детей различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, лицо).
- Дать детям представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны уши, глаза, нос, рот, руки.
- Учить детей определять свои предпочтения по отношению к игрушкам, сказкам и сказочным персонажам.
- Учить детей понимать свои желания, возможности.
- Дать детям начальные знания о некоторых базовых эмоциях.
- Формировать адекватную самооценку.
Занятие 1.1. «Моё имя» (1-я неделя октября)
Цели:
- способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени;
- учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей;
- развивать эмпатию и навыки общения.
- Упражнение «Приветствие».
- Игра – упражнение «Скажи как я».
- Игра – имитация «Имена».
- Игра «Ласковые слова».
- Игра – загадка «Постарайся отгадать».
- Рисунок «Раскрасть имя» (авторское).
Занятие 1.2. «Кто такой «Я»» (2-я неделя октября)
Цели:
- научить детей различать индивидуальные особенности соей внешности, лица, роста, возраста;
- развивать у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека;
- учить детей выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия – куклы.
- Чтение отрывка из стихотворения Е.Благининой «Алёнушка»
- Упражнение «Отражение в зеркале»
- Подвижная игра «Дотронься до…»
- Упражнение «Ребёнок и кукла»
- Игра – загадка «Угадай, кто это»
- Рисунок «Моя ладошка»
Занятие 1.3. «Мои умные помощники» (3-я неделя октября)
Цели:
- учить детей понимать и ценить роль наших «умных помощников» - органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения;
- развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
- Игра – имитация «Послушай и угадай»
- Слушание «Звуки леса»
- Подвижная игра «Листики осенние»
- Дидактическая игра «Свой цвет узнай»
- Чтение стихотворения А.Боске «Для чего нужны глаза»
- Игра – упражнение «Что в мешочке»
- Этюд «Дождик»
- Рсунок «Дождик»
Занятие 1.4. «Мои игрушки» (4-я неделя октября)
Цели:
- учить детей определять свои предпочтения по отношению к игрушкам;
- развивать познавательную активность и способствовать целенаправленным усилиям, которые приводят к построению обязательного образа воспринимаемой формы.
- Чтение стихотворения Ю.Маркова «Ирушки для Андрюшки»
- Игра – упражнение «Возьми игрушку»
- Упражнение «Назови любимую игрушку»
- Игра – упражнение «Куклы»
- Игра – упражнение «Отгадай, что в мешочке»
- Рисунок «Игрушка» (авторское)
Занятие 1.5. «Мои любимые сказки» (1-я неделя ноября)
Цели:
- учить детей определять свои предпочтения по отношению к сказкам и сказочным героям;
- развивать творческое воображение ребёнка, способствовать освоению образных движений.
- Чтение «Присказки» (русское народное творчество)
- Игра – упражнение «колобок»
- Моя любимая сказка (рассказы детей)
- Игра – имитация «Лесная зверобика»
- Рисунок «Сказочный герой» (авторское)
Занятие 1.6. «Я хочу» (2-я неделя ноября)
Цели:
- развивать у детей способность оценивать свои желания;
- направлять внимание детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных ощущений;
- учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности;
- воспитывать в детях способность сдерживать себя, а также оценивать выполнение игровых правил.
- Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
- Подвижная игра «Карусель»
- Этюд «Зайчики»
- Творческая игра «Чудесный сундучок»
- Рисунок «Желанный подарок»
Занятие 1.7. «Я могу» (3-я неделя ноября)
Цели:
- развивать познавательную активность детей;
- приучать детей к самостоятельности, к соблюдению правил;
- учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности.
- Рассматривание иллюстраций книги «Я сам!» Р.Юриной
- Игра – упражнение «Не ошибись, Петрушка!»
- Подвижная игра «Смелые мышки»
- Игра – имитация «Умная головка»
Занятие 1.8. «Моё настроение» (4-я неделя ноября)
Цели:
- дать детям начальные знания о некоторых базовых эмоциях (радость, злость, грусть);
- учить детей изображать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты);
- помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.
- Знакомство с эмоцией «Радость», упражнение «Зеркало»
- Подвижная игра «Весёлый мячик»
- Знакомство с эмоцией «Злость», упражнение «Зеркало»
- Этюд «Король Боровик»
- Знакомство с эмоцией «Грусть», упражнение «Зеркало»
- Подвижная игра «Развеселим дедушку»
- Игра – упражнение «Волшебный мешок»
- Рисунок «Весёлое солнышко»
(«Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 детей» И.А.Пазухиной)
Содержание занятий по разделу 2. «Я и другие»
Задачи:
- Профилактика у детей социальной дезадаптации.
- Формировать у детей первые представления о том, как важно иметь друга.
