Опыт работы по теме: «Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр»
статья по математике (старшая группа) по теме
Представляем опыт работы воспитателя МБДОУ №430 Якимычевой Ирины Сергеевны по теме:«Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр».
Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением действовать по намеченному плану, делать выводы. Представленый занимательный материал, который окажет помощь воспитателю, способствует формированию основных мыслительных операций через использование логико-математических игр, ,как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.
Работа будет интересна не только воспитателям детских садов, но и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_pechati_v_internet_-_kopiya.doc | 808.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр»
Современная жизнь, научно-технический прогресс, новые информационные и компьютерные технологии выдвигают особые требования к интеллектуальному и творческому развитию человека. Сегодня от детей, поступающих в школу, для успешного обучения требуются несколько иные качества, чем даже 3 – 5 лет назад.
И не случайно в федеральных государственных требованиях и в проекте ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам относят такие социальные и психологические характеристики личности ребенка как инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, развитое воображение, развитые творческие способности, любознательность, умение наблюдать, экспериментировать, принимать собственные решения.
Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением действовать по намеченному плану, делать выводы.
Многолетний опыт работы в детском саду позволил мне сделать вывод о том, что, как правило, дети способны выполнять прямые инструкции педагога («поставь столько же», «сосчитай») и затрудняются в выполнении творческих заданий, где необходима гибкость мышления.
Я очень хочу, чтобы мои выпускники были успешны в школьном обучении, умели творчески мыслить, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи – тогда они будут готовы отправиться во взрослую жизнь с нашего дошкольного причала.
Огромную возможность для развития ребенка дают развивающие игры.
Мы знаем, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Суть игры – не в передаче конкретных знаний, умений и навыков, а в развитии определенных психических процессов и способностей ребенка. Я использую развивающие игры в своей работе уже много лет. Благодаря проделанной работе удалось достичь хороших результатов в развитии у воспитанников математических представлений. В связи с этим, на мой взгляд, игра, развивающая и обучающая должна быть основным методом обучения дошкольников математике.
- Игра не перегружает детей, вызывает интерес, отсюда развивается интерес к математике.
- Логико-математические игры формируют не только элементарные математические понятия, но и логические структуры мышления и умственные действия, что готовит детей к усвоению школьных предметов.
- Логико - математические игры помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
1
Таким образом мы пришли к следующим выводам:
1. Требование времени и начальной школы диктует необходимость развивать у детей старшего дошкольного возраста не только наглядно-образное, но и словесно-логическое мышление. Дети должны не только уметь считать, выполнять разные действия, но и могли доказывать, обосновывать правильность своих решений.
2. Развивать мышление детей, способность к рассуждению, формировать элементарные математические представления, целесообразнее всего в игровой деятельности.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Способствовать формированию основных мыслительных операций через использование логико-математических игр.
- Учить понимать суть задачи и выполнять ее самостоятельно.
- Обучать детей умению планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Изучение уровня развития умственных возможностей и в частности, способностей к математике наших воспитанников, позволил мне определить те условия, которые необходимо создать для решения вышеназванных задач.
К ним относятся:
1. Создание необходимой предметно-развивающей среды, насыщение ее играми и пособиями, направленные на развитие логического мышления детей.
2. Использование логико-математических игр, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.
В группе были созданы условия для игровой деятельности. Организован уголок занимательной математики – игротека, где были подобраны игры, различной степени сложности, которые были как покупные, так и сделанные своими руками: игры на перестановку фигур («Поменяй местами», «Сделай также»);
- на нахождение пути следования, признаков сходства и отличия
«Лабиринты», «Найди дорожку», «Чем похожи, чем отличаются»),
-на составление фигуры из отдельных частей («Сложи квадрат», «Собери сервиз», «Танграм», объёмных фигур «Куб-хамелеон», «Уголки»).
-логические задачи на поиск недостающих фигур («Продолжи ряд», «Найди фигуру»),
-игры на умение выявлять и абстрагировать в предметах свойства по блокам Дьенеша, а также на развитие способности к замещению, моделированию свойств - логические карточки, кубики с разрешающими и запрещающими свойствами,
- задания на смекалку со счетными палочками;
-палочки Кюизенера, которые позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними;
-игра «Сложи узор» др.
