ДОКЛАД на тему: "Социально-личностное воспитание в рамках программы "Детство"".
материал на тему

Сидорова Светлана Владимировна

Социально-личностное развитие, как одно из ведущих направлений образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

д/с №20 «Журавушка»

Московская область, г.Павловский Посад

ДОКЛАД

на тему: «Социально-личностное воспитание в рамках программы «Детство».

                                                                          Подготовила и провела: Сидорова С.В.

                                                                          Воспитатель высшей категории.

г. Павловский Посад.

В программе «Детство» социально-личностное развитие представлено как одно из ведущих направлений образовательного процесса, подчеркивается его неразрывная связь с освоением нравственных и эстетических ценностей.

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включая во все моменты образовательного процесса.

Важно отметить, что социально-эмоциональное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном позиции, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддержать инициативу детей.

Предпочтение отдается практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств.  

Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей.

Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана.

Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Организуемые ситуации накопления положительного социально-экономического опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

Основываясь на многолетнем опыте работы в дошкольном образовательном учреждении, мы пришли к выводу, что, организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, воспитателю необходимо следовать определенному алгоритму:

  1. Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить ее, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?
  2. Вызвать активное сопереживание участникам ситуации и понимание их трудностей: Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?
  3. Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.
  4. Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь решить конфликт и т.д.

И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. В своей работе (подготовительная к школе группа) наибольший эмоциональный отклик находят у ребят такие ситуации как:

  1. Практические ситуации гуманистического выбора.

Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.

  1. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые мы создаем, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

Ситуация: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает глины для лепки; меняется место комнатного растения; «стол открытий и удивлений» и т.д. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

  1. Практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду».

Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.

Были организованы ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы»

  1. Следующие ситуации типа «Мы дружим со школьниками».

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина в библиотеке», «Мы ждем наших учителей».

Учителя школ посетили итоговое занятие-соревнование «Путешествие в страну Наукознание». Дети с большим интересом и желанием показали учителям свои достижения, успехи.

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школ.  

  1. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

  1. Так же дети учувствуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.

Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятий общих целей, методов и средств социально-личностного развития.

Мы стараемся воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.

Ребенок должен, прежде всего, осознать формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей и детей. Оформлены альбомы: «Все о нашей Родине», «Наше творчество», «Мое любимое животное», «Семейный альбом», «Кем я буду, когда вырасту», «Профессия наших родителей», «Где и как я отдыхал», «Наша дружная семья». Родители и дети делятся своими впечатлениями о национальных праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.

Стало традицией в нашем учреждении проведение семейных творческих проектов: «Мир в моем окне», «Я - взрослый, ты – ребенок», «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Птица семейного счастья».

Творческие совместные проекты способствуют сближению родителей с детьми и педагогами детского сада.

Уже дошкольником ребенок, играя, пробует себя в различных профессиональных ролях, познает их смысл, решает, нравятся они ему или нет.

Какие же профессии нравятся нынешним шестилеткам? Детям были заданы такие вопросы:

- Кем работают твои мама и папа?

- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Почему?

- Какие профессии тебе нравятся? Почему?

- Какие профессии тебе не нравятся? Почему?

  • Дети о профессии родителей.

Больше половины опрошенных нами дошкольников имеют представление о профессии своих родителей. При этом некоторые точно знают, кем работают их мама и папа.

- Мама работает в саду, в одиннадцатой группе, а папа водитель.

- Мама – пианисткой, а папа инженером.

- Они оба, мама и папа, врачи. И не медсестры, нет, именно врачи. А

  врачи главнее медсестер и они могут ими распоряжаться.

- Папа на шоколадной фабрике, а мама бухгалтером.

Есть дети, которые не очень точно знают, кем работают и что

делают на работе их родители:

- Они просто работают. Они вон там – видите такой маленький

  домик? Вот в этом доме они работают.