- Учить детей видеть и понимать отличительные особенности (внешность, настроение, предпочтения) друг друга.
- Учить детей взаимодействовать в процессе игрового общения.
- Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи.
- Дать первоначальное представление о внешности и поведении у представителей разного пола.
- Формировать чувство принадлежности к группе.
Занятие 2.1. «Плохо быть одному»(1-я неделя декабря)
Цели:
- учить детей устанавливать и поддерживать социальные контакты;
- учить детей ориентироваться на партнёра, обращаться к нему с высказываниями и вопросами;
- учить детей поддерживать короткий диалог;
- способствовать плавному переходу от игры «рядом» к игре «вместе».
- Чтение рассказа «Поезд» Я.Тайца (в сокращении)
- Игра «Ау, ау»
- Игра – упражнение « Передай другому»
- Подвижная игра «Ищу друга»
- Упражнение «Дружбы начинается с улыбки»
Занятие 2.2. «Мы разные» (2-я неделя декабря)
Цели:
- развитие умения узнавать отличительные черты друг друга;
- развитие эмпатии, тактильного восприятия;
- снятие эмоционального напряжения;
- создание положительного эмоционального климата в группе.
- Упражнение «Посмотрим друг на друга» (авторское)
- Игра – драматизация «Мишка-отгадчик»
- Подвижная игра «Мор волнуется»
- Игра – упражнение «Это я. Узнай меня»
Занятие 2.3. «Мы веселимся, смеёмся, играем» (3-я неделя декабря)
Цели:
- развивать у детей умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игрового общения;
- расширять диапазон эмоций через понимание и переживание чувства радости;
- развивать двигательную активность и скоординированность действий с партнёром.
- Чтение отрывка из стихотворения Д.Хармса «Весёлый старичок»
- Ира «Клоун Тяп-Ляп»
- Этюд «Делай как я»
- Игра «Пушинка»
- Рисунок «Дорисуй весёлого клоуна» (авторское)
Занятие 2.4. «Говорим руками и телом» (4-я неделя декабря)
Цели:
- дать детям начальные знания о культуре жеста;
- учить ребят воспроизводить выразительные движения и позы;
- учить детей изображать с помощью движений различные предметы;
- развивать у детей творческое воображение.
- Подвижная игра «Весёлый хоровод»
- Творческая игра «Живая картина»
- Игра – имитация «Мы обезьянки»
- Творческая игра «Подарки»
- Этюд «До свидания!»
Занятие 2.5. «Помогаем друг другу» (2-я неделя января)
Цели:
- воспитывать у детей навыки партнёрского общения;
- формировать умения согласовывать свои действия с действиями других детей;
- развивать у детей желание помогать друг другу в игровой, трудовой и учебной деятельности.
- Чтение отрывка из стихотворения Н.Мордовиной «Кто поможет?»
- Подвижная игра «Сборщики»
- Игра – упражнение «Помоги Тане»
- Подвижная игра «Только вместе»
- Творческая игра «Большой пазл»
Занятие 2.6. «Мальчики и девочки» (3-я неделя января)
Цели:
- учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и поведению;
- учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек;
- развивать навыки общения мальчиков и девочек.
- Упражнение «Найди отличия» (авторское)
- Дидактическая игра «Мальчики и девочки»
- Творческая игра «Подружки»
- Игра – имитация «Надуй мячик»
- Дидактическая игра «Кому что подарим?»
- Рисунок «Дорисуй мальчика, дорисуй девочку»
(«Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 детей» И.А.Пазухиной)
Содержание занятий по разделу 3. «Я и взрослые»
Задачи:
- Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к маме.
- Учить детей проявлять заботу и добрые чувства к своим близким.
- Учить детей вступать в контакты с окружающими людьми в духе добра и взаимопонимания.
- Воспитывать у детей желание общаться в процессе совместной деятельности.
- Помочь детям осознать себя как любимого, принимаемого другими членами социального сообщество.
Занятие 3.1. «Всё начинается с мамы» (4-я неделя января)
Цели:
- способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме;
- учить детей выражать внимание и сочувствие по отношению к маме;
- учить понимать эмоциональное состояние на примере мамы.
- Чтение стихотворения В.Руссу «Моя мама»
- Подвижная игра «Идём к маме»
- Дидактическая игра «Наша мама»
- Рисунок «Цветочек для мамы»
Занятие 3.2. «Дружная семья» (1-я неделя февраля)
Цели:
- учить детей проявлять чуткое, ласковое отношение к самым близким людям – маме, бабушке, дедушке;
- формировать интерес у детей к своей семье и учить делиться с ними своими впечатлениями;
- развивать у детей стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением.
