Справка по тематическому контролю "Оценка здоровьесберегающей среды в ДОУ"
материал на тему
Качество дошкольного образования должно определяться отношением взрослых к дошкольному детству как самоценному периоду жизни каждого человека. Решение этой задачи требует осуществления психологического анализа образовательного процесса, благодаря которому могут быть определены причины трудностей, нередко возникающих у детей, педагогов и затрудняющих эффективную реализацию образовательной программы, а также постоянного сотрудничества психолога с участниками образовательного процесса. Все это позволит адекватно выстраивать взаимодействие воспитателя с детьми в свободной деятельности, общении, в игре и требует от педагога не только определенных личностных качеств (доброты, любви к детям, внимания, уважения к каждому ребенку), но и высокого уровня профессионализма: знания возрастных и индивидуальных особенностей всех сторон развития ребенка; умения адекватно общаться с детьми разного возраста, корректно отмечать их недостатки и достоинства, налаживать взаимоотношения детей друг с другом и организовывать их совместную деятельность, поддерживать интерес и внимание каждого ребенка на занятиях и других видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystv_vospitateley_s_detmi._proverka_ot_14.11.2013.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Справка
по тематическому контролю
«Оценка здоровьесберегающей среды в ДОУ».
«_18_» ноября 2013г
В соответствии с планом работы АУ ДОУ ДСОВ № 16 «Снежинка» на 2013-2014 учебный год, приказом АУ ДОУ от 23.10.2013г № 189 «Оценка здоровьесберегающей среды в ДОУ» с целью оценки здоровьесберегающей среды в ДОУ по обеспечению сохранения и укрепления здоровья детей, мною Музыка Ольгой Ивановной, педагогом-психологом, согласно плана–задания был изучен раздел
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ С ДЕТЬМИ»
Качество дошкольного образования должно определяться отношением взрослых к дошкольному детству как самоценному периоду жизни каждого человека. Решение этой задачи требует осуществления психологического анализа образовательного процесса, благодаря которому могут быть определены причины трудностей, нередко возникающих у детей, педагогов и затрудняющих эффективную реализацию образовательной программы, а также постоянного сотрудничества психолога с участниками образовательного процесса. Все это позволит адекватно выстраивать взаимодействие воспитателя с детьми в свободной деятельности, общении, в игре и требует от педагога не только определенных личностных качеств (доброты, любви к детям, внимания, уважения к каждому ребенку), но и высокого уровня профессионализма: знания возрастных и индивидуальных особенностей всех сторон развития ребенка; умения адекватно общаться с детьми разного возраста, корректно отмечать их недостатки и достоинства, налаживать взаимоотношения детей друг с другом и организовывать их совместную деятельность, поддерживать интерес и внимание каждого ребенка на занятиях и других видах деятельности.
В ходе проверки были использованы следующие методы и приемы:
- Посещение занятий, режимных моментов;
- Проведены наблюдения за организацией деятельности детей в течение дня;
- Проведены индивидуальные беседы с педагогами;
- Проведен анализ микрокабинетов и предметно-развивающей среды в группах;
- С целью определения характера взаимодействия воспитателя с детьми с педагогами проведено тестирование «Определение характера взаимодействия воспитателя с детьми»;
- С целью создания условий психологического микроклимата в группах ДОУ заполнялся
«Лист контроля по созданию условий психологического микроклимата в группах детского сада»
В результате проверки выявлено:
В ДОУ создана доброжелательная психологическая атмосфера: сотрудники поддерживают инициативу детей в общении со взрослыми; взаимодействуют с детьми в ласковой, дружелюбной форме: как правило, реализуют в общении позицию равноправного партнера, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка, поддерживая его чувство собственного достоинства.
Позитивные образцы общения сотрудников между собой и с детьми усваиваются в детском сообществе и реализуются в доброжелательном отношении детей друг к другу и ко взрослым (дети редко конфликтуют между собой, считаются с мнением и интересами сверстников, легко и свободно вступают в контакты как с близкими, так и с незнакомыми людьми).
Сотрудники ДОУ используют широкий спектр средств и способов взаимодействия для вовлечения детей в разнообразные виды деятельности: с помощью позитивных оценок поддерживают любознательность, активность.
Отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.
В своей деятельности педагоги опираются на активность детей, вовлекают их в совместную деятельность и побуждают к выполнению индивидуальных заданий, избегая при этом давления на ребенка.