- Мама – никем. Мама работает домохозяйкой. Папа работает и

  даже вечером ходит на какое-то занятие, гимнастику что ли.

- Они только на работу, и все, нигде не работают.

Немало детей (больше трети) вообще ничего не знают о работе своих родителей:

- Не знаю, еще не ходила.

- Мама? Она не говорила. Папа тоже не говорил.

Некоторые дети знают, что кто-то из их родителей не работает в данный момент:

- Мама? Никем, она уволилась. А папа кем работает, я не знаю.

- Мама – редактором. А папа безработный. Ну, его иногда просят дома починить где-нибудь, новую квартиру там. И он иногда меня с собой берет, чтобы я помогала.

Кое-кто из детей даже знает причину, по которой кто-то из его родителей сейчас не работает:

- А папа сейчас учится, потому что его не уважали на работе.

- Что папа сейчас делает? Папа учится, а на работу он сейчас не

  ходит, потому что у него нет пока работы.

Когда мы спрашивали детей, нравится ли ми работа родителей, чаще всего получали ответ «да» и в тех случаях, когда дети не знали точно, чем занимаются их мама и папа. Иногда дети объясняли, чем привлекает их работа родителей: 

- Ну да, мне нравится мамина работа, потому что там есть конструктор у нее в классе. Так что я иногда к ней хожу в класс и играю в конструктор.

Были и другие ответы. Мальчик, чьи родители врачи, сказал, что ему не нравится их работа, и он не хотел бы быть врачом:

- Мне мама рассказывала, что она очень опасная, за ошибку какую -

  нибудь с человеком, он умрет, могут посадить в тюрьму.

  • Дошкольники о своей будущей профессии.

Большая часть дошкольников (71 процент), которых мы спрашивали, кем они хотят стать, когда вырастут, назвали самые разные профессии.

Во-первых, это «обычные» профессии. Такие как врач, детский доктор, повар, продавец, воспитатель в детском саду, учитель, водитель, полицейский, строитель, парикмахер.

Во-вторых, творческие профессии:

- Художником. Я очень хорошо рисую. Я дома красивые рисунки

  рисую.

В-третьих, дети выбирают профессии из мира спорта (видимо, понимая, что спорт у нас уже не любительский):

- Я хочу стать гимнасткой.

- Футболистом.

В-четвертых, дети называли не очень распространенные профессии:

- Я мечтала, конечно, водить лошадей. – А почему? – Можно,

  например, когда нету людей, покататься на них.

- Работать в зоопарке. Охранником для животных. – От кого

  охранять? – От воров.

Для мальчиков привлекательная профессия милиционера (или полицейского) и военного:

- Полицейский. Чтобы ловить воров.

- Ну, в полиции хочу работать.

Некоторые из них выбирают эти профессии, ориентируясь на отца:

- Почему ты хочешь стать полицейским? – Потому что хочу быть

  так же, как и папа.

Но и другие профессии дети иногда называют в качестве приоритетных, потому, что это профессии их родителей:

- Ммм… водителем, как и папа.

- Медсестрой, как мама, потому что там делать уколы. Потому

  что лечит она.

Причины, по которым дошкольники выбирают те или иные профессии, очень разные. Так, один хочет быть полицейским, потому что это «трудная работа», а другой именно по этой причине не хочет быть полицейским («слишком сложно»). Один мальчик хочет стать строителем, потому что ему «нравится дома строить», а другой не хочет, потому что строить не любит. Кто-то хочет стать доктором, потому что там можно другим уколы делать, кто-то потому, что тогда ему самому не будут делать уколы, а кто-то не хочет быть врачом, потому что «боится уколов».

  • Какие профессии нравятся детям.

Как и следовало ожидать, больше всего среди любимых у детей – самые известные профессии: врач, медсестра, повар, строитель, шофер и т.д.

  • Какие профессии не нравятся детям и почему.