Работа строилась в несколько этапов:
-1 этап: освоение простейших игр математического содержания;
-2 этап: овладение умением самостоятельно ставить цель, искать пути её реализации, осуществлять самоконтроль;
3 этап: формировать умение проявлять инициативу, творчество, самостоятельность
На 1 этапе, задачи решались, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе совместной деятельности с детьми в утренний и вечерний отрезок времени.
В содержание НОД, прежде всего, включались те игры и упражнения, в которые дети не могли играть самостоятельно. К ним относятся логические задачи на выявление закономерности следования. Также использовались игровые упражнения на группировку фигур и предметов, на нахождение отличительных признаков, задачи-шутки, математические загадки, игры и упражнения с палочками Кюизенера, игры «Танграм», «Головоломка Пифагора».
Взяв в своей работе палочки Кюизенера, которые позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины, вначале я использовала их, как игровой материал. Во время игры с ними, дети открыли некоторые отношения: одинаковость длины палочек, одинаковость сечения. Затем предлагаются игры в разных вариантах с элементами комбинаторики (перестановки); действиями сложения, с действием вычитания.
Первичное ознакомление с игрой «Танграм», а несколько позже и с «Головоломкой Пифагора» проходило в НОД. Дети рассматривали элементы игры, называли их, группировали, Составляли из 2-3 элементов новые геометрические фигуры, силуэты предметов, животных. Также детям предложила составить силуэт по расчлененному образцу. Дальнейшее усвоение игры проходило в самостоятельной деятельности. В ходе занятий с целью развития воображения, пространственного мышления дошкольникам предложила задачи на смекалку с использованием счетных палочек. Дети строили по названию, по образцу, по заданию.
На данном этапе работы использовались различные приемы повышения интереса детей к играм математического содержания. Игровые ситуации «Научи Незнайку», «Помоги Буратино найти ошибку», «Проверь, правильно ли гномик выполнил задание», с последующим помещением игрушечного персонажа в уголок занимательной математики вместе с соответствующим игровым материалом стимулировали самостоятельную деятельность детей. Я предлагала ребенку поиграть, отгадать, найти выход из лабиринта, указывала на допущенную ошибку, побуждала к ее исправлению, поощряла появление самостоятельности, в случае угасания интереса подсказывала направление поисков.
В дальнейшем, на II этапе работы происходит усложнение игрового материала. Предлагается решение несложных логических задач и упражнений; работа с логическими блоками Дьенеша.
В процессе данных логико-математических игр, дети обучаются определенной последовательности действий, работе по алгоритму: внимательно рассмотреть образец, рассказать о строении предмета, поставить перед собой цель (что надо сделать?), выделить составляющие части или значимые признаки предмета, спланировать последовательность действий, выполнить их и осуществить контроль (правильно ли я сделал?).
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать сразу по двум свойствам, позже - по трем и по четырем свойствам
Использование карточек, обозначающих свойства из логических блоков позволяет развивать у детей способность к размещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают перейти от наглядно-образного мышления к наглядно- схематическому, а карточки с отрицанием свойств - крохотный мостик к словесно-логическому мышлению.
Особое место в моей практике по данному вопросу занимает место логические задачи на поиск недостающих фигур в ряду. Для того чтобы мои ребята успешно справились с этими заданиями, я учила их обобщать ряд фигур по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого.
На III этапе работы, основное внимание уделяется выполнению творческих заданий, придумыванию новых логических задач. Постановка перед детьми следующих заданий стимулировала самостоятельность:
- придумай свое;
- составь что-нибудь интересное, новое.
Предлагались игры: «Танграм», «Сложи узор», «Уникуб», «Колумбово яйцо», игры Б.Никитина, «Тетрис» (одна из покупных игр). Вот несколько примеров использования логико-математических игр:
Например, в игре «Сложи узор» дети составляют картинки по нерасчленённому образцу. Я заметила, что вначале дети применяли лишь отдельные сочетания известных им способов воссоздания силуэтов, комбинирование. Так они стали придавать иные позы составляемым силуэтам животных (лисы, кошки) в игре «Танграм», «Сложи узор». Наблюдалась и одноименность в тематике при различении конструктивных решений: составляемому силуэту петушка придавали различные позы, кораблики были разнообразной конструкции.