Педагоги осуществляют индивидуальный подход с учетом особенностей каждого ребенка, сочетая фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы взаимодействия с детьми, учитывая интересы и потребности разных детей.
Дети чувствуют себя эмоционально комфортно, раскрепощены, проявляют инициативу в общении с педагогом, стремятся разделить с ним свои радости и огорчения все это говорит о личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми.
Кроме того, отношение персонала к детям проецируется и на отношение детей к другим, незнакомым людям и другим детям, в том числе из других групп. Дети, имеющие достаточный опыт личностно-ориентированного общения, не испытывают страха, неуверенности, открыты к контактам с незнакомыми взрослыми, приветливы, доброжелательны, инициативны. На прогулке дети свободно, без специальных указаний педагогов объединяются по интересам в разнообразные сообщества.
Помимо прямого наблюдения за взаимодействием взрослых и детей были применены и другие косвенные способы установления его соответствия необходимым критериям. Так, важными свидетельствами характера отношения персонала к детям является организация предметной среды: наличие «уголков уединения», игрушек и материалов, соответствующих персональным интересам конкретного ребенка, фотографий детей в групповых помещениях, постоянное экспонирование продуктов творческой деятельности всех детей (а не только самых лучших).
О наличии индивидуального подхода к детям свидетельствуют и документы (например, записи педагогов), и письменные обращения педагога к родителям, содержание которых также может помочь определить его ценностные ориентации. (Личные достижения ребенка или его переживаний в течение дня).
Если детям стало неинтересно, кто-то устал или не успевает за другими. Здесь педагоги использовали импровизацию, умение «на ходу» перестроить содержание, сделать паузу, переключив внимание детей, организовывали игру или заканчивали занятие раньше времени, с тем, чтобы в следующий раз ввести необходимый материал по-другому.
О качестве взаимодействия педагогов с детьми можно судить не только по результатам наблюдения за их поведением в различные режимные моменты, на занятиях и прогулках, но и по косвенным признакам.
С целью определения характера взаимодействия воспитателя с детьми с педагогами было проведено тестирование «Определение характера взаимодействия воспитателя с детьми» 31.10.2013 года. В обследовании приняли участие 20 педагогов.
После обработки получены следующие результаты:
№ п/п | Группа общеразвивающей направленности № | Результат в % | Вывод |
1 | Группа общеразвивающей направленности от 2 лет до 3 лет № 1 | 88,9%, 96,3% | 70,4%. |
2 | Группа общеразвивающей направленности от 1,5 лет до 2 лет № 2 | 92,6%, 96,3% | 94,5% |
3 | Группа общеразвивающей направленности от 3 лет до 4 лет № 3 | 81,5% | |
4 | Группа общеразвивающей направленности от 3 лет до 4 лет № 4 | 92,6% | |
5 | Группа общеразвивающей направленности от 2 лет до 3 лет № 5 | 81,5% | |
6 | Группа общеразвивающей направленности от 3 лет до 4 лет № 6 | 81,5%, 100% | 90,8%. |
7 | Группа общеразвивающей направленности от 6 лет до 7 лет № 7 | 88,9%, 85,2% | 87,1%. |
8 | Группа общеразвивающей направленности от 6 лет до 7 лет № 8 | 92,6%, 96,3% | 94,5% |
9 | Группа общеразвивающей направленности от 6 лет до 7 лет № 9 | 85,2%, 88,9% | 87,1%. |
10 | Группа общеразвивающей направленности от 4 лет до 5 лет № 10 | 96,3%, 70,4% | 83,4% |
11 | Группа общеразвивающей направленности от 5 лет до 6 лет № 11 | 88,9% | |
12 | Группа общеразвивающей направленности от 5 лет до 6 лет № 12 | 100% | |
Общий итог: | 89,0% | 89,0% |
Вывод: Всем педагогам ДОУ присуще стимулирование самостоятельности, ответственности, активного самовосприятия и умственного развития детей. Во всех группах идеи гуманизации педагогического процесса реализуется на практике.
Анализ развивающей среды в ДОУ
Созданы условия для эмоционального благополучия детей и взрослых. Развивающая среда организована с учетом потребностей и интересов детей. Функциональное назначение помещений, их оформление и интерьер приближены к домашним условиям, способствуют эмоциональному благополучию детей. В детском саду создана комфортная обстановка как для детей так и для сотрудников.