- Беседа с детьми «Весёлая семейка» (авторское)
- Пальчиковый театр «Семья» (авторское)
- Подвижная игра «Карусели»
- Игра – упражнение «Ласковый мелок»
- Дидактическая игра «Портрет семьи» (авторское)
Занятие 3.3. «Маленький помощник» (2-я неделя февраля)
Цели:
- учить детей радовать своих близких и родных добрыми делами и хорошими поступками;
- воспитывать у детей желание оказывать окружающим людям посильную помощь;
- способствовать продуктивному общению в процессе совместной деятельности.
- Беседа с детьми «Маленький помощник» (авторское)
- Дидактическая игра «Маленькие помощники»
- Подвижная игра «Кенгуру»
- Творческая игра «Волшебные превращения верёвочки»
Занятие 3.4. «Я в детском саду» (3-я неделя февраля)
Цели:
- создать положительный эмоциональный климат в группе;
- развивать навыки общения;
- вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий;
- способствовать профилактике социальной адаптации.
- Рассказывание произведения Ф.Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад» (в сокращении)
- Игра – упражнение «Утреннее приветствие»
- Игра – имитация «Лесная зарядка»
- Упражнение «Качели»
- Подвижная игра «Весёлый танец»
(«Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 детей» И.А.Пазухиной)
Содержание занятий по разделу 4. «Я и культура общения»
Задачи:
- Способствовать освоению детьми основных правил этикета.
- Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, правилах и нормах поведения и общения друг с другом.
- Учить детей анализировать причины ссор и разрешать межличностные конфликты, используя при этом нормы-регуляторы (уступить, договориться, извиниться, соблюдать очерёдность и др.)
- Учить детей не только устанавливать, но и поддерживать контакты, развивая при этом умение договориться
Занятие 4.1. «Секрет волшебных слов» (4-я неделя февраля)
Цели:
- формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините);
- учить детей видеть недостатки в своём поведении и их исправлять;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
- Беседа с детьми «Вежливые слова»
- Игра – занятие «Волшебные слова»
- Игра – упражнение «Выполни задание»
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Занятие 4.2. «Мы поссоримся и помиримся» (1-я неделя марта)
Цели:
- учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций;
- учить детей пользоваться общими вещами и игрушками, уступать друг другу и считаться друг с другом, уместно употреблять различные формы извинений;
- воспитывать дружеское отношение между детьми в процессе общения.
- Дидактическая игра – беседа «Умей извиняться»
- Игра – упражнение «Потерянное словечко»
- Подвижная игра «Гнёздышко»
- Подвижная игра «Нам не тесно»
- Игра «Хоровод друзей»
Занятие 4.3. «Давай поговорим» (2-я неделя марта)
Цели:
- познакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей;
- учить детей вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, употреблять различные обращения и использовать разнообразные средства выразительности.
- Чтение стихотворения Т.Копыловой « Хмурый мишка»
- Игра – упражнение «Потерянное словечко»
- Игра – инсценировка «Доброе слово лечит, а дурное – калечит»
- Беседа с детьми «Как вести себя во время разговора»
- Творческая игра «Мир без тебя»
Занятие 4.4. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»»
(3-я неделя марта)
Цели:
- формировать у детей представление о хороших и плохих поступках;
- учить детей правильно оценивать собственное поведение и поведение других, видеть положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений;
- воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, доброта, уступчивость и умение сопереживать и сочувствовать другим людям.
- Беседа с детьми «Хорошо и плохо»
- Игра – драматизация «Узнай себя»
- Этюд «Упрямые козлики»
- Игра – упражнение «Я принёс тебе подарок»
(«Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 детей» И.А.Пазухиной)
Занятие «Урок общения» (4-я неделя марта)
Цели:
- развивать эмпатию детей;
- продолжать учить детей взаимодействовать и сотрудничать друг с другом;
- развивать у детей навыки общения;
- расширять поведенческий репертуар и словарный запас детей.
- Введение в сказку: знакомство со сказочными персонажами (используется произведение С.Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»)
- Игра «Пробуждение» (авторское)
- Игра – упражнение «Менялки игрушек»
- Подвижная игра «Сороконожка»
- Рисунок «Симметричные рисунки»
(«Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 детей» И.А.Пазухиной)
Занятие «День смеха» (1-я неделя апреля)
Цели:
- развивать воображение;
- развивать интерес детей к окружающему миру;
- развивать творческое мышление.
- Игра «Едем в гости»;
- Подвижная игра «Петушок»;
- Задание «Яркий хвост»;
- Подвижная игра «Поросята»;
- Задание «Кто громче хрюкнет»;
- Динамическая пауза «Маленький кролик»;
- Подвижная игра «Кошка»;
- Задание «Вспоминайка».