В дальнейшем дети овладевали умением ставить перед собой цель («Составлю робота», «Придумай свою задачу»), реализовать ее, не прибегая при этом к заимствованию тематики, способов воплощения замысла. Из этого следует, что, творчеству детей предшествовал перенос освоенных ранее способов действия в новую ситуацию.
Используя различные занимательные, развивающие игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше осваивают программный материал, выполняют сложные задания.
Представляю каталог-описание некоторых логико - математических игр, а также конспекты непосредственно-образовательной деятельности старших дошкольников с использованием игр математического содержания.
- Логическая задача: «Как изменилась фигура?»
Упражнения для решения этой задачи построены на трансформации (изменение цвета, формы, расположения и проч.) предметов, изображенных на карточках. Дидактический материал: карточки-задания и карточки-ключи (ответы) к этим заданиям.
1 упражнение – на трансформацию цвета объекта. Предложить ребенку рассмотреть первую карточку: используя карточку-ключ определить, как изменить фигуру. Вопросы к детям: Что сделала карточка? - изменила цвет. Как изменился круг?
2 упражнение – на трансформацию размера объекта;
3 упражнение – на трансформацию количества объектов;
4 упражнение – на трансформацию контура, конфигурации объекта путем добавления части или целой фигуры (добавление);
5 упражнение – на трансформацию контура, конфигурации объекта путем раздвижения объекта путем убавления части или целой фигуры (убавление);
6 упражнение – на изменение месторасположения фигур путем раздвижения частей или фигур (раздвижение);
7 упражнение – на изменение месторасположения путем наложения, соединения фигур (наложение, соединение);
8 упражнение – на изменение месторасположения фигур или их частей путем разворота (разворот).
- Дидактические игры по блокам Дьенеша.
Игра «У кого в гостях Винн и – Пух и Пятачок?
Цель: развитие способности к анализу, синтезу, сравнение, обобщение.
Материал: карточки с логическими таблицами, логические фигуры.
Содержание: 1 вариант – детям предлагается карточка-домик, нужно найти недостающую фигуру и положить в клетку, где нарисованы Винни-Пух и Пятачок.
2 вариант – от поиска одной фигуры, дети переходят к поиску двух недостающих фигур. Если интерес к прежней игровой задаче угаснет, предложить новую, например, угадать, какой сундук с драгоценностями украли пираты.
3 вариант – где используются таблицы с задачами, которые требуют анализа, синтеза, сравнения и обобщения по трем свойствам.
Можно предложить новые игровые задачи: «Угадай, какие камни утеряны в ожерелье королевы?», «Какой кусочек сыра стянул у кота Тома, мышонок Джерри?».
Игра «Украсим елку бусами».
Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета.
Материал: изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур.
Содержание: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус.
- Палочки Кюизенера.
Игра «Цветные коврики» (салфетки, флажки).
Состав чисел первого десятка. Зависимость между длиной стороны и площадью, между числом и количеством вариантов его расположения.
Алгоритм - определенная последовательность практических действий.
Материал: палочки Кюизенера, карточки с изображением-схемой «ковров».
Содержание: 1 – вариант: алгоритм, состав чисел. Научить детей «плести» такие же красивые узоры. Чтобы научиться «плести», нужно соблюдать следующие правила «алгоритм»:
- выбрать одну полоску для начала плетения;
- следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой;
- все ряды должны быть разными;
- закончить ковер бахромой из белых полосок;
- «прочитать» ковер цветами и числами.
Желтый - белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый и т.д.
Пять – один и четыре, четыре и один, два и три, три и два т.д.
2 вариант – длина сторон и площадь (зависимость). Дети самостоятельно выделяют и формируют зависимость: чем длиннее полоска, тем больше размер ковра, и чем больше число (первая выбранная полоска), тем больше вариантов его разложения.