С целью создания условий психологического микроклимата в группах ДОУ заполнялся «Лист контроля по созданию условий психологического микроклимата в группах детского сада» (Приложение).
Вывод:
Организуя среду группы, педагоги ориентируются на создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Для выполнения такой задачи педагоги определили условия, влияющие на эмоциональную атмосферу детей в группе и в ДОУ в целом. К ним относятся:
• профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе ДОУ
– эмоционально-поддерживающий компонент среды;
• внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.)
– эмоционально-настраивающий компонент среды;
• режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада
– эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
• разнообразие занятости детей
– игры, занятия, сюрпризные моменты
– эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ.
Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста (группы общеразвивающей направленности от 1,5 лет до 2 лет, от 2 лет до 3 лет № 1,2, 5) педагоги соотносят цели и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д.
- установление эмоционального контакта с ребенком;
- вовлечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;
- создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
- обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;
- формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т.д.
В группе оформлены уголки, в соответствии с возрастом детей. В достаточном количестве игрового материала, дидактических игр, книг. Для творчества детей и снятия эмоционального напряжения есть все необходимое: краски, карандаши, трафареты, картинки, восковые мелки, кисточки. Для лепки: доски, пластилин, соленое тесто. Все соответствует количеству детей.
В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени педагоги обращают внимание на:
- создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе;
формирование у ребенка позитивного образа своего «я»; - побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах;
- развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
- закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;
приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, - проявлять симпатию, сочувствие;
- содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.
Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, среда дает ребенку ощущение стабильности, безопасности.
Группы общеразвивающей направленности от 3 лет до 4 лет № 3, 4, 6.
В группах наблюдается достаточное количество дидактических игр, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения. Большое количество атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Игры оформляются в пластиковые пакеты либо в одинаково оклеенные картонные коробки. Не всегда помимо названия указывается цель игры. Картотека подвижных игр находится в стадии оформления.
Воспитателями групп прилагается немало усилий в оформлении настольно-печатных игр. К данной работе привлекаются родители.
Во всех группах воспитателями создаются условия, и оформляется атрибутика для различных сюжетных игр детей. В настоящее время количество оформленных сюжетных игр составляет от 10 до 15. Игры оформляются в одинаковые коробки с указателями и рационально размещаются в группе. Актуальным остается вопрос о частоте их использования в педагогическом процессе.
Группа общеразвивающей направленности от 4 лет до 5 лет № 10.
Педагоги в группе оформили предметно-развивающую среду для создания эмоционального благополучия детей. Размещение всех атрибутов продумано и используется по назначению. Оформлены 5 сюжетно-ролевых игры: «Больница», «Семья», «Магазин», «Водитель», «Посуда». В достаточном количестве материала для творческого развития детей: краски, кисточки, трафареты, карандаши, раскраски, пластилин, природный материал, картинки. В достаточное количество дидактических игр, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения.
Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.
Группа общеразвивающей направленности от 5 лет до 6 лет № 11, 12.
В группах созданы условия для эмоционального благополучия детей и взрослых. Развивающая среда организована с учетом потребностей и интересов детей. В достаточном количестве имеются игры для предметно-развивающей деятельности детей. Это и дидактические игры, и настольные игры, книги на разнообразную тематику.
Значительно пополнилась предметно-развивающая среда различными конструкторами. На сегодняшний день в каждой из групп наблюдается от 5 до 7 видов конструкторов. Данный элемент предметно-развивающей среды рационально используется воспитателями в педагогическом процессе. Проводится большая работа по накоплению бросового материала. Все группы без исключения располагают достаточным его количеством.
Развитие навыков общения невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Педагоги групп создают благоприятную атмосферу, знают индивидуальные особенности каждого ребенка и строят свою работу с опорой на это.
Группа общеразвивающей направленности от 6 лет до 7 лет № 7, 8, 9.
В группах создана доброжелательная эмоциональная атмосфера. Оформление групп продумано и рассчитано на решение следующих задач:
- овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать;
- развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы).
С этой целью педагоги организуют игровую деятельность детей так, чтобы было комфортно всем. Игры подобраны с учетом возраста детей.
Мониторинг игровой деятельности в группах показал, что дети имеют хороший уровень показателей сформированности нравственной воспитанности в игре. Дети достаточно активно обращаются к воспитателю с вопросами, просьбами, сообщениями и жалобами. Форма обращения в основном спокойная, вежливая.