(«Цветик – семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» Н.Ю.Куражевой)
Занятие «В гостях у сказки» (2-я неделя апреля)
Цели:
- продолжать учить детей взаимодействовать друг с другом при помощи не только вербальных, но и невербальных средств общения;
- развивать у детей коммуникативные склонности, умение работать с партнёром;
- способствовать сплочению детского коллектива.
- Игра «Пробуждение»;
- Игра – упражнение «Менялки игрушек»;
- Подвижная игра «Сороконожка»;
- Рисование на тему «Симметричные рисунки».
(«Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 детей» И.А.Пазухиной)
Занятие. Сказка «Теремок». Обобщение: животные (3-я неделя апреля)
Цели:
- продолжать развивать у детей навыки общения;
- развивать у детей познавательные психические процессы.
- Появление книги со сказками;
- Расскажем вместе сказку;
- Задание «Раздели на группы»;
- Задание «Найди лишнее»;
- Динамическая пауза;
- Пальчиковая гимнастика «На лужок»;
- Задание «Путаница».
(«Цветик – семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» Н.Ю.Куражевой)
Занятие. Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель (4-я неделя апреля)
Цели:
- развивать эмпатию;
- развивать познавательные психические процессы.
- Сказка «Три медведя»;
- Беседа по сказке;
- Настольно-печатная игра «Три медведя»;
- Игра «Медведь в берлоге»;
- Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»;
- Задание «Дорога к домику»;
- Задание «Найди лишний предмет».
(«Цветик – семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» Н.Ю.Куражевой)
Занятие. Сказка «Репка». Обобщение: дружба (1-я неделя мая)
Цели:
- способствовать нравственному развитию детей путём формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи;
- создавать нравственные основы личности ребёнка;
- развитие познавательных психических процессов.
- Сказка «Репка»;
- Беседа по сказке;
- Задание «Кто потерялся?»;
- Задание «Вспоминайка»;
- Пальчиковая гимнастика «Дружба»;
- Подвижная игра «Карусели».
(«Цветик – семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» Н.Ю.Куражевой)
Занятие. Сказка К.И.Чуковского «Федорино горе». Обобщение: посуда (2-я неделя мая)
Цели:
- способствовать нравственному развитию детей путём формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи;
- создавать нравственные основы личности ребёнка;
- развитие познавательных психических процессов.
- Сказка «Федорино горе»;
- Беседа по сказке;
- Задание «Все на места»;
- Пальчиковая гимнастика;
- Задание гимнастика;
- Игра «Посуда»;
- Подвижная игра «Варим суп»;
- Задание «Подарок для Федоры».
(«Цветик – семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» Н.Ю.Куражевой)
Занятие. Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки
(3-я неделя мая)
Цели:
- развитие навыков общения;
- воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам;
- развитие познавательных психических процессов.
- Приветствие «Цветок сказок»;
- Беседа по сказке;
- Задание «Мои игрушки»;
- Пальчиковая гимнастика;
- Игра «Съедобное – несъедобное»;
- Задание «Найди лишнее»;
- Задание «Путаница»;
- Динамическая пауза «Игрушка»;
- Задание «Положи мячик на место»;
(«Цветик – семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» Н.Ю.Куражевой)
Занятие «Страна Вообразилия» (4-я неделя мая)
Цели:
- развивать фантазию и воображение;
- формировать интерес к творческим играм.
- Игра «Горячо – холодно»;
- Послание;
- Игра «Волшебные башмачки»;
- Сказка «Так и не так»;
- Пальчиковая гимнастика «Волшебника»;
- Задание «Вспоминайка»;
- Задание «Чудо – дерево»;
- Динамическая пауза «Станем мы деревьями»;
- Игра «Волшебные картинки»;
- Игра «Волшебные башмачки».
(«Цветик – семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» Н.Ю.Куражевой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по развитию высших психических функций младших школьников "Приключение в волшебной стране"
Презентация "Приключение в волшебной стране" расчитана на работу по развитию высших психических функций у детей младшего школьного возраста. ...
Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии
Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии: «Путешествие в Волшебный мир царевны Ярославы»...
Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, подготовительная группа)
Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, подготовительная группа) по программе: «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмо...
Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, старшая группа)
Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, старшая группа) по программе: «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального ми...
Игры на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет
Консультация-практикум для родителей, которая поможет им играя, развивать своих детей...
как формируются высшие психические функции
процессс формирования высших психических функций в динамике...
Мастер-класс «Технологии углубленной диагностики базовых высших психических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации».
Задачи: - создание творческой атмосферы; - снятие психо-эмоционального напряжения; - повышение эмоционального тонуса; - позитивного настроя педагогов....