- Игра «Танграмм».
Цель: воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.
1 вариант.
Цель: упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.
Материал: наборы фигур к игре «Танграмм», фланелеграф и набор к нему.
Например: отобрать все треугольники, сосчитать, сравнить по размеру, накладывая один на другой.
2 вариант.
Цель: упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся - по образцу и замыслу.
Например: «Составить четырехугольник из большего и среднего треугольников», «Составить такие же фигуры, как на таблице».
3 вариант.
Составить фигуру-силуэт «Зайца» по расчлененному образцу.
Цель: учить детей анализировать способ расположения частей, составить фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: набор фигур к игре «Танграмм», образец.
4 вариант.
Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся.
Цель: учить детей рассказывать о предложенном способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий.
Материал: набор фигур к игре «Танграмм», фланелеграф, образец, доска, мел.
5 вариант.
Составление фигуры-силуэта домика.
Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способ, расположения фигур, проверяя его практически.
Материал: набор фигур к игре «Тнграмм», образец, доска, мел.
6 вариант.
Составление изображения по собственному замыслу. Занятия включают элемент творчества. Дети воссоздают общие очертания формы, а составные элементы отдельных частей располагают иначе, чем по образцу.
Сценарии игровых проблемных ситуаций:
Тема: «Путешествие по Стране математики».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Учить детей находить заданную геометрическую фигуру с помощью кода, символа (по блокам Дьенеша).
- Закреплять знания детей о свойстве числа.
- Упражнять в складывании квадратов из 4-5 частей.
- Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.
- Учить решать логические задачи на основе слухового и зрительного восприятия.
- Продолжать учить объяснять свои действия.
Развивающие задачи:-
- Способствовать развитию образного и логического мышления, комбинаторные способности.
- Помочь детям овладеть умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение) с помощью игр «Найди недостающую фигуру», «Собери квадрат», «Найди лишнее».
- Развивать психологические процессы: внимание, память, творческое воображение.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать целеустремленность, настойчивость при выполнении заданий, взаимовыручку.
- Поддерживать интерес к занимательным играм математического содержания через создание игровой проблемной ситуации.
Основные методы и приёмы:
1. Словесные: вопросы к детям, в т.ч. поискового характера, решение словесных логических задач.
2.Игровые: 1) создание проблемно-игровой ситуации;
2) логико-математические игры: «Собери квадрат», «Сложи цветок», «Соедини по точкам».
3. Использование музыкального сопровождения, аудиозаписи голоса персонажа.
Предварительная работа:
- Игры на классификацию фигур и предметов: «Разложи по домикам», «Дорисуй», «Найди лишнее»- на развитие логического мышления, зрительного восприятия;
Развивающие игры: «Сложи квадрат», «Танграмм».
- Игры-упражнения с блоками Дьенеша: « Где чей гараж?», «Автотрасса»- на выявление и абстрагирование свойств: цвета, формы, размера, толщины.
- Решение логических занимательных задач, проблемных ситуаций.
Материал и оборудование:
- костюм и головной убор для капитана.
- бескозырка для матроса.
- штурвал, якорь.
- ширма с куклой волшебником.
- лист ватмана с заданием «Соедини по точкам».
- вырезанные из картона цветы, на лепестках которых написаны загадки, вопросы, упражнения.
- билеты с символами, геометрические фигуры, прикрепленные к спинкам стульев (на каждого ребёнка).
- карточка- таблица и картинки к игре «Найди недостающую фигуру» - на каждого игрока.
- квадраты, разрезанные на 4-5 частей.
- три желтых бумажных круга – серединки ромашек, на которых написаны цифры 6,7,8, бумажные лепестки на которых написан в виде примеров состав этих чисел (все варианты).
Ход игровой проблемной ситуации.