Не все дети смогли ответить на этот вопрос. Для других плохие профессии – это, прежде всего те, которые связаны с криминалом. Конечно вор, маньяк, грабитель, убийца – это не профессии как таковые, но дети профессиями их считают. Не нравятся детям некоторые сложные профессии, в которых нужно тяжело работать: работа на фабрике, президент – слишком сложно. Также детей не привлекает «грязный» труд: дворника, няни.

В целом можно заключить, что представление дошкольников о мире профессий довольно ограничено – они упоминают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых распространенных. Описывая профессии, которые им нравятся или не нравятся, дети ориентировались на поверхностные, легко видимые их характеристики.

Некоторые из детей уже думали о своей будущей профессии, другие еще не знают, кем хотят стать, когда вырастут. Кто-то из детей находится под влиянием родителей, испытывают своеобразное давление с их стороны (когда родителя говорят, что хотели бы, чтобы ребенок выбрал ту или иную профессию). Другие дети сами хотят пойти по стопам родителей.

Безусловно, профессиональные предпочтения детей будут меняться по мере их взросления. Дети будут получать все больше информации о профессиях, «примерять» их на себя. Нельзя оставлять детей одних на этом сложно пути выбора профессии. Им необходима помощь взрослых и, прежде всего, родителей. Очень хорошо, если родители рассказывают детям о своей профессии, о том, чем они занимаются на работе, что им нравится или не нравится в их трудовой деятельности. Но этого мало. Для того чтобы расширить возможности профессионального выбора детей, помочь им определиться со своей будущей профессией и не ошибиться при этом, важно с самого раннего возраста знакомить их с миром профессий, рассказывать о «плюсах», «минусах» и предъявляемых к человеку требованиях как можно большего числа профессий.

На основе этих исследований и был создан проект «Все работы хороши – выбирай на вкус», для расширения представлений детей о разнообразии профессий, воспитания уважения к любому труду, развитие желания трудится.

В детском саду мы целенаправленно приобщаем детей к труду, а так же предлагаем понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеороликов, послушать в музее дошкольного учреждения рассказы приглашенных гостей, задать им вопросы, рассмотреть форменную одежду, приборы или специальные атрибуты, знаки отличия, которые можно трогать.

При активном участии родителей в группе создается книга «Есть такая профессия», в ней собраны фотографии, рассказы членов семей дошкольников о своих профессиях.

С помощью родителей приобрели не только имитирующие игрушки, макеты, но и костюмы, настоящие  атрибуты, дающие возможность поиграть в деятельность людей разных профессий…

Наши дети посетили выставки мини-музеев других групп детского сада, пригласили гостей к себе в группу на экскурсию.

Средства музейной педагогики, взаимное партнерство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.

Мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связанная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).

Таким образом, сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние три года, мы убедились в том, что в результате улучшения партнерских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребенка. Мы осуществляем работу блоками.

В заключение хочется призвать педагогов в каждодневной и часто становившейся рутиной для нас работе следовать актуальным как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!».    

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме " Социально личностное развитие детей "

Перспективное планирование по теме социально- личностное развитие детей включающие в себя: беседы, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций и т.д....

План по самообразованию по теме " Социально личностное развитие детей "

Перспективное планирование по теме социально- личностное развитие детей включающие в себя: беседы, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций и т.д....

План по самообразованию по теме " Социально личностное развитие детей "

Перспективное планирование по теме социально- личностное развитие детей включающие в себя: беседы, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций и т.д....

Педагогический совет по теме «Социально-личностное развитие дошкольника"

Цель педсовета - систематизация знаний педагогов о социально-личностном развитии дошкольниковПовестка дня:Теоретическая часть: «Детская субкультура как механизм социализации дошкольников» П...

Занятие по теме: Социально-личностное развитие дошкольников посредством сказки "Вот такое настроение! "

Социально-личностное развитие дошкольников посредством сказки. Вот такое настроение! Задачи:  1. Учить определять эмоциональное состояние литературных героев...

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...