Взаимоотношения детей в игре характеризуются в основном как дружеские. Существуют дети, которые не умеют играть, либо создают в игре конфликтные ситуации, но таких детей мало и педагоги обращают на это внимание и ведут индивидуальную работу.
В достаточном количестве атрибутов к сюжетно-ролевым играм, их насчитывается от 15 – 20.
Предметно-развивающая среда насыщена дидактическими играми, настольными, развивающими. Игры меняются по мере необходимости.
Педагоги целенаправленно включают игры в непосредственную образовательную деятельность, ориентируясь на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:
• игры с детьми на накопление эмоций;
• игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
• игры на преодоление негативных эмоций;
• игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
• игры на развитие эмпатии у детей и другие.
В достаточном количестве имеется материал для развития творческих способностей у детей: краски, ножницы, трафареты, кисточки, губки, штампы, пластилин и т.д.
Для формирования культуры общения все возрастные группы располагают достаточным количеством методической литературы по социальному развитию детей, вопросам взаимодействия с семьями воспитанников по проблемам успешной социальной адаптации детей. Имеется большой банк консультаций, рекомендаций, насчитывающий 25 единиц.
Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, с учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для ребенка должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.
Итак, каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, так закладывается основательный базис для следующей ступени развития. В дошкольном периоде в целом, и в раннем дошкольном детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей. Принятие этого факта помогает более оптимально и целенаправленно конструировать среду детского дошкольного учреждения.
При анализе выделены следующие проблемы:
- Педагоги отдают предпочтение НОД, совместную деятельность в режиме дня рассматривают как «подготовку » к НОД.
- Совместное планирование осуществляется эпизодически.
Вывод:
- Взаимодействие сотрудников с детьми соответствует современным требованиям, его аспекты пронизывают все направления работы детского учреждения: и содержание, и методы обучения, и кадровое обеспечение, и организационные условия, и среду развития ребенка.
- В процессе учебной, продуктивной, игровой деятельности воспитатели принимают ведущую роль, недостаточно развивают самостоятельность, творчество детей, не создают проблемных ситуаций.
- В группах созданы удовлетворительные условия для формирования культуры общения у детей.
- Отмечаются положительные тенденции в оформлении дидактических, настольно-печатных игр, созданию условий для сюжетно-ролевых игр, конструктивной, трудовой деятельности в помещении, приобретении специальной методической литературы по социальному развитию детей.
- Всем педагогам ДОУ присуще стимулирование самостоятельности, ответственности, активного самовосприятия и умственного развития детей. Во всех группах идеи гуманизации педагогического процесса реализуется на практике.
В целях дальнейшего совершенствования работы по взаимодействию сотрудников с детьми
Рекомендуется:
- Более эффективно использовать возможности межличностного общения, систематически, планомерно, осуществлять индивидуальное общение педагога с детьми;
- Формировать у дошкольников опыт самостоятельного выхода из неблагоприятной ситуации;
- Уточнить педагогам понятия «позиция «глаза в глаза», «дистанция», и «пространство общения» как характеристики психологические;
- Педагогам проанализировать свою деятельность, отрефлексировать и строить свою работу с детьми как с партнером, видеть личность каждого ребенка. Такой стиль общения, скорее всего, отразится на познавательной активности детей.
- Следует уделить внимание развитию у детей позиции «Я»: Обогащать знания о себе, своих возможностях, сформировать адекватную самооценку, положительное отношение к себе и в целом такие качества личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность, творчество.
- Продумывать организацию предметно-развивающей среды в свободное время детей.
Педагог-психолог: Музыка О.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»
Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...
Проект «Формирование здоровьесберегающей среды через реализацию тематического проекта «Олимпийские лучики»
Проект«Формирование здоровьесберегающей среды через реализацию тематического проекта «Олимпийские лучики»...
«Проект по здоровьесберегающей среде в группе раннего возраста «Лучший здоровьесберегающий проект для детей дошкольного возраста и их родителей»
Проект предназначен для воспитателей групп раннего возраста. Проект краткосрочный....
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий.
Создание здоровьесберегающей среды...
Формирование педагогом - психологом здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве по средствам здоровьесберегающих технологий
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации становится гармоническое развити...
Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»
Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....
Долгосрочный проект «Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО Профилактика плоскостопия.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...
Комментарии
Справка по тематическому контролю "Оценка здоровьесберегающей ср
Данный материал поможет педагогам-психологам при написании справок по контролю