- Капитан - Ребята, я знаю, что вы скоро пойдёте в школу, и наверное уже многому научилиcь и многое узнали в детском саду. Что вы умеете? (ответы детей)
- Я думаю, что вы будете очень хорошо учиться в школе. А вот чтобы проверить так ли это, я предлагаю отправиться в путешествие по очень интересной стране –стране Математики. Хотите? Эта страна расположена на небольших островах, и на каждом острове есть свои обитатели-волшебники. Им очень нравится загадывать детям загадки и задавать хитрые вопросы. Я уверена, что вы любите математику, и это путешествие будет для вас интересным.
- Я вам открою один секрет - в этой стране находиться волшебная книга. Если мы сумеем её отыскать, то математика откроет вам свои тайны, и вы будете учиться в школе только на "хорошо" и "отлично".
- Но на чём мы отправимся в путь? (предложить детям изображение корабля на ватмане). Вы видите на листе точки, рядом с каждой стоит цифра. Все точки надо соединить между собой линиями по порядку, который подскажут цифры, последнюю точку соединить с цифрой 6, а цифру 1 - с цифрой 4.
Дети выполняют задание: "Соедини по точкам" (Во время выполнения задания предложить детям проговаривать: цифру 1 соединяем с цифрой 2 и т.д.)
- Что у нас получилось? (корабль)
- Итак, в путешествие мы отправляемся на корабле. Матрос, корабль готов к отплытию?
- Матрос – Так точно, товарищ капитан!
- Капитан - Разрешаю занять борт корабля и раздать билеты с символами, по которым каждый пассажир найдёт своё место. (Напомнить детям о значении символов: черный силуэт обозначает геометрическую фигуру, _ цветное пятно обозначает цвет геометрической фигуры, а большой или маленький домик – ее размер)
Дети читают символы, находят соответствующие фигуры, прикрепленные к спинке стульев, и занимают свои места.
- Капитан - Поднять якорь! Полный вперёд!
- Матрос - Есть поднять якорь! Есть полный вперёд!
( Звучит музыка морского прибоя)
- Капитан - Мы приплыли на остров загадок. Только где – же хозяин этого острова?
- Волшебник (голос волшебника звучит в аудиозаписи) - Здравствуйте дети! Я, волшебник, хозяин Острова загадок, приветствую вас! Добро пожаловать на мой остров!
Дети сходят на берег, находят цветы, на лепестках которых написаны загадки и вопросы, отвечают на них. На одном из лепестков написано, что искать волшебную книгу надо на другом острове.
- Капитан - Молодцы, с загадками и вопросами вы справились. Займите свои места на корабле и отправляемся на другой остров. Полный вперёд!
( Звучит музыка моря).
- Мы подплыли к другому острову. Сойти всем на берег!
- Волшебник (аудиозапись)- Здравствуйте ребята! С вами говорит хозяин Острова геометрических фигур. Я знаю, вы ищете волшебную книгу. Где она вы узнаете в глубине острова, а попасть туда вы сможете, если выполните мои задания.
Дети выполняют задание: "Найди недостающую фигуру" (задания рассчитаны на каждого ребёнка). Ребята, давайте спросим у Волшебника, может быть, у него для нас есть еще какие-нибудь задания.
- Волшебник (голос в аудиозаписи) - На этом острове живут волшебные квадраты, которые очень любили распадаться на части, гордились друг перед другом этим умением. Однажды все части перепутались и не смогли снова стать квадратами. Вы сможете помочь моим друзьям, нужно скорее их собрать.
(Дети выполняют задание: "Сложи квадрат" - на каждого ребёнка. Во время выполнения задания можно задать дополнительные вопросы – Из каких геометрических фигур состоит твой квадрат? На сколько частей распался твой квадрат?) .
- Волшебник - Молодцы! Вы правильно выполнили задания. Спасибо за помощь! Ищите волшебную книгу на острове цифр. Попутного вам ветра!
- Капитан - Занять свои места! Я слышу сигнал SOS. Этот сигнал подают с острова цифр. Наш путь лежит именно туда.
(Звучит музыка).
- Сойти всем на берег.
- Волшебник (кукла из-за ширмы). Здесь случилась беда. Был страшный ураган. У ромашек, которые растут на этом острове, осыпались все лепестки. Ромашки здесь не простые, а волшебные, цифровые.
Капитан - Необходимо приложить лепестки к серединкам и цветы вновь расцветут. Но есть одно условие: у ромашки с серединкой, на которой написана цифра 6 (показать жёлтый круг с цифрой 6), на лепестках записан состав числа 6 и т.д. с 7 и 8. (После выполнения задания предложить детям назвать состав каждого числа)
- Волшебник (кукла из-за ширмы). Молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями. Я вижу, вы очень умные, внимательные, сообразительные и в награду я дарю вам волшебную книгу (передаёт детям книгу).
А сейчас я прощаюсь с вами. До свидания!
- Капитан - Нам пора покинуть эту замечательную страну и возвратится в детский сад! Всем занять свои места на корабле! Полный вперёд!
Звучит музыка.
-Вот мы и возвратились из путешествия по Стране математики. Что было для вас интересно? Хотели бы вы ещё там побывать? Я думаю, ваше желание сбудется, и вы ещё не раз побываете в этой замечательной стране, учась в школе, а эта умная книга поможет вам в этом.
До новых встреч!
Игровая проблемная ситуация:
«Поможем Дюймовочке» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-Совершенствовать умения выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, используя блоки Дьенеша.
- Совершенствовать умения пользоваться условными знаками разрешающими и запрещающими, умение определять правила и направления движения.
- Учить решать логические задачи на основе слухового восприятия.
- Продолжать учить объяснять свои действия.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию образного и логического мышления, комбинаторных способностей.
- Помочь детям овладеть умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение) с помощью логико-математических игр «Сложи узор», «Собери бусы». Развивать психические процессы: внимание, память, творческое воображение.
- Развивать у детей умение рассуждать, доказывать, делать логические выводы.
Воспитательные задачи.
-Воспитывать целеустремленность, настойчивость при выполнении заданий, взаимовыручку.
- Поддерживать интерес к занимательным играм математического содержания через создание игровой проблемной ситуации.
Основные методы и приемы:
Словесные: художественное слово, вопросы к детям, в т.ч. поискового характера, решение словесных, логических задач;
Игровые: создание проблемно – игровой ситуации, логико-математические игры: «Лабиринты», «Сложи узор», «Собери бусы»
Использование музыкального сопровождения.
Предварительная работа.
-Чтение сказки Андерсена «Дюймовочка»,
- Игры на классификацию фигур и предметов «Разложи по домикам», «Дорисуй» - на развитие логического мышления, зрительного восприятия; развивающие
игры «Сложи квадрат», «Сложи узор».
- Игры-упражнения с блоками Дьенеша «Где чей гараж?» «Автотрасса» на выявление и абстрагирование свойств: цвета, формы, размера, толщины.
- Решение логических, занимательных задач, проблемных ситуаций.
Оборудование.
Конверт с письмом, «ковер-самолет», карта-схема «Где чей домик» с запрещающими и разрешающими знаками, чепчик, фартук, очки, игра «Собери бусы», наборы развивающей игры «Сложи узор» с карточками-схемами и силуэтами, лабиринты на каждого ребенка разной степени сложности, шапочка жука на ребенка, кукла Дюймовочка.
Ход игровой проблемной ситуации.
Вводная часть: создание проблемно-игровой ситуации – надо отправиться в сказку и спасти Дюймовочку, выручить ее из беды.
Воспитатель: -Кто-то бросил мне в оконце
Посмотрите – письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо ?
Может это воробьишко,
Пролетая, уронил?
Может кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
- Вы хотите узнать, от кого это письмо?
(Сообщает, что письмо принесла ласточка. Она просит помочь спасти Дюймовочку от злой жабы.)
Основная часть:организация серии развивающих математических игр на составление фигур, на классификацию и сериацию, лабиринты.
Воспитатель задает вопросы: - Как можно попасть в сказку? На чем путешествуют сказочные герои? ( На лошадке, на Коньке-Горбунке, на метле, на Сером волке и др.)
- Но на этих сказочных героях или предметах может путешествовать только один человек, а нас много. На чем же мы отправимся в сказку? ( на ковре-самолете)
- Злая Жаба разрезала ковер-самолет на мелкие кусочки. Что же делать? (Подвести детей к самостоятельному решению - попробуем сложить их. Проводится математическая игра «Сложи квадрат»).
Индивидуальная работа – предложить детям разного уровня подготовки игровые наборы разной степени сложности.
- Из каких геометрических фигур состоит твой коврик? Какой формы твой ковер? Сколько фигур ты взял, чтобы сложить квадрат?
Воспитатель достает большой «ковер-самолет», сшитый из разноцветных квадратов» (Дети встают на ковер, «попадают в сказку»)
- Как же нам найти добрую женщину, у которой жила Дюймовочка? Нам поможет вот эта карта!
(Рассматривают карту. С помощью разрешающих и запрещающих знаков определяют, в каком домике живут разные герои. Ответы детей: - В этом домике не может жить жук, т.к. стоит запрещающий знак, значит, он живет в этом домике и т.п.).
Вопросы к детям:
- Сколько домиков на сказочной улице?
- Кто в них живет? Как ты догадался, что здесь живет жук?
Сюрпризный момент- появление Доброй Женщины (воспитатель одевает элементы костюма) Вопросы к детям:
- Кто вы? Зачем пожаловали в сказку?
- Для того чтобы выручить Дюймовочку, надо много знать и уметь, быть ловким и сообразительным. Я сейчас проверю, какие вы сообразительные. У меня рассыпались бусы. Помогите мне их собрать.
(Математическая игра «Собери бусы» (с помощью определенного кода)
Индивидуальная работа: предложить детям с высоким уровнем подготовки карточки-коды с числом фигур до 10, средним уровнем – 6, низким – до 5.
Вопросы к детям:
- Сколько геометрических фигур в твоих бусах?
- Под какой цифрой у тебя треугольник?
- Какая геометрическая фигура под цифрой 5?
После выполнения задания Добрая женщина показывает дорогу: «Вам необходимо переправиться через речку. Там на поляне вам встретиться жук».
-Как же нам перебраться через речку? Нам помогут вот эти животные. Мы соберем изображенных на картинках животных и «переплывем» на другой берег.
Индивидуальная работа: предложить детям с высоким уровнем подготовки карточки-силуэты изображения, средним и низким уровнями - расчлененные изображения разной степени сложности. (Проводится математическая игра «Сложи узор». У детей разного уровня подготовленности карточки различной степени сложности. Дети собирают силуэты животных по карточкам и «переплывают» на другой берег).
Сюрпризный момент – появление «Жука»
(Ребенок в маске Жука предлагает пройти лабиринты, чтобы найти Дюймовочку)
Индивидуальная работа: детям разного уровня подготовленности предлагаются лабиринты разной степени сложности.
(Решение занимательных задач)
1.У бабушки Даши внучка Маша,
Кошка Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков?
2. В году у деда 4 имени.
Скажи, какие.
3. Нас семь братьев. Летами мы равные,
а именем разные. Угадай, кто мы?
Игра «Отгадай, в каком цветке» Дети выполняют задание на поиск недостающей фигуры
После выполнения задания – появляется кукла - Дюймовочка
Заключительная часть (анализ и самоанализ) Вопросы к детям:
-Понравилось ли вам путешествие в сказку?
- Что было интересного?
- Какие задания были для вас трудными?
- Что нам помогло выполнить все задания и спасти Дюймовочку?
(Игровой момент – «возвращение» на ковре-самолете)
В заключении хочу сказать, что обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения.
Я считаю, что проводимая мною работа, по формированию логического мышления ведётся успешно. Мы создали условия и нашли эффективные формы взаимодействия для формирования логического мышления у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...
Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "
Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "...
Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...
Опыт работы по теме: «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через познание своего края»
В связи с реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социальн...
Опыт работы по теме «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения»
Собранный материал поможет воспитателям обобщить свой опыт работы с детьми...
Развитие познавательной и творческой активности у дошкольников через использование в образовательном процессе интерактивных игр–презентаций.
Развитие познавательной и творческой активности у дошкольников через использование в образовательном процессе интерактивных игр–презентаций....
Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...